Как поставить заслон коррупции и воровству на крупных предприятиях Татарстана? Обсудить этот вопрос по личному поручению врио президента РТ Рустама Минниханова накануне впервые собрались начальники их служб безопасности — о своей работе отчитались, в частности, представители «Казаньоргсинтеза» и Генкомпании. Также на встрече прозвучало предложение объединиться в СРО, а в качестве одной из основных угроз названы не мелкие «несуны», а «хищения со стороны высшего менеджмента».
Марс Бадрутдинов назвал тему безопасности на предприятиях крайне актуальной сегодня: «В Китае взрывы на заводах, хлопки на пороховом заводе, «Булгария» тонет — в каком-то смысле в этом можно обвинить службы безопасности» |
ЧИСЛО ФИРМ-БАНКРОТОВ ВЫРОСЛО НА 26,5%
Поскольку многие главы СБ имеют за плечами службу в МВД, приглашение на совещание было воспринято как приказ. «Явка — 110 процентов», — позже похвалил начальник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марс Бадрутдинов. Он даже пошутил, мол, всем было интересно, никто не спал и не шумел — было слышно, как мухи летают (хотя никаких мух в зале заседаний минкультуры РТ, где проходила встреча, разумеется, не было). Открыл встречу первый вице-премьер РТ Алексей Песошин. Он сделал акцент на то, что совещание было организовано по личному поручению врио президента РТ Рустама Минниханова, а его цель — повышение экономической устойчивости крупных бюджетообразующих предприятий. Причем речь идет не только о компаниях с госучастием, но и о предприятиях, которым предоставляются госльготы. Всего, по его оценке, в Татарстане насчитывается 84 крупных предприятия, проблемы которых могут нарушить социальную обстановку в городах республики. «Недопустимо доводить их до предбанкротного состояния, хотя такая опасность существует и в последнее время усиливается», — многозначительно заметил вице-премьер.
Песошин привел данные ЦЭСИ, согласно которым количество предприятий, признанных несостоятельными, в первом квартале 2015 года увеличилось на 26,5% по сравнению с 2014 годом (абсолютных цифр он не назвал). А это, конечно, серьезный звоночек. Удерживать компании на плаву поручено и службам безопасности. На их плечах, в частности, предупреждение коммерческой коррупции, отсечение недобросовестных контрагентов и устранение хакерских атак. Вместе с тем Песошин посетовал на то, что зачастую службы СБ действуют разрозненно, и предложил это исправить.
Артем Здунов: «Мы ссылаемся на данные предприятий, аудиторских компаний, а они оказываются необъективными. И как нам с этой информацией работать?» |
Министр экономики РТ Артем Здунов напомнил, что основная задача СБ на предприятии — это поддержание его платежеспособности, а ситуация с ней не самая распрекрасная — долги. Тут он вбросил новую порцию негативной статистики: только за 2014 год в Татарстане с предприятий-должников в процедурах банкротства списана задолженность на 24 млрд. рублей, что больше, чем годом ранее. «При этом увеличивается сумма убытков предприятий — рост на 20 процентов (за первое полугодие 2015 года по сравнению с первым полугодием 2014 года — прим. ред.), есть проблема с занятостью работников, особенно в моногородах», — отметил министр экономики.
Здунов предложил отнестись к ситуации серьезно и создать некую единую модель деятельности СБ, разработать типовой паспорт таких служб или что-то подобное. Второй момент, на котором он заострил внимание, — это привлечение к работе только профессиональных аудиторских компаний. «По ряду предприятий приходит необъективная информация, а вы знаете, что мы главный орган, который формирует прогноз, а прогноз — это основа бюджета. Мы ссылаемся на данные предприятий, аудиторских компаний, а они оказываются необъективными. И как нам с этой информацией работать? Как нам потом выполнять бюджет?» — негодовал министр.
ДАЙТЕ ДОСТУП К СЕКРЕТНЫМ БАЗАМ!
Далее микрофон, наконец, перешел к самим представителям СБ компаний. Первым слово взял Нурсалим Шайхутдинов — замгендиректора ПАО «Казаньоргсинтез». Он-то и напомнил нашумевшую в свое время историю с хищением в 2012 году полиэтилена организованной группой из 22 человек, похитившей продукции на 350 млн. рублей. «Таким путем был нанесен серьезный урон не только предприятию, но и в целом республике», — констатировал замгендиректора КОСа. Так вот, после этого случая, по словам Шайхутдинова, на предприятии были уволены более 200 человек, полностью перестроена вся служба СБ, потрачено более 200 млн. рублей на создание современной системы безопасности.
Сейчас на КОСе контрагентов «пробивают» по некой особой технологии (в подробности он не вдавался), а в случае нарушения договорных обязательств с партнерами идет блокировка всех операций на время выяснения ситуации. С кадрами тоже все строго — проверки проводятся как при приеме не работу, так и при переводе на новую должность. В итоге Шайхутдинов не мог не похвастать успехами. «В первом полугодии 2015 года сумма предотвращенного ущерба составила более 50 миллионов рублей, возвращено около 6 миллионов рублей нанесенного ущерба», — заявил глава СБ.
Единственное, чего не хватает для полного счастья как КОСу, так и СБ других предприятий, — это доступ к секретным базам. Шайхутдинов предложил собравшимся создать единую базу данных о лицах, совершивших противоправные действия. Позже его идею активно поддержали другие участники — говорят, сейчас «пробивать» людей приходится буквально по соцсетям, но разве же это серьезно? Замгендиректора по экономической безопасности ОАО «Татэнергосбыт» Валерий Косенков предложили также создать аналогичную базу по коррупционерам и неблагонадежным предприятиям — для проверки на вшивость контрагентов, так сказать.
Официального ответа на встрече, впрочем, не последовало. Как позже пояснил «БИЗНЕС Online» Бадрутдинов, допуск СБ к полицейским базам данных запрещает закон о защите персональных данных, однако, по его словам, эти предложения все же будут обсуждаться.
«НУЖНО УЧИТЬСЯ «СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ»
Замгендиректора по общим вопросам ОАО «Генерирующая компания» Анатолий Краснов рассказал, как противостоят коррупции в его компании. К примеру, за два последних года 31 человек (как работники, так и кандидаты) из проверенных 825 были отсеяны. Второй кит, на котором стоит безопасность в компании, — это контроль над закупками. Краснов не без гордости отметил, что в 2015 году компания полностью перевела все конкурентные закупки в электронный вид, а газ стали закупать на бирже. «Мы ежегодно закупаем около 4,5 миллиардов кубометров газа, и только 1 процент стоимости составляет для компании 177 миллионов рублей. Представляете, какой риск для коррупционных проявлений!» — нажимал Краснов. С контрагентами тоже не церемонятся — отменено 116 сомнительных результатов торгов. Все эти действия сэкономили предприятию более 1,1 млрд. рублей.
В качестве предложения Краснов выдвинул идею закупки охранных систем у какой-то «одной солидной организации при МЧС» как у единственного поставщика. Он пожаловался, что в ходе торгов свою продукцию предлагает масса сомнительных компаний, а цены падают аж в 2,7 раза, что не вызывает доверия.
Ильдус Янышев (справа): «Российская и татарстанская экономика несут огромные расходы от хищений и коррупционных проявлений!» |
Председатель наблюдательного совета ГК «Контр» Ильдус Янышев попытался подсчитать, сколько теряет экономика республики от мохнатых рук преступности. «Российская и татарстанская экономика несут огромные расходы от хищений и коррупционных проявлений!» — заявил он и с сожалением добавил, что по частоте экономических преступлений наша страна в антилидерах.
Потери российских компаний от хищений, по его данным, составляют порядка 15,5% от оборота и 31% затрат на ведение бизнеса. Наиболее подвержены этому злу сферы капитального строительства, инвестпроекты и закупка сырья. Причем основными угрозами для компаний Янышев назвал коммерческую коррупцию и хищения со стороны высшего менеджмента. «А то, что традиционно говорится в СМИ — терроризм, недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж, гораздо менее актуально», — подчеркнул Янышев. Он призвал службы СБ не просто отбивать существующие атаки, но и учиться «смотреть за горизонт» и «оценивать характер угроз на 30 - 50 лет вперед».
Чтобы увеличить график, нажмите на него |
Покритиковал Янышев и разношерстную гвардию работников служб безопасности: более половины из них — выходцы из рядов МВД. Он отметил, у работников СБ на предприятии своя специфика, которой еще нужно учиться. А для объединения усилий и совместного развития предложил собравшимся объединиться в СРО. Идея эта легла на благодатную почву — буквально каждый выступающий взывал о том, что нужно чаще встречаться.
Чтобы увеличить график, нажмите на него |
«КОГДА НА САМОДЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ ПРОВОДЯТСЯ МИЛЛИАРДНЫЕ ЗАКУПКИ, У МЕНЯ ПОДОЗРЕНИЯ...»
И все было бы относительно чинно, если бы на трибуну не вышел гендиректор ГУП «Агентство по госзаказу» Яков Геллер. «У меня доклад написан. Можно я не буду его читать?» — с ходу спросил он. «Нужно, Яков Вениаминович!» — весело отозвался Песошин, который все это время строго следил за регламентом. Но лаконичнее из-за этого выступление Геллера не стало — скорее еще более эмоциональным. Начал он с афоризма: «Римская империя периода упадка создавала видимость полного порядка... Мы говорим друг другу, как все хорошо, но люди, которые занимаются экономической безопасностью на предприятиях гораздо больше и лучше меня знают, что не все хорошо!» — продолжил он.
Далее глава агентства буквально камня на камне не оставил от конкурентов — торговых площадок, которыми в последнее время обзавелись крупные компании. «Каждый завклубом скоро будет иметь свою электронную площадку! В интернете можно за 7 - 10 миллионов купить электронную площадку. Но она не выполняет той функции, которую предначертал Адам Смит, она не обеспечивает анонимности. Какая же это анонимность, если площадка принадлежит заказчику, когда он знает, кто участвует? Какая же это равнодоступность, когда оператор площадки может ввести правило, что принимаются только те, у кого фамилия Геллер Яков Вениаминович?» — недоумевал Геллер.
Яков Геллер: «Когда я читаю, что на какой-то самодельной площадке проводятся миллиардные закупки, у меня подозрения...» |
По сути, считает глава агентства, торги на них — это простая легализация договоренностей. «Мы профанировали идею!» — с сожалением восклицает Геллер. «Когда я читаю, что на какой-то самодельной площадке проводятся миллиардные закупки, у меня подозрения... Почему не на нашей площадке?» — интересовался он с пристрастием. Заступиться за свои торговые площадки (критика достигла цели!) — попытались с места работники СБ, однако Геллер настаивал на том, что это его мнение.
Завершающая речь Бадрутдинова также оказалась богата на эмоции. Он назвал тему безопасности на предприятиях крайне актуальной сегодня. «В Китае взрывы на заводах, хлопки на пороховом заводе, «Булгария» тонет — в каком-то смысле в этом можно обвинить службы безопасности, — заявил он. — Не выходя из кабинета, сегодня можно разрушить много всего, перенаправить финансовые потоки», — продолжил Бадрутдинов. Вспомнил глава антикоррупционного ведомства и старую историю с поставками Казанскому вертолетному заводу приборов по подложным документам, и фирмы-прилипалы, которые крутились вокруг КАМАЗа в лихие 90-е.
Участникам встречи была дано время обдумать все услышанное и увиденное, направить свои предложения, после чего штаб главных сотрудников СБ РТ, видимо, соберется вновь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.