Надо отметить, что прогнозируется два варианта развития событий с 2010 года.

- Какие варианты?

- Консервативный вариант предусматривает снижение инвестиционной активности в 2010 году и рост объема инвестиций в 2011году на 2,7 процента, в 2012-м – на 3,4 процента. В то же время в России ожидается рост на 4,1 и 7,8 процента соответственно. Формированию положительной динамики валового регионального продукта будет способствовать постепенное восстановление промышленности, где прирост составит сначала полпроцента, затем два процента. Ежегодный рост сельскохозяйственного производства ожидается на 4,5 процента, товарооборота - на 1–1,5 процента.

Второй, умеренно оптимистичный вариант, сформирован с учетом повышения инвестиционной активности уже с 2010 года на 1,7 процента к уровню этого года и на 4,5 процента в 2012 году. Второй вариант предусматривает более высокие темпы развития экономики: рост ВРП в 2010 году на 2,4 процента, в 2012 на 3,8, промышленности – на 1–3 процента, сельского хозяйства - на 18,5 процента в 2010 году, оживление потребительского рынка.

ЖДЕМ ЕВРОМАНИ-КАЗАНЬ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕНЬГИ

- Что предпринимает министерство экономики для удержания положительной динамики?

- Складывающаяся ситуация потребовала внесения изменений в систему взаимодействия всех органов управления. Для выработки оперативных решений, направленных на улучшение   ситуации в социально-экономической сфере, в кабинете министров республики создан и действует экономический совет. Адекватное реагирование на глобальные вызовы современности предполагает интенсификацию регулирующей роли государства, в особенности, в направлении стимулирования деловой и инвестиционной активности. Учитывая данное обстоятельство, министерством экономики подготовлен ряд мер, направленных на реализацию комплекса косвенных методов господдержки, в числе которых – налоговый инвестиционный кредит, снижение ставки налога на прибыль и на имущество организаций.

Мы дополнили перечень субъектов, в отношении которых понижена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Татарстан, до 13,5%. А именно, в отношении налогоплательщиков, у которых не менее 70 процентов дохода составляют поступления от обрабатывающего производства, научных исследований, опытно-конструкторских разработок и не менее 10% - доход от выполнения государственного оборонного заказа.

Кроме того, в настоящее время на разных стадиях согласований находятся проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций", предоставляющий налоговые льготы для инвестпроектов, предусматривающих новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, и законопроект "Об условиях и основаниях предоставления инвестиционного налогового кредита в Республике Татарстан", принятие которого позволит расширить основания для предоставления инвестиционных налоговых кредитов и увеличить сроки их выдачи.

- Каков инвестиционный климат в республике: что сегодня способствует привлечению иностранных партнеров, что тормозит процесс?

- Определенную роль в том, что, несмотря на непростую ситуацию иностранные инвесторы сохранили свои планы по развитию, сыграл и тот факт, что республике удалось не только сохранить, но и несколько улучшить свои позиции одного из наиболее привлекательных в инвестиционном отношении субъектов Российской Федерации. В этой связи следует подчеркнуть, что по расчетам авторитетного агентства "Эксперт РА", в истекшем году Татарстан занял четвертое и восьмое места по сводным интегральным показателям инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. И улучшил собственные достижения 2007 года на три и два пункта соответственно, в то время как положение отдельных регионов страны (традиционно относимых к субъектам-лидерам) существенно ухудшилось. В частности, Нижегородская область утратила в рейтинге по первому индикатору более 40 позиций.

Вне всякого сомнения, улучшению инвестиционного климата способствует планомерная нормотворческая деятельность в данной сфере. Буквально месяц назад президентом нашей республики был подписан закон № 39-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", подготовку которого инициировало министерство экономики. С учетом принятых поправок, некоторые меры государственной поддержки, в частности налоговые льготы, будут предоставляться только тем хозяйствующим субъектам, которые осуществляют свою производственную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной политики республики Татарстан.

Вместе с тем, несмотря на значительные успехи в формировании и развитии инвестиционной среды республики, не секрет, что одним из препятствий на пути инвесторов по-прежнему являются длительные процедуры согласования и получения разрешительной документации.

Необходимо отметить, что значительную роль при формировании инвестиционного имиджа республики оказывает проведение знаковых общественных мероприятий. Особого внимания заслуживает II международный инвестиционный форум "Евромани - Казань 2009", который состоится в Казани 14 октября. Основной целью данного мероприятия, как и в прошлом году, станет обсуждение стратегий развития инвестиционного и инновационного сотрудничества, вопросов взаимодействия власти и бизнеса.

БИЗНЕС Online

Рейтинг стран по объему инвестиций в экономику РТ, I полугодие 2009 г.

 

Страна

январь - июнь 2009

$тыс.

январь - июнь 2008

$тыс.

2009 г. в % к 2008 г.

1

Франция

526 223,7

220 000,0

в 2,4 р.

2

Люксембург

446 626,0

4 560,6

в 97,9 р.

3

Панама

26 974,3

-

-

4

Германия

25 822,8

99 231,3

26,0

5

Великобритания

18 549,1

40 935,8

45,3

6

США

5 347,3

42,6

в 125,5 р.

7

Болгария

5 332,0

25,0

в 213,3 р.

8

Кипр

85,0

417 389,0

0,0

9

Италия

84,0

-

-

10

Эстония

38,5

0,8

в 48,1 р.

11

Беларусь

4,8

-

-

12

Турция

0,9

0,4

в 2,3 р.

13

Азербайджан

0,3

0,6

50,0

14

Ирландия

-

9 454,6

-

15

Нидерланды

-

7 846,8

-

16

Швеция

-

153,0

-

17

Сент-Китс и Невис

-

151,8

-

18

Гонконг

-

99,1

-

19

Япония

-

5,0

-

20

Казахстан

-

0,4

-

21

Литва

-

0,4

-

22

Словакия

-

0,4

-

23

Узбекистан

-

0,4

-

24

Канада

-

0,1

-