Местные авторы не видят казанских сюжетов, финансирование культурных проектов находится на низком уровне, пьесы для детей ниже всякой критики. Эти проблемы обозначили вчера участники пресс-конференции, посвященной конкурсу пьес «Pro/движение» центра современной драматургии и режиссуры «Первый». Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что цель конкурса — поднятие уровня драматургических текстов и открытие новых имен. Но реально ли это?
«ОТ ТАТАРСТАНА БОЛЬШОГО УРОЖАЯ АВТОРОВ НЕ ЖДЕМ»
Пресс-конференция по случаю окончания приема пьес на конкурс «Pro/движение» не вызвала интереса журналистов — всего в зале присутствовали 6 человек. Им в начале мероприятия генеральный директор центра современной драматургии и режиссуры «Первый» Анастасия Радвогина рассказала о том, для чего недавно создан этот проект. «Центр. Первый» — не оригинальный проект, он имеет несколько аналогов в России. Первый такой центр появился в Москве, он с 1990-х открыл уже такие имена, как Кирилл Серебренников или Василий Сигарев, подобное учреждение также существует в Екатеринбурге под художественным руководством известнейшего драматурга Николая Коляды. Еще один проект работает в Ижевске, его возглавляет режиссер Павел Зорин.
Организаторы объясняют появление центра и самого конкурса в Казани тем, что Татарстан — двуязычная среда, со своими легендами, историей, событиями, которые могли бы послужить сюжетом для современных драматургов. «Характерная черта этих центров — потребность в новых именах в драматургии, режиссуре, исполнительском искусстве и во всех тех сферах, которые связаны с театральным искусством, поиском новаторских подходов в работе к драматургии, — объяснила Радвогина. — В Казани такая потребность назревала уже давно — проводилось множество лабораторий, таких, как «Свободная сцена», конкурс «Новая татарская пьеса», проект «Казань, я люблю тебя» и другие».
На конкурс «Pro/движение», организованный «Первым» при поддержке минкульта РТ, СТД РТ, фонда «Живой город» и театров им. Камала и им. Качалова, прислали 52 пьесы от 35 авторов, из них 8 на татарском языке. Несмотря на то, что в конкурсе участвуют и известные драматурги, к примеру, Ильгиз Зайниев и Ркаиль Зайдулла, основатели «Pro/движения» надеются открыть хотя бы одно новое имя. «Хорошие драматурги — это штучный процесс, вырастить их — это большая работа», — объяснил театровед и председатель отборочной комиссии конкурса Нияз Игламов. — Если говорить о «новой драме» — в последнее время пьес появляется много именно в этом направлении, но количество перешло в качество совсем недавно. От Татарстана такого урожая мы не ждем». Кроме того, по словам организаторов, мотивация участия опытных авторов в конкурсе совсем другая. «Есть странная вещь: чем дольше автор участвует в экспериментах, не замыкается, тем интереснее с ним говорить, возраст не имеет над ним силы, — рассказал Игламов. — Но кроме этого, я знаю много режиссеров-стариков, которым по 30 лет. Они мыслят и ставят свои произведения как старики, это старческая немощь во всем, а казалось бы, молодые люди».
В экспертную комиссию конкурса помимо Игламова вошли завлит Качаловского театра Диляра Хусаинова, а также филолог и преподаватель КФУ Елена Шевченко. Самым лучшим авторам выдадут поощрительные призы, какие — пока неизвестно. Кроме того, будут устроены читки пьес, которые попадут в шорт-лист. Те работы, которые вызовут наибольший зрительский отклик , будут доведены до стадии эскизов, и они, возможно, дорастут до полноценных спектаклей на экспериментальных или малых площадках. Победители будут определены 15 октября.
«На некоторые темы сложно говорить со сцены академического «театра с колоннами». Это шутливый термин — как корабль, обросший ракушками. Представьте себе Малый театр — это цитадель архаики, — считает Игламов. — Но когда он начинался, он был театром современной сцены, был в авангарде театральной мысли. Я не могу сказать, что сейчас он находится в арьергарде, он занял нишу классического репертуара, им тяжело заниматься современной драматургией. В этом смысле национальный театр себя чувствует лучше. Но этого, разумеется, недостаточно, качество не всегда хорошее, поэтому у нас есть определенная миссия по выращиванию новых имен».
Нияз Игламов |
ЧТОБЫ ВИДЕТЬ МЕСТНЫЕ СЮЖЕТЫ, НУЖНА НОВАЯ ОПТИКА
Однако, несмотря на то, что большое количество потенциальных местных сюжетов — одна из причин, по которой конкурс появился именно в Казани, в ходе обсуждения тот же Игламов раскритиковал татарстанских авторов за неумение их видеть и использовать. «Местные авторы в массе своей... — тут завлит театра им. Камала начинает использовать непарламентские выражения. — Я им это говорю в лицо с удовольствием. В прошлом году у нас была лаборатория («Свияжск ARTель» под руководством Олега Лоевского — прим. ред.), куда мы позвали Полину Бородину, Ярославу Пулинович (екатеринбургские драматурги — прим. ред.). Нас спрашивали: почему не работаете с местными авторами? Да потому что они не видят этих сюжетов! Я не хочу их обвинять, может быть, я даже грубее сказал, но им нужна смена оптики — хорошее видно издалека».
Игламов привел несколько примеров хороших сюжетов, которые остаются незамеченными: «Казань — вообще уникальный народ, здесь училось и жило столько значимых для отечественной и мировой культуры людей. Тот же Лев Толстой, например, почему бы не сделать пьесу о том, как он создает рассказ «После бала»?»
Это же, по мнению главы отборочной комиссии «Pro/движения», касается темы национального фольклора, к которой местные драматурги относятся с безразличием: «Мы предложили копнуть авторам на конкурсе в этом направлении, но это мало кто сделал, потому что мало кто хорошо в этом разбирается. Мол, есть «Шурале» — и ладно».
Одна из самых сложных проблем в драматургии — это сюжетостроение. «Иногда проще взять фабулу прозаического текста и сделать хорошую инсценировку. В Татарстане это пока не очень развито, — продолжает Игламов. — Есть писатели, которые писали о Казани — от татарских или русских авторов до Ярослава Гашека. Можно, например, сделать пьесу по материалам приезда Пушкина, есть масса тем, которые могут быть очень интересными».
Анастасия Радвогина |
«ПУСТЬ ХОТЯ БЫ НАЧНУТ ЧИТАТЬ ТЕКСТЫ ДРУГ ДРУГА»
Также жестко он высказался на встрече с журналистами относительно уровня детской драматургии, которая составляет отдельное направление на конкурсе «Pro/движение». По его мнению, она переживает глубокий кризис, и это процесс, который происходит не только в России: «Психология ребенка очень сильно поменялась, это связано с информационной революцией, они быстрее учатся планшету и компьютеру, а не письму. Им сказки про зайчиков, бабочек неинтересны. Попросту скучно смотреть, как у белочки потерялся хвостик, а зайчик его нашел. Поэтому российская драматургия для детей, не говоря уже о татарской, — это полное дно. Мы хотим это дно наполнить хоть каким-то смыслом. Это должна быть форма, созвучная времени. В том числе наш конкурс будет помогать писать хорошие детские пьесы. То, что сейчас происходит в детских театрах, — это очень плохо».
Игламов добавил, что те театры, которые хотят развиваться, будут постепенно менять плохие детские пьесы на хорошие, однако проблема в том, что «не все театры в Казани хотят развиваться», а также не понимают свою задачу. «Лучше всего с этим в театре кукол, хотя по форме он застыл в 70 - 80-х годах, он прозрачен по содержанию. В других театрах есть такая проблема, но дело не в том, что они не хотят перемен», — завершил свою пламенную речь самый известный казанский театральный критик.
Кроме того, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Радвогиной о бюджете центра «Первый» и самого конкурса. «Мы представили этот проект на молодежном форуме, и нам дали самое минимальное финансирование. Мы представляли три сметы, я не буду озвучивать сумму, но это действительно самые минимальные деньги не сезон», — ответила она.
Также мы спросили у Игламова о замкнутости местных драматургов на самих себе, и не усилит ли конкурс «Pro/движение» эту тенденцию: «Пусть хотя бы начнут читать тексты друг друга, многие из них вообще ничего не читали». И обратился к работам, присланным на нынешний конкурс: «У нас на конкурсе есть тексты, которые могут быть им интересны, например, свою пьесу прислала московский драматург, она одна из ведущих авторов «Новой драмы» Юлия Тупикина. Я думаю, что чтение друг друга их подхлеснет к чему-то еще. Пусть те, кто пишут, условно, серьезные пьесы, прочитают тексты на детскую тематику. Вдруг он подумает: что за хрень? И родится хороший детский драматург. На этом уровне им надо читать друг друга, а дальше пойдет. Пока у меня складывается ощущение, что местные авторы плохо знакомы даже с творчеством своих коллег».
Справка
При поддержке министерства культуры РТ и фонда поддержки современного искусства «Живой город», при участии союза театральных деятелей РТ, ТГАТ им. Камала и КАРБДТ им. Качалова в Казани начал свою деятельность центр современной драматургии и режиссуры «Центр. Первый».
Цели центра: развитие современной драматургии на татарском и русском языках; создание репертуарной базы актуальных пьес; помощь в поиске драматургом своего читателя и режиссера, режиссером — своего драматурга и зрителя; продвижение современной драматургии как на экспериментальные площадки, так и в репертуарные театры Татарстана и России.
В рамках мероприятий Года литературы «Центр. Первый» объявляет республиканский конкурс пьес «Pro/движение» по 4 направлениям:
- «Межнациональные контакты»;
- «Татарский национальный фольклор»;
- «Казань и Татарстан в произведениях литературы»;
- «Детская драматургия».
Конкурс включает в себя несколько этапов:
- С 10 июля по 1 октября 2015 года — сбор заявок и пьес на русском и татарском языках;
- 15 октября — определение победителей;
- С 1 по 10 ноября — читки всех пьес, вошедших в шорт-лист;
- В декабре — постановка режиссерских эскизов лучших пьес конкурса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.