Лучший проект обустройства водной жемчужины Казани придумали китайцы, а воплощать его начинает «Унистрой»

«Эластичная лента. Бессмертная легенда Казани», — так называется проект российско-китайского консорциума Turenscape + МАП architects, который стал победителем конкурса на разработку концепции озер Кабан. Об этом накануне в Казанской ратуше объявил мэр Ильсур Метшин. «БИЗНЕС Online» публикует подробности и иллюстрации всех предложенных решений, а также состав жюри, определившего контуры новой реальности для центра столицы. Воплощены они могут быть уже к футбольному мундиалю 2018 года.

Ильсур Метшин подвел итоги открытого конкурса на разработку концепции развития набережных озер Кабан

НАБЕРЕЖНЫЕ КАБАНА — В НАДЕЖНЫХ КИТАЙСКИХ РУКАХ

Пресс-конференция в Казанской ратуше по объявлению победителя открытого конкурса на разработку концепции развития набережных озер Кабан началась с интриги. Задержавшийся на час мэр города Ильсур Метшин свое опоздание объяснил тем, что только что с самолета, а за несколько дней пролетел по маршруту Хьюстон — Мексика — Нью-Йорк — Барселона, откуда и вернулся в Казань. «И сразу после футбола («Рубин» в Лиге Европы дома сыграл вничью с «Бордо»прим. авт.) улетаю в Париж. При средствах массовой информации много рассказывать нельзя, но кроме города и набережных мы сейчас очень серьезно занимаемся транспортной политикой, поэтому приходится немного в самолете жить», — заинтриговал мэр. Какие еще преобразования готовятся в городе, он больше раскрывать не стал. Правда, добавил: «Хочу вам сказать, что даже без набережной Казань, скажем так, не самый плохой город после того, что мы увидели, особенно в Мексике». И приступили к главному...

Победителем конкурса стал российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects. Их проект «Эластичная лента. Бессмертная легенда Казани» подразумевает непрерывную систему ландшафтов вдоль побережья озер, в которых сохраняется культурная и историческая память (подробнее с проектом можно ознакомиться по ссылке). «Лента» должна связать озера Нижний, Средний и Верхний Кабан в единую систему, какой они некогда были, и вернуть жизнь на их берега. В рамках проекта предполагается создание трех типов связанных в ленты ландшафтов: экологическая лента, культурная лента и лента транспорта. «Кроме того, мы предложили расположить вдоль набережной торгово-коммерческую, парковочную набережную, которая привнесет туда дополнительный импульс жизни. Это позволит людям чувствовать себя на воде, в природной среде, при этом не отрываясь от города...», — рассказал Cтенли Ланг — невысокого роста 29-летний китаец с гонконго-канадскими корнями, который представлял консорциум на всех этапах конкурса.

В проекте предлагается изменить осевую симметрию парка Тысячелетия, «повернув» его к озеру. Набережные озер предлагается дополнить плавучими садами, кафе и ресторанами на воде, дорожками, которые будут идти над водной гладью. В нескольких частях появятся пристани.

Победителем конкурса стал российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects с проектом «Эластичная лента. Бессмертная легенда Казани»»

Напомним, о проведении конкурса было объявлено 18 июня. Поступило свыше 160 заявок, из них порядка 70 прошли дальнейшие согласования и представлены вниманию конкурсного жюри. В итоге на обсуждение жюри было выбрано 10 проектов. Конкурсанты должны были создавать единую концепцию развития набережных системы озер Кабан: Верхнего, Среднего и Нижнего, начиная от протоки, примыкающей к Булаку, и до площадки, где проходит Сабантуй Приволжского района. На это давалось два месяца.

Набережные озер предлагается дополнить плавучими садами, кафе и ресторанами на воде, дорожками, которые будут идти над водной гладью

Из 10 консорциумов «засветилось» только два участника из Татарстана: Archea Associati + Novikov's Archipractice (Италия - Казань, архитектор Николай Новиков) и KCAP + СПН ВК (Роттердам — Казань). Заявку подавал и третий казанский участник в консорциуме Ecosistema Urbano (Мадрид — Казань), однако в последний момент они ее отозвали, и их место занял дуэт IND architects + Base (Москва — Париж). Впоследствии свою заявку отозвала и пара KCAP&СПН ВК (российская компания известна благодаря архитектору Эрику Терегулову, который, в частности, работает по парку «Лебяжьему»). В разговоре с нашей газетой Терегулов сообщил, что такое решение принял не он, а его иностранные партнеры, причины он раскрывать не стал. «Наше решение продиктовано тем, что на этапе подачи заявок не было опубликовано техническое задание, и только после его получения мы смогли реально оценить объем работ. Нам не представляется возможным выполнить такой объем работ в отведенные сроки на уровне принятых в нашем офисе стандартов», — объяснили «БИЗНЕС Online» в KCAP.

— Условия участия в конкурсе были таковы, что казанские команды фактически не могли принять в нем участие. Может быть, стоило сделать ставку на местных специалистов, а иностранных привлекать консультантами? — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online» у главного архитектора города Татьяны Прокофьевой.

На конкурс поступило свыше 160 заявок, из них порядка 70 прошли дальнейшие согласования и представлены вниманию конкурсного жюри

— У нас действительно были жесткие требования к участникам, но также основным требованием являлось наличие консорциума с российским или казанским партнером. Вы должны понимать, что есть определенный уровень, к которому мы должны стремиться. Я считаю, что на сегодня экспертов в высоком понимании ландшафтной архитектуры у нас, конечно, нет. Никто не может спорить, что уровень Turenscape и других намного выше, чем на сегодня, к сожалению, есть у нас.

— Так как они наберутся опыта?

— Участие в таких конкурсах и обогащает. Никто не родился гениальным, мы и хотели привлечь очень сильные команды, которые могут нам дать опыт. А уровень участников действительно очень высок.

Таким образом, вчера в Ратуше честь всех казанских архитекторов отстаивала только компания Новикова.

За свою работу консорциум Turenscape + МАП architects получит 1 млн. рублей, остальные первые 5 финалистов — по 600 тыс. рублей

НЕМНОГО ОТ СИНГАПУРА, СТАМБУЛА И ТОРОНТО

Представитель победителя Cтенли Ланг рассказал «БИЗНЕС Online», что работал в Дании, Гуанджу, Пекине, на данный момент в Turenscape отвечает за ведение международного сотрудничества. Сейчас компания принимает участие в реализации проектов в Гонконге, на острове Бали, Сингапуре, Сиэтле, «есть кое-что» в Южной Корее, до этого работали в Москве. Теперь за свою работу они получат 1 млн. рублей, остальные первые 5 финалистов — по 600 тыс. рублей (ранжирование финалистов см. в справке). «У нас довольно небольшая команда, но в конце над казанским проектом работали уже больше 20 человек. Мы понимаем, что для Казани важная отметка — 2018 год, поэтому все наши предложения вполне реализуемые до этого срока», — рассказал он нашей газете.

Cтенли Ланг рассказал, что компания-победитель принимает участие в реализации проектов в Гонконге, на острове Бали, Сингапуре, Сиэтле, «есть кое-что» в Южной Корее, до этого работали в Москве

Говоря о ключевых принципах, от которых его команда отталкивалась при разработке проекта, Стенли Ланг назвал низкую стоимость обслуживания предлагаемых решений и минимальное вмешательство в существующую ткань. А также понятие «чистая вода» и «биологическое разнообразие на озерах». Казанский проект он сравнил с проектами в ряде регионов Китая. «Правильно также было бы перечислить Сингапур, где городское государственное управление на достаточно высоком уровне, Стамбул, в котором имеется достаточное историческое наследие, Торонто, где очень удобная комфортная среда. Ну и, наверное, можно сравнить Казань с австралийскими городами, такими как Сидней — там, где достаточно много интересных решений. Непосредственно в Казани было три очень важных компонента: комфортная среда для обитания населения, длительная история и разнообразные компоненты как в вопросах ландшафта, так и в вопросах культуры».

Победивший проект также будет доработан, уточнил он нашей газете, поскольку «у горожан есть предложения, которые можно туда интегрировать».

Реализация проекта начнется весной от площади у театра им. Камала и дальше вдоль по улице Салимжанова

«УНИСТРОЙ» ВЛОЖИТСЯ В ПЕРВУЮ ЧАСТЬ

Реализация проекта начнется весной от площади у театра им. Камала и дальше вдоль по улице Салимжанова. Суммы вложений станут известны позже. Якорным инвестором Метшин назвал компанию «Унистрой», которая планирует построить на берегу озера Нижний Кабан, на улице Хади Такташа, офисный центр. «Начнем мы с «Унистроя», это продвинутая компания. С удовольствием привожу пример их «Изумрудного города», где, казалось бы, самая окраина Казани, инвестиционно тяжелая площадка. Но они создали образ жизни, создали общественные пространства, и квартиры разлетались как горячие пирожки. Сегодня нами согласован проект [офисного центра], и особенно приятно, что появится не просто инвестиционный объект, но они также хотят создать общественные пространства и для людей. Так это зародилось, надеемся, что оттуда и начнем мы реализовывать первые наши шаги», — рассказал он нашей газете.

Наталия Фишман: «У нас весь проект начался с того, что президент предложил «Унистрою» сначала благоустроить пешеходную набережную. Из этой ситуации и возникла идея провести конкурс»

«У нас весь проект начался с того, что президент предложил «Унистрою» сначала благоустроить пешеходную набережную. Из этой ситуации и возникла идея провести конкурс», — рассказала «БИЗНЕС Online» Наталия Фишман. Было это в ходе очередной президентской прогулки по историческому центру, которую провела Олеся Балтусова в июне прошлого года.

В проекте-победителе предлагается изменить осевую симметрию парка Тысячелетия, «повернув» его к озеру

«Почему проекты парков выносились на общественное обсуждение, а по озерам Кабан этого сделано не было?» — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online» у Фишман. «На этот раз у нас была по-настоящему правильно выстроенная работа, — ответил она. — Не то, что бы отсутствовали публичные обсуждения — у нас техническое задание на проектирование для наших конкурсантов было написано после семинара с городскими активистами. Люди пришли, рассказали, что им важно, какую они хотят инфраструктуру. У нас есть экспертный совет, который также формулировал требования к техзаданию. Далее, когда речь идет о таких проектах, которые более дорогостоящие, чем отдельно взятый парк, экспертный совет высказывал пожелания, у нас было суперрепрезентативное жюри. Поэтому говорить о том, что мы что-то не обсудили, было бы совершенно несправедливо».

«Лента» должна связать озера Нижний, Средний и Верхний Кабан в единую систему, какой они некогда были, и вернуть жизнь на их берега

Добавим, что со списком членов жюри, который действительно получился довольно-таки представительным, можно ознакомиться в справке к этому материалу.

ОТ ВОДОПАДОВ И БАШНИ «ЗИЛАНТА» ДО ДЕТСКИХ КЛУБОВ И СМОТРОВЫХ ПЛОЩАДОК

Как еще конкурсанты предлагали благоустроить озера? Первой со своим проектом познакомила представитель консорциума «Меганом» + Off-The-Grid (Москва — Париж). Идея предложенной ими концепции «Центральный парк озер Кабан» заключается в появлении зеленой зоны вокруг озер. Новым символом Казани должна стать башня Зиланта. «Помимо создания стратегии для развития озер наша стратегия уходит шире. Мы рассказываем о том, каким образом вся Казань может быть реорганизована», — рассказала представитель проекта. Одна из предложенных ими идей — создание рекреационно-культурного каркаса — проходящая «поперек» озер Кабан зелено-голубая сеть коридоров от набережной Волги к крупным городским паркам. Авторы предлагают включить в структуру комплекса музей воды, башню «Зилант».

2.jpg
Проект «Меганом» + Off-The-Grid

Проект консорциума АБ «Рождественка» + Debarre Duplantiers носит название «365 дней в чистом золоте». «На Нижнем Кабане мы уделили внимание реконструкции театральной площади, поскольку это ворота из центра города к системе озер. Здесь мы предлагаем в качестве главного элемента водопад, который может стать излюбленным местом казанцев, а также мы предлагаем реконструкцию парка Тысячелетия, поскольку здесь сегодня не растут деревья из-за карстовых почв. Мы создаем искусственный ландшафт, амфитеатр и утверждаем имидж озер как событийной площадки Казани», — рассказал разработчик.

3.jpg
Проект АБ «Рождественка» + Debarre Duplantiers

В первую очередь они предложили обратить внимание на создание системы безбарьерных низких набережных Булака, «Студенческого спуска», пешеходного моста «Эсперанто», ТПУ с торговой галереей на железном мосту, новый мост, понтонные зимние мосты на Нижнем Кабане. «На Среднем Кабане разработан участок перед ТЭЦ, где запланировано создание бань под открытым небом, которые смогут работать круглогодично за счет незамерзающей воды. На Нижнем Кабане благодаря локальной очистке может появиться городской пляж с видом на историческую среду Пивоваренного завода, в районе Чертова угла на Среднем Кабане — рекреационная зона с дайвинг-клубом», — рассказали авторы о деталях проекта.

Однако жюри отметило и минусы, среди которых отсутствие экологической стратегии, спорность эстетических решений. По их словам, проект не решает системные проблемы города, а создание термальных источников (на основе стоков ТЭЦ) является «несколько утопичным». Среди плюсов — хорошая событийная составляющая, работа «в поле» и общение с местными сообществами.

10.jpg
Проект Form + Burgos и Garrido

Консорциум Form + Burgos и Garrido (Москва — Мадрид) считает, что настоящее сокровище озер — это облик современной Казани в отражении водной глади. Создатели представили две стратегии для набережных. Первая — это «Силуэт берега». Вдоль берегов Нижнего Кабана сосредоточена культурная жизнь Казани с музеем-мостом современного русско-татарского искусства, арт-кластером завода им. Петцольда. Новой точкой притяжения для туристов по задумке автора должна стать Смотровая башня — она же символ обновленной Казани. Вторая стратегия носит название «каймы», что в переводе с татарского означает красивую орнаментальную полосу. В данном случае «кайма» — береговая линия озера.

11.jpg
Проект Form + Burgos и Garrido

Однако, по мнению искусствоведа Гузель Файзрахмановой, чрезмерное увлечение татарским, а на самом деле условным «восточным» орнаментом заслоняет центральную идею, которая не отражена в формах и декоре. Абсолютно не изучено, по ее словам, традиционное татарское декоративно-прикладное искусство, для того чтобы стилизовать его отдельные элементы. Одним словом, она констатировала формальный подход.

8.jpg
Проект IND architects + Base

Представители консорциума IND architects + Base (Москва+Париж) сделали акцент на экологичности. Они рассказали, что основывались на достаточно стандартных методах очистки воды. К примеру, одним из посылов стала плавающая платформа — это вода, которая берется из озера и очищается с помощью посаженных растений и грунта на данной платформе. Еще одна идея — плавающая фитомашина, через которую поднимается вода, с помощью ветряной мельницы опускается вниз и тем самым очищает воду.

6.jpg
Проект ТM + Stefano Boeri Architetti

Российско-итальянский консорциум ТM + Stefano Boeri Architetti (Самара + Милан) обратил внимание, что на протяжении десятилетий озера, бывшие когда-то единой системой, превращались в отдельные водоемы. Предложенная идея базируется на новом освоении берегов. Средний Кабан обладает потенциалом природного парка и именно он должен стать переходной точкой от города к природе. Здесь, по их задумке, должен располагаться исследовательский центр по очистке воды. А Верхний Кабан должен стать центром дикой природы с минимальным вмешательством извне.

9.jpg
Проект Groundlab + КБ 23

Следующими проект «Казанское ожерелье» представил консорциум Groundlab + КБ 23 (Лондон — Москва), связав отдельные уникальные территории Казани. Они уделили большое внимание экологии, а также развитию водного транспорта, представив систему систематических «причалов-подвесок». Также они предложили систему экологических коридоров, идущих к Волге поперек озер.

Проект консорциума SVESMI (Нидерланды — Москва) рассматривает развитие озер Кабан через призму детской темы. Авторы предложили 8 занимательных «станций»: «Глаз дракона», «Казан-парк», «Био-станция», «Дом науки», «Шатер-гора», «Тумаг-СПА», «Верхний парк», «Край-сад». К слову, идея зрителям показалась не вполне реалистичной, пробелы и несостыковки отметили и члены жюри — тема детского парка, по их мнению, важна, но вряд ли может быть основной.

5.jpg
Проект SVESMI

Консорциум Archea Associaty + Novikov's Archipractice (Казань — Флоренция) оказался единственным, в составе которого в финал прошли казанцы, остановимся на нем поподробнее. «Дизайн озер Кабан находится в соответствии с архетипами и символами места и дает им современную интерпретацию. Восток и Запад встречаются: с одной стороны извилистая линия, символизирующая повторяемость и обновление, с другой — прямая линия, указывающая на преемственность традиций», — указывают авторы. Предложенная стратегия, по их расчетам, позволит за 7 лет увеличить посещаемость этого места с 1 до 7 млн. человек в год. «Центральным элементом станет символ сохранения духовных и культурных сокровищ Татарстана — Национальная библиотека. Напротив библиотеки размещен центр искусств, что помогает создать несколько магнитов притяжения на озерах», — рассказали авторы проекта.

4.jpg
Проект Archea Associaty + Novikov's Archipractice

В этой работе специалисты отметили интересные архитектурно-художественные решения. Озера Кабан, по их словам, обоснованно рассматриваются как ведущий к центру города «линейный парк», соединяющий Аква-Волгу, Аква-Казанку и Аква-Озера Кабан с протокой Булак. «Линейный парк авторы связывают с «аксами»: Сибирским трактом, Оренбургским трактом, Крымским трактом. Предусматривается «успокоение» транспорта — разгрузка центра и замедление в нем движения. Набережные озер делаются пешеходными», — отмечает завкафедрой дизайна архитектурной среды КГАСУ Сергей Михайлов.

7.jpg
Проект MLA «Золотая лента»

По мнению российско-голландского консорциума MLA, сегодня вокруг озера существует инфраструктура, которую можно просто и быстро связать между собой. «Что для этого нужно? Простое решение — дорожка, которая объединит все три озера», — рассуждала Ульяна Голубева. — Еще нам нужен бренд. Мы предложили назвать проект «Золотая лента». Важно, чтобы все, что происходило вокруг озер, было скоординировано, отмечали авторы. Они обратили внимание на то, что вокруг озер есть либо свободные участки, либо заброшенные здания, которые на сегодня можно было бы освоить, приспособив под детские или образовательные центры. «Но это можно сделать уже в ближайший год», — резюмировала она.

Что ж, не исключено, что и не ставшие победителями проекты повлияют на будущий облик главной водной жемчужины столицы Татарстана.