Крупнейшая в РФ исламская академия стартовала накануне с открытия скромных полугодовых курсов по чтению Корана. Председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин неожиданно высказал в Болгаре публичное сомнение, мол, получится ли Татарстану создать «серьезную академию» и как не подставить Минниханова и Путина. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» услышали на это ответы обоих президентов, выяснили, какой будет площадь нового заведения и почему оно создается в пику «Исламскому государству».
В настоящее время ни один из предложенных эскизных проектов будущего здания Болгарской исламской академии не утвержден |
«КОГДА НЕТ ЛОШАДЕЙ, И ОСЕЛ СОЙДЕТ ЗА КОНЯ»
«В Болгаре наши корни, здесь мы осознаем себя частью великой мусульманской цивилизации, поэтому правильно, что здесь будет самая большая в России исламская академия», — заявил президент РТ Рустам Минниханов, презентуя академию в древнем городе на берегу Волги. По словам татарстанского лидера, проект нового мусульманского учебного заведения, дважды одобренный российским президентом Владимиром Путиным, фактически стартовал 8 октября. Правда, пока у него нет своего здания, полного преподавательского состава, ректора и окончательной программы курсов, зато есть гордое название — Болгарская исламская академия — и шестимесячные курсы по чтению Корана, открытые на ее базе.
Первые 22 ученика академии — муфтии и имамы, которые прежде отучились в медресе или университетах. Двое преподавателей из Турции — один из которых специализируется на тажвиде (правильном чтении), а второй, музыкант по образованию, на мелодичности прочтения Корана — будут учить правильному чтению священной книги мусульман.
Примерно через неделю планируется открытие нового курса, который возглавит шейх Абдул Разак Альсагди (в другой транскрипции — Абдулраззака ас-Саади), пока единственный озвученный официальными лицами кандидат на должность ректора Болгарской исламской академии. Как стало известно «БИЗНЕС Online», уже в ближайшее время он вылетит в Иорданию, чтобы уволиться из Международного исламского университета, в котором работал до настоящего времени. После этого ученый планирует вернуться в Казань и подписать преподавательский контракт. По окончании первого булгарского курса в конце марта планируется углубленное изучение арабского языка и тафсира (толкование и комментирование аятов Корана — прим. ред.) под руководством Альсагди. Профессору будут ассистировать татарстанские преподаватели.
«Ему нужно выписаться с прежнего места работы, — рассказал руководитель Болгарской исламской академии Дамир Нафиков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Примерно с 15 - 16 октября он приступит к преподаванию у нас. Увольняться ему придется с трудом, потому что из Иордании его тоже отпускать не хотят». В то же время Нафиков опроверг намерение иорданского шейха стать ректором. «Вряд ли он на это согласится, — говорит наш собеседник. — Он слишком устал от административной работы и даже поставил условием, что в России он не будет выходить за рамки преподавательской деятельности».
Камиль Самигуллин: «По поводу самой академии и ректора пока непонятно — мы обсуждаем, какой она будет, сколько квадратных метров, как будет выглядеть, каким должно быть наполнение этой академии»» |
Еще одним препятствием на пути Альсагди может стать его иностранное подданство. Но учителем он точно будет, подтвердил «БИЗНЕС Online» руководитель духовного управления мусульман РТ Камиль Самигуллин. «По поводу самой академии и ректора пока непонятно — мы обсуждаем, какой она будет, сколько квадратных метров, как будет выглядеть, каким должно быть наполнение этой академии, — признался Камиль хазрат. — Сейчас создается структура учебного заведения и его программа». Конкретных имен лидер татарстанских мусульман не называет, но на вопрос о том, может ли будущий ректор быть выходцем из Татарстана, отвечает, что Болгарская исламская академия — это международное учебное заведение, поэтому у нее есть «возможность выбирать лучшие кадры». Кандидатуры преподавателей академии пока также обсуждаются: «Они не определены, сегодня мы сделали только первый шаг к открытию курсов в рамках создания академии. Из Татарстана будут преподаватели из КФУ, РИУ, а также наши хазраты».
«Ради интриги можно сказать чье-то имя, но, когда нет больших ученых, всех называют учеными, — пожимает плечами Камиль хазрат. — Знаете, как в старой пословице: когда нет лошадей, и осел сойдет за коня. Если бы среди нас был такой ученый, мы бы давно воспитывали своих докторов, магистров. Но раз нет, значит, на время надо привлечь. Например, что сделала Чечня? Когда-то у них были единицы хафизов, они привлекли иностранцев, которые воспитали первое поколение и уехали. Теперь у них сотни хафизов и свои преподаватели». С этим согласен и глава Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, однако он считает, что ректор должен быть в курсе того, как система работает в России: «Мы хотим привлекать зарубежных ученых. Но когда мы говорим о ректоре, это предполагает знание российских законов, образования. Пока разговора об Альсагди не было, академию надо сначала выстроить».
Рафик Мухаметшин: «Мы хотим привлекать зарубежных ученых. Но когда мы говорим о ректоре, это предполагает знание российских законов, образования» |
«ПЕРВЫЙ СНЕГ — ЭТО БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА»
Выстроить исламскую академию в Болгаре и правду пока только предстоит. Как уточнил «БИЗНЕС Online» Нафиков, в настоящее время ни один из предложенных эскизных проектов будущего здания не утвержден. Тем не менее на выставке, которая проходит в подвальном этаже комплекса «Ак мечеть», и сегодня можно увидеть стенд с предварительным вариантом. На нем кольцевое изящное здание с высокими восточными окнами и частой колоннадой, венчающей постройку. При этом площадь академии — 7063 кв. м, площадь общежития — 6994,8 кв. м, общая площадь учебного заведения — 14057 кв. метров. Но, судя по всему, и эти внушительные параметры еще могут быть пересмотрены.
По словам Мухаметшина, вероятнее всего, Болгарская исламская академия будет построена недалеко от здешнего музея хлеба, в той части древнего города, где к небу тянется «Белая мечеть». Сегодня по соседству с мечетью крутится только ранняя октябрьская метель, но даже это представляется мусульманам добрым знаком. Как обмолвился по-арабски иорданский шейх Альсагди, первый снег — это благословение Аллаха. «Когда мусульманина провожают в рай, его омывают, согласно обычаю, не горячей водой, а холодным снегом и градом», — озадачил всех присутствующих зарубежный профессор образным рядом.
Цели татарстанских мусульман более земные, но не менее глобальные: создать в Болгаре не просто учебный центр, но духовный очаг сопротивления радикальному «ложному исламу», охватившему Ближний Восток. Именно так здесь понимают «путинский наказ», сформулированный президентом России еще 23 сентября на открытии московской Соборной мечети: сделать так, «чтобы мусульманская молодежь воспитывалась на традиционных исламских ценностях, чтобы пресекались попытки навязать чуждые нам мировоззренческие установки, которые не имеют ничего общего с подлинным исламом».
Возможно, поэтому утро 8 октября началось в Болгаре с презентации книги под названием «Явная истина» от ученых Усама ас-Саййида и Махмуда аль-Азхари. Брошюра ровно в 100 листов издана в этом году в Казани и полемически направлена против «Исламского государства» (организация запрещена в России — прим. ред.). «Это своего рода справочник-руководство для мусульман, которые хотят понять разницу между истинным исламом и экстремистскими течениями», — замечает по этому поводу муфтий РТ Самигуллин. И в самом деле, в книге, по словам одного из ее авторов Махмуда аль-Азхари, выявлено «7 точек, от которых отталкиваются экстремисты». «Я подробно изучил эти пункты и выявил их нелегитимность, — говорит ученый. — При помощи муфтия мы издали ее [брошюру] на русском языке, сейчас она переводится на английский, французский, итальянский. Это первый шаг к тому, чтобы потушить огонь экстремизма».
БОЛГАРСКУЮ АКАДЕМИЮ СОЗДАДУТ В ПИКУ САЛАФИТАМ
Идеологическая борьба с ИГ и планы по созданию полноценной исламской академии стали главными темами, которые обсуждались здесь же в Болгаре на конференции «Мусульманская богословская мысль: национальные, региональные и цивилизационные измерения». По всей видимости, не случайно работа конференции совпала по времени с презентацией академии: муфтии и мусульманские ученые из различных регионов России и зарубежных стран автоматически становились свидетелями рождения нового научного центра. Среди гостей мероприятий можно было увидеть советника президента Египта по религиозным делам Усаму Аль-Азхари, главу совета улемов Таджикистана, муфтия Саидмукаррама Абдулкодирзода, заместителя председателя управления мусульман Кавказа Фуада Нуруллаха, главу совета улемов стран Ближнего Востока Мухаммада Тауфика Рамазана аль-Буты и других известных религиозных деятелей. И, конечно же, на конференции в президиуме сидели госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, председатель ЦДУМ РФ, шейх Талгат Таджуддин, руководитель федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, уже упомянутый Камиль Самигуллин и пр.
После полудня 8 октября в хмуром небе показался вертолет с еще одним высокопоставленным участником конференции: в Болгар прибыл президент Татарстана. Именно его речь открыла череду торжественных выступлений на конференции, которая обещала быть плавной, но неожиданно обернулась острой полемикой.
Минниханов начал свое выступление с краткого обзора геополитической обстановки. «Некоторые силы пытаются использовать религиозные чувства для обоснования террористических методов решения геополитических вопросов, — декларировал с кафедры глава РТ. — Это угроза самим исламским странам. С глубоким сожалением отмечаем, что порой российские мусульмане втягиваются в экстремистские группировки, попадают под влияние салафитских проповедников зарубежных образовательных центров...» Кто виноват в этом, татарстанский лидер определил четко: низкий уровень отечественного религиозного образования. Что делать было тоже понятно: создать в России крупный научный, образовательный и духовно-просветительский центр. «В этой связи мы выступили с инициативой Болгарской исламской академии», — напомнил Минииханов собравшимся.
По словам президента РТ, академия, будучи созданной, должна обрасти эффективными надстройками. Одна из них — центр межрелигиозного диалога. «Это в наших традициях и весьма актуально для сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия в нашем общем доме», — пояснил Минниханов. Кроме этого, как следовало из президентского доклада — на базе академии может возникнуть совет улемов «для выработки совместных решений по актуальным богословским вопросам». Третью надстройку предложил сменивший Минниханова на трибуне руководитель профильного федерального ведомства Баринов. Он заявил, что поддерживает инициативу главы ДУМ РТ Самигуллина о создании союза мусульманских ученых России. Таким образом, еще не родившееся здание академии заранее обросло тремя дополнительными «этажами». Все этому горячо поаплодировали.
«НЕ ПОДСТАВЬТЕ ПЕРЕД ВСЕМ ИСЛАМСКИМ МИРОМ НАШЕГО ЛИДЕРА НАЦИИ»
Благодушный настрой конференции совершенно неожиданно нарушил шейх, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Хотя начало его речи не предвещало грозы: он поблагодарил Минниханова и «простых татарстанцев» за их вклад в строительство Соборной мечети в Москве, а также напомнил, что 6 октября в храм из Чечни прибыла священная реликвия — волос пророка Мухаммеда, подаренный московским мусульманам Рамзаном Кадыровым. И лишь после этого Равиль хазрат перешел к теме академии.
«Призыв ко всем нам: быть реалистами, — возвысил голос председатель совета муфтиев России, — и очень серьезно задумываться, чтобы нам не подставить президента Татарстана Рустама Минниханова, а он тем самым не подставил бы перед всем исламским миром нашего лидера нации, нашего любимого президента России Владимира Владимировича Путина. Поэтому наша Исламская академия в Болгаре не должна оставаться воскресной школой. У нас должна быть внятная, трезвая, глубокая концепция нашей академии. Если мы хотим, чтобы к нам относились серьезно, у нас должна быть серьезная академия».
По словам шейха, сегодня мы живем в глобальном мире и обмануть красивыми словами никого не удастся. «Если вдруг мы не создадим эту академию, а только на словах будем докладывать Владимиру Путину, что мы ее создали... И вдруг наш президент на каком-нибудь международном мероприятии или встрече заявит, что у нас работает академия, а ему скажут: «Покажите вашу академию». Тогда мы опозоримся и опозорим нашего президента», — резюмировал Равиль хазрат.
Видимо, чувствуя, что дух (а возможно и даже джинн) противоречия и сомнения, овладевший созданием шейха, завел его куда-то не туда, он попытался дать задний ход. Пытаясь смягчить впечатление от сказанного («может, кому-то не нравятся мои слова»), Гайнутдин тут же выразил уверенность, что если за дело возьмутся такие «аксакалы и мудрецы, государственники и хозяйственники», как Шаймиев и Минниханов, проект академии ждет успех. «И здесь, хочу вас заверить, я ваш союзник», — обратился шейх к двум татарстанским лидерам, предыдущему и нынешнему.
Однако «аксакалы» не могли не поднять брошенную им перчатку.
После завершения коференции участники продолжат работу над концепцией нового научного центра в Болгаре |
«ЕСЛИ БЫ БЫЛА ПРОСТАЯ ЗАДАЧА — ЕЕ БЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ РЕШАЛИ»
«Мы простые задачи не решаем, — вступил в полемику с Гайнутдином взявший слово в нарушение регламента Минниханов. — Если бы была простая задача — ее бы другие люди решали». По словам президента РТ, построить здание исламской академии — это несложный вопрос. Труднее решить проблему с ее наполнением и завоеванием международного статуса. Для этого должна быть выстроена целая система. «Пять лет назад в Болгаре была разруха, — напомнил Минниханов. — Ни о какой академии никто даже не помышлял». Так же, по всей видимости, будет и с проектом крупнейшего исламского научного центра. Из сегодняшнего дня невозможно разглядеть, каким он будет, но это не значит, что проект нереальный. «Плоды, наверное, будут собирать другие люди, но кто-то должен и семена посеять», — философски заключил татарстанский президент.
Пафос Минниханова подхватил и Шаймиев. «Мы похожи на людей, которые сомневаются в чем-то? — риторически спросил государственный советник РТ, поглядывая в сторону Гайнутдина. — Во власть со слабыми нервами не ходят. Посмотрите на Иннополис: туда стремятся приехать, чтобы жить и работать, люди со всей России. Когда и где у татар что-то не получалось? У нас даже нет необработанной земли...» Первый президент РТ и председатель фонда возрождения памятников истории также счел уместным привести статистику по мечетям в Татарстане: в начале перестройки их было всего 23, а сейчас — 1,5 тысячи. «Где еще появиться Исламской академии, как не на святой земле Болгара...» — сделал вывод Шаймиев, как известно, приложивший немало усилий для возрождения древнего города.
День в Болгаре завершился подписанием соглашения о сотрудничестве, где свои подписи оставили с одной стороны — президент РТ Минниханов, с другой — руководитель федерального агентства по делам национальностей Баринов.
Сегодня, 9 октября, международная конференция «Мусульманская богословская мысль» завершит свою работу. Но это не помешает ее участникам и дальше работать над концепцией нового научного центра в Болгаре, который уж точно не должен стать копией казанского Российского исламского университета, работая, видимо, по преимуществу (и хотя бы первое время) как академия «послевузовского» образования. А там, нет сомнений, если Москва и Казань взялись за такой амбициозный проект, что здесь может вырасти потенциальный аль-Асхар. По крайней мере, в таком проекте Россия, претендующая на глобальное лидерство, точно нуждается...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 227
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.