Семь названий за семь дней — таков график гастролей в Казани «театра post» из Санкт-Петербурга. Независимую команду возглавляет режиссер Дмитрий Волкострелов, вокруг которого «ломает копья» профессиональное сообщество. Теперь работы художника, занимающегося «адом творчества», смогут оценить в столице Татарстана. А пока «БИЗНЕС Online» побывал на встрече с одним из основателей «театра post» Дмитрием Ренанским, рассказавшим, на каком именно спектакле зрители могут побить режиссера Волкострелова.
«театр post» оказался тем самым «театром не для всех», о котором многие слышали и читали, но получили шанс увидеть воочию только сейчас |
ОДНО ИЗ САМЫХ ЯРКИХ СОБЫТИЙ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА
«Мои оппоненты сражаются не со мной, а с самим фактом существования современного искусства. Я не могу поддержать разговор с человеком, который считает, что «Черный квадрат» Малевича — это досадная оплошность... Это позиция людей, которые живут в своем вымышленном мире и не хотят признавать мир реальный. Они имеют право на свою позицию, но и я не обязан их переубеждать. У нас нет точек пересечения, нет пространства для диалога», — так считает Дмитрий Волкострелов, создатель питерского «театра post». На следующей неделе с работами одного из главных возмутителей спокойствия в отечественном театральном мире сможет познакомиться и казанский зритель. Причем для не избалованного в последнее время яркой гастрольной жизнью города недельное турне «театра post» по модным площадкам столицы Татарстана претендует на то, чтобы войти в число самых ярких событий сезона.
Казань увидит сразу 7 спектаклей 33-летнего Волкострелова, созданных за 5 лет его активной работы и превративших ученика великого Льва Додина в одного из самых обсуждаемых профессиональным сообществом театральных деятелей страны. Организаторы гастролей обещают публике настоящий еxperience, хотя здесь и не покажут самые радикальные опыты режиссера, вроде спектакля «Солдат» по Павлу Пряжко, который состоит из двух фраз и длится пять минут, или спектакля Shoot/Get Treasure/Repeat по циклу Марка Равенхилла, который идет, в зависимости от площадки, от 6 до 8 часов. Но тем не менее работы, показанные в творческой лаборатории «Угол», клубе «Соль» и центре современной культуры «Смена», наверняка привычно для Волкострелова серьезно разделят публику в отношении к увиденному.
Любопытно, что камерные спектакли «великого и ужасного» режиссера из Санкт-Петербурга мало кто видел даже из театральных людей Казани, все-таки у «театра post» нет своей постоянной площадки, да и сам выбор в городе на Неве слишком велик — здесь работают такие звезды, как Додин, Андрей Могучий, Валерий Фокин и Юрий Бутусов. Так что спектакли Волкострелова, несмотря на профессиональные награды, включая «Золотую маску», оказались тем самым «театром не для всех», о котором многие слышали и читали, но получили шанс увидеть воочию только сейчас.
«СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК НИКОГДА НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ»
Накануне в творческой лаборатории «Угол» в качестве своеобразного превью к предстоящим гастролям прошла встреча с одним из сподвижников Волкострелова и отцов-основателей «театра post», известным питерским театральным критиком, автором ИД «Коммерсант» и редактором Colta.ru Дмитрием Ренанским, виртуально по Skype присутствовавшим в аудитории. По его словам, «post’овцы» ждут предстоящей поездки: «Во-первых, мы удаленно следим за тем, что происходит в Казани, о том развитии поискового независимого театра, который здесь есть. Все это ужасно интересно. Во-вторых, мы привозим в Казань практически весь свой репертуар. У нас был единственный опыт, когда мы привозили на фестиваль «Золотая маска в Польше» в Варшаву четыре своих спектакля. Но это четыре, а сюда мы привозим семь спектаклей. И это, конечно, для нас новый и интересный опыт».
В творческой лаборатории «Угол» по Skype прошла встреча с одним из сподвижников Волкострелова и отцов-основателей «театра post», известным питерским театральным критиком Дмитрием Ренанским |
«Волкострелов раздвигает наши границы понимания того, что такое театр и что такое театральное действие, что может быть в театре, чего не может быть в театре», — высказал свое мнение Нияз Игламов, критик и завлит театра им. Камала, выступивший модератором встречи. А основной вопрос состоял в следующем: можно ли считать работы Волкострелова театром? Эта дискуссия, указывает Ренанский, ведется после каждого спектакля режиссера «независимо от степени его радикализма». «Поначалу мы печалились по этому поводу. А потом стало понятно, что это совершенно нормально, это доказывает лишний раз, во-первых, что мы занимаемся чем-то живым, а во-вторых, чем-то, что имеет отношение к современному искусству, — продолжает Ренанский. — Первое видовое свойство современного искусства в самых разных его формах — это то, что каждый раз, сталкиваясь с ним, ты задаешься вопросом: а что это такое? И в первые секунды ты даже не понимаешь — это инсталляция, созданная художником, или музыкальное произведение, созданное композитором, или что-то другое, третье. У замечательного искусствоведа Екатерины Деготь есть прекрасная фраза: «Современный художник никогда не определяет, чем он занимается в данный момент». Он занимается адом творчества».
Неподготовленного зрителя работы «театра post» действительно могут не только удивить, но и оставить в легком недоумении. К примеру, спектакль «Я свободен» вообще обходится без актеров, сам Волкострелов стоит с ноутбуком у пульта и листает слайд-шоу и показывает зрителям 535 фотографий, некоторые из которых сопровождаются подписями. А спектакль «Хозяин кофейни», состоящий из часового эмоционального монолога главного героя, непременно должен играться в пространстве, похожем на ту самую кофейню, в Казани в качестве такого выбран клуб «Соль». Кстати, оба этих спектакля Волкострелов создал в сотрудничестве с драматургом Пряжко. «Главные свои спектакли Волкострелов поставил по текстам Павла Пряжко. Мне кажется, что Пряжко — это великий драматург и великий художник нашего времени. Фигура, может быть, сравнимая с Ларсом фон Триером. И мне обидно, что не все это понимают. В силу того, что он пишет на русском языке, а не на английском», — считает Ренанский.
Говоря о публике «театра post», один из его основателей указывает, что сам театр уже стал определенным брендом, и объяснять, кто такой Волкострелов, аудитории уже не надо. Тем более что питерцы не играют в больших залах, их камерные спектакли рассчитаны на 70 - 80 посадочных зрительских мест. При этом случается всякое. К примеру, как раз во время спектакля «Я свободен» в Красноярске: «Что это за публика — мы не учли. Там был адский скандал, люди на протяжении всего спектакля разговаривали в голос, уходили-приходили и чуть ли не вышли на сцену бить режиссера». По словам Ренанского, находившийся в зале знаменитый режиссер и создатель «Школы драматического искусства» Анатолий Васильев сидел в этот момент с просветленным лицом и «был абсолютно счастлив такому непосредственному воздействию» театрального действа. А вот в Польше: «Жительница Варшавы старшего поколения никак не могла понять, покупая в кассе билеты, почему спектакль играется на какой-то фабрике. Она шла на русский театр, а он, понимаете ли, игрался в бывших заводских цехах».
Сцена из спектакля «Хозяин кофейни» |
В любом случае теперь редкий шанс «побить» режиссера Волкострелова есть и у казанской публики. Правда, Ренанский уверен, что все пройдет без эксцессов: «Мы уверены, что у нового независимого театрального дела в Казани есть своя публика. У нас на этот счет нет никаких опасений или чего-то еще. Мы думаем, что все пройдет очень интересно».
Кстати, по словам директора фонда «Живой город» Инны Ярковой, которая и пригласила театр Волкострелова в столицу Татарстана, бюджет гастролей, стартующих 20 октября, «просто смешной» по сравнению с тем, что могло быть потрачено на аналогичное турне гораздо менее известного репертуарного театра.
По словам директора фонда «Живой город» Инны Ярковой (слева), которая и пригласила театр Волкострелова в столицу Татарстана, бюджет гастролей «просто смешной» |
«РЕКОМЕНДУЮ ЛИ Я СХОДИТЬ НА СПЕКТАКЛИ ВОЛКОСТРЕЛОВА? РАЗУМЕЕТСЯ, ДА»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили значимость предстоящего события для культурной жизни Казани.
Фарид Бикчантаев — художественный руководитель театра им. Камала:
— Сам факт приезда столичных театральных деятелей я бы не стал переоценивать. Не думаю, что Казань и ее культурная жизнь кардинально изменится с приездом Волкострелова и его группы «театр post». Что касается творчества Дмитрия — я с ним знаком. То, чем он занимается, — это по-настоящему эксперимент. То, что он делает с понятием времени в театральном пространстве, безусловно, заслуживает внимания. Рекомендую ли я сходить на спектакли Волкострелова? Разумеется, да.
Сцена из спектакля «Мы уже здесь» |
Диана Сафарова — соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город»:
— Во-первых, все говорят о современном искусстве, и зачастую складывается мнение, что это нечто провокационное, непонятное, лишенное смысла. Этими гастролями мы хотим вступить в прямой диалог с людьми, когда можно будет не только посмотреть, но и спросить: для чего это, зачем, что ребята хотят сказать своими спектаклями? Нам важно донести ту мысль, что за каждым актом есть свой месседж, свое послание, и это послание зачастую не в слове, а в действии. Ждем всех тех, кто ругает, всех тех, кто считает это пустым и ненужным, мы готовы говорить и предельно открыты.
Второе: нам хочется обозначить несколько другой взгляд на театр. Театр, который не развлекает, не учит, не заставляет, а предлагает думать об окружающем мире и в первую очередь о себе. В какой-то момент жизни каждый человек должен обнулиться и что-то осознать, так вот это хороший повод. В-третьих, это будет определенный срез, однозначно, через эти гастроли мы получим какую-то обратную реакцию, неважно, какого свойства она будет, но в любом случае будет понятно, в каком направлении нам нужно двигаться дальше в своей деятельности.
Туфан Имамутдинов — главный режиссер казанского ТЮЗа:
— Не видел ни одного спектакля «театра post», но много слышал о них. Различный театр имеет право на свое существование. Я думаю, что и у «театра post» найдутся свои зрители. Безусловно, это событие для театральной жизни города. Думаю, что все, кому не безразличны проблематика и современное развитие театра в целом, должны побывать ни этих спектаклях. Но мне интереснее узнать мнение обычных зрителей, а не профессионалов на post-драматический театр. Собираюсь прийти на казанские спектакли, это другой опыт.
Справка
График гастрольных спектаклей «театра post» в Казани:
20.10 Мы уже здесь (19:00, «Угол»).
21.10 Запертая дверь (19:00, «Угол»).
22.10 Июль (19:00, «Угол»).
23.10 Я свободен (19:00, «Угол»).
24.10 Хозяин кофейни (19:00, «Соль»).
25.10 Лекция о ничто (18:00, 20.00, «Смена»).
26.10 Лекция о нечто (18:00, 20.00, «Смена»).
Дмитрий Волкострелов родился 17 августа 1982 года, российский актер, режиссер, создатель и руководитель «театра post».
С 1998 по 2002 год учился в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) на кафедре режиссуры и мастерства актера, участвовал в спектаклях театра-студии ДСВ-МГУ. В 2007 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс-студия при Академическом малом драматическом театре — Театре Европы под руководством Льва Додина. С 2006 по 2007 год работал в АМДТ — Театре Европы.
В 2011 году в Санкт-Петербурге основал «театр post» — независимую театральную команду, не имеющую своей площадки и работающую в основном в не театральных пространствах.
Сотрудничал с ведущими российскими театрами: МХТ им. Чехова, Театром наций, Театром на Таганке, ТЮЗом им. Брянцева, Театром.doc. Трижды лауреат Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» в номинации «Лучшая работа режиссера» (2011, 2012, 2013). Лауреат российской национальный театральной премии «Золотая маска» (2013).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.