9.jpg
«театр post» оказался тем самым «театром не для всех», о котором многие слышали и читали, но получили шанс увидеть воочию только сейчас

ОДНО ИЗ САМЫХ ЯРКИХ СОБЫТИЙ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА

«Мои оппоненты сражаются не со мной, а с самим фактом существования современного искусства. Я не могу поддержать разговор с человеком, который считает, что «Черный квадрат» Малевича — это досадная оплошность... Это позиция людей, которые живут в своем вымышленном мире и не хотят признавать мир реальный. Они имеют право на свою позицию, но и я не обязан их переубеждать. У нас нет точек пересечения, нет пространства для диалога», — так считает Дмитрий Волкострелов, создатель питерского «театра post». На следующей неделе с работами одного из главных возмутителей спокойствия в отечественном театральном мире сможет познакомиться и казанский зритель. Причем для не избалованного в последнее время яркой гастрольной жизнью города недельное турне «театра post» по модным площадкам столицы Татарстана претендует на то, чтобы войти в число самых ярких событий сезона.

Казань увидит сразу 7 спектаклей 33-летнего Волкострелова, созданных за 5 лет его активной работы и превративших ученика великого Льва Додина в одного из самых обсуждаемых профессиональным сообществом театральных деятелей страны. Организаторы гастролей обещают публике настоящий еxperience, хотя здесь и не покажут самые радикальные опыты режиссера, вроде спектакля «Солдат» по Павлу Пряжко, который состоит из двух фраз и длится пять минут, или спектакля Shoot/Get Treasure/Repeat по циклу Марка Равенхилла, который идет, в зависимости от площадки, от 6 до 8 часов. Но тем не менее работы, показанные в творческой лаборатории «Угол», клубе «Соль» и центре современной культуры «Смена», наверняка привычно для Волкострелова серьезно разделят публику в отношении к увиденному.

Любопытно, что камерные спектакли «великого и ужасного» режиссера из Санкт-Петербурга мало кто видел даже из театральных людей Казани, все-таки у «театра post» нет своей постоянной площадки, да и сам выбор в городе на Неве слишком велик — здесь работают такие звезды, как Додин, Андрей Могучий, Валерий Фокин и Юрий Бутусов. Так что спектакли Волкострелова, несмотря на профессиональные награды, включая «Золотую маску», оказались тем самым «театром не для всех», о котором многие слышали и читали, но получили шанс увидеть воочию только сейчас.

«СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК НИКОГДА НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ»

Накануне в творческой лаборатории «Угол» в качестве своеобразного превью к предстоящим гастролям прошла встреча с одним из сподвижников Волкострелова и отцов-основателей «театра post», известным питерским театральным критиком, автором ИД «Коммерсант» и редактором Colta.ru Дмитрием Ренанским, виртуально по Skype присутствовавшим в аудитории. По его словам, «post’овцы» ждут предстоящей поездки: «Во-первых, мы удаленно следим за тем, что происходит в Казани, о том развитии поискового независимого театра, который здесь есть. Все это ужасно интересно. Во-вторых, мы привозим в Казань практически весь свой репертуар. У нас был единственный опыт, когда мы привозили на фестиваль «Золотая маска в Польше» в Варшаву четыре своих спектакля. Но это четыре, а сюда мы привозим семь спектаклей. И это, конечно, для нас новый и интересный опыт».

В творческой лаборатории «Угол» по Skype прошла встреча с одним из сподвижников Волкострелова и отцов-основателей «театра post», известным питерским театральным критиком Дмитрием Ренанским
В творческой лаборатории «Угол» по Skype прошла встреча с одним из сподвижников Волкострелова и отцов-основателей «театра post», известным питерским театральным критиком Дмитрием Ренанским

«Волкострелов раздвигает наши границы понимания того, что такое театр и что такое театральное действие, что может быть в театре, чего не может быть в театре», — высказал свое мнение Нияз Игламов, критик и завлит театра им. Камала, выступивший модератором встречи. А основной вопрос состоял в следующем: можно ли считать работы Волкострелова театром? Эта дискуссия, указывает Ренанский, ведется после каждого спектакля режиссера «независимо от степени его радикализма». «Поначалу мы печалились по этому поводу. А потом стало понятно, что это совершенно нормально, это доказывает лишний раз, во-первых, что мы занимаемся чем-то живым, а во-вторых, чем-то, что имеет отношение к современному искусству, — продолжает Ренанский. — Первое видовое свойство современного искусства в самых разных его формах — это то, что каждый раз, сталкиваясь с ним, ты задаешься вопросом: а что это такое? И в первые секунды ты даже не понимаешь — это инсталляция, созданная художником, или музыкальное произведение, созданное композитором, или что-то другое, третье. У замечательного искусствоведа Екатерины Деготь есть прекрасная фраза: «Современный художник никогда не определяет, чем он занимается в данный момент». Он занимается адом творчества».

Неподготовленного зрителя работы «театра post» действительно могут не только удивить, но и оставить в легком недоумении. К примеру, спектакль «Я свободен» вообще обходится без актеров, сам Волкострелов стоит с ноутбуком у пульта и листает слайд-шоу и показывает зрителям 535 фотографий, некоторые из которых сопровождаются подписями. А спектакль «Хозяин кофейни», состоящий из часового эмоционального монолога главного героя, непременно должен играться в пространстве, похожем на ту самую кофейню, в Казани в качестве такого выбран клуб «Соль». Кстати, оба этих спектакля Волкострелов создал в сотрудничестве с драматургом Пряжко. «Главные свои спектакли Волкострелов поставил по текстам Павла Пряжко. Мне кажется, что Пряжко — это великий драматург и великий художник нашего времени. Фигура, может быть, сравнимая с Ларсом фон Триером. И мне обидно, что не все это понимают. В силу того, что он пишет на русском языке, а не на английском», — считает Ренанский.

8.jpg

Говоря о публике «театра post», один из его основателей указывает, что сам театр уже стал определенным брендом, и объяснять, кто такой Волкострелов, аудитории уже не надо. Тем более что питерцы не играют в больших залах, их камерные спектакли рассчитаны на 70 - 80 посадочных зрительских мест. При этом случается всякое. К примеру, как раз во время спектакля «Я свободен» в Красноярске: «Что это за публика — мы не учли. Там был адский скандал, люди на протяжении всего спектакля разговаривали в голос, уходили-приходили и чуть ли не вышли на сцену бить режиссера». По словам Ренанского, находившийся в зале знаменитый режиссер и создатель «Школы драматического искусства» Анатолий Васильев сидел в этот момент с просветленным лицом и «был абсолютно счастлив такому непосредственному воздействию» театрального действа. А вот в Польше: «Жительница Варшавы старшего поколения никак не могла понять, покупая в кассе билеты, почему спектакль играется на какой-то фабрике. Она шла на русский театр, а он, понимаете ли, игрался в бывших заводских цехах».

Сцена из спектакля «Хозяин кофейни»

В любом случае теперь редкий шанс «побить» режиссера Волкострелова есть и у казанской публики. Правда, Ренанский уверен, что все пройдет без эксцессов: «Мы уверены, что у нового независимого театрального дела в Казани есть своя публика. У нас на этот счет нет никаких опасений или чего-то еще. Мы думаем, что все пройдет очень интересно».

Кстати, по словам директора фонда «Живой город» Инны Ярковой, которая и пригласила театр Волкострелова в столицу Татарстана, бюджет гастролей, стартующих 20 октября, «просто смешной» по сравнению с тем, что могло быть потрачено на аналогичное турне гораздо менее известного репертуарного театра.

По словам директора фонда «Живой город» Инны Ярковой (слева), которая и пригласила театр Волкострелова в столицу Татарстана, бюджет гастролей «просто смешной»

«РЕКОМЕНДУЮ ЛИ Я СХОДИТЬ НА СПЕКТАКЛИ ВОЛКОСТРЕЛОВА? РАЗУМЕЕТСЯ, ДА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили значимость предстоящего события для культурной жизни Казани.

Фарид Бикчантаев — художественный руководитель театра им. Камала:

— Сам факт приезда столичных театральных деятелей я бы не стал переоценивать. Не думаю, что Казань и ее культурная жизнь кардинально изменится с приездом Волкострелова и его группы «театр post». Что касается творчества Дмитрия — я с ним знаком. То, чем он занимается, — это по-настоящему эксперимент. То, что он делает с понятием времени в театральном пространстве, безусловно, заслуживает внимания. Рекомендую ли я сходить на спектакли Волкострелова? Разумеется, да.

Сцена из спектакля «Мы уже здесь»

Диана Сафарова — соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город»:

— Во-первых, все говорят о современном искусстве, и зачастую складывается мнение, что это нечто провокационное, непонятное, лишенное смысла. Этими гастролями мы хотим вступить в прямой диалог с людьми, когда можно будет не только посмотреть, но и спросить: для чего это, зачем, что ребята хотят сказать своими спектаклями? Нам важно донести ту мысль, что за каждым актом есть свой месседж, свое послание, и это послание зачастую не в слове, а в действии. Ждем всех тех, кто ругает, всех тех, кто считает это пустым и ненужным, мы готовы говорить и предельно открыты.

Второе: нам хочется обозначить несколько другой взгляд на театр. Театр, который не развлекает, не учит, не заставляет, а предлагает думать об окружающем мире и в первую очередь о себе. В какой-то момент жизни каждый человек должен обнулиться и что-то осознать, так вот это хороший повод. В-третьих, это будет определенный срез, однозначно, через эти гастроли мы получим какую-то обратную реакцию, неважно, какого свойства она будет, но в любом случае будет понятно, в каком направлении нам нужно двигаться дальше в своей деятельности.

Туфан Имамутдинов — главный режиссер казанского ТЮЗа:

— Не видел ни одного спектакля «театра post», но много слышал о них. Различный театр имеет право на свое существование. Я думаю, что и у «театра post» найдутся свои зрители. Безусловно, это событие для театральной жизни города. Думаю, что все, кому не безразличны проблематика и современное развитие театра в целом, должны побывать ни этих спектаклях. Но мне интереснее узнать мнение обычных зрителей, а не профессионалов на post-драматический театр. Собираюсь прийти на казанские спектакли, это другой опыт.