Клиенты банка «Город», имеющего 12 отделений в Татарстане, сообщили «БИЗНЕС Online», что не могут получить деньги и провести платежи. Не смог обналичить свой вклад и корреспондент нашего издания. Сам банк ушел в глухую оборону и ситуацию не комментирует. Между тем возникновению сложностей в кредитной организации, предлагающей едва ли ни самые высокие ставки по депозитам в регионе, предшествовала проверка ЦБ и смена предправления.
Возникновению сложностей в банке предшествовала проверка ЦБ и смена предправления |
ДЕНЬГИ ВЫДАЛИ ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С УПРАВЛЯЮЩИМ
Банк «Город» не выдает средства по вкладам. С такой жалобой в редакцию «БИЗНЕС Online» обратилась Рузиля Мухаметвалеева, не сумевшая 28 октября получить вклад в отделении на Сыртлановой, 16 в Казани. «Предложили записаться для того, чтобы забрать денежные средства в понедельник, то есть 2 ноября. После разговора позвонила в Москву в головной офис, девушка сообщила, что у банка сменился руководитель и у них распоряжение не выдавать денежные средства, что больше у них нет никакой информации».
Деньги вчера все-таки выдали, но только после того, как Мухаметвалеевой удалось лично поговорить с управляющим, рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». Вклад, по ее словам, пришлось закрывать досрочно, поскольку средства понадобились в экстренном порядке. Она успела обратиться и в Центральный банк, но реакция регулятора, понятно, последует нескоро. Да и осадочек после таких «приключений», мягко говоря, остался.
Чтобы выяснить глубину проблемы со снятием вкладов, корреспондент «БИЗНЕС Online», имеющий личный вклад в этом банке, отправился в головное отделение на Восстания, 58. На счете была относительно небольшая, до 50 тыс. рублей, сумма, однако истребовать ее вчера не получилось. За деньгами предложили прийти... не раньше 5 ноября. Вместе с тем особой паники тоже не обнаружилось: клиенты не выстроились в разъяренную очередь, персонал ведет себя совершенно спокойно. В отличие, к примеру, от ситуации с банком «Рост», когда у него были проблемы.
В МОСКВЕ ВОЗНИКЛИ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Сегодня утром в допофисе банка на улице Университетской корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили, что вклады выдаются «в обычном режиме». Правда, если сумма крупная — более 200 тыс. рублей, клиент должен позвонить и предупредить заранее — лучше за пару дней. «Вдруг сразу придет много посетителей, и у нас в наличии не будет необходимой суммы», — объяснила сотрудница банка.
Кассир-операционист рассказала, что в конце прошлой недели в учреждении действительно возникли «технические проблемы», были трудности с зачислением платежей. Но во вторник все наладилось. «Это не связано с нашим отделением, какие-то неполадки в Москве возникли, — уточнила она. — Затрудняюсь сказать, что именно произошло. Но примерно со вторника уже все нормально. Только что мужчина отправил деньги, дошли без проблем».
Однако это «без проблем» разбивается о рассказ директора ООО «Медиастар» Юлии Залалдиновой. Компания обслуживается в Зеленодольском офисе. 26 октября были отправлены две платежки по НДС и налогу на прибыль на общую сумму примерно 1,3 млн. рублей. «Платежки не проведены до сих пор, нам грозят штрафы за просрочку», — сообщила Залалдинова корреспонденту «БИЗНЕС Online». До начальства филиала, по ее словам, дозвониться невозможно, ссылаются то на командировки, то на совещания, а штрафы считаются по ставке рефинансирования в зависимости от просрочки. «Операционисты ссылаются на некие технические проблемы, говорят, что закрытия и ликвидации не будет и 2 числа работа восстановится, — объяснила директор «Медиастара». — Но сейчас мы будем, конечно, жаловаться и в Центробанк, писать письма, истребовать свои убытки». В этом банке компания обслуживается около года — предложили привлекательные тарифы, этим и объясняется переход из другого банка, добавила Залалдинова.
«БИЗНЕС Online» направил запрос в центральный офис банка в Москве, его получение подтвердила Вероника Морозова. Однако ответ сегодня получен не был. В Центральном банке РФ в ответ на запрос редакции сообщили: «Банк России не комментирует действующие банки».
Отметим, что сложности в банке совпали по времени со сменой руководства: 16 октября вместо Станислава Кулагина, возглавлявшего банк с апреля 2013 года, исполняющим обязанности предправления стал один из акционеров — Владимир Генералов.
Эксперты портала «Банки.ру» указывают, что большая часть пассивов «Города» приходится на депозиты физлиц (свыше 52%, или 11,04 млрд. рублей). При этом в структуре активов преобладает корпоративный кредитный портфель, который составляет более 63% (13,4 млрд. рублей). Качество этого портфеля вызывает вопросы: «В последние месяцы банк значительно увеличил уровень резервирования с 5,8 процента до 16,4 процента, что вполне могло быть сделано согласно предписаниям ЦБ по итогам проверки банка в июне текущего года», — делают вывод аналитики.
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее |
«СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ И НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ НА ПРОВОКАЦИИ»
Как выяснилось, мы в Казани оказались не одиноки в своих тревогах и волнениях. Первое сообщение о проблемах в «Городе» на крупнейшем банковском портале страны «Банки.ру» появилось еще 26 октября. Пользователь zuknah писал: «У банка серьезные проблемы с платежами из-за недостаточности денежных средств, банк «Город» не проводит платежи с расчетных счетов клиентов. Наш клиент не может перевести нам сумму в 6,5 миллионов рублей с 21 [октября]. Будьте внимательнее с расчетами в этом банке!»
В тот же день последовала весьма нервная реакция банка. «26 октября на сайте информационного портала была опубликована статья с непроверенной авторами портала и не подтвержденной банком информацией, — писали авторы. — Сотрудники службы безопасности в настоящее время проводят расследование и ищут заказчиков материала и авторов слухов для привлечения к ответственности в соответствии со статьей 152, пункты 2, 4 - 5, 8 - 9, 11 ГК РФ».
Согласно этому заявлению, банк «как выполнял свои обязательства перед клиентами, так и выполняет», а все его офисы работают в обычном режиме, кассы же и банкоматы регулярно подкрепляются наличностью. «Рекомендуем всем клиентам сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации», — в духе предвоенных газетных статей заканчивалось сообщение.
«У нас произошел технический сбой, который сейчас устраняется, — заявили порталу «Банки.ру» в кол-центре «Города». — Мы должны его устранить, и переводы будут осуществляться». Сбой произошел 21 октября, уточнили в банке, не указав, однако, в какие сроки он будет устранен.
Сам банк еще 16 октября на своем сайте предупреждал о возможности «некорректной работы» банкоматов 16 и 17 октября 2015 года. В качестве причины «Город» указал перебои в работе процессингового центра АО «КОКК» («Компания объединенных кредитных карточек», входит в группу «Глобал Пейментс»). «Процессинговая компания работает над устранением проблемы в максимально сжатые сроки», — заверили тогда в кредитной организации.
Особой паники в банке нет: клиенты не выстроились в разъяренную очередь, персонал ведет себя совершенно спокойно |
«ПЛАТЕЖИ НЕ ПРОХОДЯТ — ТУШИ СВЕТ, СЛИВАЙ ВОДУ»
Однако уже 28 октября пользователи продолжили вываливать все новую и новую информацию, жалуясь на зависшие деньги, причем суммы порой превышали миллион. «Управляющая ДО города Королева (Московская область) предоставила информацию 26.10.2015 года, что банк продан, информация 27.10.2015 года с 12 часов — прекращают работать банкоматы банка», — сообщил syslik. «Не могу ничего оплатить с зарплатной карты с утра 28 октября. С вечера банкоматы банка и банков партнеров отказываются выдавать наличные... В службе объединенной расчетной системы сообщили, что платежи с моей карты блокирует банк», — тревожился юзер hakuhakuji. «В филиале делала запрос на выдачу вклада по телефону. Сказали, что смогут отдать 28.10 сумму. Позвонила 27.10, но сказали, что денег нет. 27.10 написала заявление в центральный офис. Заявление приняли, поставили входящий номер, но когда можно приехать за вкладом, не говорят», — писала Юла76 из подмосковного Реутова.
Любопытно, что не назвавшие себя сотрудники банка «Город» нашли время разместить упомянутое «опровержение» в комментариях к новости о технических сбоях. Ответила им главный редактор «Банки.ру» Наталья Романова. Она справедливо заметила, что раз уж на официальном сайте банка нет контактов пресс-службы, то журналисты отправили запрос на почту anoprieva@bankgorod.ru, куда клиентам предлагается обращаться по всем вопросам качества обслуживания. «Госпожажа Аноприева со вчерашнего дня не исполняет обязанности заместителя председателя правления, поэтому и не отвечает. Впрочем, в банке практически все руководство стремительно меняется, тут не до ответов на запросы», — поделился инсайдом пользователь с ником Матрос в тельняшке. Уточним, что на сайте кредитной организации вообще не указан зампред правления с такой фамилией. «Мы попали на 7 миллионов. Платежи не проходят — туши свет, сливай воду. Управляющий скрывается», — затосковал motors76.
«Город» выкупил банк «Ипотека-Инвест» у экс-председателя Нацбанка РТ Евгения Богачева и его дочери Ольги Ахсановой |
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ «ИПОТЕКИ-ИНВЕСТА»
Заметим, что банк «Город» регулярно входит в число лидеров рейтинга доходности депозитов «БИЗНЕС Online». В октябре он занял четвертую строчку в «основном зачете», установив ставку 12,5% для годовых вкладов. Любопытно, что при этом «Город» на 11 октября предлагал клиентам самую высокую ставку в Татарстане (12,33%) по трехмесячным депозитам. Обычно это означает, что кредитной организации очень нужны «короткие» деньги — нечто подобное мы наблюдали в конце 2014 года, когда проценты по трех- и шестимесячным вкладам заметно обгоняли предложения по годовым. Кстати, в январе именно «Город» лидировал в трех номинациях рейтинга, отстав только на полугодовом отрезке.
Что собой представляет «Город»? Это небольшой московский банк, который зародился в далеком 1994-м, а 4 года назад перебрался в столицу России. Тогда же, в конце 2011 года, он купил один из старейших, хоть и не слишком крупный банк в Татарстане — АКБ «Ипотека-Инвест». Также известен он был тем, что в последние годы существования главными бенефициаром банка были структуры и люди, близкие к председателю Национального банка РТ Евгению Богачеву. В число акционеров ЗАО «Ипотека-Инвест» по состоянию на середину 2011 года входили, например, баскетбольный клуб «УНИКС» и дочь Богачева Ольга Ахсанова.
«Ипотека-Инвест» превратился в местный филиал «Города» (два других находятся в Санкт-Петербурге и Тюмени), и далеко не последний: большинство офисов банка расположены в Московском регионе и Татарстане. Собственная сеть банкоматов и терминалов насчитывает более 90 единиц, а численность персонала составляет около 540 человек.
Шесть дополнительных офисов банка «Город» находятся в Казани, включая центральный. По одному в Альметьевске, Зеленодольске, Лениногорске. Два — в Набережных Челнах. Одно отделение в Казани имеет статус филиала банка «Город» (АО) в РТ. Итого — 11 допофисов и 1 филиал.
По последней официальной информации, акционерами банка являются 9 человек, четверо из которых прописаны в Крыму, трое — в Минске и два — в Московском регионе. Каждому принадлежит от 4,75% до 8,92% акций, причем только один из них входит в руководство организации — это, как мы уже писали, и. о. председателя правления Владимир Генералов. Еще тремя пакетами владеют российские ЗАО «ИК «Базовый капитал» (7,37%) и «Инвестиционное бюро» (9,24%), а также самый крупный акционер — Zar Enterprise International Limited родом из Гонкгонга (9,99%).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.