Депутаты Госдумы приняли бюджет на 2016 г. в первом чтении большинством голосов. За принятие документа проголосовали - 239, против - 151 депутатов

«СЕЗОННЫЙ СПРОС НА НАЛИЧНЫЕ» ИЛИ ПРЕДДВЕРИЕ ГИПЕРИНФЛЯЦИИ?

Таких бюджетов не принималось с конца прошлого века. Только в 1990-е Дума с большим скрипом одобряла главные финансовые документы страны с большим дефицитом, причем было не вполне ясно, из каких источников его финансировать. Вот и теперь: доходы запланированы в размере 13,7 трлн. рублей, а расходы предложено нарастить до 16,1 триллиона. Дефицит составит 2,4 трлн. рублей или 3% ВВП страны. Последний раз схожий по размеру дефицит федерального бюджета был зафиксирован по итогам катастрофического для российской экономики 1998 года. Тогда расходы федерального бюджета превысили доходы на 3,3% ВВП. Причем речь шла о кассовом исполнении бюджета. На этот раз 3-процентный дефицит — это прогноз, который может и не сбыться.

Причем, по мнению большинства экспертов, не сбудется он, скорее всего, в сторону сокращения доходов, а не их увеличения, как это не раз бывало в 2000-е, когда правительство России неоднократно закладывало в проекты бюджетов явно заниженный уровень сбора налогов и таможенных платежей. Теперь же сам министр финансов РФ Антон Силуанов признает, что налогов в 2016 году могут и не добрать. «В следующем году 2,1 триллиона рублей будет использовано из резервного фонда, и если сложится макроэкономическая ситуация такая, как заложено в прогнозе, то около 1 триллиона рублей у нас останется в резервном фонде на конец следующего года. Тем не менее, конечно, мы видим риски исполнения бюджета. В первую очередь это цена на нефть — более низкая, чем мы предусматривали в прогнозе. Только эта позиция дает нам риски на сокращение доходов на триллион рублей», — огорчил он депутатов, презентуя накануне в Госдуме федеральный бюджет на следующий год.

Так что не исключена ситуация, при которой к концу следующего года резервный фонд опустеет. Как сообщал «БИЗНЕС Online», Силуанов ранее не исключал такой возможности. «В этом году мы на 2,6 триллиона рублей сократим объем наших резервов, — заявил глава федерального минфина во время бюджетных слушаний в Совете Федерации, состоявшихся в конце октября. — Это больше чем наполовину. Все это означает, что 2016 год станет последним, когда мы сможем тратить резервы, дальше у нас таких ресурсов не будет».

Что произойдет, когда резервы иссякнут? Ответ был получен во время принятия бюджета РФ в первом чтении. «Мы сейчас работаем над новым бюджетным правилом, которое приостановили на 2016 год, оно должно учитывать новую ситуацию на мировых рынках нашего основного сырья. Новое правило предусматривает изъятие сверхдоходов при цене свыше 50 долларов за баррель», — сообщил Силуанов. Речь идет о том, чтобы вновь зачислять в резервный фонд все налоговые и таможенные сборы с нефти и нефтепродуктов со стоимости барреля нефти, превышающей $50. В противном случае, по мнению министра финансов, придется запускать на полную мощь печатный станок. Дефицит бюджета будет финансировать Центробанк, это разгонит инфляцию, покрывать которую придется опять же за счет эмиссии. Такую картину мы наблюдали в начале 90-х. Называется она гиперинфляцией с едва ли не ежедневным переписыванием ценников в магазинах.

Более того, депутаты уже заподозрили финансовые власти в подготовке такого сценария. Представитель ЛДПР Ярослав Нилов поставил вопрос ребром. Правда ли, спросил он выступавшую в Думе главу ЦБ Эльвиру Набиуллину, что Банк России печатает крупные партии наличности, готовясь к гиперинфляции с последующей деноминацией рубля? Эльвира Сахипзадовна стойко держала удар, заявив, что речь идет об обычном сезонном спросе на наличные деньги. Дескать, под Новый год покупателям требуется больше наличности. Впрочем, до конца развеять опасения депутатов ей, похоже, так и не удалось.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ $40 ЗА БАРРЕЛЬ?

Еще более острые споры вызвали ключевые параметры бюджета и прежде всего заложенная в нем цена барреля российской нефти в размере $50. Силуанов признал, что сегодня цена барреля нефти российской эталонной марки Urals опустилась до $41. То есть заложенная в бюджет прогнозная цена на следующий год на 20% превышает текущую. С учетом планируемого дефицита в 2,4 трлн. рублей такая существенная ошибка в прогнозе стоимости черного золота может привести к краху всю бюджетную политику.

Андрей Макаров: «Давайте не будем себя обманывать. На сегодня цена на нефть на 10 долларов меньше, чем та, которая заложена в бюджете»

Масла в огонь подлил председатель бюджетного комитета Госдумы единоросс Андрей Макаров. Призвав голосовать за бюджет в первом чтении, он тем не менее усомнился в одном из его ключевых параметров. «Какая сегодня цена на нефть? В бюджете она заложена 50 долларов. Очень часто говорят, что она сегодня 50, — начал пояснять ситуацию Макаров. — 45 — это Brent. По Urals — нашему основному сорту — сегодня цена — 40,37 доллара за баррель. Поэтому давайте не будем себя обманывать. На сегодня цена на нефть на 10 долларов меньше, чем та, которая заложена в бюджете». Глава комитета также напомнил о, скорее всего, предстоящем в декабре повышении ставки ФРС США, которое приведет к оттоку капиталов с развивающихся рынков, и проблемах в экономике Китая, ведущих к снижению глобального спроса на сырье. Ну и наконец Макаров вспомнил о скором снятии санкций с Ирана и возвращении его нефти на мировой рынок.

На последнем факторе хрупкости всей бюджетной конструкции стоит остановиться отдельно. Своего часа ждут танкеры, в которых находится 40 млн. баррелей иранской нефти. Скорее всего, уже в декабре эти объемы начнут поступать на мировой рынок, подняв предложение на 1,5 млн. баррелей в сутки. По оценке Макарова, это может отнять из цены российской нефти еще $10 за баррель, опустив ее до $30. Все это делает бюджет на следующий год весьма шатким. Тем не менее глава комитета по бюджету призвал голосовать за него, обещая серьезную переработку во втором чтении.

СПАСУТ ЛИ РЕГИОНЫ 170 МЛРД. КРЕДИТНЫХ РУБЛЕЙ?

Уже совершенно очевидно, вокруг чего будут ломаться копья во время второго чтения бюджета, запланированного на 2 декабря. Минимум каждый второй вопрос министру финансов РФ во время прений в Госдуме был посвящен федеральным дотациям регионам. Некоторые выступающие придавали вопросу явную политическую окраску и едва ли не предрекали распад России. Наиболее жестко выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Этот бюджет подрывает единство страны», — напугал собравшихся лидер коммунистов. А отдельно для разработчиков бюджета подчеркнул: «Вам президент этого не простит, когда он разберется во всех деталях». По мнению Геннадия Андреевича, урезание дотаций регионам (для Татарстана секвестр, по словам министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, уже обошелся в 1 млрд. рублей) «плодит сепаратизм», что идет вразрез с усилиями президента России по укреплению единства страны.

Геннадий Зюганов: «Этот бюджет подрывает единство страны»

В цифрах проблема сокращения субсидий субъектам РФ выглядит следующим образом. В номинальном выражении размер трансфертов в следующем году уменьшится почти на 4%. При этом в ценах 2014 года (то есть с поправкой на инфляцию) помощь федерального центра субъектам упадет на 17,7%. Под нож пускаются такие программы, как переселение граждан из ветхого жилья, индексация материнского капитала, зарплат бюджетников. Индексация пенсий пока ограничивается 4%. Соответственно, обнуляются и все федеральные дотации регионам на эти цели.

Самой острой в этих условиях оказывается долговая проблема регионов. В будущем году им предстоят выплаты по долгам в размере 400 млрд. рублей. При этом общий размер задолженности регионов возрастет с нынешних 2,1 трлн. рублей до 2,6 трлн. до конца 2016 года. При этом совокупный долг регионов, включая муниципальный, к концу этого года достигнет 3 трлн. рублей. В половине регионов долги достигают 60% доходов, а в 12 — превышают 100% доходов. Под давлением регионов и депутатов Госдумы правительству РФ пришлось пойти на резкое увеличение бюджетных кредитов регионам. В проекте бюджета-2016 они планировались лишь в размере 140 млрд. рублей, что более чем вдвое меньше прошлогоднего уровня. В итоге решено сохранить бюджетные кредиты на прошлогоднем уровне, добавив регионам еще 170 млрд. кредитных рублей. Как говорится, почувствуйте разницу: ставка по коммерческим кредитам для регионов составляет 14 - 15% годовых, а по кредитам федерального правительства — 0,1%. И тем не менее Силуанову с трудом удавалось отбиваться от требований депутатов немедленно облегчить долговое бремя субъектов РФ. Министр финансов согласился с предложением выдавать бюджетные кредиты в начале года, однако категорически отверг требование попросту списать региональные долги перед федералами или заморозить их выплату до 2020 года. «Это будет плохой прецедент, будет дан сигнал, что можно не рассчитываться по своим долгам», — заявил Силуанов. При этом он не исключает, что бюджетные кредиты будут рефинансированы.

Наконец, еще одним «пряником» для регионов в новом бюджете станет выделение 54 млрд. рублей в качестве компенсации выпадающих доходов нефтедобывающих регионов в связи с отказом Москвы снижать ставку вывозной пошлины на нефть с 42% до 36%. Силуанов накануне еще раз подтвердил обещание выделить регионам эту сумму. Впрочем, конкретика, в том числе и связанная с общим размером федеральных дотаций и кредитов регионам, появится после ключевого, второго чтения бюджета. Судя по вчерашнему обсуждению, в начале декабря накал эмоций в Госдуме может зашкалить.

«Пряником» для регионов в новом бюджете станет выделение 54 млрд. руб. в качестве компенсации выпадающих доходов нефтедобывающих регионов в связи с отказом Москвы снижать ставку вывозной пошлины на нефть с 42% до 36% (на фото в центре депутат ГД от РТ Фатих Сибагатуллин)

«ОБСЛУЖИВАТЬ КРЕДИТЫ РЕГИОНЫ НЕ МОГУТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» сомневаются в возможности Москвы решить долговые проблемы всех регионов.

Михаил Хазин — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон»:

— Может ли снижение цены на нефть повлиять на снижение расходных статей бюджета — вопрос сложный. Потому что средняя цена за год — это именно средняя цена за год, а вовсе не какое-то одноразовое ее значение. По моим прикидкам, среднегодовая цена на нефть в 2016 году должна быть порядка 60 долларов за баррель. Поэтому я склонен считать, что цифра 50, заложенная в бюджете, достаточно реалистична. А локальные спады бывают... Относительно же займов регионам и компенсации нефтедобывающим регионам выпадающих доходов из-за перераспределения нефтегазовой ренты, думаю, что каким-то субъектам эти меры помогут помочь избежать дефолта, но в общем и целом проблема останется. Как они ее будут решать глобально, я не знаю. Дело в том, что минфин довольно долго считал, что субъекты должны закрывать свои дыры в бюджетах, беря кредиты. Но сейчас уже стало понятно, что обслуживать эти кредиты регионы не могут. Как они будут выкручиваться, я не знаю. Наиболее значительные дыры закроет минфин дополнительными бюджетными деньгами. А как будет дальше, я не могу предположить.

Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:

— Я думаю, что сокращения расходных статей в бюджете РФ из-за падения цен на нефть очень вероятны. Насколько они будут масштабны — это сложный вопрос, мне нужно посмотреть цифры. Кроме этого, это будет сильно зависеть от того, какими будут среднегодовые цифры на нефть в следующем году. Если же говорить об увеличении федеральных займов регионам и компенсации нефтедобывающим регионам выпадающих доходов из-за перераспределения нефтегазовой ренты, то кому-то они, может, и помогут. Тем, кто имеет более толстую «подушку безопасности», если она есть. Или тем, кто уже сократил расходы. Надо детально разбираться, кому именно пойдут эти деньги и как ситуация будет складываться в каждом конкретном регионе.

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Пока паниковать рано. Необходимо понимать, что котировки, как и ситуация на рынке нефти, меняются каждый день, предсказать точно, какая цена будет в следующем году, не может никто. Если сегодня за баррель Brent дают 45 долларов, это не значит, что в январе 2016 года она не будет стоить 50 долларов. Кроме того, это базовый сценарий, безусловно, в минфине и иных ведомствах есть определенный план действий на случай, если ситуация отклонится от базового сценария в ту или иную сторону. Пересмотреть бюджет никогда не поздно. И если это действительно понадобится, то это можно будет сделать и в 2016 году. Что же до поддержки регионам... Хватит этих денег или нет — будет зависеть от того, будет ли экономика регионов развиваться запланированными темпами. Если кризис усугубится, то государство может просчитаться.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам»:

— Я ожидаю, что дисконт Urаls к Brent будет постепенно сокращаться от нынешних максимумов. Да и в целом средние цены на нефть в следующем году могут даже подрасти выше 50 - 55 долларов за баррель. Этот ценовой уровень примерно соответствует нынешнему уровню себестоимости большинства нефтяных месторождений во всем мире и является сильным уровнем поддержки для котировок. Активизация межбюджетных трансфертов должна сбалансировать бюджеты регионов. Таким образом, им не придется делать новые займы, которые сильно подорожали из-за роста процентных ставок в экономике. Тем не менее в среднесрочной перспективе я негативно воспринимаю рост объема транфертов, так как данный механизм крайне непрозрачен и ведет к усилению совокупных рисков всей бюджетной системы РФ.