В первой части своего экологического блога на «БИЗНЕС Online» имам австралийской диаспоры татар Булат хазрат Ишмухаметов рассказал о том, какие воспоминания ему навеяла установка районными властями Казани мусорных контейнеров для сортировки пластика. Во второй части Булат хазрат раскрывает основные проблемы экологии Австралии. На Зеленом континенте, оказывается, не все так легко, как может показаться на первый взгляд.
Аделаида буквально утопает в зелени |
ВОДА
Одна из главных проблем для Австралии — нехватка пресной воды. Австралия считается самым засушливым континентом. Пустыня занимает большую ее часть. А самая полноводная река континента вполне сравнима с нашей Казанкой. Откуда же берется вода на миллионную Аделаиду? Ее накапливают зимой. С июня по сентябрь в Южной Австралии идут проливные дожди. Иногда дождь может лить не переставая несколько дней. Чтобы сберечь воду в горах, созданы плотины и гигантские искусственные озера. Эту воду и пьют в течение года жители Аделаиды. Естественно, многое делается для сохранения воды. Многие австралийцы устанавливают большие танкеры для сбора дождевой воды — на 10 и 20 тонн (минусовой температуры здесь не бывает). Почти все школы и госучреждения имеют такие системы для полива своих цветников и газонов.
Бурить скважины в своих домохозяйствах или на фермах здесь строго-настрого запрещено. Все ресурсы считаются общим достоянием нации, а вода на засушливом континенте — один из главных ресурсов. На воду существует лимит. Каждое домохозяйство имеет уличный счетчик, доступ к которому открыт для инспекторов. И при превышении лимита вам придется заплатить штраф в $50. Сумма штрафа растет пропорционально количеству «лишних» кубометров. В засушливое лето 2012-го года временно был введен запрет на мойку машин.
При таком дефиците влаги не устаешь удивляться тому, что Аделаида буквально утопает в зелени. Парков и скверов здесь очень много. Все дело в том, что система полива продумана до мелочей. Как правило, полив почти везде капельный. Здесь не расходуют воду, поливая всю землю вокруг растения, а доставляют ее прямо к корню. Специальные шланги и трубочки проложены и в общественных парках, и в частных полисадниках. Большинство этих систем автоматизировано. Компьютеру задается необходимый уровень влажности, который он поддерживает в почве у корней растения. Для того чтобы драгоценная влага не испарялась, все цветники и земля под деревьями покрыты слоем мульчи или деревянных опилок. К этому делу австралийцы тоже подошли с выдумкой и покрасили опилки в разные цвета, так что однообразия нет даже в оформлении клумб.
Монтаж пластиковых баков для сбора дождевой воды |
С недавнего времени многие газоны и цветники в парках поливаются очищенной канализационной водой. Специальные системы фильтрации установлены там же — в парках, на всеобщее обозрение. Счетчик с большим циферблатом показывает, сколько тонн воды очистила система, а значит, сэкономила денег налогоплательщиков.
И еще одно замечание про парки. Во всех из них имеются в большом количестве урны и бесплатные (!) туалеты (это ли не забота об экологии!). На ночь уборные, как правило, закрываются — хулиганы и вандалы есть везде.
ОШИБКИ, КОТОРЫХ ИЗБЕЖАТЬ НЕ УДАЛОСЬ
О других экологических проблемах я знаю скорее не из личного житейского опыта, а из новостей и газет. Австралийцы считают тему экологии, пожалуй, самой важной для себя. Поэтому эти вопросы активно обсуждаются в обществе. Отчасти это связано с тем, что они уже обожглись на данной теме и стараются не повторять своих ошибок. Местная природа уникальна и восстанавливается очень медленно и тяжело. Ниже — несколько подобных примеров.
Так, к примеру, всем известен случай с завозом кроликов в Австралию. Их бесконтрольное размножение привело к уничтожению многих фермерских хозяйств. Популяция кроликов превысила 20 млн. особей. Похожий эффект имел и завоз некоторых растений, которые стали сорняками и буквально вытеснили местную флору. Поэтому сейчас в аэропортах Австралии введен очень жесткий ветеринарный контроль. Всех прилетающих и их багаж обязательно обнюхивает обученная собака. Только она ищет не наркотики, а пищу и вещи из природных материалов. К примеру, без особого контроля нельзя завозить изделия из дерева (в них могут быть личинки новых жучков), а лишних насекомых и так в Австралию завезли уже предостаточно!
В самой Южной Австралии бед наделали с главной рекой Аделаиды — Торренс. Из меркантильных соображений власти города поменяли (выпрямили) русло реки. Однако эффект получился обратный. Река отказывалась течь по новой ложбине, стала заболачиваться. И теперь ежегодно власти города тратят огромные суммы на работу установок по насыщению воды кислородом.
Пару лет назад много шума наделала идея властей Тасмании исключить знаменитые леса Рейнфорест из объектов природного наследия ЮНЕСКО. Бизнесмены планировали начать здесь частичную вырубку под обещания посадки новых деревьев. Однако «гринписовцы» не допустили этот проект к реализации. К слову, в 2014 - 2015 годах в Австралии действует программа «20 миллионов деревьев». Именно столько саженцев было высажено по этому госпроекту, на который власти выделили $50 миллионов.
Магазин Salvation Army, куда сдают вещи |
ПРИНЦИП ЖИЗНИ АВСТРАЛИЙЦА: «НЕ НАВРЕДИ ПРИРОДЕ»
Бытовых стихийных свалок в нашем понимании здесь нет. Конечно, бывает, что сваливают в овраги строительный мусор. Однако в целом граждане ведут себя с природой деликатно. О том, как утилизируется бытовой мусор, я рассказал в первой части. А что делать со старым бабушкиным шифоньером, стулом без ножки или неработающей стиральной машиной? Для австралийца этот вопрос не существует. Достаточно просто посмотреть на сайте консула (главы района) график проезда спецтехники. Весь негабаритный хлам просто выставляется на газон перед домом, откуда его забирают спецбригады мусорщиков. Обычно такие чистки происходят перед Рождеством.
И так, австралийцы буквально повернуты на экологичности. Принципу «Не навреди природе» здесь учат буквально с пеленок. Еще один результат такого поведения — австралийские магазины секонд-хенд. Вспоминаю случай, когда преподаватель колледжа Эбби с восторгом показывала на учительскую кофточку и книги, которые она приобрела в секонд-хенде. К слову, ее доход — $50 тыс. в год. Как позже объяснила мне преподаватель, деньги на то, чтобы покупать новую одежду, у нее есть. Здесь дело в другом — это ее вклад в экологию Австралии! Новая вещь означает новые ресурсы, которые пошли на ее производство, новые выбросы в атмосферу и загрязнение воды! Своим поступком она сокращает эти издержки. Зачем поощрять производителей и создавать общество бесконтрольного потребления?!
Принципу «Не навреди природе» учат буквально с пеленок. Еще один результат такого поведения — австралийские магазины секонд-хенд |
Страсти к накопительству у жителей Зеленого континента нет. Хранить в гараже старые, но еще вроде как «сносные» вещи здесь не принято. Одежду, в которую супруга перестала влезать пару лет назад, старый мамин чайный сервиз, мебель, которая не подходит под новый интерьер дома, книги и игрушки, из которых уже выросли дети, — все это бесплатно передается в специальные магазины. Здесь на товар после приемки (только чистые вещи в «рабочем состоянии») выставляется небольшая цена. В таких магазинах продается все: от бытовой техники и мебели до сувениров и ювелирных украшений. Там работают волонтеры, которые за свой труд не получают денег, а все собранные средства идут на благотворительность. Тем самым, отдавая вещь, которую «вроде выбросить жалко», вы делаете сразу три добрых дела! Передаете вещь малоимущим, вносите средства в благотворительный фонд и не засоряете природу! Так что в Австралии использовать секонд-хенд в некотором смысле престижно. Это не просто экономия денег, а гражданская позиция.
Установка солнечных панелей на татарский дом в Аделаиде |
О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ НА СЛУЖБЕ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ
Солнце, ветер и морская вода — неиссякаемые энергоресурсы, которые австралийцы умело используют. Солнце здесь действительно очень жесткое. Настолько жесткое, что у многих жителей Австралии — нехватка витамина Д: носить одежду с длинными рукавами или пользоваться солнцезащитными кремами здесь так же естественно, как чистить зубы по утрам. Эту силу солнца австралийцы эксплуатируют повсюду. К 2020 году 100% государственных учреждений Южной Австралии должно перейти на использование только солнечной радиации. Уже сейчас школа, библиотека или здание муниципалитета без солнечных панелей — это скорее нонсенс.
Солнечные системы полностью окупают себя в течение первых пяти лет, а затем и приносят прибыль |
Старается не отставать и частный сектор. Треть всех домовладений имеет солнечные системы. До сентября 2014-го в штате действовала особая государственная программа. В среднем установка солнечных панелей обходится австралийцу в $10 тысяч. При установке панелей в дом государство компенсировало до 50% затрат. Киловатт в час в среднем стоит 30 центов, энергию от солнечных панелей у населения генерирующие компании покупают по 9 центов. Ведь днем надо накапливать эти мощности, а вечером, с заходом солнца, все опять начинают потреблять. Тем не менее днем панели производят столько тока, что многие семьи вместо квитанции на оплату электричества получают от электрокомпании денежный чек за произведенную энергию, которая днем от панелей перетекает в общую энергосистему. Так что солнечные системы здесь полностью окупают себя в течение первых пяти лет, а затем и приносят прибыль.
Есть и ветряные системы, недавно был дан старт новой мощной системе, которая использует энергию приливов и отливов океана. Но по объемам произведенной энергии эти системы не могут конкурировать с Солнцем. С внедрением ЛЕД-лампочек Солнце становится вне конкуренции по срокам окупаемости и простоте установки. Довелось стать свидетелем установки системы на Татарский дом в Аделаиде. Два специалиста сделали всю работу за четыре часа.
Солнце еще используют и для подогрева воды. Специальные системы трубок монтируют на крышу дома. Летом солнце настолько активно, что из них течет в прямом смысле кипяток.
Булат хазрат Ишмухаметов
Читайте также:
Справка
Булат Салаватович Ишмухаметов родился в 1980 году.
1987 - 1997 — учился в школах №12 и №78, Казань.
2005 — окончил исторический факультет ТГГПУ.
До 2011 — работа на ТК «Эфир».
2011 — работа на ТНВ.
2013 — корреспондент и продюсер ТК «Эфир».
В журналистике с 2002 года. Журналист, ведущий продюсер.
С 2013 года — имам татарской общины в Австралии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.