КАЖДЫЙ ГОД НА САМУЮ ПРЕСТИЖНУЮ В РЕСПУБЛИКЕ ПРЕМИЮ ПРЕТЕНДУЮТ ДО ТРЕТИ НОВИЧКОВ КОНКУРСА

Церемония награждения ежегодного конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» традиционно прошла в Казанской ратуше в лаконичном деловом формате и без особого пафоса. Немногословен был и открывший торжество премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Он говорил о том, что «конкурс является важным стимулом для региональных предприятий в повышении качества своих товаров и услуг». Премьер также отметил, что каждый год на самую престижную в республике премию претендуют до трети новичков конкурса, что свидетельствует о росте качества их продукции. В этом году в конкурсную комиссию поступило 443 заявки от 192 товаропроизводителей и поставщиков услуг. Оргкомитет утвердил 126 лауреатов, 213 дипломантов 1-й степени, 78 дипломантов 2-й степени.

Проводимый в Татарстане с 2004 года конкурс «Лучшие товары и услуги РТ» стал своего рода срезом состояния республиканской промышленности. Как известно, она пережила в прошлом году спад — объем ВРП не достиг плановых 5 - 6%, оставшись на уровне 1,3%. Так что в начале года президент РТ Рустам Минниханов ставил задачу если не нарастить, то хотя бы «сохранить реальный сектор». И, судя по представленным на конкурс продуктам и услугам, реальный сектор не просто сохранился, но и отчасти переживает подъем на волне импортозамещения. В прошлом году 77% предприятий получили прибыль почти в 300 млрд. рублей, что несколько выше позапрошлого года (243 миллиарда). А инвестиции в основной капитал по году составили 542 млрд. рублей, что даже на 20 млрд. больше, чем годом ранее. И, пожалуй, эти вложения обеспечили технологическую базу для выпуска новой продукции.

ЭКОЛОГИЧНОЕ ТОПЛИВО РАЗОГРЕЕТ ЭКОНОМИКУ

Традиционно в числе первых дипломантов были отмечены предприятия нефтехимии — флагманы республиканской экономики. На территории Татарстана добывается около 7% всей российской нефти, свыше 40% синтетического каучука, 52% полиэтилена.

В числе первых дипломатов отрасли — ОАО «ТАИФ-НК» с его новым продуктом — бензином стандарта «Евро-5», производство которого было налажено в нынешнем году. За счет этого Татарстан одним из первых выполнил нормативные требования Таможенного союза по переходу на экологически чистое топливо. Предприятие планирует выпускать 530 тыс. т бензина «Евро-5», а после ввода в следующем году новой установки объем вырастет до 600 тысяч.

Новый продукт компании «ТАНЕКО», которая в последние годы не отмечалась на конкурсе, — дизтопливо стандарта «Евро-5» вида III — также не мог остаться без внимания оргкомитета конкурса, который отметил его в номинации «Промышленные товары для населения». Оно на самом деле завоевало «приз водительских симпатий», поскольку не замерзает и при минус 30. Единственный построенный с нуля на постсоветском пространстве за последние 30 лет НПЗ, где и была сооружена комбинированная установка гидрокрекинга для выпуска дизтоплива высокого класса, планирует выйти на объем производства до 2,7 млн. т топлива в год. По словам генерального директора ОАО «Татнефть» Наиля Маганова, который лично курирует ТАНЕКО, на реализацию следующих этапов развития проекта выпуска экологичного топлива будет направлено 35 млрд. рублей.

Кстати, заработавшее в прошлом году новое производство стало генератором импортозамещения. Сейчас на новом комплексе каталитического крекинга средний уровень использования оборудования и материалов с внутреннего рынка составляет 75%. Как отметил директор по технологической поддержке и качеству ОАО «ТАНЕКО» Илшат Салахов, если сегодня задаться целью построить в России с нуля нефтеперерабатывающий завод, то его можно полностью оснастить отечественными емкостями, трубопроводами, электродвигателями, насосами и даже реакторами. В списке танековских поставщиков оборудования значатся около 2 тыс. российских компаний.

Сделать нефтехимию одним из драйверов экономического роста республики (41% ВРП) позволила завершенная в прошлом году третья программа развития нефтегазохимического комплекса Татарстана. За период ее реализации объемы производства продукции предприятий комплекса выросли на 30% по отношению к 2008 году. Производство нефтепродуктов выросло на 74%, а пластмассовых изделий — более чем в 2 раза. Одно из последних знаковых событий — начало выпуска по программе импортозамещения новой марки пропилена на заводе полиолефинов ОАО «Нижнекамскнефтехим». Его новый пропилен с претенциозным названием Qrystal (высокопрозрачный) удостоился диплома «Лучшие товары и услуги РТ», потому что способен полностью заменить потребность российских предприятий в зарубежных аналогах. Так что для Татарстана, предприятия которого закупают ежегодно до 40 тыс. т более 300 наименований нефтехимической продукции за рубежом, это особенно знаковое событие. Награды также удостоилась и новая химическая продукция ПАО «Казаньоргсинтез», выручка которого за полгода увеличилась на 27,7%, достигнув 34,34 млрд. рублей, что стало абсолютным рекордом за всю историю завода. При том, что закупочные цены повысились, компании удалось сдержать рост себестоимости продукции на уровне прошлогодних 0,5% за счет сокращения издержек.

ПОРОХОВОЙ ЗАВОД ВОЮЕТ С СОРНЯКАМИ

Помимо качества и безопасности один из ключевых критериев конкурса «Лучшие товары и услуги РТ» — конкурентоспособность продукции, чем, как известно, не блещут отечественные машиностроители и производители техники. Однако в этом году оргкомитет наградил дипломом ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» за его новые быстроходные пассажирские суда типа «река-море» (проекты А145 и А45). Их спустили на воду только в прошлом году. А уже в этом они удостоились награды, поскольку по соотношению цена/качество не уступают импортным аналогам, что особенно актуально после подорожания валюты (в прошлом году завод был отмечен за нефтеналивной танкер). Как ранее говорил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода Ренат Мистахов, суда предназначены для перевозок 176 пассажиров на внутренних водных путях с наибольшей длиной плавания 400 километров.

Отметилась и оборонка: Казанский вертолетный завод удостоился награды за модернизированную кабину для новых легких гражданских вертолетов «Ансат», которые впервые вышли на рынок коммерческой авиации. ООО «ПК «Агромастер», как и в прошлом году, отметился новыми анкерным и дисковым посевными комплексами Agrator Ancer-9800 и Agrator Disk-15000, которым сулят большие перспективы ввиду увеличения госрасходов на субсидирование агропромышленного комплекса и техперевооружения села. Традиционно почему-то в категории «Промышленная продукция для населения» побеждает производитель пороха для оборонки ВКП «Казанский государственный казенный пороховой завод». Ранее он «пугал» население петардами и фейерверками, сейчас представил пестицид «Пешка-С». Эта серная насыпная шашка послужит оружием против огородных вредителей не только садоводам, но и крупным агрохолдингам.

ПОБЕДИЛИ КОЛБАСА И ВОДКА

Однако большую часть лауреатов и дипломантов традиционно составили производители пищевой продукции, что лишний раз доказывает продовольственную самодостаточность Татарстана. Пищевая промышленность республики второй год подряд демонстрирует уверенный рост на фоне общего спада экономики (9,1% в 2013 и 11,6% в 2014-м). А в этом году благодаря продовольственному эмбарго и девальвации рубля отрасль получила большой карт-бланш, что видно по обилию новой продукции в списках оргкомитета конкурса.

Как известно, многие республиканские производители намерены воспользоваться предоставленными возможностями. К примеру, крупнейший переработчик молока в Татарстане и Приволжском федеральном округе «Просто молоко», скорее всего, объявит по итогам года об увеличении выпуска продукции в полтора-два раза. Во всяком случае, по словам руководителя департамента по связям с общественностью ООО «УК «Просто молоко» Дениса Шишканова, компания занимает более 40% рынка Татарстана по производству молочной продукции. В прошлом году компания затеяла выпуск аналога импортного «Пармезана» — сыра «Татарский Delux». Сыр, естественно, был номинирован на конкурс и получил заслуженную оценку. Но другие сыры, производство которых также было налажено недавно, «Маасдам», «Гауда» и «Делиз», а также новые виды йогуртов и прочей снеди, добыли компании очередную победу в конкурсе. А вот свое «социальное молоко», выпущенное в этом году как ответ на падающий потребительский спрос, на конкурс не заявляли ввиду его пока еще краткого пребывания на рынке. Сырами отметился и один из новичков конкурса — ООО «Деликатес», которое также недавно наладило выпуск этой продукции.

Широкую линейку колбас представило на суд конкурсной комиссии ведущее мясоперерабатывающее предприятие республики «Челны-Мясо», не участвовавшее в конкурсе в прошлом году. По словам гендиректора предприятия Яны Сафиуллиной, они, как и другие производители «пищевки», нарастили на волне импортозамещения объемы производства и в будущем году планируют выйти в другие регионы России.

Участники церемонии награждения с любопытством разглядывали в вестибюле Казанской ратуши новую продукцию «Татспиртпрома», который выставил на обозрение свои виски и вермут. Однако на конкурс новую продукцию компания не представляла, получив несколько наград за уже проверенные бренды («Русская валюта», «Усадьба хлебная» и линейка настоек). Как пояснил «БИЗНЕС Online» представитель предприятия, в этом году по итогам 9 месяцев «Татспиртпром» вышел на первое место по производству водки в России, произведя 5,5 млн дал. Кроме того, повышение спроса на российскую продукцию из-за санкций и девальвации позволит компании существенно расширить географию продаж за пределами Татарстана и войти в крупные федеральные торговые сети. Впрочем, в стране осталось лишь три региона, где не представлен «Татспиртпром», что его руководство также намерено вскоре исправить.

«Это связано с реформированием работы нашего торгового дома. Также идут реформы в нашей фирменной розничной сети «Арыш мае». Совокупность факторов влияет на рост продаж, — пояснили в «Татспиртпроме». — В итоге рост экспортных поставок в январе-октябре в 4,8 раза превышает аналогичный показатель 2014 года. Сейчас компания работает над стратегией развития до 2017 года, которая предусматривает планомерное увеличение доли рынка и запуск новых продуктов».

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК АНТИКРИЗИСНОЕ СРЕДСТВО

Среди прочих отраслей в этом году почти не представлены в конкурсе предприятия легкой промышленности, что неудивительно: после прошлогоднего падения почти на 45% татарстанские производители не спешат налаживать выпуск новой продукции. Среди поставщиков услуг на этот раз отметились многие государственные и муниципальные медицинские учреждения, которых в общем списке намного больше частных, что объясняется повышением качества медпомощи за счет закупленного в последние годы нового оборудования. Из крупных финансовых учреждений диплома удостоилась только страховая компания «НАСКО» (в прошлом году побеждал «АК БАРС» Банк) за свою программу «Полис Лайт».

Зато, как отметил Халиков, в этом году впервые около 40% участников конкурса — представители малого бизнеса. Главным образом они представлены в номинации «Изделия народных и художественных промыслов». В прошлом году в этой номинации значились лишь две позиции, в этом — более 60. Кроме продукции завсегдатая конкурса профессионального лицея народных художественных промыслов награды получили десятки предпринимателей за свои изделия. Чего здесь только нет: коробочки, шкатулки, посуда, национальные одежда и украшения, ежедневник «Казань» — вплоть до сувенирной игрушки «Барсик» и куклы «Татарочки», которые, надо полагать, должны заместить на прилавках трансформеров и Барби. Как пояснили сами предприниматели, им предложили активно участвовать в конкурсе в том числе потому, что в Татарстане разворачивается обширная программа поддержки туризма, которая кроме прочего предусматривает и развитие народного творчества. Ну и популяризация народного творчества и организация самозанятости населения — одна из антикризисных задач власти, так что «Барсики» пришлись очень кстати.

А если серьезно, то в этом году в Татарстане должны быть открыты 8 - 9 новых предприятий и 5 ресурсных центров для малого бизнеса. Именно средние и крупные предприятия позволяют Татарстану занимать почетное пятое место среди субъектов Федерации по производимому валовому внутреннему продукту. А конкурс «Лучшие товары и услуги» способствует их продвижению. «Конечно, главное для нас — это выявление лучших, кто может повышать имидж республики как в России, так и за ее пределами», — отметил Халиков.

Александр Лабыкин