Отдувался за Рашида Аитова его заместитель Александр Потупчик (слева)
Отдувался за Аитова его заместитель Александр Потупчик (слева)

«СВЕЙ»: ПОЙДЕМ С ВАМИ НА ПЛОЩАДЬ

Встреча дольщиков «Свея» состоялась вчера в управлении жилищной политики Казани. После того как стало известно о задержании главы компании Рашида Аитова, дольщики сначала хотели собраться в Ленинском садике, чтобы обсудить дальнейшие действия, но пришло слишком мало человек. В итоге договорились в среду идти в исполком, чтобы задать главные вопросы — кто и каким образом теперь будет достраивать дома «Свея». Пришли около 20 человек, по словам дольщиков, еще столько же осталось за пределами кабинета.

Отдувался за Аитова его заместитель Александр Потупчик. Он рассказал, что основную надежду «Свей» сегодня возлагает на экспертизу проекта на 18-этажный дом в ЖК «Золотая середина», полученную компанией буквально на днях. «Завтра (в четверг прим. авт.) мы представим экспертизу в управление градостроительных разрешений, и там уже будет приниматься решение о строительстве 18 этажей», — пояснил Потупчик.

Напомним суть конфликта, о котором ранее рассказывал «БИЗНЕС Online». В 2008 году «Свей» получил разрешение на строительство 9-этажного дома, однако по факту построил в два раза больше — 18-этажку, причем узаконить превышение нормы решил лишь в 2014 году, когда по факту каркас был уже возведен. В исполкоме на это заявили: изменения столь существенны, что необходимо не переоформлять ранее выданные документы, а фактически получать новое разрешение на строительство и рассчитывать все нагрузки, исходя не из 9-, а из 18-этажного дома. Ведь нет гарантии, что фундамент может выдержать двукратное увеличение нагрузок и вся конструкция просто не рухнет — никаких расчетов в пользу этого не было приведено. Состоявшийся на днях президиум Верховного суда РФ встал на сторону исполкома Казани и отменил решение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, которое, в свою очередь, обязывало узаконить в два раза превышающую разрешение застройку.

Отсюда и скептицизм дольщиков, которые накинулись на замгендиректора «Свея» с вопросами. «Вы проиграли суд! Как вы можете строить дом? У вас нет разрешения на 18 этажей», — озвучил общее недоумение молодой мужчина.

«Вы проиграли суд! Как вы можете его строить? У вас нет разрешения на 18 этажей»
«Вы проиграли суд! Как вы можете его строить? У вас нет разрешения на 18 этажей»

«А почему он проигран? Вы помните, что сказано по этому поводу? Там сказано, что не представлены необходимые документы — в частности, нет экспертизы проекта на 18-этажный дом. Ее мы и получили сегодня», — продолжил представитель «Свея», уточнив, что экспертиза получена на многоэтажку по адресу ул. Адоратского, 3.

«Согласно представленным расчетам 18 этажей для имеющегося фундамента — нормальная, допустимая нагрузка. По дому на улице Чистопольской, 6 проведенные обследования уже были подтверждены», — заявил он. Впрочем, ранее «Свей», доказывая свою правоту, уже ссылался на исследования частной московской компании «Индекс», но исполком выразил ей «вотум недоверия» — данных, подтверждающих, что дом выдержит нагрузку, там не было.

Самих дольщиков в первую очередь интересовали сроки: «Когда станет известно, получено ли разрешение?» Потупчик заявил, что на вынесение решения потребуется не больше недели. Все ждали заключения экспертизы. «Теперь и минстрой, и исполком нам обещают помочь в ускорении получения разрешения», — заявил он.

Дольщикам, уставшим от пустых обещаний, хотелось знать все варианты развития событий

Однако дольщикам, уставшим от пустых обещаний, хотелось представлять все варианты развития событий.

«Если вы не получите разрешения, что тогда?» — спросила девушка, пришедшая на собрание с ребенком на руках. Услышав от представителя «Свея» неожиданную фразу «Пойдем вместе с вами на площадь», она явно растерялась: «Как, еще раз?» «Ну, а что делать?» — развел тот руками. Впрочем, сначала предложил неделю подождать.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ В ДРУГОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ПРИГЛАШАЕТ В ОФИС «МАГ-СТРОЯ»

Если в начале встречи диалог представителя «Свея» и дольщиков еще можно было назвать конструктивным, то ближе к концу вопросы стали повторяться. Сам Потупчик старался не сказать ничего лишнего, предлагая подождать, ссылаясь на то, что в случае получения разрешения стройка продолжится. «Я не хочу слышать «если». Лучше скажите, что есть по факту», — эмоционально заявил молодой мужчина.

«Значит, первое. Разрешение нам, наверное, дадут. А по факту вы знаете — на сегодня разрешения нет. Дом стоит, стройка стоит. Получим разрешение — встретимся через неделю. Не придем мы, придут другие», — довольно расплывчато высказался представитель застройщика. На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о новых подрядчиках он пояснил: «У нас там постоянно появляются и новые, и старые подрядчики. Всего их 70. И мы, сдавая дома, переводим подрядчиков со сданных домов на эти объекты».

ул. Достоевского, 57
Дольщик по дому по улице Достоевского, 57 (застройщик — «Маг-Строй», дружественная «Свею» компания) рассказал, что неожиданно начал получать отчеты о проделанной работе от другой компании

На встрече присутствовали дольщики по самым разнообразным домам. Так, дольщик по дому по улице Достоевского, 57 (застройщик — «Маг-Строй», дружественная «Свею» компания) рассказал «БИЗНЕС Online», что после длительной переписки с «Маг-Строем» он неожиданно начал получать письма от другой компании. «Мне пришло письмо от «Росстройинвеста», где они отчитываются о проделанных работах, причем отчитываются лживо, потому что я сам строитель. И приглашают меня (то есть совершенно левая организация, зарегистрированная в другом регионе) в офис «Маг-Строя», предлагая перезаключить договор долевого участия на них», — поделился он.

Представитель «Свея», до этого стоявший в стороне, услышав тему обсуждения, подошел поближе, а потом наставительно обратился к дольщику: «А вы к юристам ходили? Вы сходите, может быть, вам объяснят почему. Может быть, потому что «Маг-Строй» — банкрот, он не имеет права дальше работать?»

Потупчик сослался на имеющиеся у Аитовы активы – якобы, на эти средства и будут достраиваться дома
Потупчик сослался на имеющиеся у Аитовы активы — якобы на эти средства и будут достраиваться дома

«У АИТОВА ЕСТЬ АКТИВЫ, НА КОТОРЫЕ БУДУТ ДОСТРАИВАТЬСЯ ЭТИ ДОМА»

Потупчик напомнил, что компания в этом году уже сдала 10-этажный 5-секционный жилой дом на Четаева-Адоратского, разрешение выдано 30 октября. На днях запланирован к сдаче второй дом — по Бехтерева-Космодемьянской. При получении разрешения на 18-этажки строительство затягиваться не будет, заявил представитель «Свея». Услышав обещание, представитель управления жилищной политики напомнил: «После получения разрешения вы должны составить планы-графики, определить объемы, финансирование. Без этого вы ничего не сделаете». Потупчик отмахнулся: «Все это давно определено». По его словам, тормозит процесс то, что, имея свободные площади в третьем и шестом домах (дома ЖК «Золотая середина»), они не могут их продать, чтобы вложить деньги в стройку, пока не будет разрешения.

«То есть у вас финансирование будет только за счет свободных площадей?» — поинтересовались дольщики.

«Не только», — поспешил успокоить их представитель застройщика, понимая, что сегодня найдется немного желающих приобрести квартиры у компании с подмоченной репутацией, да еще и заключенным под стражу руководителем. Потупчик сослался на имеющиеся у Аитовы активы — якобы на эти средства и будут достраиваться дома. «Никто этого не скрывает. Он и сам (Аитовприм. авт.) уже давно эту тему поднимал — по реализации своих активов для ускорения этой работы».

Отметим, впрочем, что ранее о продаже активов «Свея» никакой информации не звучало. По крайней мере, не совсем ясно, о каких активах говорит Потупчик и что можно продать у компании, находящейся в процедуре банкротства.

Уже после собрания газете «БИЗНЕС Online» в компании пояснили, что речь идет все-таки о банальной продаже недвижимости: «У компании есть резервы в виде коммерческих и жилых помещений — это офисные и торговые площади на первых этажах возводимых домов, невостребованные покупателями квартиры и так далее. Данных резервов достаточно для завершения работ на всех объектах».

Впрочем, резерв этот реализовать будет достаточно сложно. С осознанием этого дольщики и разошлись.