Сегодня проведет последнюю вечеринку и закроется ночной клуб BioPort

«К СОЖАЛЕНИЮ, ИМЕННО В КАЗАНИ МОЛОДЕЖЬ НЕ РАЗВИТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ПЛАНЕ»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», сегодня проведет последнюю вечеринку и закроется ночной клуб BioPort, появившийся на клубной карте города всего год назад. Об открытии ровно год назад заведения площадью 720 кв. м на цокольном этаже торгового центра «Свита Холл» также рассказывала наша газета. На днях в официальной группе клуба в соцсети «ВКонтакте» появилась запись от его управляющих — известной продюсерской компании Ozone Pro.

«Так получилось, что празднование дня рождения совпадает с закрытием BioPort... Мы приняли решение закрыть проект навсегда. К сожалению, вынуждены констатировать тот факт, что ни общество ни, тем более, государственная система не готовы к подобным явлениям в этом городе. Высокий уровень развития, многообразие культурных предпочтений , открытость к новому, справедливость закона и уважение к личности — все это не про наш любимый город, друзья, и с этим, к сожалению, приходится согласится. Но не будем искать причины, ведь лучшее всегда впереди. Просто порадуемся вместе проведенному году, в котором BioPort сделал нас немного счастливее и вспомним все самое лучшее», — говорится в записи (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.).

BioPort появился на клубной карте города всего год назад, и его первый день рождения практически совпадает с днем закрытия
(нажмите, чтобы увеличить)

О причинах закрытия клуба нашей газете подробно рассказал соучредитель Ozone Pro Шамиль Ибрагимов. Он отметил, что BioPort весь год работал в трех режимах — кафе, бар и ночной клуб, и закрывается навсегда именно клуб. «Кафе предлагало европейскую, американскую и японскую кухни и в дальнейшем, скорее всего, будет продолжать работать. Мы хотели продвигать вегетарианскую кухню, здоровое питание, но все, кто говорит о здоровом образе жизни, все равно выбирают гамбургеры и пиццу, — смеется Ибрагимов и перечисляет причины закрытия клуба. — За последние 10 лет наблюдаем засилье коммерческой музыки в Казани, люди разучились воспринимать что-то новое, причем мы не утверждаем, что играем передовую музыку. Мы играли то, что слушают во всем мире — на Ибице, в Лондоне, Нью-Йорке, даже в Москве и Санкт-Петербурге. К сожалению, именно в Казани молодежь не развита в музыкальном плане. Еще одна причина закрытия — возможные ошибки в менеджменте. Ранее мы управляли заведениями вместе с компанией OFS («Штат 51», Ferz, «Арена»), а в этот раз Ozone сам занялся управлением и маркетингом. Теперь мы знаем, какие вопросы надо закрывать в менеджменте, и в следующем проекте уже будем это предвидеть».

Одной из причин неудачи Ибрагимов называет и кризисную ситуацию. Он объяснил, что клуб строила и инвестировала в него (вложения — порядка $2 млн.) московская компания, а Ozone Pro был привлеченным подрядчиком. «Затем москвичи отказались управлять клубом и решили сдать нам его в аренду. Одна из причин закрытия проекта — москвичи не шли ни на какие уступки по снижению арендной платы, хотя я знаю, что почти во всех клубах города плата сейчас снижена до 50 процентов. Основная часть убытков — это как раз арендная плата. И сейчас мы договорились с арендодателем, что будем запускать новый проект, повышать показатели и погашать арендные долги», — говорит соучредитель компании.

«КАК ГОВОРИТСЯ, СТАРЫЕ НЕ МОГУТ, А МОЛОДЫЕ НЕ ХОТЯТ»

Интересно, что с закрытием клуба руки у продюсерской компании не опускаются — уже в середине декабря на этих же площадях она презентует новый проект. По словам собеседника газеты, планируется работать в нескольких режимах, вот только вместо клуба развивать концертную площадку: «Мы оставляем чайную с нашими эксклюзивными чайными мастерами, сделаем другие предложения по кухне».

Кафе и бар и в дальнейшем, скорее всего, будет продолжать работать. Закрывается только ночной клуб
Кафе и бар и в дальнейшем, скорее всего, будут продолжать работать. Закрывается только ночной клуб

«Сейчас мы активно раскручиваемся как концертная площадка, и промоутеры, которые привозят концерты до 500 - 600 человек, говорят, что у нас лучший звук в Казани. Для проведения небольших концертов у нас одна из самых удобных площадок, в том числе по местоположению. Только за последнюю неделю у нас было три концерта, так что будем развивать площадку как концертную, а дальше как демократичный, веселый бар», — говорит о планах Ибрагимов. Название будет новым, каким — пока не раскрывается. В помещении заведения будет сделан небольшой ремонт. «Мы сделаем декоративный ремонт. Глобальные изменения там не нужны, площадка новая, там все правильно сделано. Единственное — мы не попали с музыкальной концепцией и кухней, — объяснил собеседник. — Вложения будут небольшими. Хотим сделать клуб интересным с точки зрения дизайнерских фишек, то есть это не перенос стен. Музыкальная концепция будет более доступна для людей. Будет нечто среднее — смесь европейских, московских и казанских клубов». Объем инвестиций в переформатирование составит порядка 1,5 млн. рублей.

Ибрагимов, известный также как DJ OM, сетует на неразвитый музыкальный вкус казанцев. «Масс-медиа пропагандируют однотипную музыку — попса, хип-хоп. А электронная музыка — транс, хаус, техно — в принципе андеграундная, в мире ее играют в 10 процентах клубов. Мы пытались занять эту нишу, потому что 10 - 15 лет назад наши вечеринки в «Пирамиде», «Арене» с такой музыкой собирали несколько тысяч человек, — вспоминает он. — Мне кажется, клубы — часть культуры и тоже помогают человеку развиваться. Но за 10 лет та аудитория, которая ходила на наши вечеринки, выросла, она приходит к нам только раз в квартал. Как говорится, старые не могут, а молодые не хотят. Вкладываться в продвижение культуры очень дорого. Казалось бы, такая крутая команда — Ozone Pro, которая собаку съела на мероприятиях, но этот момент мы не просчитали».

«А РАЗВЛЕЧЕНИЯ — ЭТО ПЕРВОЕ, ОТ ЧЕГО БУДУТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ, КОГДА В СЕМЬЕ ТРУДНОСТИ»

Состояние рынка Ибрагимов оценивает не слишком оптимистично. «Год назад рынок упал по выручке на 30 - 50 процентов, а в этом — до 70 - 80 для некоторых заведений. Выживают в такой ситуации те, у кого четко выверенная концепция. В плане баров, например, мне нравится «Гадкий Койот», но у них федеральная система управления. Выживают также те заведения, что находятся в собственности у хозяев. Заведения не могут поднимать цены — максимум на 20 процентов, а доллар вырос в два раза. Я думал, что с кризисом клубы вернутся к платному входу, но такого не произошло, — говорит он. — Посещаемость тоже упала — на 20 - 30 процентов. Это объясняется желанием людей тратить деньги на что-то более необходимое. Кроме того, в последние два года на рынок зашли кальянные, которые предлагают отдых недалеко от дома. Произошел отток посетителей из ресторанов и клубов именно в кальянные».

В этом с Ибрагимовым согласен учредитель сети кальянных клубов «Наше Место», ведущий и рэп-исполнитель Минтимер Нугманов. «По разным данным, за 2013 - 2014 годы в Казани появилось около 150 «закрытых» кальянных — кальянных клубного формата. Могу судить по тем людям, с которыми общаюсь, — в возрасте от 20 до 50 лет: среди них почти нет клабберов. Публика действительно перетекает в такие заведения, как кальянные, бары. По крайней мере, мое поколение взрослеет — туц-туц ему неинтересно, а становится интересно посидеть, поговорить в спокойной атмосфере», — считает он.

Основные игроки среди ночных клубов сегодня — The Legend, Ferz, Extra Lounge, в меньшей степени — «Арена» и Luxor. Бары «Гадкий Койот» и «Твин Пикс» также проводят вечеринки с музыкой. Один из самых известных игроков — «Штат 51», который эксперты рынка коммерческой недвижимости называли чуть ли не единственным в Казани коммерчески успешным клубом, закрылся этим летом незаметно для медиасреды. В этом также прекратили работу небольшие бары — All Time Bar, Help Bar.

«Штат 51» — единственный клуб в Казани, который работал без изменения концепции целых 10 лет
«Штат 51», который эксперты рынка коммерческой недвижимости называли чуть ли не единственным в Казани коммерчески успешным клубом, закрылся этим летом

«Штат 51» — единственный клуб в Казани (полезная площадь — 450 кв. м), который работал без изменения концепции целых 10 лет. «Возможно, он еще откроется, только в новом формате, — не исключает исполнительный директор управляющей компании OFS Константин Иванов. — Но пока мы совершенствуем систему управления в своих ресторанах. По новому проекту пока не думаем». Причинами закрытия проекта он называет слишком долгое время работы клуба без изменения концепции, а также ориентацию на ту публику, которая в первую очередь пострадала от кризиса больше всего. «Это слой населения, которому сократили зарплаты или даже уволили, а они давали деньги детям на жизнь и развлечения. А развлечения — это первое, от чего будут отказываться, когда в семье трудности. Эта категория перестала ходить в клуб, и мы приняли решение его закрыть. «Штат» был самым коммерчески успешным клубом города, потому что рентабельность в нем не менялась в течение 10 лет, а впервые упала в ноябре прошлого года — в первую волну кризиса», — констатирует Иванов в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Константин Иванов
Константин Иванов среди причин закрытия «Штата 51» называет слишком долгое время работы клуба без изменения концепции

«В КЛУБАХ СТАЛО НЕИНТЕРЕСНО»

Кроме того, эксперты «БИЗНЕС Online» назвали причины закрытия амбициозного проекта BioPort и прокомментировали важные тенденции на казанском клубном рынке.

Артем Хромов — директор по развитию ночного клуба The Legend:

— Думаю, закрытие BioPort было предсказуемо. Заведение было открыто в неблагоприятное время для определенной, специфично настроенной, мне кажется, максимально незащищенной и финансово остро реагирующей на происходящее в стране публики. Такое заведение, возможно, даже с абсолютно верным подходом и достаточным финансированием продвижения (имеются в виду рекламная кампания и расходы на нее; промокоманда; ценовая политика) не имело права на успех. Намного раньше это поняли владельцы бар-клуба «Ленин» во главе с Талгатом Закировым, предложив публике в будни коммерческий вариант, а в выходные — направления от twerk до кавер-групп с живым исполнением, ну и, конечно же, если еще не легендарные, то как минимум знакомые всем «Майские утренники». Все это в совокупности дало преимущество, право на жизнь и, конечно же, финансовое благополучие.

BioPort был рассчитан на определенную аудиторию, возможно, для нее заведение и было заметно на клубной карте города, а возможно, стояло особняком среди всех остальных. Но судя по результатам года работы заведения и тому, что ему не удалось удержать свою публику и нарастить аудиторию, клуб остался в тени основных игроков рынка.

За год на рынке абсолютно ничего не произошло и произойти не могло, если вернуться к разговору о кризисе. В распределении сил на рынке также практически ничего не изменилось, кроме того что закрылся проект «Штат 51», «подарив» тем самым свою аудиторию частично «старшему брату» — клубу Ferz — и остальным заведениям города, работающим в данном сегменте. Luxor, пока что по неподтвержденным слухам, испытывает некие проблемы с посещаемостью, результатом чего может являться закрытие или же продажа (маловероятно) клуба. Ну а правила в клубной сфере все так же диктуют The Legend, который в ближайшее время подтвердит звание клубного комплекса, открыв на нулевом этаже ресторан и караоке-бар, и ресторан-клуб Extra Lounge, который полюбился казанской публике благодаря новому формату. Два этих заведения стоят особняком в новейшей клубной истории города, являясь единоличными лидерами в своих категориях и, наверное, более того, единственными представителями.

Что касается работы в кризисное время, постоянный анализ, инновации, оптимизация расходов в условиях кризиса, правильная политика и штат профессионалов позволяют добиться ошеломляющих результатов, которые даже в условиях стагнации рынка дают прирост посещаемости и увеличение прибыли. У нас это подтверждается строительством дорогого ресторана в сегменте luxury. Кто еще в Казани может себе такое позволить? Это говорит о стабильном росте и грамотных инвестициях, подкрепленных финансовыми результатами команды клуба The Legend, выходящего на рынок франчайзинга.

На казанском рынке все всем давно понятно. Условия, в которых рынок способен развиваться, диктуются в первую очередь объединением московских инноваций и немного так называемым татарским менталитетом — и вуаля — одним успешным заведением в городе стало больше! Чего не скажешь про внедрение и приживание европейской культуры.

Минтимер Нугманов — учредитель сети кальянных клубов «Наше Место», ведущий, рэп-исполнитель:

— Я был в BioPort несколько раз. Днем мне не понравилась очень громкая музыка, да и кухня не впечатлила. Несколько раз был, когда клуб работал непосредственно по ночам: народу было немного, было неуютно. Казанские заведения клубного формата, которые провозглашают себя местами «не для всех», достаточно быстро закрываются. Знаю несколько таких заведений, которые проводили политику работы не для всех, а лишь для определенного круга лиц, либо же уходили в попсу, либо неграмотно себя позиционировали, не могли выявить свои конкурентные преимущества потенциальной аудитории.

Мое личное мнение — в клубах стало неинтересно. Когда 10 лет назад мы ходили по клубам, были действительно интересные ивенты — перформансы, звездные привозы. Мы тогда думали, что в Москве и Питере по-другому, а мы недотягиваем, но была какая-то тусовка. Приходили в клуб, было интересно смотреть на сцену. А сейчас приходишь — все то же самое, ничего интересного, тот же MC. Танцовщицы, конечно, красиво танцуют, но это было и 10, и 15 лет назад. Пойти в клуб, чтобы получить там что-то интересное, — определенно нет, чтобы встретить старых знакомых — возможно. Уже давно вижу закат клубной индустрии в Казани, интересных событий не происходит.

Константин Иванов — исполнительный директор управляющей компании OFS:

— В первую очередь причина закрытия BioPort, на мой взгляд, плохое управление. Знаю людей, которые там работали, причем управляющим был один из наших сотрудников. Вторая причина — концепция, как они сами ее называют, «не для всех». Казань, может быть, была и готова к такой концепции, но сейчас нужно искать какие-то новые формы молодежного движения. То, что делали они, было актуально 10 лет назад, а сейчас уже нет. А что делать сейчас — надо спрашивать у людей, которые ходят в клуб «Соль». Основные игроки клубного рынка Казани сегодня — The Legend, Extra Lounge и Ferz. В прошлом году посещаемость ночных клубов упала на 30 процентов и больше не падала. Сейчас все зависит только от того, как работает управляющая команда заведения, потому что деньги у людей есть, машины они покупают, продажи некоторых иностранных брендов даже растут. Деньги есть, но люди их экономят.

Справка

Ozone Pro — известная благодаря громким и успешным клубным проектам в Казани продюсерская компания, отметившая в этом году 18-летие.

С 1999 по 2007 год команда продюсировала один из старейших ночных клубов Казани — диско-клуб «Арена». «Мы ушли из проекта, потому что не смогли договориться по финансовым условиям. После нашего ухода в заведении стало меньше разноплановых мероприятий. Мы предлагали и транс-музыку, и drum’n’bass, и техно, а потом в клубе уже была только банальная танцевальная попса», — рассказывал нашей газете Шамиль Ибрагимов, соучредитель Ozone Pro.

При участии Ozone Pro был создан бар-клуб «Штат 51», который, по словам участников рынка, стал самым коммерчески успешным клубом в городе. Осенью 2011 года компания Ozone Pro вместе с командой одной из ресторанных сетей города открыла в Казани play-bar Ferz — заведение с закрытой клубной системой доступа для привилегированной аудитории.

Компания имеет ряд совместных проектов на ресторанном рынке Казани совместно с группой OFS.