Сегодня в Казани закроется клуб BioPort, который год назад называли надеждой клубной жизни города. Причинами закрытия заведения, построенного за $2 млн., устроители из Ozone Pro называют неготовность казанской публики к качественным музыкальным экспериментам и просчеты в менеджменте. Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают падение посещаемости клубов до 30%, говорят, что закрытие BioPort было предсказуемо, а расстановка сил на этом рынке не меняется, за исключением исчезновения легендарного клуба «Штат 51».
Сегодня проведет последнюю вечеринку и закроется ночной клуб BioPort |
«К СОЖАЛЕНИЮ, ИМЕННО В КАЗАНИ МОЛОДЕЖЬ НЕ РАЗВИТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ПЛАНЕ»
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», сегодня проведет последнюю вечеринку и закроется ночной клуб BioPort, появившийся на клубной карте города всего год назад. Об открытии ровно год назад заведения площадью 720 кв. м на цокольном этаже торгового центра «Свита Холл» также рассказывала наша газета. На днях в официальной группе клуба в соцсети «ВКонтакте» появилась запись от его управляющих — известной продюсерской компании Ozone Pro.
«Так получилось, что празднование дня рождения совпадает с закрытием BioPort... Мы приняли решение закрыть проект навсегда. К сожалению, вынуждены констатировать тот факт, что ни общество ни, тем более, государственная система не готовы к подобным явлениям в этом городе. Высокий уровень развития, многообразие культурных предпочтений , открытость к новому, справедливость закона и уважение к личности — все это не про наш любимый город, друзья, и с этим, к сожалению, приходится согласится. Но не будем искать причины, ведь лучшее всегда впереди. Просто порадуемся вместе проведенному году, в котором BioPort сделал нас немного счастливее и вспомним все самое лучшее», — говорится в записи (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.).
BioPort появился на клубной карте города всего год назад, и его первый день рождения практически совпадает с днем закрытия (нажмите, чтобы увеличить) |
О причинах закрытия клуба нашей газете подробно рассказал соучредитель Ozone Pro Шамиль Ибрагимов. Он отметил, что BioPort весь год работал в трех режимах — кафе, бар и ночной клуб, и закрывается навсегда именно клуб. «Кафе предлагало европейскую, американскую и японскую кухни и в дальнейшем, скорее всего, будет продолжать работать. Мы хотели продвигать вегетарианскую кухню, здоровое питание, но все, кто говорит о здоровом образе жизни, все равно выбирают гамбургеры и пиццу, — смеется Ибрагимов и перечисляет причины закрытия клуба. — За последние 10 лет наблюдаем засилье коммерческой музыки в Казани, люди разучились воспринимать что-то новое, причем мы не утверждаем, что играем передовую музыку. Мы играли то, что слушают во всем мире — на Ибице, в Лондоне, Нью-Йорке, даже в Москве и Санкт-Петербурге. К сожалению, именно в Казани молодежь не развита в музыкальном плане. Еще одна причина закрытия — возможные ошибки в менеджменте. Ранее мы управляли заведениями вместе с компанией OFS («Штат 51», Ferz, «Арена»), а в этот раз Ozone сам занялся управлением и маркетингом. Теперь мы знаем, какие вопросы надо закрывать в менеджменте, и в следующем проекте уже будем это предвидеть».
Одной из причин неудачи Ибрагимов называет и кризисную ситуацию. Он объяснил, что клуб строила и инвестировала в него (вложения — порядка $2 млн.) московская компания, а Ozone Pro был привлеченным подрядчиком. «Затем москвичи отказались управлять клубом и решили сдать нам его в аренду. Одна из причин закрытия проекта — москвичи не шли ни на какие уступки по снижению арендной платы, хотя я знаю, что почти во всех клубах города плата сейчас снижена до 50 процентов. Основная часть убытков — это как раз арендная плата. И сейчас мы договорились с арендодателем, что будем запускать новый проект, повышать показатели и погашать арендные долги», — говорит соучредитель компании.
«КАК ГОВОРИТСЯ, СТАРЫЕ НЕ МОГУТ, А МОЛОДЫЕ НЕ ХОТЯТ»
Интересно, что с закрытием клуба руки у продюсерской компании не опускаются — уже в середине декабря на этих же площадях она презентует новый проект. По словам собеседника газеты, планируется работать в нескольких режимах, вот только вместо клуба развивать концертную площадку: «Мы оставляем чайную с нашими эксклюзивными чайными мастерами, сделаем другие предложения по кухне».
Кафе и бар и в дальнейшем, скорее всего, будут продолжать работать. Закрывается только ночной клуб |
«Сейчас мы активно раскручиваемся как концертная площадка, и промоутеры, которые привозят концерты до 500 - 600 человек, говорят, что у нас лучший звук в Казани. Для проведения небольших концертов у нас одна из самых удобных площадок, в том числе по местоположению. Только за последнюю неделю у нас было три концерта, так что будем развивать площадку как концертную, а дальше как демократичный, веселый бар», — говорит о планах Ибрагимов. Название будет новым, каким — пока не раскрывается. В помещении заведения будет сделан небольшой ремонт. «Мы сделаем декоративный ремонт. Глобальные изменения там не нужны, площадка новая, там все правильно сделано. Единственное — мы не попали с музыкальной концепцией и кухней, — объяснил собеседник. — Вложения будут небольшими. Хотим сделать клуб интересным с точки зрения дизайнерских фишек, то есть это не перенос стен. Музыкальная концепция будет более доступна для людей. Будет нечто среднее — смесь европейских, московских и казанских клубов». Объем инвестиций в переформатирование составит порядка 1,5 млн. рублей.
Ибрагимов, известный также как DJ OM, сетует на неразвитый музыкальный вкус казанцев. «Масс-медиа пропагандируют однотипную музыку — попса, хип-хоп. А электронная музыка — транс, хаус, техно — в принципе андеграундная, в мире ее играют в 10 процентах клубов. Мы пытались занять эту нишу, потому что 10 - 15 лет назад наши вечеринки в «Пирамиде», «Арене» с такой музыкой собирали несколько тысяч человек, — вспоминает он. — Мне кажется, клубы — часть культуры и тоже помогают человеку развиваться. Но за 10 лет та аудитория, которая ходила на наши вечеринки, выросла, она приходит к нам только раз в квартал. Как говорится, старые не могут, а молодые не хотят. Вкладываться в продвижение культуры очень дорого. Казалось бы, такая крутая команда — Ozone Pro, которая собаку съела на мероприятиях, но этот момент мы не просчитали».
«А РАЗВЛЕЧЕНИЯ — ЭТО ПЕРВОЕ, ОТ ЧЕГО БУДУТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ, КОГДА В СЕМЬЕ ТРУДНОСТИ»
Состояние рынка Ибрагимов оценивает не слишком оптимистично. «Год назад рынок упал по выручке на 30 - 50 процентов, а в этом — до 70 - 80 для некоторых заведений. Выживают в такой ситуации те, у кого четко выверенная концепция. В плане баров, например, мне нравится «Гадкий Койот», но у них федеральная система управления. Выживают также те заведения, что находятся в собственности у хозяев. Заведения не могут поднимать цены — максимум на 20 процентов, а доллар вырос в два раза. Я думал, что с кризисом клубы вернутся к платному входу, но такого не произошло, — говорит он. — Посещаемость тоже упала — на 20 - 30 процентов. Это объясняется желанием людей тратить деньги на что-то более необходимое. Кроме того, в последние два года на рынок зашли кальянные, которые предлагают отдых недалеко от дома. Произошел отток посетителей из ресторанов и клубов именно в кальянные».
В этом с Ибрагимовым согласен учредитель сети кальянных клубов «Наше Место», ведущий и рэп-исполнитель Минтимер Нугманов. «По разным данным, за 2013 - 2014 годы в Казани появилось около 150 «закрытых» кальянных — кальянных клубного формата. Могу судить по тем людям, с которыми общаюсь, — в возрасте от 20 до 50 лет: среди них почти нет клабберов. Публика действительно перетекает в такие заведения, как кальянные, бары. По крайней мере, мое поколение взрослеет — туц-туц ему неинтересно, а становится интересно посидеть, поговорить в спокойной атмосфере», — считает он.
Основные игроки среди ночных клубов сегодня — The Legend, Ferz, Extra Lounge, в меньшей степени — «Арена» и Luxor. Бары «Гадкий Койот» и «Твин Пикс» также проводят вечеринки с музыкой. Один из самых известных игроков — «Штат 51», который эксперты рынка коммерческой недвижимости называли чуть ли не единственным в Казани коммерчески успешным клубом, закрылся этим летом незаметно для медиасреды. В этом также прекратили работу небольшие бары — All Time Bar, Help Bar.
«Штат 51», который эксперты рынка коммерческой недвижимости называли чуть ли не единственным в Казани коммерчески успешным клубом, закрылся этим летом |
«Штат 51» — единственный клуб в Казани (полезная площадь — 450 кв. м), который работал без изменения концепции целых 10 лет. «Возможно, он еще откроется, только в новом формате, — не исключает исполнительный директор управляющей компании OFS Константин Иванов. — Но пока мы совершенствуем систему управления в своих ресторанах. По новому проекту пока не думаем». Причинами закрытия проекта он называет слишком долгое время работы клуба без изменения концепции, а также ориентацию на ту публику, которая в первую очередь пострадала от кризиса больше всего. «Это слой населения, которому сократили зарплаты или даже уволили, а они давали деньги детям на жизнь и развлечения. А развлечения — это первое, от чего будут отказываться, когда в семье трудности. Эта категория перестала ходить в клуб, и мы приняли решение его закрыть. «Штат» был самым коммерчески успешным клубом города, потому что рентабельность в нем не менялась в течение 10 лет, а впервые упала в ноябре прошлого года — в первую волну кризиса», — констатирует Иванов в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Константин Иванов среди причин закрытия «Штата 51» называет слишком долгое время работы клуба без изменения концепции |
«В КЛУБАХ СТАЛО НЕИНТЕРЕСНО»
Кроме того, эксперты «БИЗНЕС Online» назвали причины закрытия амбициозного проекта BioPort и прокомментировали важные тенденции на казанском клубном рынке.
Артем Хромов — директор по развитию ночного клуба The Legend:
— Думаю, закрытие BioPort было предсказуемо. Заведение было открыто в неблагоприятное время для определенной, специфично настроенной, мне кажется, максимально незащищенной и финансово остро реагирующей на происходящее в стране публики. Такое заведение, возможно, даже с абсолютно верным подходом и достаточным финансированием продвижения (имеются в виду рекламная кампания и расходы на нее; промокоманда; ценовая политика) не имело права на успех. Намного раньше это поняли владельцы бар-клуба «Ленин» во главе с Талгатом Закировым, предложив публике в будни коммерческий вариант, а в выходные — направления от twerk до кавер-групп с живым исполнением, ну и, конечно же, если еще не легендарные, то как минимум знакомые всем «Майские утренники». Все это в совокупности дало преимущество, право на жизнь и, конечно же, финансовое благополучие.
BioPort был рассчитан на определенную аудиторию, возможно, для нее заведение и было заметно на клубной карте города, а возможно, стояло особняком среди всех остальных. Но судя по результатам года работы заведения и тому, что ему не удалось удержать свою публику и нарастить аудиторию, клуб остался в тени основных игроков рынка.
За год на рынке абсолютно ничего не произошло и произойти не могло, если вернуться к разговору о кризисе. В распределении сил на рынке также практически ничего не изменилось, кроме того что закрылся проект «Штат 51», «подарив» тем самым свою аудиторию частично «старшему брату» — клубу Ferz — и остальным заведениям города, работающим в данном сегменте. Luxor, пока что по неподтвержденным слухам, испытывает некие проблемы с посещаемостью, результатом чего может являться закрытие или же продажа (маловероятно) клуба. Ну а правила в клубной сфере все так же диктуют The Legend, который в ближайшее время подтвердит звание клубного комплекса, открыв на нулевом этаже ресторан и караоке-бар, и ресторан-клуб Extra Lounge, который полюбился казанской публике благодаря новому формату. Два этих заведения стоят особняком в новейшей клубной истории города, являясь единоличными лидерами в своих категориях и, наверное, более того, единственными представителями.
Что касается работы в кризисное время, постоянный анализ, инновации, оптимизация расходов в условиях кризиса, правильная политика и штат профессионалов позволяют добиться ошеломляющих результатов, которые даже в условиях стагнации рынка дают прирост посещаемости и увеличение прибыли. У нас это подтверждается строительством дорогого ресторана в сегменте luxury. Кто еще в Казани может себе такое позволить? Это говорит о стабильном росте и грамотных инвестициях, подкрепленных финансовыми результатами команды клуба The Legend, выходящего на рынок франчайзинга.
На казанском рынке все всем давно понятно. Условия, в которых рынок способен развиваться, диктуются в первую очередь объединением московских инноваций и немного так называемым татарским менталитетом — и вуаля — одним успешным заведением в городе стало больше! Чего не скажешь про внедрение и приживание европейской культуры.
Минтимер Нугманов — учредитель сети кальянных клубов «Наше Место», ведущий, рэп-исполнитель:
— Я был в BioPort несколько раз. Днем мне не понравилась очень громкая музыка, да и кухня не впечатлила. Несколько раз был, когда клуб работал непосредственно по ночам: народу было немного, было неуютно. Казанские заведения клубного формата, которые провозглашают себя местами «не для всех», достаточно быстро закрываются. Знаю несколько таких заведений, которые проводили политику работы не для всех, а лишь для определенного круга лиц, либо же уходили в попсу, либо неграмотно себя позиционировали, не могли выявить свои конкурентные преимущества потенциальной аудитории.
Мое личное мнение — в клубах стало неинтересно. Когда 10 лет назад мы ходили по клубам, были действительно интересные ивенты — перформансы, звездные привозы. Мы тогда думали, что в Москве и Питере по-другому, а мы недотягиваем, но была какая-то тусовка. Приходили в клуб, было интересно смотреть на сцену. А сейчас приходишь — все то же самое, ничего интересного, тот же MC. Танцовщицы, конечно, красиво танцуют, но это было и 10, и 15 лет назад. Пойти в клуб, чтобы получить там что-то интересное, — определенно нет, чтобы встретить старых знакомых — возможно. Уже давно вижу закат клубной индустрии в Казани, интересных событий не происходит.
Константин Иванов — исполнительный директор управляющей компании OFS:
— В первую очередь причина закрытия BioPort, на мой взгляд, плохое управление. Знаю людей, которые там работали, причем управляющим был один из наших сотрудников. Вторая причина — концепция, как они сами ее называют, «не для всех». Казань, может быть, была и готова к такой концепции, но сейчас нужно искать какие-то новые формы молодежного движения. То, что делали они, было актуально 10 лет назад, а сейчас уже нет. А что делать сейчас — надо спрашивать у людей, которые ходят в клуб «Соль». Основные игроки клубного рынка Казани сегодня — The Legend, Extra Lounge и Ferz. В прошлом году посещаемость ночных клубов упала на 30 процентов и больше не падала. Сейчас все зависит только от того, как работает управляющая команда заведения, потому что деньги у людей есть, машины они покупают, продажи некоторых иностранных брендов даже растут. Деньги есть, но люди их экономят.
Справка Ozone Pro — известная благодаря громким и успешным клубным проектам в Казани продюсерская компания, отметившая в этом году 18-летие. С 1999 по 2007 год команда продюсировала один из старейших ночных клубов Казани — диско-клуб «Арена». «Мы ушли из проекта, потому что не смогли договориться по финансовым условиям. После нашего ухода в заведении стало меньше разноплановых мероприятий. Мы предлагали и транс-музыку, и drum’n’bass, и техно, а потом в клубе уже была только банальная танцевальная попса», — рассказывал нашей газете Шамиль Ибрагимов, соучредитель Ozone Pro. При участии Ozone Pro был создан бар-клуб «Штат 51», который, по словам участников рынка, стал самым коммерчески успешным клубом в городе. Осенью 2011 года компания Ozone Pro вместе с командой одной из ресторанных сетей города открыла в Казани play-bar Ferz — заведение с закрытой клубной системой доступа для привилегированной аудитории. Компания имеет ряд совместных проектов на ресторанном рынке Казани совместно с группой OFS. |
Справка
Ozone Pro — известная благодаря громким и успешным клубным проектам в Казани продюсерская компания, отметившая в этом году 18-летие.
С 1999 по 2007 год команда продюсировала один из старейших ночных клубов Казани — диско-клуб «Арена». «Мы ушли из проекта, потому что не смогли договориться по финансовым условиям. После нашего ухода в заведении стало меньше разноплановых мероприятий. Мы предлагали и транс-музыку, и drum’n’bass, и техно, а потом в клубе уже была только банальная танцевальная попса», — рассказывал нашей газете Шамиль Ибрагимов, соучредитель Ozone Pro.
При участии Ozone Pro был создан бар-клуб «Штат 51», который, по словам участников рынка, стал самым коммерчески успешным клубом в городе. Осенью 2011 года компания Ozone Pro вместе с командой одной из ресторанных сетей города открыла в Казани play-bar Ferz — заведение с закрытой клубной системой доступа для привилегированной аудитории.
Компания имеет ряд совместных проектов на ресторанном рынке Казани совместно с группой OFS.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.