«Железного занавеса нет, в любом магазине Татарстана можно купить водку любого российского производителя», — говорит гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов, под руководством которого компания не только удерживает 85% рынка республики, но и стала в этом году лидером по производству водки в России. Отвечая на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» в ходе интернет-конференции, он также рассказал о своих управленческих принципах и вспомнил работу в «Татмедиа».
Ирек Миннахметов: «У нас принято быть лидером в том деле, которое тебе поручили. И я себе ставлю такую цель» |
«ТАТСПИРТПРОМ» СТАЛ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ВОДКИ НОМЕР ОДИН В РОССИИ»
— Ирек Заудатович, в свое время «Татспиртпром» создавался главным образом для того, чтобы победить серый рынок алкоголя и в бюджет направить налоги. Раз уж люди пьют, так пусть лучше под надзором государства... То есть это своего рода инфраструктурная компания, как, например, «Водоканал». В последние же годы философия меняется от инфраструктурной компании в сторону бизнеса — завоевание рынков, получение прибыли. А нужно ли это госкомпании? Может, местного рынка хватит?
— Остановиться — значит умереть. Я вижу «Татспиртпром» как чисто коммерческую компанию, которая на этом поле борется с такими же коммерсантами. И неважно — компания государственная или частная, потому что правила игры везде одинаковые.
— Какова в таком случае стратегия развития «Татспиртпрома» на ближайшую и среднесрочную перспективу?
— Президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов и наш председатель совета директоров, премьер-министр РТ Ильдар Шафкатович Халиков ставят очень четкие задачи: стабилизировать рынок республики и вести серьезную экспансию на Россию. А как по-другому? Татарстан — лидер во многих отраслях, наш президент — лидер среди руководителей регионов, у нас принято быть лидером в том деле, которое тебе поручили. И я себе ставлю такую цель.
Если эту стратегию поделить на две части, то первая из них — это количество, то есть зайти в каждый регион. Мы это уже сделали — имеем реализацию в каждом субъекте страны. Следующий год мы будем работать над качеством и над уходимостью с полки. А это уже маркетинг, акции, продвижение.
Что значит «зашли», например, в Краснодарский край, где порядка 4,5 тысяч торговых точек? Мы пока присутствуем только в 2,4 тысячи, а стоит задача увеличить присутствие и уходимость с полки. Вы же знаете, что реклама алкогольной продукции везде запрещена, единственное, что мы можем, — это показывать свою продукцию на полке, проводить акции и определенную ценовую политику. Это непросто — зайти в регион, где другие компании присутствуют уже более пяти лет. Чтобы убедить народ взять попробовать новую продукцию, надо приложить много усилий и средств.
— Какую долю по производству алкоголя вы занимаете сейчас?
— До конца этого года мы произведем около 9,4 миллиона дал и столько же реализуем. В прошлом году было произведено 7,9 миллиона дал. «Татспиртпром» стал производителем алкоголя номер один в России. Второй по объему производитель — «Синергия».
— Номер один в России — это своего рода сенсация!
— Но хочется быть лидером и по объему реализации продукции собственных марок. Такая задача перед нами стоит, и мы будем стремиться к ее реализации.
— Кто сегодня является основными игроками на алкогольном рынке?
— В этом году на рынок вышла очень серьезная компания — «Статус-групп». Она вышла с уникальным предложением — стоимостью бутылки на полке 185 рублей — и в течение года заняла почти 14 процентов всего рынка России. Компания ведет розлив продукции на разных площадках. На фоне падения доходов населения этот продукт в нише 185 рублей имеет успех. Потом идут «Синергия» (12 процентов), «Русский алкоголь» (11 процентов), «Омсквинпром» (6 процентов). И у всех последние два года идет падение продаж. Бренды «Татспиртпрома» по доле на российском рынке занимают пока что пятое место — 5,7 процента.
«Порой говорят, что российская водка лучше татарстанской. Но мы разливаем лучшие бренды России на своих мощностях!» |
«С КАЖДОЙ БУТЫЛКИ В КАЗНЕ ТАТАРСТАНА ОСТАЕТСЯ 40 РУБЛЕЙ»
— Разница между долей по производству и по продажам связана, вероятно, с контрактным розливом. Вы, еще будучи коммерческим директором ТСП, стали идеологом этого направления. Оно оправдывает себя?
— Это направление дает нам дополнительно 4 миллиарда рублей доходов, поэтому мы его сохранили примерно в той же пропорции, что и в прошлом году. Разливаем в основном импортный и российский продукт.
— Наверное, маржа от этого минимальная?
— Маржа минимальная, но «разливанты» очень выгодны для республики: с каждой такой бутылки в казне Татарстана остается 40 рублей, а с непроизведенной в республике не остается ничего. Сегодня все наши заводы загружены работой на 100 процентов. В первом полугодии 2016 года мы планируем провести серьезную модернизацию мощностей и увеличить нашу производительность примерно на 40 процентов.
Порой говорят, что российская водка лучше татарстанской. Но мы разливаем лучшие бренды России на своих мощностях! Вы посмотрите на этикетку — там написано, что изготовитель ОАО «Татспиртпром».
— А какие бренды вы разливаете?
— «Беленькую», «Ямскую», «Медофф», «Немирофф», «Гжелку», «Белое золото», «Урожай», «Государев заказ» и многие другие. Могли бы и больше, но это было бы уже в ущерб нашим брендам.
— Вы сами делаете эту водку по рецепту других компаний или вам ее готовую в цистернах привозят?
— Они нам дают только свою рецептуру и комплектующие. Мы делаем продукт, а потом они его забирают. Конечно, они следят за соблюдением качества и соответствия рецептуре.
«По итогам 2015 года планируется оплата налогов и акцизов в размере 21,9 миллиарда рублей, в том числе акциз составит 17,9 миллиарда рублей» |
«ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПОДПИСАЛ «ДОРОЖНУЮ КАРТУ», В КОТОРОЙ НЕ УКАЗАНА СМЕНА АКЦИЗА»
— Какова динамика налоговых отчислений «Татспиртпрома» в бюджеты разных уровней? (Маршида)
— В 2014 году «Татспиртпром» заплатил налогов и акцизов на общую сумму 18,7 миллиарда рублей, в том числе акцизов — 15,1 миллиарда рублей. В бюджет Татарстана поступило 6,4 миллиарда рублей, в том числе акцизов — 6 миллиардов. По итогам 2015 года планируется оплата налогов и акцизов в размере 21,9 миллиарда рублей, в том числе акциз составит 17,9 миллиарда рублей. Налоги и акциз в бюджет РТ — 7,5 миллиарда рублей, в том числе акциз — 7,1 миллиарда рублей.
— А выручку какую планируете?
— Денежная выручка за 2015 год планируется на уровне 34,6 миллиарда рублей, в прошлом году была 25,6 миллиарда. Но еще какие-то долги поставщиков могут перейти на следующий год.
— Оборот у вас растет, а с прибылью как?
— Мы прогнозируем, что наша прибыль по итогам 2015 года будет на уровне 1,2 миллиарда рублей. В прошлом году прибыль составила 1,15 миллиарда рублей. Когда оборот растет, растут еще и вложения. Мы производим товар и отдаем его ретейлу, откуда деньги получаем в лучшем случае через 40 дней. Вход в сети стоит немалых денег, а продвижение товара в них — еще больше. Когда товар будет иметь своего клиента, инвестиции уже не будут нужны в таких больших объемах, и тогда мы сможем рассчитывать на удвоение прибыли.
— Какая маржа у вас остается после уплаты акциза и налогов?
— Бутылка может продаваться минимально за 185 рублей, из которых 118 рублей идут на налоги. Примерно 10 рублей стоит розлив, 2,5 рубля — федеральная марка, примерно 13 рублей — спирт, а дальше — сама бутылка, крышка, упаковка, гофротара. За исключением всего этого, остаток — «Татспиртпрому».
— О возможных последствиях изменения структуры акцизных сборов в пользу федерального центра спрашивают наши читатели Айрат, Эдуард Утяганов и Айдар. Мы тоже про это не раз писали.
— К счастью, закон принят, Дмитрий Медведев подписал «дорожную карту», в которой не указана смена акциза. А математика простая: если в этом году 8 миллиардов рублей останется в бюджете Татарстана, а в будущем году — и все 9 миллиардов, то республика могла лишиться этих денег. Если 100 миллионов рублей стоит построить один детский садик или школу, то это 90 садиков или школ, 900 спортплощадок и т. д. «Татспиртпром» несет серьезную социальную нагрузку, участвует во многих социальных проектах, думает не только о сиюминутной прибыли, а всегда о перспективе. Мы никогда не отстраняемся от проблем республики.
«ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА НЕТ»
— В Татарстан долго и упорно не пускали алкоголь других производителей. Вы так боитесь конкуренции?! Только не надо говорить о качестве. (Алла)
— Железного занавеса нет, и сегодня в любом магазине можно купить любой вид алкоголя российских производителей. При этом люди лояльны и к нашим продуктам, что доказывается нашими продажами в других регионах.
— Вам не кажется, что все идет к тому, что в России алкогольный рынок монополизируется? Похоже, только в Татарстане и Башкортостане остались свои спиртзаводы?
— Кроме «Татспиртпрома» и «Башспирта» спирт производят еще «Русский стандарт», «Риал» в Кабардино-Балкарии и «Мордовспирт». Но почти 60 процентов рынка принадлежит госкомпании «Росспиртпром». Говорят, что ее активы будут распродавать. Уверен, что учредители «Татспиртпрома» не окажутся в стороне от этого процесса.
Правило одно: конкуренция порождает качество. А когда ты не умеешь систематизировать процесс, ты пытаешься его монополизировать. Мне кажется, лучше усилить роль и возможности регулятора, добиться, чтобы эффективно работал закон и все играли по одним правилам.
Наш главный конкурент — это нелегальный производитель. За контрафакт надо наказывать так же жестко, как за наркотики и игорный бизнес, потому что это преступники, убивающие людей.
«Невозможно 85 процентов рынка держать только на административном ресурсе, этот показатель говорит в первую очередь о лояльности к нашему продукту» |
«ТАТСПИРТПРОМ» В ТАТАРСТАНЕ ЗАНИМАЕТ 85 ПРОЦЕНТОВ РЫНКА ВОДКИ»
— Почему закупочные цены в «Татспиртпроме» выше, чем у ваших московских конкурентов? В частности, 10 рублей за бутылку — такова разница закупочной стоимости не в вашу пользу. Ваши челнинские коллеги считают, что 10 рублей — это копейки, а для меня, продавца, это существенные деньги. Правительство вынуждает малый и средний бизнес работать с вами, так почему же вы как монополисты алкогольной области РТ не делаете цены ниже, чем ваши конкуренты? И доколе вы будете душить предпринимателя высокими закупочными ценами? (Татьяна)
— Это эмоции. Когда мы с вице-премьером РТ Василем Гаязовичем Шайхразиевым, одним из кураторов алкогольной отрасли, зашли в один магазин, предприниматель нам сказал: мы мало зарабатываем на вашем продукте — всего 15 рублей. Смотрю — на полке стоит продукт за 230 рублей, а по накладной мы им поставили его за 176 рублей. То есть они сделали наценку 54 рубля. Разве это мало? При том, что продукцию мы сами доставляем до каждого магазина. Другой вопрос: какой российский продукт сегодня можно купить за 176 рублей? Никакой! Ни один другой продукт не стоит меньше 200 - 220 рублей, а на полке — 270 рублей. Задам встречный вопрос: готов ли предприниматель работать только с российской водкой? И почему мы должны торговать продуктом себе в убыток, если он востребован? Мы ведь даем продавцу заработать на нашем продукте.
Коммерческая политика, выработанная «Татспиртпромом», устраивает всех, никто не отказывается от продажи татарстанской водки. По статистике, «Татспиртпром» в Татарстане занимает 85 процентов рынка водки и 56 процентов всего алкоголя, но без пива. Невозможно 85 процентов держать только на административном ресурсе, этот показатель говорит в первую очередь о лояльности к нашему продукту.
— Наверное, все-таки и административная поддержка компании колоссальная оказывается?
— Республика всегда по всем направлениям работает сплоченно, и ни одна ведущая компания не остается один на один со своими проблемами. В этом и секрет того, что в Татарстан идет столько инвестиций, гарантом которых является президент нашей республики. И еще это вопрос патриотизма. Жители Тольятти гордятся ездить на продукции АвтоВАЗа, мы гордимся КАМАЗом...
— Вы считаете, что наши люди гордятся татарстанской водкой? Какая разница между нашей и, например, финской водкой?
— Вообще, иностранцы не умеют делать хороший спирт. У европейцев задача — строго соблюсти градусы и формулы. А у нас есть и третий показатель — органолептический, то есть запах, вкус и цвет. Если у европейцев водка не пахнет, то в нее вложена химия. А за компанию «Татспиртпром» можно смело говорить, что в ее продукции нет никаких искусственных продуктов.
«Сегодня наши филиалы работают в Казани, Нижнекамске, Чистополе и Усадах» |
«НА МОДЕРНИЗАЦИЮ НАПРАВИМ НЕ МЕНЬШЕ 250 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
— Объясните мотивацию закрытия Бугульминского ЛВЗ. Насколько это справедливо по отношению как к коллективу завода, так и к Бугульме, не страдающей избытком рабочих мест? (Садреев А. З.)
— Я пришел в «Татспиртпром», 7 заводов которого были загружены на 60 процентов. В этом году нам удалось загрузить мощности на 100 процентов. Модернизация всегда эффективнее, чем загрузка дополнительного предприятия. Если весь объем могут производить, например, два завода, то зачем нести ненужную нагрузку? Закрытие завода — это чисто экономический шаг, он был необходим.
— Сколько средств планируете инвестировать в модернизацию?
— Программа модернизации пока рассчитывается, но, думаю, она составит не менее 250 миллионов рублей. У нас сегодня 7 филиалов — это 4 ликероводочных завода, 2 спиртовых и винзавод. Спиртовые заводы уже модернизированы, поэтому акцент сделаем на ликероводочных предприятиях.
— Усадский спиртзавод уже запущен?
— Он пока работает в тестовом режиме на уровне 65 - 70 процентов производительности. Как правило, в тестовом режиме новые мощности работают в течение года.
— Житель Бугульмы вправе спросить: зачем надо было закрывать имеющийся Бугульминский завод и строить новый в Усадах?
— В Бугульме был ликероводочный завод, а в Усадах мы построили спиртовый. Это принципиально разные производства. На каждом предприятии работают в среднем 300 человек. Можно построить один новый завод, где будут работать также 300 человек, производя общий объем продукции. Но на этот шаг мы не идем, решили пока модернизировать существующие производства. Сегодня наши филиалы работают в Казани, Нижнекамске, Чистополе и Усадах. Казанский ЛВЗ делает самый большой объем и производит продукцию премиум-класса.
— Планирует ли «Татспиртпром» возобновление выпуска ранее снятой с производства продукции: слабоградусного сокосодержащего напитка «Шестой элемент», эмульсионных ликеров? (Александр)
— Могут сказать, что должны делать соки, минеральную или газированную воду, но я отвечу, что нет. «Татспиртпром» — компания, которая сфокусирована на достижении лидерства в алкогольной отрасли.
«Арыш мае» — это уникальный случай, который не будет работать за пределами Татарстана. У нас есть потенциал развития внутри республики» |
«АРЫШ МАЕ» ЗАНИМАЕТ 8% РЫНКА, В ПЛАНАХ — 20%
— Как развивается сеть ваших фирменных магазинов «Арыш мае»?
— Сеть «Арыш мае» занимала 3,2 процента рынка продажи алкоголя, а на сегодняшний день — 8 процентов алкогольного рынка РТ.
— За счет чего удалось достичь таких результатов?
— За счет увеличения точек продаж примерно с 200 до 570. Это магазины, небольшие отделы и система франчайзинга. Причем за франчайзинг мы не берем денег, а условие одно: чтобы стоял ассортимент «Татспиртпрома», за что берем комиссию 5 процентов с продукта. Мы каждый день получаем заявки от тех, кто хочет встать под нашу вывеску и нашу лицензию. То есть у людей не будет головной боли по поводу того, как получить и оплачивать лицензию, как сдавать отчеты. Они просто продают и получают за это деньги.
— За пределами Татарстана магазины «Арыш мае» есть?
— «Арыш мае» — это уникальный случай, который не будет работать за пределами Республики Татарстан. Когда мы выбирали название нашему флагманскому магазину, то решили, что лучше, чем «Арыш мае», придумать нельзя, потому что люди уже привыкли к этому названию, они знают, что здесь продается продукция «Татспиртпрома», и доверяют ей. Мы сделали рестайлинг своих магазинов, но ни в коем случае не будем менять название.
Но мы пока не планируем выходить за пределы Татарстана с такой моделью. У нас есть потенциал развития внутри республики. Думаю, на следующий год 1,5 тысячи точек продажи — это еще не предел.
— Сколько у вас собственных магазинов, а не точек продаж внутри других магазинов?
— Сегодня у нас порядка 220 собственных магазинов, и мы наращиваем их количество, работаем по этому вопросу с муниципалитетами. А на начало года их было около 190.
— Сколько инвестиций направили на развитие сети точек продаж?
— Общая сумма пока не сводилась, но она незначительная и выделялась из оперативной выручки. Акцент мы сегодня делаем на увеличение точек путем франчайзинга, которые не требуют никаких инвестиций.
— И какую долю рынка продажи алкоголя хотите занять в республике?
— Думаю, мы можем стремиться к доле в 20 процентов.
— Сколько выручки дает «Арыш мае»?
— Более 1,8 миллиарда рублей. Можно сказать, что мы в два раза увеличили оборот. Может быть, этот проект не суперприбыльный, но он супернужный для защиты «Татспиртпрома» от подделок, от неправильного ценообразования. Держать собственными силами 20 процентов рынка — это задача очень серьезная, но выполнимая. Думаю, для любой крупной компании иметь такую сеть — это ресурс непотопляемости.
— В сельской местности дальше районного центра вы планируете продвигаться?
— Эта миссия возложена на Татпотребсоюз, который вполне со своей задачей справляется. Там, где магазины вообще нерентабельны, они используют автолавки, которых у них порядка 150.
— В чем задача «Алкоторга», чем он отличается от «Арыш мае»?
— Он работает со всеми каналами продаж по всей России и за ее пределами. ООО «Алкоторг» — это синоним торгового дома «Татспиртпрома», и у меня есть большое желание переименовать его, чтобы не возникало вопросов, чем он занимается. У нас есть руководители региональных представительств, но мы сегодня пробуем разные модели работы в этом направлении и выберем наиболее эффективные для конкретных регионов. К примеру, у наших конкурентов в регионах работают целые команды.
«За компанию «Татспиртпром» можно смело говорить, что в ее продукции нет никаких искусственных продуктов» |
ПРОДУКЦИЯ «ТАТСПИРТПРОМА» ПРОДАЕТСЯ В КАЖДОМ СУБЪЕКТЕ РОССИИ
— Вы сказали, что присутствуете в каждом регионе России. Наверное, в первую очередь через федеральные сети?
— Есть Топ-10 торговых сетей, из них с 6 мы уже работаем, с 4 — контракты на подписании. Но в каждом регионе федеральные сети — это не единственный канал поставки продукции, есть еще дистрибьютеры и локальные сети. Так вот мы со всеми дистрибьютерами во всех регионах подписали контракты, а с сильными локальными сетями контракты находятся на стадии подписания.
— Сколько продукции вы реализовываете в Татарстане и в других регионах России?
— В прошлом году компания «Татспиртпром» реализовала за пределами республики 1,2 миллиона дал, а в этом году мы приближаемся к 2 миллионам дал. Если мы обеспечим хорошую уходимость с полки в регионах страны, то, конечно, продажи у нас возрастут. В Татарстане мы и в прошлом году, и в этом реализовываем 3 миллиона дал алкоголя, из которых 2,4 миллиона — водка. Здесь прямая зависимость: увеличение легального рынка ведет к снижению серого. В 2015 году мы ожидали падения реализации на 5 процентов, но благодаря работе правительства, муниципалитетов, МВД, Госалкогольинспекции удалось переломить ситуацию, мы выходим на прошлогодний уровень.
— А в прошлом году падение было ощутимым?
— Каждый год идет падение. Если сравнивать 2011 год, то падение составляет почти 2 миллиона дал.
«ИНДИЙЦЫ ПРОСЯТ ВОДКУ СО ВКУСОМ ШОКОЛАДА»
— За пределы России вы свою продукцию поставляете?
— Мы лезем везде, где это возможно! По сравнению с 2014 годом экспорт увеличился в пять раз.
— И вас пускают?
— Я посетил почти все страны СНГ и нигде не заметил недружелюбности. Мы усилили свои позиции в Казахстане, присутствуем в Азербайджане, Грузии, Армении, Латвии, Абхазии, Донбассе. Зашли и на рынок стран дальнего зарубежья — Германии, Австрии, Китая. В Китае у нас неплохой потенциал, мы надеемся удвоить и даже утроить там продажи.
— А в Китае какой продукт продаете?
— Мы пошли туда с нашим продуктом «Русская валюта». Продажи импортной водки в Китае ничтожны малы — китайцы пьют местный продукт, поэтому мы, может быть, будем делать для них особый продукт. Пока думаем. Изучаем другие рынки, например Индии. Индийцы у нас просят водку со вкусом шоколада. В планах на следующий год — зайти с водкой в США. Мы изучаем этот рынок, чтобы не просто потратить деньги, а попытаться зайти с эффективностью. Во всем мире русская водка воспринимается как лучшая, но везде есть свои особенности.
Мы поздно заходим на все рынки, но это может являться для нас и определенным преимуществом, потому что полка уже устоялась, а мы заходим как новинка. Мы пытаемся использовать этот фактор внезапности.
«Мы поздно заходим на все рынки, но это может являться для нас и определенным преимуществом, потому что полка уже устоялась, а мы заходим как новинка» |
«ВМЕСТЕ МЫ ОДНА КОМАНДА»
— Насколько с вашим приходом в «Татспиртпром» поменялась управленческая команда? Где взяли новых людей? Какие вам нужны специалисты? (Ульяна)
— Мы почти никого не меняли, только набирали тех специалистов, которые не были использованы в «Татспиртпроме», но без которых, я считаю, работать невозможно. Я благодарен судьбе за то, что часто со мной оказываются люди, с которыми мне удается приходить к хорошим результатам.
Когда я ушел с должности коммерческого директора «Татспиртпрома» в «Татмедиа», вместо меня остался мой заместитель Ринэль Нуретдинов. Когда я вернулся, он стал моим первым замом. На должность коммерческого директора я пригласил ведущего топ-менеджера из компании «Акульчев» Ришата Шайхулова. Я привел в команду Ришата Хасанова, с которым много лет идем вместе, его прежнее место работы — руководитель «Идел-Пресс», а в «Татспиртпроме» он является заместителем генерального директора по планированию и производству. На роль финансового директора приглашена Наталья Григорьева.
Заместителем по стратегии стал Александр Астахов из Москвы, он имеет большой опыт работы в алкогольных компаниях: это Дмитровский завод «Ост-Алко», «Настоящая алкогольная компания», «Органик Водка Групп». Он ведет работу по созданию, выводу на рынок и продвижению новых торговых марок.
Также в команду в качестве руководителя фирменной сети «Арыш мае» вошел Ильшат Камалов. Он более 10 лет работал в Русфинансбанке (входит в группу «Сосьете Женераль») и, будучи его региональным руководителем, вывел на передовые позиции в Поволжье. Определились и с директорами заводов, на местах у нас везде сильные руководители.
И, конечно же, вам известно, что бывшего шеф-редактора «БИЗНЕС Online» Рината Билалова я пригласил на должность заместителя гендиректора по информационной политике. Возможно, кому-то она кажется легкой, но на самом деле у него очень ответственный участок работы. В первую очередь он связан с идеологией нашей компании. Она заключается не в том, чтобы люди больше употребляли спиртного, наша задача — доносить до людей опасность контрафакта, суррогата, добиваться снижения смертности от этих явлений. Цель работы вашего коллеги — вести планомерную работу с обществом, говорить о том, что чрезмерное потребление алкоголя — это вред.
— Какие навыки вы хотели бы видеть в топ-менеджере кроме компетентности и лояльности? Как вы прокомментируете фразу Ицкаха Адизеса «Если два человека абсолютно согласны во всем, то без одного из них можно обойтись»? Расскажите подробнее про идеальную кадровую политику или опишите ту, какую вы хотели бы видеть в «Татспиртпроме»? (Фарид)
— Я думаю, идиллии не бывает нигде, тем более когда строится новая команда. У меня был опыт руководства в разных отраслях, поверьте, непросто находить людей, которым можно поверить и доверить. Если ты берешь человека и будешь контролировать его действия на 99 процентов, то ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому для меня главное качество в человеке — это профессионализм и то, что ему можно доверить то направление, за которое он отвечает. Мне удалось собрать команду, в которой я даю человеку полную ответственность и спрашиваю потом с него именно за результат. Также считаю важным, чтобы в команде все знали информацию о том, что делает каждый ее участник. Только когда люди переживают за общий успех, получается командная работа.
Конечно, у меня были кадровые ошибки. Но, наверное, через это все проходили. Только в теплице всегда благоприятная погода, а нам тепличные условия никто не обещал. И нужен результат. Я всегда говорю: цыплят мы будем считать по осени. Я хотел бы, чтобы люди, с которыми я иду по жизни, стремились к той цели, которую мы хотим достичь. Иначе все наши дела — насмарку. Можно проинвестировать проект на 99 процентов, пожалев 1 процент, и вся работа пойдет насмарку. Так можно погубить любое дело.
Конечно, мы в чем-то рискуем, иногда это оправдывается, иногда — нет. Конечно, мы делаем ошибки, но мы всегда детально разбираемся, почему это произошло, и задача — не допустить этой ошибки второй раз.
«В январе средняя зарплата по компании была 30,6 тысячи рублей, к концу года мы выходим на уровень 38,6 тысячи рублей... Люди воспряли духом, прекратилась текучка кадров на заводах» |
— Какова общая численность персонала компании?
— Общая численность персонала — чуть более 3 тысяч человек. Из них на всех заводах у нас работают 1 850 человек, около 430 работают в ООО «Алкоторг», в нашей снабженческой структуре 130 сотрудников, еще порядка 500 человек — в сети фирменных магазинов «Арыш мае». Управленческая команда — не более 150 человек.
— Какой у вас средний уровень зарплаты?
— В январе средняя зарплата по компании была 30,6 тысячи рублей, к концу года мы выходим на уровень 38,6 тысячи рублей, увеличив фонд заработной платы на 30 процентов во втором полугодии 2015 года. Это очень серьезное повышение! Люди воспряли духом, прекратилась текучка кадров на заводах. Я считаю, компания «Татспиртпром» платит достойную зарплату за ту работу, которую они делают.
— Насколько зарплата топ-менеджеров отличается от минимальной по компании?
— Главный вопрос не в размере зарплаты, а в том, каков эффект от работы топ-менеджера. Если ты хочешь найти человека с определенной специальностью и он стоит 100 - 150 тысяч рублей, то ты его на эту зарплату и приглашаешь. Да, можно найти специалиста и за 30 - 40 тысяч, но, как только он выйдет на определенный уровень квалификации, его сразу же переманят. То есть все равно человеку надо платить не ниже, чем по рынку. Мало людей, которые работают только за счет патриотизма.
НА ЗАВОДАХ «ТАТСПИРТПРОМА» ВВЕДЕН ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
— Почему сегодня русский человек ассоциируется во всем мире с пьянством? Ведь, например, в Европе есть страны, где употребляют алкоголь не меньше, чем в России. Если я ошибаюсь, поправьте. (Ильфатей)
— Стратегически мы знаем одно: в России реально потребляется как минимум 15 - 16 литров на человека в год, это примерно наравне со странами Европы. По официальной статистике получается 6,5 литра. Это еще раз говорит о том, что главный враг нашей отрасли — это серый рынок, контрафакт. Это преступники, которые занимаются недобросовестной конкуренцией и подвергают опасности жизни людей.
— У вас нет ощущения, что вы руководите чем-то, что приносит людям зло и беду в жизнь? (Руслан, Рамиль)
— Производителю автомата Калашникова можно задать такой же вопрос. Или производителю танков, военных самолетов. Я бы задал этот вопрос главному конструктору и производителю «Оки». Я просто боюсь представить, сколько человек убил автомобиль «Ока», который вообще не соответствует требованиям безопасности!
Во всем у человека должна быть своя голова на плечах. Можно пить в меру, можно вообще не пить, а можно спиться и умереть. Конечно, алкоголь — это не минеральная вода. Хотя и соки, и газированная вода сегодня напичканы химией и несут вред. И так можно пройтись по каждому продукту — мясо, помидоры... Алкоголь — это легальный продукт, который продается по определенным законам, и мы их соблюдаем.
— Ваше отношение к алкоголю? Употребляете ли вы его? Если да, то какой предпочитаете? (Рафаэль).
— С приходом в «Татспиртпром» приходится периодически участвовать в дегустациях. Буквально в тот день, когда я пришел в «Татспиртпром», — 26 января 2015 года — мы задумались над тем, как усилить контроль за качеством продукции, и пришли к решению, что каждый день директора заводов вместе с технологами до запуска линии розлива лично убеждаются в качестве напитков, то есть эталонный образец сравнивают с тем, который идет на розлив. После этого директора скидывают мне СМС, что у них все в порядке. И каждый директор отвечает за качество своего продукта. Но надо подчеркнуть: дегустация не подразумевает, что напиток надо выпить, речь о том, что нужно только подержать его минимальный объем во рту и выплюнуть.
— Обращаюсь к вам от имени большого количества дачников СНТ «Рассвет». На поле, через которое проходила дорога к нашим дачам, ОАО «Татспиртпром» уже второй год возводит новый завод. И старую дорогу сломали, а новую не сделали. Когда же сделают нам дорогу? (Ландыш)
— Завод мы строили в поле, рядом не было никаких дорог. Но компания «Татспиртпром» всегда отвечает за свои действия, всегда социально ориентирована. Я принял это обращение, если мы что-то испортили, то обязательно исправим.
— Конкурс на перевозку сотрудников (вахта) на 2016 год где будет размещен? На каком сайте? Можно ли поучаствовать? (Гарифуллин Дамир Шамилович)
— У нас сначала был свой сайт госзакупок, а сейчас мы находимся на стадии перехода на общий сайт госзакупок etpzakupki.tatar. Все наши тендеры абсолютно открыты, любой желающий может в них участвовать.
«Если произошла какая-то трагедия, то нужно не смаковать, сколько было крови, а писать о том, как сделать так, чтобы такого больше не было» |
«Я ВСЕГДА ХОТЕЛ РАБОТАТЬ С АЗАРТОМ»
— В качестве топ-менеджера вы работали в различных сферах. В какой из них было интереснее всего и в каких сферах хотели бы проявить себя в дальнейшем? (Искандер Ахмедов)
— Конечно, я не могу сказать, что хотел бы до конца жизни работать на алкогольном рынке, что это моя мечта. Но я работаю с большим удовольствием, потому что для меня важен азарт. Что труднее — догнать или удержать? Наверное, удержать труднее. Азарт — это догнать и перегнать, а удержать — это значит доказать, что все было неслучайно. Считаю, если человек не получает удовольствия от работы, значит, он не имеет цели в жизни.
— Работая во главе «Татмедиа», азарт вы ощущали?
— Конечно! Первое время в «Татмедиа» было очень сложным. Я понял, что профессиональный журналист — это человек, который может работать во всех отраслях. У корреспондентов есть специализация по темам, а мне, руководителю, приходилось вникать во все. Для меня это был просто сумасшедший опыт! Без СМИ жизнь, наверное, невозможна, потому что ты будешь слеп и глух — ничего не будешь знать, что происходит в мире.
— С журналистами нашли общий язык?
— Наверное, это стоит спросить у них. Всегда очень просто написать какую-то бяку — об убийстве, ЧП (к сожалению, общество это любит), но по-настоящему профессиональный журналист должен уметь раскрыть любую тему. Если произошла какая-то трагедия, то нужно не смаковать, сколько было крови, необходимо писать о том, как сделать так, чтобы такого больше не было. Только того журналиста, который вникает в проблему, можно назвать профессионалом своего дела, а не того, который смотрим по верхам и пытается на этом сделать сенсацию.
«НИ С ОДНИМ СМИ НЕ БЫЛО ОТНОШЕНИЙ В ДУХЕ «Я НАЧАЛЬНИК — ТЫ ПОДЧИНЕННЫЙ».
— Как с этой точки зрения оцениваете работу «БИЗНЕС Online»?
— Я считаю, что показатель вашей работы — это количество посещений вашего сайта. Думаю, неуспешное СМИ не будут посещать более 100 тысяч человек в день. На мой взгляд, вы собрали одни из самых сильных «перьев» Татарстана. Думаю, в бизнес-сообществе и в политических кругах «БИЗНЕС Online» является самой читаемой газетой.
Во время работы в «Татмедиа» я всегда придерживался мнения: всегда лучше говорить, чем молчать. Я рад, что мне удалось многих консервативных руководителей убедить становиться первоисточником в проблемных ситуациях. Ведь молчание обычно заполняется домыслами и слухами, и потом становится уже очень сложно донести реальную информацию.
— На посту руководителя «Татмедиа» у вас поначалу не возникало желания включать административный ресурс, чтобы запретить публикацию какой-то негативной информации? Или изначально было понимание, что скрывать не надо, что необходимо управлять информационным полем?
— Мы всегда старались помогать, обсуждать, советоваться. Ни с одним СМИ не было отношений в духе «я начальник — ты подчиненный». СМИ у нас свободны, таков закон. Мы старались иметь дружеские отношения и быть партнерами. Были, конечно, ситуации, когда какие-то опубликованные факты или цифры не соответствовали действительности, и в таких случаях мы старались совместно исправить ситуацию. Задачу «Татмедиа» я вижу в том, что оно должно помогать СМИ.
Поссориться мы всегда успеем — так я обычно говорю. С теми людьми, с которыми работал, я остаюсь в хороших отношениях и после моего ухода с должности. Поэтому со всеми руководителями СМИ у меня хорошие отношения, я со многими периодически общаюсь. Работа со СМИ продолжается, это для «Татспиртпрома» важное направление. Мы — за здоровый образ жизни, у нас есть идеи, и мы хотим, чтобы журналисты нам помогали.
«В большой «гоночной семье» очень много бизнесменов, которые работают на алкогольном рынке» |
— Всем известно, что вы автогонщик. Сегодня остается время на хобби?
— Я автогонщик выходного дня (смеется). Получается, что я профессионал — мастер спорта, многократный чемпион России, но сегодня нет времени ездить по всем этапам. Хотя есть две-три гонки, которые я обязательно посещаю. И куда бы я ни приехал, обязательно совмещаю приятное с полезным: провожу переговоры по деятельности «Татспиртпрома». Кстати, в большой «гоночной семье» очень много бизнесменов, которые работают на алкогольном рынке.
— Автомобиль и алкоголь — это как-то не вяжется!..
— Мы никого не заставляем пить. Для республики «Татспиртпром» — это гарантия поступления средств в бюджет, а для меня это бизнес-компания, которая должна быть успешной.
Окончание следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.