Один из прародителей современного автомобильного спорта в Татарстане был автором идеи о строительстве «Высокой Горы»

Вчера президент Татарстана Рустам Минниханов чествовал в Кремле своего давнего друга Аркадия Дадаева — человека, знакомство с которым 20 лет тому назад перевернуло жизнь главы одного из районов Татарстана, «ввергнув» его в пучину профессионального автоспорта. О том, как всем миром строили автодром «Высокая Гора», как первый старт приветствовал Борис Ельцин и какими профессиональными качествами обладал автогонщик Рустам Минниханов, Дадаев рассказал в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Оnline».

Легенде автоспорта Аркадию Дадаеву недавно исполнилось 80 лет
Легенде автоспорта Аркадию Дадаеву недавно исполнилось 80 лет

«Я УТОЧНИЛ ПРО МИННИХАНОВА: «ОН НЕ БОЛТУН?»

— Аркадий Николаевич, разрешите поздравить вас с прошедшим 80-летним юбилеем и 20-летием автомобильного спорта в Татарстане, строительством автодрома «Высокая Гора». В общем, круглых дат хватает.

— Если говорить об автоспорте Татарстана по-честному, то ему исполнилось 44 года. Первые соревнования по автомобильному спорту были проведены в 1971 году в казанском поселке Мирном. В том же году на площадке перед Центральным стадионом проходил этап чемпионата общества «Спартак» по автомобильному двоеборью. Потом соревновались в Набережных Челнах, там же вскоре проходил чемпионат СССР по багги. Снова соревнования вернулись в Казань, когда мы приурочили их к 50-летию образования комсомола в Татарстане, и автомобилисты соревновались в Юдино, в так называемом Карьере.

— То есть соревнования проводились, но их нельзя было назвать систематическими.

— Именно. О них даже не у всех воспоминания остались в Татарстане. И для того, чтобы придать новый импульс автомобильному спорту Татарстана, понадобился счастливый случай. В сентябре 1995 года в Тольятти проходили соревнования «Серебряная ладья», куда приехал ваш журналист Аркадий Деревенский, работавший в казанской автомобильной фирме «Акос». Мы стали общаться, и я начал делиться своими впечатлениями о тех соревнованиях, о которых вам только что рассказал. Посетовал, что уже несколько раз говорил с казанцами о славной истории вашего автоспорта. Но, видимо, полномочий у этих людей не было. И попросил Деревенского: «Найдите человека, с кем можно было бы поговорить о воссоздании автоспорта в Татарстане, только чтобы он был человеком слова». Через неделю Деревенский мне звонит и говорит о том, что у тогдашнего главы Высокогорского района есть желание развивать автоспорт. Я уточнил: «Этот человек не болтун?» «Нет!» И 27 ноября я приехал на встречу в Высокогорский район к тогдашнему его главе Рустаму Минниханову. Я, Деревенский и Александр Стариков, генеральный директор компании «Акос». Я спросил Минниханова: «Вы чего хотите?» Он сказал, что настроен соревноваться, и спросил: «А что надо сделать для того, чтобы проводить эти соревнования в Татарстане?» Я начал перечислять ему необходимые условия, и он соглашался буквально со всем. Это было даже подозрительно. У меня появились сомнения. Но я продолжал общаться и сказал, что надо заниматься строительством. А для этого необходимо заключить договор: либо юридический, либо джентльменский. Мы остановились на джентльменском, ударили по рукам, и дело сразу же стало двигаться. Список участников строительства огромный — почти два десятка различных организаций.

Фото из книги Аркадия Дадаева о соревнованиях, которые он проводил
Фото из книги Аркадия Дадаева о соревнованиях, которые он проводил

«ШАЙМИЕВ УДИВИЛСЯ, ЧТО У ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕ ПОПРОСИЛИ ДЕНЕГ»

— Причем там есть такие субъекты, на первый взгляд, очень далекие от строительства, от специфики автоспорта. Это и «Нерудметаллы», и Пригородный лесхоз, и «Электросети», и «Сельхозтехника» и «Жилкомхоз».

— Вы не правы. В строительстве все пригодится, любая помощь и содействие. Когда автодром был построен, к нам приехал тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев и удивленно поинтересовался: «Как вы все построили, не попросив у правительства ни одного рубля?» Мы ответили, что не надо. Единственной была просьба об облагораживании территории, чтобы посадили поблизости березки.

— Если вспоминать о пристрастиях политического истеблишмента 90-х годов, то любителей автоспорта в Татарстане тогда не было. Шаймиев, мэр Казани Камиль Исхаков, тогдашний премьер Фарид Мухаметшин, вице-премьер Ильгиз Хайруллин — никого из них нельзя «заподозрить» в любви к гонкам на автомобилях. Разве что любовью к автораритету, как у Мухаметшина.

— Когда мы провели первый старт на «Высокой Горе», то награждение организаторов проводилось в кабинете у Хайруллина. Я тогда высказал предложение, сказав, что в Сочи, на теннисные соревнования, в которых участвует Борис Ельцин, съезжаются все. И не для того, чтобы поиграть, а засветиться. И предложил учредить соревнования на призы президента Татарстана, в которых также могли принять участие местные VIP-персоны. Хайруллин задумался и через неделю перезвонил с сообщением, что Шаймиев дал согласие на то, чтобы соревнования назывались Кубком президента Татарстана. Первый оргкомитет этих соревнований я проводил в кабинете министров. Сказал Минниханову: «Рустам Нургалиевич, это вы должны вести заседание». Он отвечает: «Нет, Аркадий Николаевич, проведите вы». И правильно сделал, потому что люди могли бы не так понять.

— Да, на тот момент он был одним из более 40 глав районов, что у его коллег из руководства других районов могло бы породить зависть.

— Да-да. И я проводил заседание того оркомитета, отвечал на вопросы прессы.

Салават Фатхетдинов - свой человек на соревнованиях по автоспорту
Салават Фатхетдинов — свой человек на соревнованиях по автоспорту

«ЗАТО У НАС ЕСТЬ САЛАВАТ!»

— И я там был, и очень вам сочувствовал. Потому что отвечать людям на вопросы, подобные тому: «А когда к нам на автодром приедет Михаэль Шумахер?» было просто невозможно. Помню, как один накидавшийся в зюзю корреспондент на итоговой пресс-конференции перебивал ваше выступление выкриками «Зато у нас есть Салават!»

— Ха-ха-ха. Это был ужас! Да, это происходило, когда я рассказывал о том, что татарстанским автогонщикам надо потерпеть, потренироваться. И тогда победы придут. Того любопытного «парня» я помню, он года два побыл на наших соревнованиях, сейчас, я думаю, его уже нет в прессе. Другие вопросы касались экономической стороны: «За какие деньги построен автодром?» И я отвечал на все эти вопросы, а Минниханов сидел в стороне.

— Отличительной чертой первых соревнований на «Высокой Горе» было то, что на их старт прислал приветствие Борис Ельцин. Как вам удалось добиться его внимания?

— У него прошел первый этап выборов на пост президента России и предстоял второй. Ельцин из Башкортостана приехал в Татарстан, и мы ему написали письмо о проведении наших соревнований. В ответ на это он прислал приветствие.

— Минниханов изъявил свое желание стартовать на любительских соревнованиях. А кто следом?

— Если говорить об автоспорте Татарстана тех лет, то здесь был только один сильный гонщик Сергей Петрухин, который успешно соревновался в профессиональных заездах. А большинство татарстанцев заявились на VIP-старты: Минниханов, Асгат Сафаров, Джаудат Миннахметов, братья Айрат и Радик Шаймиевы, Салават Фатхетдинов. Для всех подобные старты тогда были в новинку. Более того, вспоминаю, как Эдуард Куприянов опережал на трассе Рустама Минниханова, когда он уже начал соревноваться профессионально, но это никак не сказывалось на их взаимоотношениях в обычной жизни.

Рустам Минниханов быстро освоился на трассах...
Рустам Минниханов быстро освоился на трассах...

«ОБСУЖДАЛИ С МИННИХАНОВЫМ ВОПРОСЫ О ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ В ЧИСТОМ ПОЛЕ»

— В вашей книге есть замечательная фотография, где вы сидите в поле на складных стульчиках рядом с Миннихановым. Снимок сделан на соревнованиях 2000 года. Не вспомните, о чем вы тогда общались?

— Он тогда прилетел на те соревнования на вертолете вместе с Иваном Егоровым — президентом федерации автоспорта Татарстана. Это был День Победы, и этой знаменательной дате были посвящены соревнования в Рязани. Тогда на соревнования пришли 100 тысяч болельщиков. Мы подсчитали их путем сложения выручки от билетов на общественном транспорте и выручки таксистов из государственных автопарков. А говорили мы тогда с Рустамом Нургалиевичем о тех вопросах, которые касаются стартов в Татарстане, о проблемах, одним словом, провели такую летучку на выезде. Конкретно говорили о том, что на автодроме нет комментаторских кабинок. Соревнования начали пользоваться огромным интересом. Пеших болельщиков насчитывалось до 30 тысяч человек, а те, кто приезжал на старты на личных автомобилях, учету не подлежали. Здесь были заинтересованы в проведении соревнований. А бывали случаи, когда у меня местный представитель спрашивал: «А что я буду иметь с проведения этих соревнований?» Было это в Баку, а любопытным персонажем оказался полковник местного ДОСААФ.

— Каким на трассе был Минниханов, уже завершивший карьеру гонщика?

— Натура спортивная у него в крови. Казалось бы, на фиг ему нужен автоспорт, особенно тогда, когда все больше становилось проблем государственного масштаба. У него блестящая реакция, развитый интеллект, когда он с полуслова понимает смысл того, что я ему хочу донести. Разжевывать не надо. Человек сразу схватывает суть.

...И вскоре перестал удивляться полученным наградам
...И вскоре перестал удивляться полученным наградам (фото: http://elitat.ru/)

«У МЕНЯ В ПЛАНАХ ПРОРВАТЬСЯ К РАМЗАНУ КАДЫРОВУ»

— Вы организовываете соревнования по автоспорту в Татарстане на протяжении 20 лет. Что запомнилось за это время?

— Я вам расскажу такой случай. Приехал я в Тюмень, меня встретил местный представитель, повез в гостиницу. Там он включил свет, проверил все, вплоть до того, работает ли слив туалета в ванной. Я спрашиваю: «Ты чего такой дотошный?» Он отвечает: «Вы сами так научили». Оказывается, он у меня учился на курсах в центре подготовки и переподготовки организаторов, директоров соревнований. Вы же меня не спросили, а я еще и по этой линии совместил свой приезд в Казань, отработав на курсах повышения квалификации в вашей Поволжской академии спорта. А я учу на этих курсах, что если проводите соревнования, то у вас все должно работать как часы. Я вам скажу, что у нас хватает организаций, которые проводят подобные курсы, вплоть до общественных организаций. Но есть разница между тем, как эту работу ведет академия спорта, которая предоставляет сертификат государственного образца, позволяющий проводить соревнования в нашем виде спорта любой сложности. Вы, может, сами не понимаете, почему Татарстан привлекает к себе такое количество соревнований различного уровня? Потому что здесь совсем другой менталитет, другой прием. Все им довольны, разве что один урод найдется, ему не понравится, что у него одеяло короткое, а сам он длинный. Шучу.

Так Татарстан вернулся на автоспортивную карту страны, на которой отмечено 99 городов, в которых я проводил соревнования по автокроссу, автомногоборью и трековым гонкам. Если говорить о России, то это от Владивостока до Калининграда, если говорить о бывшем СССР, то это и Рига, и Киев, в котором, как это ни будет странно, но мы два года подряд разыгрывали чемпионат РСФСР.

— Не планируете увеличить количество городов, в которых проводили соревнования, до цифры 100?

— Планирую, но тут даже дело не в цифре 100. Есть еще у нас регионы, которые сами подзабыли, что у них когда-то проводились автомобильные соревнования. Вот я написал письмо Рамзану Кадырову, а мне ответил его заместитель министра по спорту, что у них нет автоспортивных традиций. Он даже не знает, что я в Грозном проводил чемпионат СССР, чемпионат РСФСР по автомногоборью, матчевую встречу между сборными Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Он не знает спортивную историю своей республики, будучи заместителем министра по спорту. Более того, я ему послал аннотацию, где есть эта информация. Ты ее прочти, чтобы знать! Как можно этого не знать? Но рано или поздно я все-таки прорвусь к Кадырову! И не только к нему, у меня много планов. Недавно я видел соревнования по автогонкам из Франции по телевизору, там на гоночной машине была надпись «Туркменистан». Так страна рекламирует себя на мировом пространстве. Так вы соревнования у себя проведите, больше толку будет. Тем более что я в Ашхабаде дважды проводил чемпионат СССР по автогонкам.

Аркадий Дадаев не впервые проводит занятия для слушателей Поволжской академии спорта
Аркадий Дадаев не впервые проводит занятия для слушателей Поволжской академии спорта

— О чем планируете говорить с Миннихановым после церемонии вашего награждения?

— Знаете, Татарстан проводил соревнования по автоспорту в 11 районах. Сейчас попробую все их вспомнить — Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Высокая Гора, Лениногорск, Мензелинск, Набережные Челны, Нижнекамск, Нурлат, Усады. А сейчас остались старты только в четырех районах — Азнакаево, Высокая Гора, Усады, Челны. А почему отстранились другие районы, те же Бавлы, тот же Нурлат? Почему все думают, что приедет Минниханов и только тогда они начнут шевелиться?

— То есть вы хотите сказать, чтобы люди шевелились без участия Минниханова?

— Да, чтобы главы районов шевелились без напоминаний Минниханова. Ему что, делать больше нечего? Мне объясняют, что у нас денег нет. Ответный вопрос: а вы работали со спонсорами? Со всеми надо работать. Я помню в Рязани, где я живу, проводил соревнования. Изначально все отказывались помогать — говорят денег нет. После совещания начали ко мне подходить, уточнять, что готовы взять на себя организацию автобусов, другие взяли на себя приобретение призов. То есть они не хотели разглашать перед другими свои затраты. Более того, я на эти соревнования привлек спонсорскую помощь даже от бандитов (смеется). Они мне дали доллары, 3, 2 и 1 тысячу долларов за призовые места. И вот соревнования закончились, а я забыл о тех долларах. Уже все расходятся, и тут я вижу, что в проходе зала стоит главный бандит. Тут я с ужасом вспомнил о долларах и сказал, что еще не все. «Победители и призеры будут награждены долларами». Радости было... Чиновники у меня спрашивают: «А откуда эти премии?» Я отвечаю и им, и всем собравшимся: «От известных людей города Рязани!»