Сегодня минэкономики РТ предложило муниципалитетам и бизнесу скорректировать «дорожную карту» развития промплощадок республики. В ответ районные чиновники пожаловались, что весь малый бизнес притягивают крупные города и «Алабуга», и попросили налоговых преференций. Впрочем, идея давно витает в воздухе: Госсовет должен рассмотреть инициативу главы Дрожжановского района о региональных ОЭЗ, у которого, правда, пока нет экспертного заключения. За дискуссией следил корреспондент «БИЗНЕС Online».
Шамиль Агеев: «Если мы сейчас не сможем запустить эти промышленные площадки, очень сложно будет развиваться дальше» (фото: kgeu.ru) |
«МЫ ОЩУЩАЕМ, ЧТО ДЕЙСТВУЕМ НЕМНОГО ХАОТИЧНО»
Несколько десятков районных чиновников и бизнесменов собрал сегодня в Торгово-промышленной палате форум «Программа развития промышленных площадок в РТ». Модераторы из минэкономики и ТПП с лету поставили гостям непростую задачу: в течение пяти часов внести коррективы в свежий документ — «дорожную карту» развития промплощадок, которую интегрируют с глобальнейшим документом республики — «Стратегией-2030». «Мы ощущаем, что действуем немного хаотично, без плана, поэтому попросили подготовить проект центр перспективных экономических исследований, — объяснил важность события первый замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин. — Поэтому прошу критически подойти [к документу]». А глава палаты Шамиль Агеев констатировал: «Если мы сейчас не сможем запустить эти промышленные площадки, очень сложно будет развиваться дальше».
Что представляет собой программа в нынешнем виде? Прежде всего она предусматривает оптимальное распределение промзон в каждом из татарстанских муниципалитетов и определяет правила их работы. При этом каждому муниципалитету «прописан» перечень рекомендуемых к производству видов продукции с привязкой к соседним региональным рынкам.
Тут презентовавший программу профессор КФУ Азат Сафиуллин особо подчеркнул, что муниципалам надо грамотно выбрать специализацию своих промзон с учетом местной специфики: «У каждого региона должен быть свой набор бизнеса». Перебегать друг другу дорогу тоже не следует, «чтобы не копировать, так как должны быть разные кластеры». Затем профессор примерил на себя роль Капитана Очевидность и посоветовал тщательнее изучать разрабатываемые модели бизнеса: «Сам бизнес-план обычно редко читают, как правило, основной акцент делается на паспорте с основными показателями, резюме, характеристиках проекта и, самое главное, финансовой модели. А многие проекты хорошо написаны на бумаге, но не имеют перспектив».
Добавим, что в документ вошел список районов, привлекательных для размещения промышленных парков и площадок, в их числе, к примеру, Лаишевский, Тукаевский, Чистопольский, Высокогорский. Для справки: пока что в Татарстане действуют 45 и создаются еще 35 промплощадок муниципального уровня, где работают 280 резидентов и заняты 5 тыс. рабочих. В первом полугодии 2015 года совокупный объем выручки этих компаний составил более 7 млрд. рублей.
Артур Николаев: «Если были просто зеленые площадки, сейчас уже есть реальные стены, реальные крыши, электричество в розетках, вода в кранах» (на фото справа – первый замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин) |
Тут презентация закончилась, гости перешли к обсуждению и немедленно вскрыли все те проблемы, из-за которых еще пару лет назад промплощадки, по выражению замглавы ТПП Артура Николаева, выглядели как «остовы от коровников». Впрочем, сейчас, как заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» тот же Николаев, ситуация выправилась: «Если были просто зеленые площадки, сейчас уже есть реальные стены, реальные крыши, электричество в розетках, вода в кранах». На днях эксперты российской ассоциации индустриальных парков побывали в разных районах РТ и «даже не ожидали увидеть то, что увидели», похвастался Николаев. Примерно в таких же красках расписал нашему изданию свой визит в Татарстан и сам глава ассоциации Максим Паздников.
На днях глава российской ассоциации индустриальных парков Максим Паздников с экспертами побывали в разных районах РТ и «даже не ожидали увидеть то, что увидели» (фото: http://promin.ru/) |
«НЕТ У НАС ПАРКОВ И НЕ БУДЕТ НИКОГДА!»
Однако муниципалитеты, как выяснилось, обижены невниманием со стороны властей. Дружным хором гости форума высказались в том духе, что инвесторы тянутся к крупным городам, поэтому глубинке нужны особые преференции. «Разъединить надо: кто в дебрях работает, а кто — близко к крупным агломерациям», — заметил представитель Лаишево. «Взять, к примеру, 20 районов и разделить по близости к крупным городам», — вторили ему коллеги. «Ну вот кто пойдет, например, в Мамадыш? Например, в Челнах сейчас такие привилегии будут (после получения статуса территории опережающего развития — прим. авт.). А министерство берет и всем одинаковые условия выставляет. Не должно быть такого!» — горячился замглавы исполкома Мамадышского района Ильшат Дарземанов.
Далеко не всех устраивают и нынешние условия работы промышленных парков (от 80 тыс. кв. м) и мелких промышленных площадок (от 20 до 80 тыс. кв. м). Согласно закону они обязаны проходить ежегодную аккредитацию, да и сами площадки должны быть переданы управляющей компании. «Вот мы, не знаю как, любыми ухищрениями аккредитовались и как будто бы передали управляющей компании, которая меж тем ничего не делает. Год прошел, аккредитация прошла, компания с нами уже не работает — ну это глупость вообще, — поделился печальным опытом тот же Дарземанов и продолжил живописать реалии. — И на управляющие компании ведь бюджет у нас не заложен, а резиденту никакого интереса нет этой компании платить! Имея землю, имея помещения, я не подпишусь — сам буду содержать эту территорию. У меня 40 предпринимателей — и никто под это не подписывается».
«КИП «Мастеру» сейчас отдадут все, что есть...» (фото: http://www.chelny-biz.ru/) |
По мнению участников дискуссии, аккредитацию можно было бы ввести на более продолжительный срок, например три года, или — для мелких площадок — отменить вовсе. Это предложение модератор беседы, фиксировавший все пожелания, глава консалтинговой компании «Верное решение» Сергей Маслехин взял на карандаш. Хотя насчет УК он разочаровал собравшихся, заметив, что без управления площадками «появляется базар», с их присутствием придется мириться.
«Мне аккредитация не нужна — нужна инфраструктура. Единственное, что они (резиденты) хотят, — это субсидирование затрат на строительство здания. На «Лизинг-грант» же 3 миллиона дают, пусть дадут и на строительство», — высказался сити-менеджер Актаныша Ильнар Фаттахов. «Президент же что сказал? Пусть малый бизнес развивается в каждой деревне, в каждом сельском поселении», «А то КИП «Мастер» сейчас отдадут все, что есть... (а нам что останется — прим. авт.)», — доносилось из зала.
«У нас земель нет — у нас заповедник, ЮНЕСКО и охранные территории. Нет у нас парков и не будет никогда! Зато бизнес может обслуживать туризм: кто-то собирается очистку воды делать, кто-то — сувениры. И нас, например, больше волнует стоимость электроэнергии, — высказал проблемы «своих» предпринимателей представитель Спасского района, дав понять, что их территорию льготами и вовсе обошли. — Но площадка нам нужна, и чтобы наш предприниматель пришел, например, в министерство и ему помогли».
Александр Шадриков: «Мы хотим благодаря свободной экономической зоне запустить процесс диверсификации экономики района и его развития» |
«ЧТО СЕЙЧАС МУНИЦИПАЛИТЕТ ДАЕТ ПО НАЛОГАМ? АБСОЛЮТНО НИЧЕГО»
Но главное, о чем взмолились районные чиновники, — это налоговые льготы, какие сейчас получают резиденты особых экономических зон. «На примере «Алабуги» надо просить. Вот у «Алабуги» есть наблюдательный совет — можно ведь такой же сделать и на уровне районов. Пусть возглавлять это будет министр — Здунов (Артем Здунов — министр экономики РТ — прим. авт.), например, будет. И чтобы в законодательство изменения внесли по поводу налоговых льгот — налог на имущество, налог на прибыль, — высказался Дарземанов. — А что сейчас муниципалитет дает по налогам? Абсолютно ничего не дает. Разве что земельный налог, а он копеечный». Напомним, что резиденты ОЭЗ первые пять лет платят налог на прибыль 2% вместо обычных 20% (затем коэффициент повышается), а земельный, транспортный и имущественный налоги и вовсе равны нулю.
Дарземанова поддержали коллеги из других регионов. На резонный вопрос модератора о том, по какому принципу выдавать драгоценный статус ОЭЗ: «Как всем нашим промплощадкам, пачками?» — чиновники нехотя признали: «Нет, на это не пойдут». «Но хотя бы на промпарки чтобы распространялось», — заметил представитель высокогорского исполкома. По его словам, льготный налоговый режим должен действовать как минимум три года, а лучше пять лет.
Интересно, что эта идея уже пробивает себе дорогу — в конце ноября депутаты Дрожжановского района внесли в Госсовет РТ инициативу о создании региональных ОЭЗ. В документе предлагается создавать на территории республики четыре типа зон: промышленно-производственные, агропромышленные, технико-внедренческие и рекреационные. «Эту идею мы подсмотрели у Липецкой области, где они смогли принять закон о собственных зонах, не противоречащий федеральному законодательству», — напомнил на форуме Маслехин. Глава района Александр Шадриков пояснил «БИЗНЕС Online», что хочет создать ОЭЗ для строительного кластера и у района уже есть на примете китайский инвестор, который может построить завод керамической плитки и кирпича. «Мы хотим благодаря свободной экономической зоне запустить процесс диверсификации экономики района и его развития», — сообщил он.
Шадриков надеялся, что законопроект рассмотрят уже до конца года, но теперь эти сроки оказались размыты. Как пояснил в беседе с «БИЗНЕС Online» замглавы комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, законопроект пока не получил необходимых экспертных заключений.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.