ЧТО ПРИНЕС РЕБРЭНДИНГ СЕТИ "КАРУСЕЛЬ"
- Если говорить про изменение форматов, за последнее время одна из самых интересных перемен была как раз у X5, когда появилась Карусель - взамен части магазинов "Перекресток". Чем продиктовано появление нового брэнда?
- После объединения компаний, которое произошло три года назад (объединение Перекрестка и Пятерочки), образовалась компания X5 Retail Group N.V. Если раньше было два формата – гипермаркет "Перекресток" и супермаркет "Перекресток", то после объединения возник еще и дискаунтер "Пятерочка". В 2008 году после завершения сделки по приобретению сети гипермаркетов "Карусель", руководство решило разделить понятия гипермаркета и супермаркета. Произошло переименование гипермаркетов "Перекресток" в "Карусель".
- В чем заключается отличие? В ассортименте товара?
- Да, гипермаркеты "Карусель" - своего рода "антикризисный" формат, здесь можно приобрести все под одной крышей, по низким ценам с гарантированным качеством в отличие от продуктовых рынков. В гипермаркетах продается порядка 28-30 тысяч наименований товаров, торговая площадь от четырех тысяч квадратных метров. "Супермаркеты "Перекресток" - это бизнес-формат, к которому компания относится с большим трепетом. Они более компактные - от 10 до 12 тысяч наименований товаров, но ассортимент в них рассчитан на покупателей с достатком выше среднего, и товары представлены более высокой категории. В супермаркетах мы делаем акцент на fresh – много свежих продуктов и большой выбор готовой еды.
- Изменение формата оправдало себя в финансовом плане, ведь это же не просто смена вывески?
- Цель разделить в сознании людей форматы супер- и гипермаркетов себя оправдала. В каждом из форматов мы проводим различные промо-акции, например, по спецценам в супермаркетах реализуются одни группы товаров, в гипермаркетах - другие. Раньше у покупателей возникало непонимание. Ребрэндинг помог нам уйти от подобных проблем. Сегодня можно говорить о том, что финансовые затраты себя оправдали - рекламные акции стало проводить проще, они стали понятнее для людей. О результатах проведенного в Казани ребрэндинга можно также судить по возросшему трафику. За 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество покупателей в гипермаркетах нашего филиала увеличилось примерно на 17%.
- Вы рассказали про три формата, но мы знаем, что у Х5 есть и четвертый – "Зеленый перекресток". Расскажите, что это за формат и планируется ли открытие таких магазинов в Казани?
- Сразу скажу, что в настоящий момент мы не предполагаем открытие в Татарстане формата "Зеленый перекресток" в ближайший год, но планы меняются очень быстро. Первый такой магазин был открыт в Ростове-на-Дону в 2008 году, затем в Москве. В "Зеленом Перекрестке" продаются лучшие деликатесы со всех концов света, элитные сорта сыров, колбас, свежие фрукты и овощи, экзотические лакомства.
- То есть это магазин класса премиум?
- Да, конечно. Такого уровня покупателей у нас в регионах маловато.
АШАН ДАСТ ВСТРЯСКУ ВСЕМ ТОРГОВЫМ ОПЕРАТОРАМ КАЗАНИ
- В начале этого года у покупателей возникло некоторое непонимание ситуации в связи появлением магазинов "Пятерочка+". На тот момент в Казани уже были магазины "Пятерочка" компании "Ак Барс Торг", работавшие по франшизе X5 Retail Group.
- X5 Retail Group является владельцем знака "Пятерочка". Мультиформатная сеть компании включает в себя 952 магазина "Пятерочка", число франчайзинговых магазинов на территории России составляет 586. Франчайзинговый партнер X5 Retail Group N.V. в Татарстане - ООО "Ак Барс Торг". А под брэндом "Пятерочка+" с начала года компания развивает в Татарстане собственную сеть. В настоящее время у нас уже 15 магазинов.
Я считаю, что мы неплохо развиваемся. Мы рассчитывали на увеличение товарооборота наших дискаунтеров за счет притока людей из других форматов на волне острой чувствительности покупателя к изменению цены. Но реакция покупателей превзошла все наши ожидания - приток покупателей по итогам третьего квартала 2009 года составил по регионам до 17 процентов, - такого мы не видели даже в лучшие докризисные времена.
- А такие сети, как "Магнит", "Эдельвейс" вам не конкуренты?
- Безусловно, мы соревнуемся друг с другом в привлечении и удержании большего количества покупателей. Мы позиционируем "Пятерочку+" как ценового лидера.
- Известно, что существуют планы по приходу Ашана в Казани. Как это может повлиять на рынок продуктового ритэйла?
- Думаю, он сделает встряску. Торговые операторы проснуться, начнут более активную работу в сторону улучшения своих торговых процессов. Конкуренция – это здорово.
- То есть вы уже готовитесь к приходу Ашана?
- Мы готовимся, естественно. Но ведь еще не совсем понятно, придут они или нет. Об этом говорится уже года два или три. Посмотрим. Так же говорили об открытии Carrefour в Москве, но существенного влияния на рынок в Москве оно не произвело, более того в настоящее время компания уходит с российского рынка.
- В средствах массовой информации сообщалось о планах Х5 по дальнейшей экспансии сети за счет поглощения сети "Патэрсон". Вы можете это прокомментировать?
- Я могу сказать только то, что компания Х5 подала заявку в ФАС на получение согласия на эту сделку. Что касается комментариев, мы не разглашаем условий договоров до завершения сделки.
- Была информация также о планах вхождения капитала Х5 в Wal-Mart, можете что-то сказать по этому поводу? И вообще, в чем отличие западных торговых сетей от наших?
- Крупнейшая в мире сеть Wal-Mart работает в США с 1962 года. Возможные выходы на российский рынок Wal-Mart International изучает давно. Могу сказать только, что у Wal-Mart действительно есть чему поучиться. Система работает как часы: к примеру, информация о сломанном прилавке-холодильнике или незакрытой двери в холодильной камере сразу же отражается на мониторах в центральном офисе. Не зря сеть занимает первое место в мире.
ЦЕЛЬ – 25% РЫНКА ПРОДУКТОВОГО РЫНКА
- Приход Х5 в Татарстан коренным образом изменил лицо продуктового ритэйла. Раньше вас пришел Рамстор и Патэрсон, но они не внесли таких перемен. С какими проблемами в республике вам пришлось столкнуться на начальном этапе?
- Первый гипермаркет "Перекресток" мы открыли в торговом комплексе "Савиново" в 2005 году, как раз перед тысячелетием Казани. Это был сотый "Перекресток" в сети. И я считаю, что мы завоевали популярность именно удачным открытием этого гипермаркета. Мы учли особенности менталитета покупателей: акцент был сделан на продаже продукции местных производителей, национальной выпечки, салатов. Были привлечены местные специалисты. Конечно, были и сложности рабочего характера. Нашу систему работы долго не могли понять местные производители. Многие из них впервые столкнулись с электронным документооборотом и системой электронных платежей. Сейчас, конечно, все это уже в прошлом. Филиал заметно вырос. Численность работников филиала "Приволжский" в настоящее время составляет более 2 тыс. человек.
- Когда вы поняли, что успех пришел, в хорошем смысле пройдена точка невозврата?
- Вы считаете, что она пройдена?
- Сложно представить сейчас Казань без магазинов сети Х5…
- В ритэйле не бывает так, чтобы можно было расслабленно почить на лаврах. Вот придет на рынок новый игрок, разве он даст нам уснуть здесь? И это здорово – есть конкуренция, значит, есть развитие.
- Расширение вашей сети планируется в дальнейшем?
- Магазины Приволжского филиала компании X5 RETAIL GROUP N.V., располагаются не только на территории Республики Татарстан. Формат "Карусель" так же представлен Башкортостане и Удмуртии, "Перекресток" - в Марий Эл. Кризис в стране провоцирует успешное развитие формата "дискаунтер" – мы будем продолжать открывать новые магазины, как в Казани, так и в других городах республики.
- Какой магазин в Казани по покупательскому трафику, по выручке самый успешный?
- Это магазины в торговых центрах "Савиново" и "Тандем". Они приблизительно одинаковые. С точки зрения парковки Тандем, конечно, более удобный.
- Какой доли компания предполагает достичь на рынке РТ?
- Российский рынок еще очень далек от насыщения современной розничной торговлей. X5 Retail Group N.V - крупнейший оператор, при этом наша доля рынка в России составляет порядка 5% . Как в России, так и Татарстане нам есть еще к чему стремиться.
20 ТОНН САЛАТОВ
- Среди обывателей ходят слухи, что салаты, куры-гриль и значительная часть продукции собственного приготовления делается из просроченных и снятых с реализации продуктов. Откуда возникают такие слухи?
- Эти слухи возникают от отсутствия информации. Контроль качества у нас осуществляется на двух уровнях: при приеме товара от поставщика в распределительном центре и в магазинах компании. Ежедневно происходит списание испорченных товаров.
Внутриведомственная лаборатория проверяет продукцию собственного производства. Уверяю вас, мы не зарабатываем на гнилых, просроченных продуктах, мы зарабатываем на качественной продукции. Хлебобулочные изделия, выпечка, домашние салаты, готовые блюда и полуфабрикаты, реализуемые в гипермаркетах "Карусель" и супермаркетах "Перекресток", приготовлены из свежего доброкачественного сырья, в том числе выращенного и произведенного в Татарстане. Из года в год идет увеличение объемов продаж собственной продукции. Это говорит о том, что покупатели верят в ее качество. В месяц один гипермаркет реализует порядка 20 тонн салатов. Представьте, это два десятитонных КАМАЗа.
- Вечером поздно идешь в магазин – там масса салатов непроданных, возникает вопрос, куда все это девается на следующий день?
- Наши гипермаркеты работают до 12 часов ночи. Вся продукция собственного производства реализуется день в день. Перед закрытием я частенько объезжаю наши магазины, пирогов там не бывает, да и салатов остается крайне мало. Я всегда говорю: "Покупатель пришел, хотел купить пирог, а у вас его нет. Почему?". Нужно учитывать, что производство у нас встроено в магазины, и площади ограничены, но это уже совсем другая проблема.
- Наверное, нет магазинов, где бы ни сталкивались с воровством. Вырос ли его масштаб в кризис?
- Безусловно, кризис подтолкнул развитие этой проблемы. У нас есть служба собственной безопасности, также мы привлекаем для охраны магазинов ЧОПы.
- Самый необычный продукт, который у вас украли? Или способ воровства?
- У нас есть магазин, где в последнее время с завидным постоянством исчезает вермут "Мартини".
В ГОСТОРГОВЛЕ БЫЛО ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ…
- Вы для себя продукты где покупаете: в своей сети или у конкурентов - чтобы узнать ценовую политику, оценить обстановку?
- В основном, я лично покупаю у себя в Карусели (в ТЦ "Савиново" - ред.). И дочь, например, ревностно относится, если мы заезжаем в другие магазины.
- Вы с самого основания работаете здесь? И где работали раньше?
- С самого начала трудовой деятельности я работал в торговле. В 1979 году, когда учился в институте – хлеб принимал по ночам. После окончания института работал замдиректора, директором магазина, это еще при госторговле, был коммерческим директором Кировского райпищеторга. Потом ушел в частную торговлю, принимал участие в реконструкции и открытии магазина "Меридиан" (у парка им. Горького – ред.). Открывал магазины бытовой техники, после чего по конкурсу пришел на работу в торговый дом "Перекресток".
Наталья Голобурдова, Ринат Билалов
Визитная карточка руководителя Ибрагимов Радик Ренатович |
Справка X5 Retail Group N.V. - крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Работает под брендами "Пятерочка" (в Татарстане "Пятерочка+"), "Перекресток" и "Карусель". 18 мая 2006 года произошло слияние компаний "Пятерочка" и "Перекресток" с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. 26 июня 2008 года X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов "Карусель". Сейчас X5 занимает 5% российского рынка розничной торговли. На 30 сентября 2009 года под управлением компании находилось 1 тыс. 217 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и еще 40 городах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 952 дискаунтера "Пятерочка" и "Пятерочка+" формата "мягкий дискаунтер", 210 супермаркетов "Перекресток" и 55 гипермаркетов "Карусель". На 30 сентября 2009 года число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 586. В общей сложности в компании работает порядка 80 тыс. человек. Чистая выручка X5 Retail Group за 2008 год, включая Карусель по проформе достигла $8 892 млн., показатель EBITDA составил $803 млн. Cкорректированная чистая прибыль (без учета неденежного списания goodwill) составила $112 млн. За 9 месяцев 2009 года чистая розничная выручка достигла $6,053 млн. Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Регистрация выполнена. Мы отправили вам email с ссылкой для подтверждения, проверьте почту. Восстановление пароля Мы отправили вам письмо со ссылкой для сброса пароля. Восстановление пароля Что-то пошло не так. Проверьте правильность email и повторите снова.
Хотите быть в курсе важных новостей?
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины
|
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.