СМЕРТЬ СТАРОЙ МОДЕЛИ

 

Третий момент, который я хочу обсудить, связан с источниками будущего экономического роста.

 

Я думаю, что старая парадигма умерла или, по крайней мере, доживает свои последние дни. В рамках прежней модели мировую экономику подогревали неумеренные потребительские аппетиты домохозяйств в США и других странах, активно импортировавших продукцию экспортно-ориентированных государств.

 

Сейчас видно, что у этой модели были серьезные недостатки. Потребление финансировалось за счет доступных и дешевых кредитов, от которых у многих сформировалась зависимость. Однако во время финансового кризиса поток легких денег иссяк, и потребителям пришлось завязать со своими привычками. А принимая во внимание начавшийся процесс сокращения доли заемных средств и маячащее на горизонте новое финансовое регулирование, можно предполагать, что массовое кредитование возобновится нескоро.

 

Изменится и поведение потребителей. Проблемы с семейным бюджетом и затяжная безработица приведут к росту сбережений. Кроме того, есть психологический момент. Пережив кризис, потребители, возможно, станут более осторожными: будут менее склонны брать взаймы и более охотно делать сбережения. Кризис и резкий рост безработицы могут надолго остаться в коллективной памяти.

 

Итак, для того чтобы добиться устойчивого роста мировой экономики, нужно, чтобы освободившееся место занял кто-то другой. Главные кандидаты – страны с профицитом счета текущих операций. И уже сейчас начинают просматриваться шаги в правильном направлении.

 

Китай и другие развивающиеся страны Азии постепенно переходят от ориентации на экспорт к развитию внутреннего спроса, чему способствует мягкая бюджетно-налоговая политика.

 

Однако им еще предстоит пройти немалый путь. Переходу к новой модели помогло бы совершенствование систем социальной защиты, увеличение расходов на здравоохранение и образование, а также реформы, которые сделают более доступными кредиты. Кроме того, в числе прочих мер потребуется укрепление юаня и ряда других азиатских валют.

 

Помните, от этой новой парадигмы выиграют все. У мировой экономики появится новый двигатель. А мир благодаря уменьшению глобальных дисбалансов станет более безопасным местом и будет меньше подвержен кризисам. Все это отвечает и долгосрочным интересам Китая.

 

Но добьемся ли мы этого? Можно ли убедить развивающиеся страны отказаться от стратегии, которая сослужила им хорошую службу в прошлом? Смогут ли США существенно сократить дефицит бюджета и обуздать финансовый сектор, когда ускорится восстановление экономики? Вот главные вопросы.

 

ОБУЗДАТЬ ФИНАНСЫ

 

Четвертый, и последний, вызов политикам, о котором я хочу поговорить сегодня, связан с финансовым сектором. Все мы знаем, что ситуация, сложившаяся до кризиса, способствовала принятию чрезмерных рисков и росту доли заемных средств. Все мы знаем, что финансовый сектор развитых стран разрушил всю мировую экономику. Понятно, что нужно сделать все возможное, чтобы избежать повторения этих событий.

 

Значит, мы должны провести реформы, которые сделают финансовый сектор более безопасным и стабильным. Конечно, тут нужно действовать осторожно, поскольку мы вовсе не хотим убить любые финансовые инновации.

 

Этот вопрос вызвал оживленные дебаты, и появляется немало хороших идей – особенно в Великобритании. Позвольте рассказать, что об этом думает МВФ.

 

Во-первых, раз многие проблемы возникли на "Диком Западе" финансового мира, вне поля зрения регуляторов, нужно расширить сферу их деятельности. Чтобы предотвратить чересчур рискованные действия, необходимо повышать требования к объему и качеству капитала и запасу ликвидности, особенно в тучные годы.

 

Кроме того, регуляторы и наблюдатели должны уделять больше внимания системно значимым институтам и их трансграничному взаимодействию. Это требует повышенной координации проводимой политики.

 

Помимо более совершенных правил, нам нужно более совершенное выполнение этих правил – а для этого необходимо усилить надзор и расширить надзорные полномочия. Новая система регулирования должна эффективнее бороться с заблуждениями и ложным успокоением. Это еще один урок кризиса.

 

Кроме того, мы должны заняться проблемой управления рисками в финансовом секторе и разорвать связь между рискованным поведением и размером зарплат.

 

В связи с этим "Большая двадцатка" попросила нас изучить вопрос налогообложения финансового сектора. Это интересная сфера.

 

Может ли налоговая система сыграть роль в борьбе с чрезмерным принятием рисков в финансовом секторе? Можно ли использовать ее для достижения законной цели – обеспечения справедливости и равенства в этом секторе?

 

Подойти к этому можно с разных сторон, и мы рассмотрим этот вопрос под разными углами и изучим все предложения. Финансовый сектор должен внести свой вклад в спасение системы и помочь снизить потребность в госфинансировании в случае нового кризиса. Я говорю об этом исходя из практических соображений, поскольку мне кажется, что парламентарии больше не согласятся на выделение такой же масштабной госпомощи, как во время нынешнего кризиса.

 

И здесь мы вновь сталкиваемся с задачей поиска "золотой середины".

 

С одной стороны, финансовый сектор все еще остается в плохой форме. Ему понадобится новый капитал, поскольку качество активов ухудшается. В таких условиях ужесточение нормативов может стать препятствием для восстановления экономики. Не пытаемся ли мы заставить пациента делать физические упражнения, хотя он пока не может даже встать с кровати? С другой стороны, в атмосфере усиливающегося оптимизма мы видим признаки возвращения прежних привычек. Интерес к риску растет, что ярко проявляется на развивающихся рынках. Я уже говорил об этом.

 

Как же найти квадратуру этого круга? Волшебного средства нет, однако одно из возможных решений – снизить неопределенность в сфере регулирования.

 

Озвучьте будущие требования и сроки их внедрения. Сейчас неопределенность в области регулирования порождает ложные стимулы. Она, например, может быть причиной рискованного поведения компаний: финансовые организации пытаются воспользоваться моментом и оторваться по полной сейчас, пока не наступили новые тощие годы. Это, несомненно, опасно, не в последнюю очередь для развивающихся рынков. А мы можем упустить время, если будем слишком долго медлить с реформами, и делать что-то будет слишком поздно.

 

За последний год мировая экономика добилась необычайного прогресса, однако сейчас, когда мы находимся на пороге восстановления, появляются новые непростые задачи. Как нам их решить? Мне кажется, что есть лишь один фундаментальный ответ – сохранить дух сотрудничества, который помог нам прийти к тому, что мы имеем сейчас.

 

Всем нам известны основные факты. Во время кризиса, возможно, впервые в истории, различные страны объединили усилия и сообща решали общие проблемы, а выиграла от этого вся мировая экономика. Именно поэтому мы избежали катастрофы и видим сейчас первые признаки восстановления.

 

(Слон, Доминик Стросс-Кан, глава МВФ, 25.11.09)