Татьяна Галич:

 – С  точки зрения психологии рекламы и менеджмента, в торговых центрах все продумано таким образом, чтобы человек с нормальной самооценкой почувствовал там себя очень комфортно, а его эго поднялось еще выше. На эмоциональном уровне человеку действительно внушают, что он богаче и лучше, чем есть на самом деле. Много зеркал, в которых человек выглядит с наилучшей стороны, звучит приятная музыка, расслабляющая на определенных звуковых частотах. Установлены специальные рекламные щиты с изображением красивых женских лиц в определенном ракурсе, которые стимулируют сексуальность мальчиков и эротичность девочек. Очень хорошо подобраны цвета в оформлении. В общем, стимулируются все каналы восприятия. Помните, в одном из торговых центров устанавливают игрушечного Деда Мороза, который то погружается, то опять поднимается из красного короба со скоростью, влияющей на кору головного мозга и расслабляющей человека. Этому наиболее сильно подвержена молодежь. Именно поэтому торговые центры практически не посещают старики, там они себя дискомфортно чувствуют. Хотя согласна, что их, кроме всего прочего, отпугивают и высокие цены. Таким образом, посещение торгового центра в экономическом плане накладно, а в психологическом, конечно, выгодно. Молодые люди, которые пошли по западному типу ментальности, где эго играет одну из ведущих ролей, чувствуют себя в торговых центрах настоящими людьми.

НАС РАЗЪЕДАЕТ ЗАПАДНЫЙ ПРАГМАТИЗМ

 – Общество потребления  – это путь в  светлое будущее  или тормоз цивилизации? Возможно, кризис подсказывает нам, что нужно  что-то менять в мировоззрении людей? Хорошо ли, когда потребление возводится в абсолют?

 Рафаэль Юнусов:

 – Елена  Владимировна уже подчеркнула, что  здесь многое держится на культуре потребления. На мой взгляд, плох тот  потребитель, который хочет лишь потреблять. Стоит спросить: а прежде чем потреблять, что ты создавал сам? На мой взгляд, хороший, правильный потребитель должен одновременно стать и создателем, производителем материальных ценностей. Опасно, когда только потребляют, но не создают. Наше общество должно воспитывать созидателя, человека, способного на производительный труд. Многие наши беды от того, что в обществе превалирует лишь дух потребления, и это требует корректировки. Ради красивой жизни нужно уметь и красиво работать.

 Елена Машкова:

 – Хорошо ли, когда потребление возводится в абсолют? Да все возводимое в абсолют – плохо. Но, с точки зрения экономики, потребление – это двигатель развития. Хотя об обществе потребления говорить, повторюсь, рано. Мы бедны. В кризис в городе упали продажи витаминов и лекарств за счет того, что их перестали покупать пенсионеры, одинокие мамы, учителя. При пандемии гриппа они не могут себе купить нужных препаратов. Люди экономят сейчас на хлебе, на молоке.

 Татьяна Галич:

 – У  общества потребления с точки  зрения психологии два механизма: способность к адаптации и склонность к социальному сравнению. Таким образом, психологически, с одной стороны, человек, один раз попользовавшись чем-то, хочет иметь это не единожды, с другой стороны, он все время сравнивает свой образ жизни с эталонным, который ему навязывают по телевизору и окружающие, и всеми силами стремится к нему. Поскольку "общество потребления" – это термин изначально американский, я буду апеллировать исследованиями этой страны. Так вот, на вопрос: "Что делает вашу жизнь хорошей?" – в 1975 году в США ответили "много денег" – 38%, в 1996 году – 63%, а в 2000 году – 80%. Таким образом, самые несчастные – это самые бедные. Общество потребления захватывает умы людей, все возрастает алчность человека. В нашей стране молодежь идет по типу развития западной ментальности, его эго разрастается, и нам грозит точно такая же душевная пустота, какая сейчас охватывает западную молодежь. Подтверждением тому может послужить опрос среди российских студентов. Мы выяснили, что 78 процентов из них готовы на все ради того, чтобы материально жить достойно и уехать за границу. У нас разрушается ментальность, нас разъедает западный прагматизм.