В КРИЗИС РОССИЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ, А ПОЛЕЗНЫЕ НОВОГОДНИЕ ПРЕЗЕНТЫ И НАМЕРЕНЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЭЛИТНЫХ ВИН

Перед Новым годом компания Deloitte опросила 706 россиян в шести городах - миллионниках (это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и Ростов-на-Дону) и пришла к выводу, что влияние кризиса безусловно сказывается на новогодних устремлениях жителей страны. Почти половина из них (49%) мечтают получить на праздник в качестве подарка деньги. Только около пятой части опрошенных (19%) готовы потратить на презенты больше прошлогоднего, а опять же около половины (44%) вынуждены снизить свои расходы на предпраздничные покупки. При этом 80% из тех, кто будет сэкономить, называют главной причиной кризис.

Deloitte проводит новогодний опрос в России уже в четвертый раз подряд  и отмечает, что число тех, кто хотел бы получить в подарок на праздник деньги, выросло по сравнению с 2008 годом в полтора раза. Что интересно, на втором месте после денежных подарков оказались ноутбуки – их хотели бы получить к празднику более трети опрошенных (38%). На третьем месте, что и неудивительно, – косметика (37%).

Именно косметику и собираются подарить родным и друзьям на Новый год свыше половины опрошенных (51%). Среди подарков будет также много конфет (35%) и книг (34%). А деньги в носке под елку положат лишь четверть респондентов (25%).

Особенно скромными будут подарки от коллег. Из итогов опроса Deloitte следует, что только чуть более половины опрошенных (55%) готовы вручить презенты коллегам по работе, а четверть (25%) из-за финансово-экономического кризиса и снижения доходов вынуждены сократить свой подарочный бюджет и вовсе вычеркнули коллег из числа тех, кому преподнесут сувениры.

В трудные времена заметно изменилась структура спроса на подарочный винный ассортимент, и сильнее всего кризис ударил по продажам элитных вин (стоимостью около 30 тыс. рублей за бутылку). Учитывая это, розничные сети резко сократили ассортимент алкоголя, отказавшись от дорогих вин и коньяков с долгой оборачиваемостью.

С начала кризиса стал смещаться потребительский спрос на подарки, в том числе новогодние. Если раньше в качестве презентов покупали так называемые развлекательные подарки, например, DVD-диски с фильмами и играми, компьютерные аксессуары, то теперь россияне предпочитают полезные подарки: утюги, тарелки, бокалы... Почти "квалифицированное большинство" опрошенных компанией Deloitte (74%) намерены приобрести в качестве новогодних подарков именно полезные вещи.

Лидерами роста подарочных категорий, по прогнозам Ситибанка, будут кондитерские изделия (рост расходов в декабре 2009-го – 77% к среднемесячному значению за год), ликеро-водочная продукция (73%) и электроника (67%).

При этом опрошенные газетой "Ведомости" продавцы новогодних подарков ожидают смещение спроса в сторону более дешевых предновогодних покупок, что снизит средний чек в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года. Например, средний чек в магазине "Коллекция вин" в этом году уже снизился с 15 тыс. до 12 тыс. рублей. Тем не менее, здесь ожидают традиционного декабрьского роста продаж – где-то втрое по сравнению с обычными месяцами. Продавцы косметики также уверены в росте числа покупателей перед праздником, при этом большинство косметических сетей, в отличие от прежних лет, в предновогодний период делают большие скидки. Это означает, что и здесь средний "новогодний" чек будет ниже прошлогоднего.

БИЗНЕС Online