«БЕШЕНЫЙ» ТРАФИК
Бали — густонаселенный остров. По количеству коренного населения (более 4 млн. жителей) Бали превосходит Татарстан, а по площади Бали в 11 раз меньше нашей республики. При этом довольно значительная часть острова занята национальными парками и пиками нескольких вулканов. Добавьте еще сотни тысяч экспатов и просто туристов (в год посещают остров более 3 млн. человек). Надо также учитывать, на острове практически отсутствует многоэтажная застройка: большинство домов двухэтажные. Вот и получается, что практически весь равнинно-холмистый и незаповедный Бали — это одна большая деревня, где одно поселение плавно перетекает в другое. Их связывает очень густая и переплетенная сеть автодорог, хотя относительно Азии правильнее сказать — мотодорог: соотношение количества автомобилей и мотоциклов тут (на глаз) 1:30. Часть дорог абсолютно непригодна для проезда автомобиля — они настолько узки, что позволяют проехать только одному мопеду.
Количество дорог и, главное, обилие авто- и мототранспорта поначалу просто поражает. Любой прилетевший на Бали неминуемо пересекает Денпасар — главный и самый оживленный город острова, шумный жаркий муравейник с настоящим хаосом на дорогах, обязательными пробками и жуткой загазованностью. Как и почему тут живут туристы — я ума не приложу: видимо, на родине они влачат существование в тихих деревеньках, где единственным признаком трафика является одинокая корова, бредущая по лужайке. А тут хардкор и движуха!
Впрочем, чем дальше от столицы, тем дорог больше, а транспорта меньше. В некоторых модных местах (коим является Убуд) за счет наплыва пакетных туристов, привозимых на больших неповоротливых автобусах (в основном это китайцы), тоже есть пробки, но они небольшие, к тому же на центральных улицах городка организовано одностороннее движение, что сильно облегчает передвижение. В обычных же деревнях все гораздо спокойнее, небольшие заторы на дорогах случаются только во время прохождения религиозных процессий в дни больших церемоний.
Мы катались несколько раз вглубь острова — красота! Дороги совершенно свободные, ровные, кругом стелятся рисовые поля и холмятся фруктовые сады, детишки приветственно машут руками: «Халлоо!» и улыбаются во все (сколько там у них?) зубы. Совсем в глубинке иногда асфальт вдруг кончается, начинается разбитая, в лужах грунтовка, но таких участков совсем немного. В общем, дороги на острове очень хорошие. И как это они умудряются без Универсиады-то?
ЗАБЛУДИТЬСЯ? БЕЗ ПРОБЛЕМ!
Передвигаться по острову на дальние расстояния без навигатора невозможно. Условно говоря, по центру стоит гряда высоких вулканов, от них к побережью тянутся многочисленные речушки, мостов мало, а дорог много. Поэтому, раз свернув не там, можно заблудиться так, что придется возвращаться на десятки километров. Я попробовал несколько раз поездить по интуиции или по памяти, как я это делаю в велопоходах: изучаю маршрут, запоминаю повороты и ориентиры, и мы можем весь ходовой день ехать по маршруту, ни разу не взглянув на карты (а их у меня вообще не бывает). На Бали этот номер не прокатил: уже через несколько минут я понял, что заехал не туда, а попытка так же интуитивно выбраться завела еще дальше. После пары таких случаев я плюнул на свою велопоходную гордость и стал пользоваться навигатором в смартфоне.
БАЛИЙСКИЕ ОБЛОМЫ
Нашим первым обломом оказалась практическая невозможность гулять по Бали пешком, по крайней мере, в том местечке, где мы изначально поселились, — в Чангу. В Бангкоке мы любили ходить пешком — так видишь столько интересных деталей, которые просто пролетают незамеченными мимо тебя. Матерились, конечно, потому что тротуары в Бангкоке предназначены для торговцев, мотоциклистов и кадок с пальмами, а никак не для пешеходов, но гуляли.
Здесь же, на Бали, тротуаров нет в принципе. Однажды мы увидели в холмистой местности широченные десятиметровые тротуары с обеих сторон дороги на отрезке в 500 м — такое чувство, что это было сделано для отмазки: вот, смотрите, у нас есть тротуары! В городах есть местами какое-то подобие тротуаров, но они всегда напрочь разбиты и перегорожены. В подавляющем большинстве мест тротуара нет вообще: дорога, обочина шириной 10 - 20 см и сразу либо стена дома, либо бетонный желоб канала. То есть кювета никакого нет, в случае аварии ты либо врезаешься в стену/дерево, либо слетаешь в глубокую канаву. Так как сама дорога очень узкая, позволяющая с трудом разъехаться двум автомобилям, любой пешеход фактически занимает всю полосу, для его объезда приходится выезжать на встречку.
Местные пешком почти не ходят, разве что не спеша после церемоний возвращаются, разодетые, всей семьей домой. А вот туристы — да, они привыкли у себя в европах гулять, им все интересно, они глазеют по сторонам и — занимают проезжую часть.
Отсюда же и второй облом: я надеялся взять напрокат велосипеды, чтобы и зимой не терять форму, тем более водить я ничего моторизованного не умею, и прав у меня никаких нет. Велосипедистам тут еще хуже, чем пешеходам: кроме трафика добавляется жара и постоянные горки. Нет никакого кайфа и прока от велосипеда на Бали, это я вам как заядлый велосипедист говорю, который ругал Казань за пренебрежительное отношение к нашему брату.
В Убуде, где мы живем, совсем недавно снимался культовый среди «ищущих» женщин фильм «Ешь, молись, люби», где героиня Джулии Робертс романтишно рассекала на велосипеде меж рисовых полей. И теперь ее многочисленные поклонницы (обычно зрелого возраста) селятся на окраинах Убуда на виллах, садятся на велосипед, и, пытаясь поймать гармонию, катаются счастливые зачем-то по центральным оживленным улицам, собирая за собой хвост терпеливых и снисходительных балийцев.
При всем этом Бали — достаточно большой остров, здесь все: магазины, рынки, кафе, пляж — находится не в шаговой доступности, по острову надо как-то перемещаться. Поэтому на второй день пребывания на острове мои друзья, у которых я остановился, взяли напрокат мне мопед или, как его тут называют, «мотобайк», или «сепеда мотор».
В ИТОГЕ Я НАУЧИЛСЯ ВОДИТЬ МОПЕД
До этого я вообще не водил нормально никакого моторизованного транспортного средства самостоятельно. Так, чтобы из точки А в точку Б по общим дорогам с трафиком. Процесс обучения от «впервые завел» до «обыденно скатался в магазин» занял 5 дней, причем в день — одна поездка минут на 30.
Это очень увлекательно — делать что-то впервые. И это «впервые» делать постоянно. Так, я впервые сел за руль мотобайка, впервые проехался по безлюдной дороге, впервые выехал на дорогу с трафиком, впервые быстро стартанул и ровно припарковался, впервые съездил в магазин (1 км), впервые съездил со всеми поужинать (4 км), впервые проехался под небольшим дождиком, впервые заправился у бабушки из бутылки, впервые обогнал другой мопед, впервые завелся с толкача, впервые накатал за день километров 15 - 20, впервые прокатился ночью (противно слепит глаза встречный транспорт), впервые был остановлен полицией за езду без прав, впервые откупился взяткой в 100 тыс. рупий (300 рублей), впервые скатался на дальний пляж на весь день, намотав 180 км, впервые заправился на настоящей заправке, впервые ехал через город со светофорами, впервые ехал под проливным ливнем, впервые ехал под дождем ночью, впервые обогнал автомобиль, впервые проехался с пассажиром, впервые разогнался до 70 км/час и, наконец, впервые почувствовал кайфушку от вождения.
Теперь я вожу совершенно свободно и спокойно, мне нравится и наверняка будет не хватать этого в других местах.
Главный минус — не смотришь по сторонам. Ничего не замечаешь, просто едешь из точки в точку и следишь за движением. Во время далекой поездки на 90 км неоднократно жалел, что пролетели замечательную видовую точку, на которой обязательно остановились бы, если бы ехали на велосипедах. Все снаружи как-то растворяется и размывается. Понимаешь, что ничего не знаешь о своей же улице, оказывается, тут рядом тоже есть кафешки и магазины, но ты привыкаешь их пролетать, не замечая. Много раз хотелось остановиться и достать фотоаппарат, но «трафик, у меня есть трафик», фиг остановишься. Но сейчас, живя месяц оседло, я научился возвращаться в замеченное на ходу место. Я ставлю байк на «прикол» и гуляю пешком. К счастью, в Убуде это хоть и не очень удобно, но возможно.
50 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ
Аренда мопеда стоит на Бали смешных денег: я заплатил на месяц 500 тыс. рупий — это 1,5 тыс. рублей (еще дали два шлема). Мопед отдается без всякого залога. Бензин тут около 20 рублей за литр, в среднем хватает одного литра в день. Бензин продается на каждом шагу: ряды литровых бутылок из-под «Абсолюта» стоят вдоль дорог — без топлива не останешься. Также повсюду мастерские по ремонту: накачать колесо — 3 рубля, починить прокол — 150 рублей.
Так как мопеды есть практически у всех, их не крадут. Можно оставить мопед в любом месте со шлемом и прочим барахлом и вернуться туда через несколько дней — он будет стоять там же. Иногда в популярных местах за стоянку берут деньги (3 или 6 рублей).
БЕСПРАВНЫЕ
По идее, для вождения байка нужны права. Для туристов предусмотрены «гостевые права» на месяц. Их можно получить тут же, пройдя несложный экзамен, или просто «купить» примерно за 600 рублей. Российские права, по слухам, у полицейских не котируются, но все зависит от вашей наглости и настроения полицейского. Все, кого я тут за это время видел, ездят без прав. Если не будешь нарушать ПДД и будешь ездить в шлеме, вероятность, что тобою заинтересуются, минимальная. Я попался лишь однажды — в облаву, когда только учился ездить. Тормозили всех подряд, даже местных: большая бригада полицейских выехала на заработки. После пятиминутного прессинга на тему «сейчас заберем мотоцикл на штрафстоянку и выпишем штраф» (таблицу со «страшными» штрафами нам предъявили на сильно помятой бумажке, полагаю, цифры там были произвольные), ребята сами предложили заплатить «в руки». Даже сдачу дали и улыбнулись на прощанье.
Все становится гораздо хуже, если ты попадаешь в ДТП. Отсутствие прав делает автоматически тебя виновником при любом раскладе.
АВАРИИ — ДЛЯ РУССКИХ
За два месяца пребывания на Бали при всем этом бешеном трафике я не видел ни одной аварии. Все неприятные моменты, свидетелем которых я оказался, были связаны, как ни странно, с русскими. Русские краснокожие толстяки не заплатили 6 рублей за стоянку и очень громко и нагло послали парковщика, русский водитель на прокатном джипе поцарапал бок минивену местного, пытаясь разъехаться на узкой дороге, после чего жена нашего соотечественника устроила такую знакомую истерику на глазах удивленных балийцев, собрав нехилый затор из мопедов с обеих сторон, ну и мой русский друг еще до нашего приезда столкнулся с мопедом десятилетней девочки — не поранил, но сильно испугал, в итоге отвез ее в больницу и оплатил прием, этого оказалось достаточно.
Балийцы катаются на мопедах сызмальства. Я часто вижу тут школьников 10 - 12 лет, как мальчишек, так и девчонок, плотно садящихся на сиденье гуськом втроем-вчетвером. Без всяких шлемов, хотя большинство взрослых все-таки не пренебрегают этой мерой безопасности. Но в черте населенных пунктов со шлемами обычно не заморачиваются, особенно экспаты.
Водят местные лихо, но очень аккуратно и, я бы сказал, учтиво. Пропускают — всегда. Улыбаются — всегда. Однажды я сидел в кафе у дороги и снимал проезжающих мимо людей. Закономерность простая: напряженное, суровое лицо — белый, улыбка во все зубы — местный. Здесь не принято нетерпеливо сигналить. Короткий «пи-бип» раздается только тогда, когда тебя собираются обогнать — предупреждают.
ПОЧЕМУ Я ПЕШЕХОД
Несколько лет назад я купил автомобиль, начал учиться его водить и поначалу ездил с друзьями за рулем. Даже будучи пешеходом и пассажиром, постоянно сталкивался с агрессией на дорогах: пешеходы боятся автомобилистов, велосипедистов не любят ни водители, ни пешеходы, автомобилисты презирают всех. «Куда прешь, козел!» — совершенно обычная фраза для нашего водителя. Ну или: «Понакупали прав, уроды!» У меня всего пара знакомых, которые водят машину молча. Когда я начал ездить в своем авто даже в качестве пассажира, я столкнулся лицом к лицу с этим постоянным напрягом, в котором вынужден находиться водитель. Особенно мне не нравилось, что мою машину мог в любой момент остановить любой мент просто из любопытства: а что это у тебя за машина такая интересная? Довольно быстро я разочаровался в обладании автомобилем и в итоге продал его. Основная причина — нет кайфа, а есть только совершенно ненужные мне стресс и зависимость.
Кто бы мог подумать, что сейчас, сев на эту «табуретку с мотором», я поймал кайф вождения, я просыпаюсь затемно и с удовольствием качусь по прохладной еще улице, чтобы посмотреть рассвет сквозь пальмы и облака над вулканом. Я въезжаю в городскую часть Убуда, там, где пробки и трафик, а туристы норовят постоянно перебежать дорогу, и ничего не боюсь и ни капли не волнуюсь. Потому что все улыбаются.
Продолжение следует.
Читайте также:
Блеск и нищета таиландских магазинов
Сравнение цен в Бангкоке и Казани: от недвижимости до туалетной бумаги
Тайский майдан: народные волнения во славу короля
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.