КНЯЗЬ ИГОРЬ И БОЗКУРТЫ
Я знаю летопись далеких лет,
Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
Я знаю, что у принца на обед,
Я знаю — богачи в тепле и в сухе,
Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю — нет им дела до тебя,
Я знаю все затрещины, все плюхи,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю, как румянятся старухи,
Я знаю много всяческих примет,
Я знаю, как смеются потаскухи,
Я знаю — проведут тебя простухи,
Я знаю — пропадешь с такой, любя,
Я знаю — пропадают с голодухи,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон. Баллада примет
В «Слове о полку Игореве» есть выражение «босый волк»: «Игорь въвръжеся на бръз окомнь и скочи с него босым (бусым) влъком». Задумав бежать из плена, князь Игорь вскочил было на борзого коня, но сразу же понял, что от погони половцев, кони которых вскормлены привольной степью, он может спастись, если только обернется «босым волком», который домчит его благополучно до родной земли. Слово «босый» взято из тюркского buz, что значит серый. У всех тюркских народов существует легенда о boz kurt — «сером волке», спасшем мальчика, которого преследователи изрубили и бросили в болото. Волчица его выходила и родила от него 10 сыновей, которые положили начало 10 тюркским племенам. В «Слове» употребляется выражение buz не потому что в древнерусском языке не было аналога, дело в другом, buz — слово тотемное, с которым связано превращение человека в оборотня. Именно волк-тотем становится спасителем в отличие от простого волка. Поэтому и слово нужно было тюркское, впрочем, столь же обиходное, как и древнерусские аналоги.
Поскольку boz kurt — тотемное слово и некоторые народы боялись его произносить, то появились заменители, в частности, у татар говорят «буре» — волк, причем в татарских легендах это «белый волк» — священное животное, спасающее народ в трудную минуту. У некоторых тюркских народов boz kurt встречается как имя собственное. Одного из половецких князей звали Башкорд. В мифологии чувашей волк выступает в роли вождя; он считается служителем Пихампара — вестника судьбы. У якутов Бірі Дьэhик (волк) сын небесного божества Улуу Тойона. Такое же отношение к волку было у монголов. От «серого волка» (Буртэ-чино) родился Чингизхан. У тюрков на знамени изображалась золотая голова волка на голубом фоне. Акын Суюнбай Аронулы, живший в XIX веке, писал:
«Волчья голова — мой клич удалой.
Стяг мой — с волчьей головой.
Когда реет волчье знамя,
Дух мятежный владеет мной».
А причем тут, спросите, князь Игорь? Дело в том, что в степи он должен вести себя как степняк. Только став волком-оборотнем князь Игорь мог уйти от погони и добраться до дома. Такое превращение становится возможным после полуночи с восходом луны, когда стираются грани между человеком и волком. В это время тотемный волк становится спасителем — священным животным.
Половцы, тюрки, татары всегда были соседями славянских племен. Когда сегодня говорят о южно-русских степях, то имеется в виду половецкая Степь или «Дешт-и-кипчак» (по-тюркски). Предки русских жили не в степи, а в лесной и лесостепной зоне вдоль таких рек, как Днепр, Дон, Ока, Ладога. По большому счету между славянами и тюрками сложился симбиоз на почве торговли.
В ПОЛИТИКЕ ИСКАТЬ ВРАГА ПРОЩЕ
Историческая наука больше описывает конфликты, героические сражения, войны. Если бы история сводилась только к этому, тогда вся территория Евразия была бы сплошным кладбищем. К счастью, люди больше занимались производством, торговлей, культурным обменом, рожали детей, а не только убивали друг друга. Но показывать повседневность историкам невыигрышно, такие книги мало читают, их не покупают, на них не построишь идеологию — политикам нужны победы. А когда есть победа над врагом, тогда люди вдохновляются на новые подвиги. В политике искать врага проще, чем призывать людей к всеобщему миру. Сколько десятилетий и даже столетий убеждали нас, что существует славянское братство, берущее начало из Киевской Руси, что их врагами выступают тюрки, что и сегодня опасность кроется в «пантюркизме» (иезуитское изобретение Петра Столыпина), а теперь оказалось, что русским с татарами и казахами легче найти общий язык, нежели славянам друг с другом.
В русских летописях ХI века половцев называли «погаными». Эта традиция идет с Запада, где «поганый» (от лат. pagus — деревня) указывает на степняка в отличие от городских жителей. Тут нет ничего оценочного, просто констатация, что кочевники жили в степи, а оседлый народ — в городах. От католического духовенства пришло и такое выражение, как «бич Божий» — «батог Бога» (flagellum Dei). Архиепископ Труаский Св. Лу обращался к Аттиле со словами: «Да будет благословен приход твой — Бич Бога, которому я служу, и не мне останавливать тебя». «Бич Божий» опять-таки связывали со степными народами, беспокоившими не только Киевскую Русь, но и всю восточную Европу. Впрочем, это не мешало древнерусским князьям жениться на половецких «красных» девках. Легко проникал в славянскую среду и тюркский фольклор, чьи отклики слышны в «Слове» и европейских эпосах.
Волк — исконно тюркский образ и у других народов в таком же символическом смысле появляется редко или является прямым заимствованием. Он может фигурировать в баснях или сказках о животных, где лиса оказывается хитрее глупого волка, но как тотемное существо волк ассоциируется со степью в отличие, скажем, от медведя — обитателя леса. Для народов Восточной Европы волк был воплощением воинственного духа, ассоциировался с дружиной и чем-то «чужим», враждебным. Культы волка и медведя стали выражать две противоположные модели бытия. Первый нес в себе активное агрессивное начало, второй аккумулировал положительную природную мощь. Культ волка символизировал обладание неким сверхзнанием, силой, удалью, позволяющими управлять большинством, в то время как культ медведя воплощал силу почти безграничную, идущую «изнутри». С распространением христианства медведя начали связывать с язычеством, и он потерял свою привлекательность. На Руси места, где сохранялось язычество, называли «медвежьими углами». Карл Юнг вообще считал образ медведя воплощением темных сторон человеческой души. Впрочем, и волк, и медведь могли носить как положительные, так и негативные черты, все зависело от эпохи, народа, господствующей религии.
С исчезновением волков в большинстве стран Западной Европы и исчезновением татарской угрозы начинает меняться и смысловая оценка его образа. К середине XIX века волк из символа врага становится положительным образом, наделенным чрезвычайно развитым инстинктом самосохранения и верностью семье, стае, вожаку — матерому волку. Это обстоятельство побудило английского генерала лорда Баден-Поуэлла, основателя скаутского движения, дать скаутам младшей группы (8 - 11 лет) официальное наименование «волчата» (wolf cubs), что должно было символизировать их верность идеалам.
В легендах порой содержатся вечные истины. В разговорах мы допускаем сравнения с животными, имея в виду не только внешнее сходство, но общий характер, единую природу. Про человека мы можем сказать: «У него волчий взгляд», «волчья хватка». На экранах время от времени появляются многосерийные фильмы об оборотнях, часто сюжет связан с волком, полнолунием, ситуацией пограничной, когда нужно решать сложные судьбоносные вопросы. Если бы это было простой прихотью сценариста, тогда бы подобные фильмы не стали популярными. Значит, там лежат архетипы, задевающие наши глубинные струны души.
Подсознательная тяга к волчьей теме связана с тем, что первоначально человек учился охотиться у волков. Первичная стая — вот начало социализации Homo sapiens. Сегодня в нашем лексиконе преобладают такие категории, как народ, нация, класс, социальные слои, партии, граждане, но все начинается с первичной стаи. Этот феномен первичен не только исторически, но и социологически, он со временем не исчезает, он может прятаться под различной оболочкой и проявляться в неблагоприятных ситуациях экономического, политического кризиса. Группы футбольных фанатов или молодежные группировки разве не напоминают первобытные стаи? Бессмысленные и беспорядочные нападения на посторонних, ни в чем неповинных людей наводят на мысли о бандах молодежи, которые в первобытные времена бродили по лесам в поисках добычи на территории, где не было племенных запретов и можно было свободно выплескивать свою агрессивность. Их современные единомышленники считают дебри городских джунглей территорией, на которой не действуют никакие табу. Ничем не лучше спортивных фанатов криминальный бизнес или радикальные религиозные организации салафитов, ваххабитов, братьев-мусульман. Военизированные группы перманентно всплывают в конфликтных зонах. Стая многообразна по своим проявлениям. Много тысячелетий она действовала так интенсивно, что оставила следы повсюду, и даже в наши, совсем иные времена существует множество форм, ведущих свое происхождение непосредственно от волчьей стаи.
РОМУЛ, ЧИНГИСХАН, МУХАММЕД, ИИСУС, КАРЛ ВЕЛИКИЙ
Идет охота на волков,
Идет охота —
На серых хищников
Матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука:
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Наши ноги и челюсти быстры —
Почему же — вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!
Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время мое:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
Я из повиновения вышел:
За флажки — жажда жизни сильней!
Только — сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера:
Обложили меня, обложили —
Но остались ни с чем егеря!
Владимир Высоцкий. Охота на волков. 1968
Первичная стая, начавшись как неформальная группа, затем может превратиться в мощную социальную силу. История преподносит замечательные примеры таких трансформаций стай в массовые явления: Ромул в VIII веке до н.э. собрал бродяг, из коих избрал сенат в составе 100 «отцов», ставших основой римлян, Давид в XI веке возглавил группу «верных», Чингисхан — людей «длинной воли», Карл Великий — баронов, у Иисуса было 12 апостолов, Мухаммеда окружали сахабы. Вокруг такого «ядра» собиралась масса людей, готовых на самые смелые предприятия, и через короткое время наблюдалась «цепная реакция», меняющая картину мира. Достаточно вспомнить Великое переселение народов, начавшееся с продвижения гуннов с востока на запад. Появление гуннов приводило к резким изменениям устоявшейся этнической жизни не только кочевников, но и оседлых народов. Вслед за гуннами такую же картину продемонстрировали тюрки в эпоху Первого и Второго Тюркских каганатов, а затем татаро-монголы в еще больших масштабах показали мощь пассионариев, способных производить этнические трансформации. Энергия первичной стаи в определенных условиях может стать социальным детонатором.
Стая — первичная форма организации активных людей, способ разрушения любой иерархии, собирания людской энергии в кулак для поиска новых решений, и в таком качестве она может приобретать вполне пристойную форму креативных групп. Современные организации типа Microsoft, Apple, Boeing и другие используют небольшие творческие группы для разработки прорывных технологий. Такие группы оказываются вне привычных норм и структур, они отрицают всякую пирамиду власти, поскольку для творчества нужна свобода, обеспечивающая достижение поставленных целей.
Любую стаю отличает незакрепощенная мобильность, преимущества первичной энергетической группы, которая детерриторизирована. Стая — это форма энергетических сгустков, не отягощенных официальной иерархической структурой, и в этом качестве она воспроизводится вновь и вновь. Для стаи жизненно важно количественное преумножение, тогда у нее появляется шанс для выживания. Стая — это группа возбужденных людей, жаждущих, чтобы их стало больше. Она начинается с 5, 10 или 12 человек и постепенно растет. Возникнув однажды, она стремится к дальнейшему росту. Энергия стаи со временем превращается в массу, обрастая все новыми союзниками. Такое стремление — первое и главнейшее свойство массы. Она готова захватить каждого, кого только можно. Всякий, имеющий облик человеческого существа, может к ней примкнуть.
Естественная масса есть открытая масса: для ее роста вообще не существует никаких границ. Она открыта для всех и во всех направлениях. Открытая масса существует, покуда она растет. Как только рост прекращается, начинается ее распад. С тем, чтобы удержать массу вокруг «ядра» (военного, политического, религиозного), выстраиваются иерархическая пирамида соподчинения, жесткий порядок, четкая структура господства и подчинения. Вместе с этим наступают стабильность, благополучие и предсказуемость. Некогда яростные и неуправляемые массы превращаются в добропорядочных граждан и послушных овечек, привязанных шелковой нитью к церковному кресту или полумесяцу минарета. Тогда в обществе наступает застой, конкурентоспособность падает, и в ответ возникают новые стаи, разрушающие железобетонные пирамиды. Об этом в следующей статье.
То любят безмерно, а то ненавидят меня,
То сердце дарят, то мое сокрушают, казня;
То властвую я, как хозяин, над мыслью своей,
То мысль моя держит в тисках меня, как западня;
То, словно Иосиф, чарую своей красотой,
То, словно Иакова, скорби одела броня;
То полон до края, то пуст я, как полый тростник,
То чувств не сдержать, то живу, безучастность храня;
То жадно за золотом брошусь я в самый огонь,
То золото щедро бросаю в объятья огня;
То страшен лицом я, уродлив, как ада гонец,
То лик мой сияет, красою прекрасных дразня;
То вера благая внушает смирение мне,
То мною владеет безверья и блуда возня;
То лев я свирепый, волк алчущий, злая змея,
То общий любимец, подобье прохладного дня...
Джалал ад-Дин Руми
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.