ЧЕМ БОЛЬШЕ НКО, ТЕМ СЧАСТЛИВЕЕ ОБЩЕСТВО

В этой статье я хочу поделиться с читателями о такой важнейшей составляющей человека, как построение счастья. По этому вопросу человечество искало и будет искать решения, применяя духовные, экономические, культурные и прочие технологии. Можно ли как-то повлиять на счастье человека силами муниципальных образований? Если читатель считает, что счастье человека определяется только лишь деньгами или величиной полученного дохода, то такому читателю предлагаю на этом остановить чтение моего поста. Ну а «инакомыслящих» приглашаю к изучению построения человеческого счастья методами социальных технологий в масштабах муниципальных образований.

Святослав Мурунов
Святослав Мурунов

Применительно к муниципальному управлению о счастье человеческого проживания принято говорить о «заботе по постоянному повышению качества жизни населения».

По концепции одного известного российского урбаниста Святослава Мурунова, для счастья горожанина в социальном понимании нужно должное удовлетворение следующих параметров: свободное время, которое можно потратить на какие-то социальные активности; социальные связи; социальные компетенции — так называемые умения; мечты и цели. Я соглашусь с такой конструкцией, потому что в своей жизни встречал много материально состоятельных людей, но у которых резкий дефицит свободного времени и почти полное отсутствие эмоционального счастья и того, что как-то связано с его творческой самореализацией. Ну а сколько счастливых лиц можно видеть среди одержимых каким-то увлечением людей!

Людям творческих профессий, кто получает удовольствие от самого процесса работы и зарабатывает при этом еще и деньги, можно просто позавидовать. Другим гражданам на самореализацию приходится тратить свое свободное время и заработанные на основной работе деньги. Это самый широкий спектр человеческой активности, который может выражаться в абсолютно разных вещах: это и художественное творчество, коллекционирование, спорт, рыбалка, духовное и эстетическое саморазвитие и так далее. Кто-то реализует свои страсти строго индивидуально, а так как человек все-таки существо социальное, то он прибегает к определенным формам социализации. Это и клубы по интересам, и волонтерские организации, членство в некоммерческих организациях (НКО) и других местах, где он находит своих единомышленников. Но есть такие виды общественной активности, когда государство кровно заинтересовано в активности своих граждан. Социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, оказание правовой помощи, благотворительная деятельность, добровольчество и многое многое другое, то, что может и объединяет интересы отдельных групп населения и всего общества в целом. В этих случаях принято считать, как сказал президент РТ Рустам Минниханов, что «НКО — это серьезный партнер государства в решении важнейших проблем социального развития республики. Потому что они способны более эффективно защищать интересы людей, чем это делают официальные структуры. И это закономерно, ведь активисты некоммерческих организаций, как правило, ближе к людям, им проще найти современные формы взаимодействия, добиться у них отклика и поддержки».
Если количество некоммерческих организаций велико и в них реализовывают себя большое количество граждан, то можно говорить о том, что в данном обществе много одержимых, реализующих свои ценности людей, которые, скорее, счастливы и которые приносят удовольствие не только себе, но и окружающим. Но уровни развития гражданского общества в разных странах, да и городах России сильно отличаются. Я предпринял попытку исследовать, как у нас в Казани обстоят дела, насколько благоприятны условия для самореализации человеческих страстей, насколько развит наш человеческий и социальный капитал.

 

КАЗАНИ НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Благодаря масштабным событиям, происходившим в течение последних 10 лет, Казань достигла больших успехов в развитии своего экономического потенциала и инфраструктуры, привлечения межрегиональных и международных инвестиций, создании абсолютно новых отраслей рынка (IT-технологии, к примеру). Столица Татарстана может гордиться накопленным огромным и современным физическим капиталом. Но, по оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный — 20%, а человеческий капитал — 64%. В настоящее время в России экономический рост обеспечивается в основном природными ресурсами, а человеческим капиталом — только на 8%. Я думаю, что с небольшой корретировкой эти цифры можно применить и к Татарстану, и к нашей Казани.

Для эффективного функционирования человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить, комфортнее и безопаснее работать.

Мозги людей не работают эффективно при плохом качестве жизни, при низкой безопасности, при агрессивной или угнетающей среде проживания и работы человека.

Но насколько вырос уровень человеческого капитала в Казани, насколько изменился менталитет наших горожан, уровень общей культуры, гражданской активности и законопослушания? На мой взгляд, возникла диспропорция между бурным экономическим развитием, созданной материальной инфраструктурой и уровнем человеческого, социального капитала и духовностью наших горожан. Мы вряд ли сможем похвастаться развитостью среди большинства жителей таких ценностей, как доверие, уважение к окружающим, готовность помогать, толерантность. Мы испытываем явный дефицит среди наших горожан в активной деятельности по управлению собственным жильем и территориями, деятельной поддержке добровольчества, общественных организаций и полезных городу инициатив. И это несмотря на то, что есть официальные цифры того, что в Татарстане зарегистрировано порядка 6 тыс. НКО, а социально ориентированных среди них около 1500. При этом объем господдержки им составил за 2012 - 2013 годы более 150 млн. рублей. То есть в среднем 50 тыс. рублей в год на одну организацию!

 

А сколько существует в Казани неформальных объединений граждан, для которых регистрация в минюсте и поддержка статуса юридического лица выливаются в крупную копеечку и становятся невозможными? Их никто не считал. Но они существуют и продолжают наращивать свое присутствие в неформальной социальной жизни нашего города. Только в Казани в социальных сетях я насчитал более 130 городских сообществ с охватом более 200 тыс. членов.

Мир интенсивно меняется, интересы людей становятся разнообразными и сегментируются по самым узким нишам. Но кто работает с этими сообществами от государства (кроме традиционного мониторинга со стороны спецслужб на предмет экстремизма и т.д.), учитывает их мнение, развивает общественно полезный потенциал, приглашает к сотрудничеству?

НЕ ТОЛЬКО БЮДЖЕТНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ СИЛЬНА СТОЛИЦА...

Но вместе с тем мы видим, что около трети населения городов России в той или иной форме готово или уже участвует в общественной или благотворительной деятельности. И это количество социально активного населения может и должно расти.

В стратегии развития Казани на ближайшие годы настало время сделать акцент на опережающем росте развития человеческого и социального капиталов. Город — это его люди. Со всеми своими надеждами, ожиданиями, радостями и печалями. И одна из важнейших задач власти — приблизить реальность к ожиданиям людей, повлиять на формирование этих ожиданий, повлиять на формирование городских ценностей и культуры городской среды: любви к городу, своему родному дому, двору и подъезду, к незнакомцам на улицах города и попутчикам в общественном транспорте. Задача, требующая комплексного подхода и большой системной работы всего городского сообщества. Умение горожан учитывать интересы друг друга, договариваться для решения общих проблем, создавать общественные инструменты для кооперации и самоуправления является источником решения многих личных и городских проблем.

Граждане должны быть не только наблюдателями, но и активными участниками социальных преобразований в нашем городе.

Возможно ли устойчивое социальное развитие городов без больших бюджетных вливаний, за счет реализации социальных проектов? Каким образом можно преодолеть социальную инертность населения и включить механизмы социального партнерства?

СОБИРАТЬ ДЕНЬГИ ВСЕГДА НЕЛЕГКО

Человеческий капитал формируется прежде всего за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие.

Инвестиции в развитие гражданского общества и в экономическую свободу способствуют повышению креативности, повышению уровня социализации и законопослушности граждан и в итоге ведут к росту эффективности труда и конкурентоспособности всей экономики.

Какие я предлагаю сделать конкретные шаги по развитию человеческого и социального капитала в Казани, по дальнейшему развитию механизмов социального партнерства власти, бизнеса и населения?

 

Первое — надо начать с формирования миссии и новой стратегии развития нашего города и осознанным ее принятием абсолютным большинством наших горожан как инструмента эффективной коммуникации властей, бизнеса и общества. Каждый житель, потенциальный турист, инвестор должны знать ценности и предназначение Казани, ее позиционирование в мировом пространстве. Только тогда можно будет предметно говорить о нашем территориальном патриотизме и любви к городу. Без этого никак.

Второе  необходимо создать новые площади для диалога и взаимодействия власти, бизнеса и активной части населения.

Несмотря на существование городской думы, предлагаю создать общественный совет города, куда могли бы войти представители наиболее авторитетных и крупных общественных организаций Казани, деятелей культуры, бизнеса, СМИ, с целью выработки механизмов государственно-частного партнерства, реализации значимых для всего города проектов.

Особого подхода требует работа с лидерами городских сообществ. Регулярные встречи, обучение их навыкам социального проектирования и разработки совместных программ как между собой, так и с муниципалитетом и бизнесом — вот направление, по которому идут передовые страны.

Понятно, что без денег все равно не обойтись (хотя многие проекты можно реализовать за счет энергии людей, которых можно назвать «прогрессорами», или за совсем уж небольшие деньги по сравнению с тем социальным эффектом, который они могут принести). Ряд российских городов, такие как Уфа, Тольятти, пошли по пути создания общественных фондов развития своих городов с многомиллионными бюджетами и множеством реализованных проектов. Собирать деньги всегда трудно, но задача облегчается, когда участники фонда видят реальные проекты и выгоды от социально-ориентированного ведения бизнеса. И при всей якобы специфике и «зажимистости» наших предпринимателей все равно тут используются не все еще возможности.

С деньгами или без таковых в конечном итоге все решают конкретные люди. Выращивание и поддержка «лидеров-прогрессоров» тут — главная задача.

Хорошо себя зарекомендовали такие проекты «100 общественных помощников мэра», где в результате многоуровневого отбора молодые люди показывают практические результаты своей социальной активности и реализуют новые проекты по месту своей учебы, жительства, работы.

Учитывая реалии и возможности информационного общества, в Казани надо реализовать проект, аналогичный московскому «Активному гражданину», где жители могут через мобильное приложение голосовать по актуальным вопросам городской жизни.

Третье  развить механизмы социального партнерства и изменить систему республиканского и муниципального управления и поддержки общественных инициатив, а также реализации социальных проектов. Для этого необходимо в структурах исполкома провести качественные изменения по мониторингу, поддержке и управлению гражданскими инициативами путем создания специального департамента, который бы занимался этой важнейшей частью социальной жизни города.

Очень хочется надеяться, что создаваемый в Казани «Дом общественных организаций» придаст нам такой же импульс к развитию гражданского общества, как и создание IT-парка в сфере информационных технологий. Хотя сравнение размеров внимания и средств тут явно не в пользу НКО. Особая тема — это развитие проектов государственно-частного партнерства с бизнесом Казани, которой я хочу посвятить свой следующий пост.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции