Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000053212 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000053196
Это наше право — право Татарстана — как наименовать высшее должностное лицо республики!
Оно — право наше — закреплено и гарантировано Конституцией Российской Федерации.
«Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Такова первая — фундаментальная статья Конституции РФ.
Федеративность РФ — это основа основ и российского государства и конституционных прав субъектов Федерации.
Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации республика — «ГОСУДАРСТВО, имеет свою конституцию и законодательство».
Глава государства в Татарстане — Президент Республики Татарстан.
Статьей 11 часть 2 Конституции РФ установлено: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти».
Наименование образуемых субъектами РФ органов государственных власти Конституцией РФ не регламентировано.
Эти три статьи — статьи 1, 5, и11 — относятся к главе Конституции «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ». Покушение на них — это, соответственно, есть покушение на основы конституционного строя Российской Федерации.
В трех статьях третьей главе — «ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО» — Конституции РФ, определены, разграничены и очерчены предметы ведения Российской Федерации ( ст. 71), совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72) и предметы ведения субъектов РФ (ст. 73).
В ведении Российской Федерации, согласно статье 71 Конституции РФ, находится:
«г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти».
Установление системы и формирование органов власти субъектов Федерации не включены в перечень предметов ведения РФ.
К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, часть «н») относится лишь « установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».
Выбор наименования высших должностных лиц и органов власти субъектов РФ в Конституции РФ не включены ни в перечень предметов ведения федерального центра, ни в перечень совместного ведения РФ и субъектов федерации.
Статья 73 Конституции РФ — о полномочиях субъектов Федерации:
«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЫЛАСТИ» (выделено мной - С. Ф.).
Итак, наименование руководителей и органов власти республики находится в той КОНСТИТУЦИОННОЙ правовой зоне полномочий и предметов ведения, где республика обладает «всей полнотой государственной власти».
Это еще не все. В статье 76 часть 4 Конституции РФ указано, что вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов, субъекты РФ сами «осуществляют собственное правовое управление, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов». А часть 6 той же 76 статьи Конституции РФ гласит: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъект РФ, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».
Следовательно, «нормативный акт» Татарстана, установивший наименование «президент» для высшего должностного лица республики, «изданный в соответствии» с частью четвертой статьи 76 Конституции РФ, имеет верховенство над федеральным законом, и действует как «нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»! А ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЗАПРЕЩАЮЩИЙ ТАТАРСТАНУ ИМЕТЬ СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА, как «противоречащий нормативному правовому акту» Татарстана о президенте республики, «изданному в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции РФ», НЕ ИМЕЕТ ЗАКОННОЙ СИЛЫ!
Федеральный закон, запрещающий президентство в Татарстане является вторжением в пределы безраздельного конституционного права республики. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ дает нам полное право не исполнять, не обращать внимание на закон о запрете Татарстану права иметь своего президента.
К сожалению, когда пошли нетерпеливые напоминания Татарстану о необходимости приведения запрета к исполнению, последовали встречные высказывания готовности Татарстана к исполнению неконституционного закона о лишении нашего конституционного права. Похоже на то, что советники и консультанты должностных лиц в правовых управлениях в высших органах власти республики, даже в Конституционном Суде РТ ещё не удосужились ознакомиться с Конституцией РФ. Для них — для государственных юристов и советников наших руководителей — хочу напомнить и о статье 15 Конституции РФ.
В статье этой закреплена норма, что «Конституции РФ имеет высшую юридическую силу и ПРЯМОК ДЕЙСТВИЕ; и указано, что принимаемые в РФ законы «НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ Конституции РФ». То есть, нормы Конституция Российской Федерации — это не торжественная декларация, а полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого должны использоваться для решения конкретных споров и вопросов НАПРЯМУЮ.
ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ Конституции означает, что её нормы подлежат реализации независимо от наличия конкретизирующих ее нормативных актов, то есть без законов-«посредников». ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ обязывает органы государства рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.
Практическое значение ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ Конституции состоит в ПРЯМОЙ защите прав не только субъектов РФ, но и прав человека и гражданина. У гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью Конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.
Статус высшей юридической силы и прямое действие Конституции, не только позволяет, но, повторяю ещё раз, ОБЯЗЫВАЕТ нас напрямую соблюдать Основной закон государства. А исполнение закона, противоречащего Основному закону, делает исполнителя нарушителем Конституции РФ!
Тем запретным законом РФ Татарстан поставлен перед абсурдным выбором — что нам исполнять: противоречащий конституции закон или Конституцию Российской Федерации?!
Кстати, статья 15 Конституции РФ — она ведь тоже относится к главе «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ». А конституционный строй государства очень серьезно защищен соответствующей статьей УК РФ. Нарушение статей этой главы Конституции Российской Федерации, то есть, «Действия, ... направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации», квалифицируются как очень сильно крепко тяжкое государственное преступление.
Право субъектов РФ самим определять наименование высшего должностного лица подтвердил и Конституционный Суд РФ, рассматривая запрос по Республике Мордовия. Это решение КС от 3 июня 1993 года остается в силе.
Вкратце, суть мордовской истории такова. Верховный Совет Мордовии 7 апреля 1993 года отменил пост президента в республике. Это решение обжаловали в КС РФ народные депутаты РФ и сам «отмененный» президент Мордовии. КС РФ указал, что это право и полномочие самой республики — иметь президента или нет. Вопрос рассматривался на основе старой Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 года, но перечисленные в постановлении КС РФ от 03.04.1993 нормы старой Конституции вошли в новую Конституцию и остается в силе.
Приведу два абзаца из вступительной части постановления КС РФ от 3 июня 1993 года (номера статей Конституции РФ - по редакции от 21 апреля 1992 года):
«... Конституционный Суд Российской Федерации установил:
Согласно статье 78 Конституции Российской Федерации республика в составе Российской Федерации обладает на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации не относят установление системы государственных органов республик ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и республик в ее составе.
В силу этого республика вправе самостоятельно решать вопросы установления и изменения системы своих государственных органов власти при условии соблюдения требований Конституции Российской Федерации. ... Данная норма, а также положения статей, содержащихся в главах 15.1 и 16 Конституции Российской Федерации, допускают возможность установления различных форм организации исполнительной власти, включая введение института Президента республики. В соответствии со статьей 132.2 Основного Закона России полномочия, порядок избрания и деятельности главы исполнительной власти (Президента) республики определяются Конституцией и законами республики в составе Российской Федерации».
Лишая республики РФ права на самостоятельное наименование высшего должностного лица республик, права иметь своего президента, российские законодатели не посчитались ни с Основным законом своего государства, ни Постановлением КС РФ по этому вопросу.
Произвол законодателей прикрыт благозвучным «доводом» — «в России должен быть один президент!». Как будто кто-либо оспаривает эту простейшую истину. Да, в Российской Федерации должен быть один президент — Президент Российской Федерации. Так же и в Татарстане — тоже должен быть лишь один президент — Президент Республики Татарстан.
«Президент России» и «президент Татарстана» - это р а з н ы е названия разных должностей, слово «президент» употребляется тут в привязке к другому, уточняющему конкретную должность, слову. Так же, как это было в былые времена с наименованием «секретарь».
Вертикаль «советской» власти строилась из многоступенчатых секретарей КПСС: генеральный секретарь, секретари ЦК, секретари обкомов, горкомов, райкомов и так до первичных организаций — всюду секретари! А в «предбанниках» кабинетов тех руководящих секретарей сидели их технические помощники и помощницы — тоже секретари и секретарши! Целая армия больших и малых, высших и низших партийных секретарей, и никому не приходило в голову увидеть в ней угрозу целостности партии или СССР и ли личному достоинству партийных вождей. Не из-за этой же приставки «секретарь» к руководителям разного уровня развалились и КПСС, и руководимое и направляемое этой партией государство.
Так же было и с председателями: Председатель Президиума Верховного Совета СССР, председатель правительства, председатель колхоза , председатель артели шабашников и т. д.
Колесо и у «мерседеса» — колесо, и у «жигуленка» тоже колесо. Никто же их не путает — ни производители с автосервисом, ни покупатели. Кстати, автомобиль, по-турецки, называется «араба». То есть «арба», если по-татарски, а по-русски - «телега». В Турции все ездят на телеге! И глава государства, и базарный перевозчик. Одни ездят на телеге с мощным, как у танка мотором; у других — телега в одну живую ослиную силу. И никого не коробит их общее название. Кстати, прилетевшего в Турцию В. Путина в его гостевую резиденцию отвезли тоже на телеге в сопровождении колонны телег.
Оправдывая запрет Татарстану иметь своего президента, кое-кто ссылается и на пример федерации США. У них там во главе субъектов федерации губернаторы, а президент лишь во главе федерации. Так то оно так, но ведь сами субъекты американской федерации называются «STATE», то есть «ГОСУДАРСТВО»! Это слово почему-то в русском названии государства (США) оставлено без перевода, в форме искаженного русифицированного написания «ШТАТ» вместо «STATE». Правильное название с полным переводом должна же быть «СОЕДИНЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА АМЕРИКИ», сокращенно СГА, а не США. Если последовать примеру СГА, то Российскую Федерацию потребуется переименовать в «Соединенные Государства России», или «Союз Государств России». А субъекты федерации — наделить полномочиями и правами не меньше, чем у американских штатов (государств), пусть и не с президентами во главе.
Законопроект с тем же названием и с той же целью – запретить республикам наименование «президент» для их высших должностных лиц однажды уже был опробован в Госдуме. Было это 18 января 2002 года, при моем бытии депутатом в Госдуме третьего созыва.
Отрицательные отзывы на тот законопроект поступили от 17 субъектов РФ. Резко отрицательным был отзыв Правительства Российской Федерации! В нем подчеркивалось, что это полное и бесспорное конституционное право субъектов – самим определять, как именовать своих высших должностных лиц.
Подробно аргументированными и разгромленными были отрицательные отзывы Правового управления Госдумы и Комитета Думы по делам Федерации и региональной политике.
Рассмотрение законопроекта ограничилось лишь колючими вопросами к его инициатору и убийственными оценками депутатов. Были злые вопросы и у меня. Один из депутатов, кстати, активный «единоросс», подвел своеобразный итог обсуждению. Из стенограммы заседания Думы:
«Бугера Е. М.: «Поскольку выступавшие передо мной так прекрасно показали всю маразматичность внесенного законопроекта, то я свой вопрос снимаю».
Столь жесткая оценка законопроекта не вызвала ни возмущения, ни возражения — ни со стороны кого-либо из депутатов, ни из ложе представителя Президента и представителя Правительства РФ.
Желающих выступить в прениях почти не оказалось. Записался один я, но, ограничился короткой репликой (из стенограммы):
«Председательствующий. Пожалуйста, депутат Сафиуллин.
Сафиуллин Ф. Ш. Очень коротко. Если укрепление единства России зависит от того, что мы изменим наименование «президент», то объясните нам это более убедительно. А я так понимаю: если мы президента Татарстана назовем хан, султан, эмир, шах, падишах, то от этого единства не станет больше, но это даст только повод для лишних политических спекуляций. Поэтому я предлагаю этот законопроект отклонить».
Законопроект был отклонен. За него проголосовал 51 депутат, 11,3%.
Прошло почти 9 лет. И, законопроект, прозванный тогда «маразматическим», отклоненный как противоречащий Конституции РФ, получивший разгромные официальные отзывы, не просто ожил, а воскрес триумфально. С похвальными официальными отзывами. 2 ноября 2010 года он получил поддержку 443 депутатов из 450.
Думские депутаты от Татарстана, верные курсу «партии власти», единогласно поддержали законопроект, безоговорочно сдав своего президента.
К сожалению и к стыду, именно в этом неприглядном факте моральная уязвимость позиции Татарстана в защите своего конституционного права на самостоятельное установление наименования высшего должностного. Нам приходится стыдливо защищаться и от позиции своих избранников в Госдуме.
Сам запрет, и напоминания о нем, похоже на то, адресованы лишь к Татарстану. Остальные республики, не дожидаясь особого напоминания, а кое-кто ещё и до принятия самого закона проявили послушную исполнительность и сдали своих президентов.
Республика Татарстан, как всегда в отстаивании конституционных прав республик и федеративных устоев России, остается в одиночестве.
Закон о лишении Татарстана права иметь своего президента должен был вступить в силу в 2015 году. В конце 2014 года нам сделали великое одолжение. Запрет отсрочили до 2016 года. Это тоже не конституционное решение, а политическая показушная игра для простаков. Отсрочка — это временная поблажка, а запрет остается не отмененным узаконенным беззаконием.
Смысл закона о запрете наименование «президент» для высших должностных лиц республик — не сам запрет, а лишение Татарстана ПРАВА на самостоятельный выбор наименования высшего должностного лица республики. Кроме того, это - понижение государственного статуса республик Российской Федерации как субъектов Федерации, демонтаж федеративного устройства России.
Повторяется история с запретом букв татарского алфавита. Тот закон, который в 2002 году запретил нам латиницу, тоже, по сути, был законом не о запрете латиницы. Смыслом и целью закона были лишение татарского народа права быть хозяином своего родного языка! И тот, и другой закона — о президенте и о букваре — о лишении прав: один — Татарстана, другой — татарского народа.
Так, как же нам в Татарстане быть с запретом наименования «президент Татарстана»? А никак не быть! Ибо нет законного запрета, пока не отменены в Конституции федеральные основы России и статьи Конституции о правах и полномочиях республик. Никакой референдум о наименовании нельзя проводить, пока не отменен закон о неконституционном запрете нашего права самим решать этот вопрос! Ибо такой референдум будет, по сути, референдумом о согласии или несогласии народа с нарушением своих конституционных прав. То есть, это будет неправомерно и нелепо, невежественно и глупо.
На референдум выносятся вопросы о расширении или сохранении прав, а не о возможности отказе от них!
Когда Конституция утверждает одно, какой-либо закон — нечто противоположное, здесь не выбора: что из них исполнять. Закон, который противоречит Конституции РФ, Основному закону прямого действия — это не закон, а узаконенное беззаконие или произвол. Или просто невежество законодателей.
Может случиться так, что после истечения срока отсрочки всё-таки «отменят» нам президента. Мы не гарантированы от долгосрочного «дефолта» конституционной законности в родном горячо любимом государстве. Но и при таком исходе можно сделать так, чтобы словосочетание «Президент Татарстана» не ушло от нас. Никто не вправе запретить нам употребление этого наименования в неофициальной сфере, то есть кроме текста нормативных документов, текстов официальных сообщений в СМИ, вывески на президентском дворце и таблички на на двери кабинета. Письменно и устно обращаться будем к Президенту как к Президенту, писать и говорить в СМИ как о Президенте и т. д. Пытались же оставить и прикрепить за республикой название «Татария». Не получилось. Приучили постепенно всех к названию «Республика Татарстан», вплоть до включения его в Конституцию РФ.
Если отстоим и сохраним саму республику, то ничто нам не мешает повторить пройденное. Лишь бы тот, кого мы вопреки московскому запрету будем готовы продолжать называть ПРЕЗИДЕНТОМ, был достоин этого наименования. А если потеряем республику, то нам будет все равно как называть начальника над нами: хоть надзирателем, или просто – пастухом.
Нечто приблизительно подобное на запрет наименования было однажды в древнем Китае. Во времена императора Цинь Шихуанди (III век до нашей эры) был введен запрет на употребление имени этого сурового правителя или его предков до седьмого колена. Нарушение, в духе времени, каралось смертью.
Принимая закон о запрете наименования «президент», законодатели РФ не включили в его текст статью о наказании республики за его неисполнение. Даже для нынешней Госдумы — это очень непросто — придумать наказание за соблюдение Татарстаном норм Конституции Российской Федерации.
Мы в Татарстане выступаем за наименование «президент» не из-за любви к иностранным наименованиям и словам. У татар есть уважение к любому языку, но нет традиции преклонения перед иностранщиной.
Мы протестуем лишь против насильственного лишения нас наших законных прав. Воспринимаем как унижение национального достоинства и оскорбление татарского народа недоверием, когда нам диктуют: какими буквами писать, что можно и что нельзя об истории своего народа знать, какие лживые клеветнические татарофобские фильмы терпеть; когда громят наши лучшие лицеи, душат национальные школы и гимназии, законодательными и административными запретами принуждают татар отказаться от родного языка...
Дело чести и достоинства народа и властей республики хотеть и уметь защищать и отстаивать свои права, отвергать неконституционный произвол о лишении нас права на наименование ПРЕЗИДЕНТ для высшего должностного лица Татарстана!
Фандас Сафиуллин
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.