ВСЕ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ! НО НЕ СОВСЕМ…
Есть в Бордо районы, куда лучше не ходить по вечерам. Если, конечно, вы не любитель приключений, заброшенных ангаров или наркотиков. И эти районы, как часто бывает в старых городах, расположены вокруг вокзала. Только вот в чем загвоздка: через несколько лет с этого вокзала будут уходить быстрые поезда в Париж, Тулузу и даже Бильбао в Испании. Благодаря новым высокоскоростным линиям LGV от Парижа до Бордо можно будет добраться всего за два часа с небольшим. А значит, есть все шансы, что появится прослойка людей, которые будут работать в Париже (где больше зарплаты), а жить в Бордо (где выше качество жизни), совершая регулярные поездки между двумя городами.
Дом проекта |
В этой грядущей перемене французское государство увидело большой потенциал и объявило ее воплощение операцией национального интереса. Было создано публичное учреждение планирования (нечто вроде комитета) «Бордо-Евроатлантик», которое с 2009 года проводит в жизнь эту инициативу по переустройству привокзальных районов города. Размах инициативы впечатляет. Инвестиции в так называемую «зону согласованной планировки» (zone d’aménagement concerté) «Бордо-Евроатлантик» составят 620 млн. евро! По одним данным, это крупнейший градостроительный проект Европы, по другим — один из таковых. Во всяком случае, сомнений нет: проект очень большой.
Габриэль отвечает на вопросы посетителей |
Площадь обустраиваемой территории — 738 га на обоих берегах Гаронны, причем часть этих гектаров относятся непосредственно к Бордо, а другая часть — к прилегающим коммунам под названием Флуарак и Бегль. То есть преобразиться должен не только вокзал с его окрестностями, но и добрая часть всей агломерации. К 2025 году в рамках проекта должны быть созданы 400 тыс. кв. м офисных помещений, 50 тыс. кв. м гостиниц, 40 тыс. кв. м торговых площадей, 80 тыс. кв. м студенческих общежитий и домов престарелых. В целом вся эта затея должна сгенерировать до 30 тыс. рабочих мест. К тому времени (то есть к 2025 году) население квартала должно увеличиться вдвое — с 25 до 50 тыс. человек. Они, если верить прогнозам, поселятся в 15 тыс. новых квартир. И все будут счастливы. Но не совсем…
Городской коллективный сад на территории «Бордо-Евроатлантик», который будет в скором времени уничтожен и заасфальтирован |
«ЧИСТАЯ» СТРОЙКА НЕ ШУМИТ, НЕ ЗАГРЯЗНЯЕТ ПОЧВУ, ВОДУ И ВОЗДУХ
Многие дома придется снести, а их жителей куда-нибудь переселить. В таких ситуациях люди редко проявляют энтузиазм. Да и кроме этого есть много сложностей в проекте «Бордо-Евроатлантик». Например, он почти полностью размещается на затопляемых территориях. Поэтому архитекторы и урбанисты придумывают разные хитрые способы сделать кварталы жизнеспособными даже в затопленном виде. Другая проблема — загрязнение почв, ведь долгое время эти земли были индустриальной зоной. Да и, наконец, шум от железной дороги — тоже не подарок. Приходится разработчикам проектов предусматривать шумозащитные мероприятия.
Одна из скрытых достопримечательностей квартала. По некоторым данным, это здание было когда-то мельницей. А теперь это жилой дом |
Как и положено многообещающему градостроительному проекту в Европе, «Бордо-Евроатлантик» держится на принципах «устойчивого развития». Во-первых, в его рамках будет сооружено несколько «активных» домов, которые в отношении энергозатрат должны производить больше, чем потреблять. Один из таких домов — пятиэтажное офисное здание, которое будет выполнено целиком в деревянном каркасе из местной древесины. Во-вторых, большой упор в этом проекте делается на ведении «чистой» стройки. Это та, которая доставляет как можно меньше дискомфорта соседям и рабочим, не шумит, не загрязняет почву, воду и воздух, а также сортирует и перерабатывает свои отходы. (К слову, понятие «чистой» стройки чаще всего отождествляется с деревянным строительством.)
У макета |
В-третьих, новые кварталы будут всячески поощрять «мягкую мобильность» (в прямом переводе на русский звучит ужасно глупо, но перевести «mobilité douce» иначе я не умею; «Википедия» предлагает «устойчивый транспорт» — кому как больше нравится). Из транспорта кроме поездов будет введено в использование сразу несколько разных систем. Например, краткосрочная аренда автомобилей, в том числе электрических. Будет продлена трамвайная линия. Автобусов станет больше. Велосипедных дорожек — тоже, как и велосипедов напрокат. В общем, все будет сделано для того, чтобы машины в общественных пространствах появлялись как можно реже. А те, что все-таки там появятся, можно будет оставить в удобных многоэтажных автостоянках. За все эти добродетели «Бордо-Евроатлантик» присвоено звание Eco-Сité (экогород), которое введено в оборот министерством экологии, устойчивого развития и энергии Франции.
Но вообще-то, у меня нет цели пропеть славу этому проекту. Я решила написать о нем просто потому, что одна из его особенностей мне кажется любопытной и достойной внимания…
Привокзальный пейзаж |
ПАВИЛЬОН, ЗА КОТОРЫМ РАСТЕТ НИЧЕЙНОЕ ДЕРЕВО С ОТЛИЧНЫМИ ФИГАМИ
Особенность заключается в том, что этот проект совершенно прозрачный. Нет, он не включает в себя много зданий из стекла. Просто любой интересующийся человек имеет доступ к огромному количеству информации, связанной с этим проектом.
Один из главных источников этой информации — это «Дом проекта», такой небольшой временный павильон, построенный специально для того, чтобы информировать публику об инициативе «Бордо-Евроатлантик». Для этого нанимаются молодые люди, чаще всего студенты архитектурного факультета. Они проходят короткий курс обучения, где им рассказывают об этой операции, и потом они работают в «Доме проекта», встречая посетителей и отвечая на все их вопросы. По секрету скажу, что эта работа сравнительно неплохо оплачивается: за полдня «экскурсоводам» платят 50 евро. Учитывая, что работа не самая изнуряющая, можно считать такую зарплату достойной. На этой должности трудится моя китайско-маврикийская приятельница Габриэль, о которой я как-то раз уже упоминала.
Бывшие городские бойни, на месте которых появится культурный центр |
По ее рассказам, в «Дом проекта» приходит три категории людей. Во-первых, это будущие инвесторы — бизнесмены, торговцы, врачи, планирующие открыть в новом районе свой кабинет, и т.д. Во-вторых — местные жители, желающие знать, что происходит с их родным кварталом и снесут ли их жилье в ближайшее время. В-третьих — горожане из других районов или даже приезжие граждане, которые мечтают купить себе жилье в новом модном квартале и потому интересуются проектом.
«Дом проекта» состоит из небольшого выставочного пространства, открытого для посетителей, и подсобных помещений, куда входит кухня и конференц-зал. В интерьере «Дома проекта» имеются два больших (и очень дорогих!) макета с подсветкой, и вдобавок к ним множество брошюр и фотографий. Есть, к примеру, серия довольно странных фотографий, воспевающих красоту уходящего квартала посредством запечатления на фоне разных его уголков двух мужчин в нижнем белье. (Если кому-то стало интересно, можно набрать в интернете Mission Paludate.) Вообще, обстановка в этом павильоне очень доброжелательная и расслабляющая. Кстати, за ним растет ничейное дерево с отличными фигами, правда, это к делу не относится…
Пока многие уголки зоны имеют заброшенный и мрачный вид |
ПРОФЕССИОНАЛЫ И МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ЗАЧАСТУЮ НЕ В СОСТОЯНИИ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА
Конечно, не «Домом» единым поддерживается информированность граждан о проекте. «Бордо-Евроатлантик» одним из первых во Франции, но далеко не первым в Европе показал применение на практике принципа вовлечения населения в разработку проекта. В его рамках регулярно устраиваются публичные собрания, где любой желающий может высказать свою точку зрения по поводу тех или иных аспектов проекта. Время от времени проводятся социальные опросы среди жителей затрагиваемых кварталов. Например, их спрашивают, какие магазины они хотели бы видеть на своей улице, как отнеслись бы к застройке городского сквера и т.д.
Иногда голос населения оказывается решающим. Так было, например, с проектом центра мусульманской культуры, который по настоянию общественности пришлось перенести из сложившегося «белого» квартала в более отдаленную и нейтральную зону. Но, естественно, далеко не все пожелания населения учитываются. Все-таки существует барьер между профессионалами и пользователями: они говорят на разных языках и зачастую не в состоянии понять друг друга.
Так вот чтобы этот барьер разрушить, введена такая инициатива: каждый год из жителей «зоны согласованной планировки» набираются 20 - 30 добровольцев, согласных пройти курс молодого бойца в области архитектуры, урбанистики и всего, что с ними связано. В течение года раз в месяц этим людям читают лекции профессиональные социологи, экономисты, географы, архитекторы и ландшафтные дизайнеры. В 2011-м, например, темы лекций были следующие: «Градостроительные стратегии устойчивого развития», «Прогнозирование и мобильность», «Городская плотность», «Креативная экономика» и др. В итоге добровольцы уходят с багажом знаний и углубленным пониманием проекта. А затем включается сарафанное радио и информация проникает в глубины кварталов. Цель этой программы — установить контакт и понимание между жителями квартала, то есть пользователями и теми, кто занимается его преобразованием. А это уже половина успеха проекта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.