Градоначальник столицы будущей Универсиады Ильсур Метшин поведал недавно, что на время студенческих Игр Марат Гельман мобилизует российских галеристов на организацию в Казани выставки культурного наследия со всего мира. В одном месте собираются сконцентрировать шедевры классического и современного искусства. Тоже, понятно, не все, — "Джоконда" в Казань точно не приедет. Насчёт величайших шедевров современного искусства у меня тоже есть сомнения. Но это — дело времени; появится приход — явится и поп.
Но дело не в этом. Что-то приедет, что-то нет. Главное — в движении организаторов Универсиады в истинном направлении. В том числе — и в персонажах, которым будет поручено осуществлять казанско-универсиадную культурную революцию.
Гельман — самый подходящий в России человек для того, чтобы раскрутить Казань как передовой с точки зрения современного искусства город. В отношении умения устроить пиаровский скандал ему, наверное, нет равных в России. Есть в нём что-то от Сальвадора Дали - величайшего мастера самопиара.
Но это — только одна сторона Гельмана, галериста и ярого защитника права художника на полное самовыражение ("Искусство не обязано быть красивым и понятным. Талантливый художник может быть бессовестным, имеет право обманывать, подводить и делать все что угодно — лишь бы его творческое послание увидело свет и пошло как можно дальше в мир"). В другой своей ипостаси Марат Александрович Гельман - член Общественной палаты России - яростно выступает за сохранение исторического центра Москвы, на который покушается Лужков с его архитекторами. И без скандала, само собой, и тут не обошлось: именно после слов Гельмана на заседании Общественной палаты, посвящённой планам московского мэра, о том, что Генплан развития столицы до 2025 года является "узаконенным преступлением" и что "для нас исторический центр Москвы — это любовь, а для Лужкова — овощная грядка, с которой нужно собрать больше урожая", столичная делегация покинула зал под крики "позор!" и "предатели!" Теперь правительство Москвы отказалось от какого-либо сотрудничества с Общественной палатой до принесения публичных извинений. А выступление Гельмана, по слухам, обсуждалось в администрации президента России. Сам же галерист пообещал, что пока Генплан не будет изменен, от него никаких извинений не поступит. "Но я готов и гопака станцевать и каждый месяц девятого числа извиняться в том случае, если они выполнят условия,— сказал Гельман в интервью "Новым Известиям". — У них задача сохранить лицо, у меня задача сохранить Москву. Поэтому если они все исправят — они докажут, что я был не прав, и я извинюсь".
Полагаю, что Гельман хочет сохранить не только Москву в её исходном состоянии, но и Казань — в том виде, в каком она будет после Универсиады, после знакомства казанцев и гостей с шедеврами классического и современного искусства (а поскольку Метшин в прекрасных отношениях с Макаревичем, то, я думаю, без музыки тоже не обойдётся). Универсиада должна оставить, по замечательному выражению начальника казанского управления культуры Динары Камалеевой, послевкусие. Если Гельман, Макаревич и ещё пара человек такого же уровня и возможностей возьмутся за дело, то приятное послевкусие точно будет.
Кстати: а ведь Гельман — директор Пермского музея современного искусства… Как? Вы не знали, что в Перми есть Музей современного искусства?! Да-да, в Перми вот есть, а в Казани — нет. Что-то тут неправильно, перекос какой-то случился непонятный. Как-то винты неправильно заверчены, отвёртка кривая попалась. Третья столица России такого музея не имеет и даже пока не собирается заиметь, а вот в Перми уже есть.
Если уж сказал "а", то надо говорить и "б". Лучшего момента, чем Универсиада, для обновления культурного облика Казани не изобрести. Да Универсиада для этого, собственно, и существует. Если этого не сделать, пока золотой универсиадный дождь сыплется на Казань, то сделать это после будет практически невозможно. Не только по финансовым соображениям, но и по психологическим. Потому что внятно ответить на вопрос, зачем понадобился какой-нибудь музей современного искусства или что-то подобное после Универсиады, в то время как до Универсиады этого сделано не было, будет нереально.
А любой музей — это пиаровский инструмент для привлечения туристов. А для древней Казани — особо интересный инструмент, завлекаловка для любого туриста: как это — и башня Сююмбике, и музей современного искусства? Оригинально!.. Что в Италии такое может быть, они привыкли, а вот что в Казани — ещё пока нет.
Вот пусть и привыкают. А нам — послевкусия хочется.
Владимир Марченко Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.