СТАРТОВАЛ НОВЫЙ ГРАНДИОЗНЫЙ ЗАБЕГ ЗА ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ДЕНЬГАМИ

150 миллионов рублей на 7 лет примерно под 10-12% - согласитесь, такие параметры кредита по нынешним временам заставят трепетать сердце любого бизнесмена. Именно на этих условиях федеральный центр готов давать деньги проектам в малом и среднем бизнесе, связанным с модернизацией и инновациями. В прошлый вторник о новой программе впервые доложил Медведеву глава ВЭБа Владимир Дмитриев, а сегодня о начале приема заявок объявил первый из татарстанских банков – Татфондбанк. Самое интересное, что никаких региональных лимитов по программе нет. А значит, теперь все зависит от расторопности самих регионов.

Вначале процитируем, как обрисовал суть новой программы сам Дмитриев, приехав к Медведеву в Горки:

ДМИТРИЕВ: Банки – партнёры Российского банка развития будут получать финансовую поддержку от Российского банка развития на проекты в сфере малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в размере до 150 миллионов рублей. Срок кредитования – не менее семи лет. И самое главное, что ставка будет составлять две трети ставки рефинансирования ЦБ. По сути дела, Российский банк развития будет работать на грани безубыточности, не получая никакой серьёзной маржи.

МЕДВЕДЕВ: Это в итоге шесть процентов получается. Это как раз та ставка эффективная, по которой можно получить кредит, или там ещё не учтена маржа?

ДМИТРИЕВ: Это ставка, по которой будут кредитоваться региональные банки, но мы будем отслеживать и ставки для конечного заёмщика, с тем чтобы они были в размере 10 процентов.

МЕДВЕДЕВ: Но это максимум. Потому что десять процентов – это та грань, где такой бизнес уже может потерять свою привлекательность.

ДМИТРИЕВ: Мы этот проект запускаем и рассчитываем, что он будет, естественно, востребован. И следующая инициатива Российского банка развития – это создание фонда прямых инвестиций, где он сам будет входить в проекты малого и среднего бизнеса в инновационной сфере, тем самым минимизируя риски и создавая привлекательность этим проектам со стороны региональных банков.

МЕДВЕДЕВ: Но это уже достаточно крупные проекты.

ДМИТРИЕВ: Нет, это тоже в сфере малого и среднего предпринимательства.

МЕДВЕДЕВ: Именно малого и среднего?

ДМИТРИЕВ: Да. То есть порой банки не берут на себя риски тогда, когда инициаторы проекта сами не инвестируют. В данном случае участие Российского банка развития как акционера или как инвестора в этот проект даёт региональным банкам достаточную степень гарантий, защищённости.

МЕДВЕДЕВ: Хорошо, это нужно продолжить.

Информация о новой программе уже выложена на сайте РосБР – дочернего банка ВЭБа, через который, собственно, и пойдут деньги. Напомним, до сих пор самым громким проектом РосБР была программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, по которой можно было получить через уполномоченные банки кредиты на срок до 3 лет под 13,5% годовых. Однако выделенные на всю Россию 30 миллиардов рублей были явно не той суммой. И хотя Татарстану ценой серьезных лоббистских усилий удалось поднять первоначально выделенный республике региональный лимит почти втрое, до 965 млн. рублей, но и эти деньги – капля в море.

По новой же программе, по крайней мере, пока ни о каких региональных лимитах речь не идет. Нужно лишь обосновать, что каждый конкретный проект действительно имеет отношение к модернизации или инновациям. Согласно требованиям, "деятельность заемщика должна быть направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры, улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), а также совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением в производство".

Говоря коротко, если речь идет об инновации, то нужно предъявить соответствующий патент на изобретение. А если речь о модернизации – нужно показать расчет того, к чему она приведет: росту производительности труда, энергоэффективности, безопасности, экологичности и т.д. Отделять зерна от плевел будут в Москве, но с учетом "мотивированного суждения", составленного банком-оператором в регионе. Первым таким банком в Татарстане стал Татфондбанк.

- Эта государственная программа – те самые дешевые и длинные деньги, которых так не хватало представителям малого и среднего бизнеса. Как показывает практика, 5-7 лет - именно тот срок, за который только и могут окупиться проекты, связанные с обновлением оборудования и тем более – с инновациями. Программа только стартовала, но уже сейчас мы ведем переговоры с рядом компаний, которые смогут принять в ней участие, - прокомментировала событие начальник управления сопровождения кредитных операций ОАО "АИКБ "Татфондбанк" Эльза Фаррухшина.

Ставку, по которой будут выдаваться кредиты, в банке не уточняют, поскольку это будет зависеть от параметров самого проекта. Однако, как заверили нашего корреспондента в пресс-службе, она будет ниже, чем по другим программам РосБР.

Много ли в Татарстане найдется желающих получить 150 миллионов рублей на 7 лет под низкий процент? Смогут ли они составить грамотные обоснования? Вопросы, думается, риторические. Выуживание денег из федерального центра – это тот спорт высоких достижений, в котором наши власти в последнее время ставят рекорд за рекордом. Здесь и Универсиада, и программа капремонта, и ОЭЗ, и многое другое. Учитывая, что тема модернизации имеет политическое измерение, не исключено, что вопрос о достойном участии республики в программе будет взят под личный контроль президента РТ Рустама Минниханова.