Единственным подлинным знанием является лишь то,
которое возникает на личном опыте.
(учение толтеков – толмачей и толкователей смыслов)
ОБРАЗ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
"Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется…". Признаюсь, не рассчитывал, что осторожная провокация ("вызов-побуждение-раздражение") образа экономики жизни, по необходимости предпринятая как проекция из "эмпиреев" на плоскость "здравого рассудка", разбудит таких "демонов" восприятия и "идолов сознания" (термин Ф.Бэкона, английского философа-материалиста и коррупционера), которые проявились в комментариях и откликах – устных и письменных. По объему они заметно превысили текст статьи.
Искренне благодарен за внимание и комментарии. И это не просто дань вежливости, а важный "рабочий момент" в развитии темы. Дело в том, что даже небольшое пространство обсуждения создает рынок мнений, точек зрения, а главное, - реальных способов восприятия реальных людей. Это позволяет, во-первых, выйти за рамки статьи-монолога, которая обычно, просто по законам жанра, неизбежно воспринимается как декларация идей или, хуже того, нравственная проповедь. А этого хотелось бы по возможности избежать.
Во-вторых, "выставка-презентация" типов восприятия, представшая в комментариях и откликах, позволяет приступить к более продуктивной работе. Но это возможно лишь при условии позитивного сдвига сознания в сферу экономики жизни, т.е. реальных взаимоотношений людей – по жизни, а не по отжившей схеме. Ведь нынешняя экономическая жизнь часто напоминает плохо сыгранный и уже надоевший актерам спектакль с заведомо плохим финалом. Поэтому просто перебирать "конкретику прошлогоднего снега", сидя на привычной "кочке" зрения, - занятие непродуктивное. Можно пощекотать эмоции с помощью свежих метафор, но и только – результата, пригодного для работы это не дает.
Продуктивность работы по формированию образа, а также мировоззренческих и психологических основ новой экономики (ее материальные основы давно созрели и перезрели) достижима только соединением усилий. Приоритетной задачей является мобилизация антикризисного сознания в управлении хозяйством и бизнесом. Остальное – вторично и производно. Качество экономического сознания наиболее ярко и результативно проявляется именно в управлении, еще больше его потенциал раскрывается в антикризисном управлении.
Но для выработки практически полезных результатов нужна не просто "выставка" точек зрения и разоблачительная критика "виновников кризиса", а обмен опытом, генерация и шлифовка антикризисных управленческих "ноу-хау". Причем, "знаю как" относится в первую очередь к настройке алгоритма восприятия источников и ресурсов жизненных сил и энергий в едином потоке Жизни. А инновационные продукты адекватного экономического сознания (технологии и инструменты управления и самоуправления, учета, балансирования энергий, гармоничного распределения и обмена, сбережения и т.п.) являются естественными результатами того, что восприятие человека, как ответственного хозяина и распорядителя, находится в ладу с Жизнью и волей Создателя.
Адекватной формой такой работы является, на мой взгляд, антикризисный семинар. И было бы неплохо организованными усилиями подготовить условия для его работы к осени текущего года. Реальный алгоритм кризиса медленно, но верно перемещается из виртуально-финансовой сферы в производственно-коммерческую. Скорость сжатия ресурсной базы под общим воздействием "долгового пузыря" и ряда вторичных факторов специфична для разных отраслей и рынков, но общий алгоритм уже проясняется. Тем важнее своевременная профилактика и "переформатирование" бизнесов. Кризис один на всех, но кого-то он "тащит", а кого-то может и "пронести" на волне.
С учетом сказанного, думаю нет особой нужды объяснять, почему, как и многие люди, задумывающиеся о проблемах нашего переходного времени, я в равной степени не считаю возможным доверять ни "прогрессивному оптимизму" рациональной науки, оторванной от реальной жизни, ни догматам религиозных конфессий, непримиримых друг к другу и претендующих на исключительную монополию. Что касается религиозного мировосприятия, то тут важно различать (разумом и сердцем) религию как социальный институт, управляемый людьми сообразно ограничениям своего времени, и ту живую веру в единство Жизни, которая соединяет каждого человека с Творцом, Природой и раскрывает разуму знания единой линии откровений. И если не отмахиваться от этой непростой внутренней работы (а не просто прятать свои проблемы в религию или другое мнимое убежище, в том числе "научный атеизм"), то появляется шанс прожить осмысленную и достойную жизнь. Но для этого придется познать те качества Всевышнего, которые Он Сам открывает человеку – для полноценной жизни.
"Истинная наука", которая не зависит от сознания человека и функционирует вне его контроля – очень подозрительный современный "идол". Он ничем не лучше религиозных идолов, а по своей силе, помноженной на технический прогресс и жажду наживы, гораздо опаснее, особенно в части генной инженерии, искусственного интеллекта и прочих "достижений". Тщеславное стремление "потрогать бога за бороду" уже не раз в истории оборачивалось цивилизиционными катастрофами. Мы же видим, что в нынешней экономической модели наука превратилась в производительную силу капитала и утрачивает свою роль надежного инструмента познания. Легко догадаться – какая из этого получится "экономика знаний".
Ясно, что наука и религия, как социальные институты, в условиях разделяющего черно-белого мировоззрения никогда не сойдутся и не договорятся. Другое дело живые люди – из той же науки и религии. В своем большинстве они имеют шанс выйти из тупика и помочь в этом другим, если на разумной основе расширят свое сознание соответственно требованиям нашего времени. Да, общество сейчас разделено и разорвано, как никогда. И важно за эмоциями и очевидными несуразностями жизни разглядеть, что это результат нашего разделяющего сознания. Но что мешает разумным людям своим умом и делами соединить научное и религиозное (в смысле прямой, без посредников, связи с Единым) сознание - для обустройства собственной жизни? В этом деле, конечно, есть свои реальные, но преодолимые трудности. Ими и стоит заняться.
ПЕРЕСТРОЙКА СВОЕГО "БЭК -ОФИСА"
Возникшее обсуждение темы, пусть даже в небольшом кругу, вскрывает главную проблему новой экономики – проблему восприятия. По сути, речь идет о радикальной перестройке нашего "бэк-офиса" - способа восприятия: необходимо восстановить его "переднюю" и решающую роль. Современный управленец в лучшем случае полагается на "задний ум" - рациональные знания и рассудочно усвоенный опыт, в худшем – на те "компетенции", которые в него вложили. А между тем, "передний ум" связан с интуицией, которая при правильном настрое на волну Жизни надежно соединяет волю Неба с текущими земными обстоятельствами.
Чтобы лучше разглядеть естественные основы экономики жизни полезно для начала различать ее две неразрывные стороны – хозяйство (материально-вещественная сторона, понятная и доступная обычному житейскому взгляду) и собственно экономика, как искусство управления этим хозяйством, в том числе связанные с этим "невидимые" материалистическому взгляду отношения людей. Почему одно с другим смешалось и часто находится в непримиримых противоречиях – это уже отдельный разговор о специфике однобокого восприятия, которое сводит всю реальность на материально-вещественную плоскость. Такое различение как раз и позволяет осознать определяющую роль экономического сознания, которую "прагматик-материалист" в упор не видит.
Для обычной "кочки" зрения, которая стихийно складывается в повседневной "суете сует", такой взгляд на экономику и жизнь является непреодолимым барьером – как это экономика (самая, что ни на есть, основа нашего бытия) может быть продуктом сознания и определяться способом восприятия мира, т.е. "эмпиреями"?! Столкновение с этим внутренним барьером – "идолом сознания", который бдительно охраняет заданную картину мира или "туннель реальности" - вызывает у каждого внутри, в зависимости от "потемок" или степени освещенности самосознания примерно такие эмоциональные реакции:
а) раздражение - в экономическом сознании это индикатор негибкости и неадекватности управления – самим собой и своим бизнесом,
б) подозрение в манипуляции – "подсовывают утопию, бьют на сознательность, чтобы обмануть и обокрасть",
в) подспудный страх – он связан с тем, что даже малейший намек на возможность иного способа отношения к действительности грозит крушением жизненных основ.
Последнее подтверждает, что человека определяет и формирует именно его сознание, точнее - тип восприятия. Так называемое бытие определяет сознание или образ жизни только некоторых, специально помеченных, видов животных или уж совсем опустившихся людей, потерявших изначальный облик.
Спектр эмоций на практике может оказаться значительно шире. Но нам достаточно названных, чтобы на их примере разобрать алгоритмы трансформации восприятия.
P. S.
"Выставка-презентация" типов восприятия, представшая в комментариях и откликах, позволяет приступить к более продуктивной работе. Но это возможно лишь при условии позитивного сдвига сознания в сферу экономики жизни, т.е. реальных взаимоотношений людей – по жизни, а не по отжившей схеме. Ведь нынешняя экономическая жизнь часто напоминает плохо сыгранный и уже надоевший актерам спектакль с заведомо плохим финалом. Поэтому просто перебирать "конкретику прошлогоднего снега", сидя на привычной "кочке" зрения, - занятие непродуктивное. Можно пощекотать эмоции с помощью свежих метафор, но и только – результата, пригодного для работы это не дает.
(продолжение следует).
|
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.