Один из четырех широко анонсированных два года назад транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Восточный» заработал в Казани накануне. Правда, пока это всего лишь автостанция, к которой в перспективе должна примкнуть станция метро. Но пока вокзал пустой — и лишь на будущий год здесь ждут 1000 пассажиров в сутки. Как выяснил «БИЗНЕС Online», после того как от финансирования создания ТПУ отказались правительство Татарстана и РЖД, для проекта ищут частных инвесторов.
Один из четырех широко анонсированных два года назад транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Восточный» заработал в Казани накануне |
РЕЙСЫ ПОКА ОТМЕНЯЮТ, НО ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА ЖДУТ 1 ТЫС. ПАССАЖИРОВ В СУТКИ
Накануне в 6:00 с нового автовокзала «Восточный» отправился первый рейс в Набережные Челны. Продажу билетов вокзал, расположенный у агропромпарка «Казань» на перекрестке улиц Аграрной и Назиба Жиганова, открыл еще на прошлой неделе. И в честь новогодних праздников стоимость поездки в Челны снижена до 250 рублей вместо стандартных 350 - 400 рублей. Планируется, что площадка также будет обслуживать рейсы до Нижнекамска, Елабуги, Мензелинска, Тюлячей, Богатых Сабов и других населенных пунктов челнинского направления. Обслуживает вокзал ООО «Буревестник». Участок под строительство ТПУ площадью 0,69 га предоставило ООО «Волгадорстрой», выступившее заказчиком и инвестором «Восточного».
«Восточный» стал третьим официальным автовокзалом Казани после основного «Столичного» на улице Девятаева и «Южного» на Оренбургском проезде. И в перспективе он должен стать одним из четырех крупных казанских ТПУ, концепцию которых татарстанский минтранс презентовал еще в 2013 году. Так, к «Восточному» должна примкнуть станция второй ветки метро (в идеале — к футбольному чемпионату 2018 года, но могут и не успеть, заявляли в «Казметрострое»). «Сейчас ТПУ будет городской и междугородний, придет туда метро — будет уже три вида транспорта», — объяснил «БИЗНЕС Online» замминистра транспорта РТ Андрей Егоров.
Снаружи павильон похож на средних размеров супермаркет. На входе, украшенном шариками в цветах российского триколора, рамки металлоискателя. Внутри здания автовокзала слева два ряда металлических стульев, справа касса, комната матери и ребенка и медпункт. Судя по табло, размещенному над кассой, автобусы из «Восточного» сегодня отправляются в Пестрецы, Набережные Челны, Шали. Автобусы в Челны по расписанию уходят с разницей в полчаса-час, но некоторые рейсы отменяются из-за недобора пассажиров. Несмотря на это, планы у «Буревестника» внушительные.
— Пропускная способность автовокзала — 300 автобусов в день, — рассказала «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ООО «Буревестник» Резеда Валиева. — После Нового года мы ожидаем 1 тысячу пассажиров в сутки, планируем открыть маршруты на Уфу, Челябинск, Магнитогорск, Тольятти.
Директор автовокзала «Столичный» Андрей Хоткин отметил, что, по его оценке, окупаться строительство будет не меньше 10 лет |
ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ: ДОРОЖНОГО ПОДРЯДЧИКА И ТРАНСПОРТНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА
Площадь двухэтажного павильона автовокзала — 378 кв. метров. Минтранс РТ подчеркивает, что здание построено за счет внебюджетных средств. Отметим, что ранее в программе транспортного развития республики до 2020 года вокзал был оценен примерно в 150 млн. рублей. Между тем начальник транспортного участка автовокзала «Восточный» компании «Волгадорстрой» Михаил Сорокин назвал «БИЗНЕС Online» другую сумму. «Ориентировочно где-то в 50 миллионов нам удовольствие это обошлось, — уточнил Сорокин. — Построили за два-три месяца. Для города сделали хорошее дело, потому что у города денег нет. Это временное здание, некапитальное строение. А потом мы там будем и капитальное строить. Не в этом году». Он добавил, что срок эксплуатации вокзального павильона закончится, когда рядом откроют станцию метро, с этого момента здание перестанет соответствовать транспортным требованиям.
«Восточный» — не единственный ТПУ, который будет построен на средства «Волгадорстроя». «На «Компрессорном», я так понимаю, тоже мы будем строить, — отметил собеседник «БИЗНЕС Online». — Официальных договоренностей еще не было, но предварительный разговор был. Там будет капитальное строение автовокзала.
Внутреннюю отделку и обустройство павильона взяло на себя ООО «Буревестник». Стоимость этих работ «БИЗНЕС Online» уточнить не удалось. Однако директора автовокзала «Столичный» Андрей Хоткин в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что, по его оценке, окупаться строительство будет не меньше 10 лет.
По информации «Контур-Фокус», единственным учредителем и гендиректором ООО «Волгадорстрой» является Айрат Миннуллин. Компания входит в Топ-50 «королей госзаказа» по версии «БИЗНЕС Online». Всего за время своего существования компания отработала госконтракты на 5 млрд. рублей, а за последний год — 1,5 млрд. рублей. Выручка по итогам 2014 года — 1,6 млрд. рублей, чистая прибыль — свыше 58 млн. рублей. Миннуллин, кроме того, является учредителем еще в нескольких компаниях. В частности, ему с мая 2014 года принадлежит 100% доли уставного капитала в ООО «Мосты и водоотводные сооружения», гендиректором которой трудится Марат Насыров. Насыров же сейчас является директором и учредителем другого ООО «Волгадорстрой» (ранее им тоже владел Миннуллин). Эта компания образована в 2013 году и имеет госзаказов на 1 млрд. рублей за всю свою историю.
Внутреннюю отделку и обустройство павильона взяло на себя ООО «Буревестник» Вячеслава Улитина |
ООО «Буревестник» — это фактически группа компаний, учредителем и директором которых является Вячеслав Улитин. «Буревестник» специализируется на заказных транспортных перевозках, машины этой компании обслуживают VIP-мероприятия. Например, инаугурацию Рустама Минниханова или госконтракт на обслуживание мероприятий «Татмедиа». Компания с 3 автобусов в 2004 году выросла до 100, ее автобусы работали на Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи, «Буревестник» знают туристы, путешествующие как по России, так и по Европе.
Согласно справочно-информационной системе «Контур-Фокус», с таким названием в РТ зарегистрированы две компании — одна в Усадах, другая в Казани. Казанское ООО «Буревестник» по итогам 2014 года имело оборот почти 850 млн. рублей при чистой прибыли в 865 тыс. рублей. Оборот, заметим, по сравнению с 2013 годом вырос на 214%. Усадский же «Буревестник» — база транспортной компании, где и находится автопарк. По итогам прошлого года он показал выручку 74 млн. рублей и убыток более 5 млн. рублей. ООО «Автовокзал «Буревестник» (обслуживает вокзал «Южный») зарегистрировано в 2012 году в Казани и по итогам 2014 года имело выручку в 17 млн. рублей при чистой прибыли 5,5 миллионов. Работает также ООО «ТК «Буревестник» — с убытком по итогам 2014 года в 4 млн. рублей при выручке почти 55 миллионов. Наконец, есть еще туристический «Буревестник» с выручкой в 18 млн. (при впечатляющей динамике — 714% роста за год) и прибылью 1,4 миллиона.
Сам Улитин помимо бизнеса занимается и благотворительностью, например, почти полностью на его средства построен храм в селе Волчья Слобода (Новошешминский район РТ).
В честь новогодних праздников стоимость поездки в Челны снижена до 250 рублей вместо стандартных 350 - 400 рублей |
НА ЧЕЛНИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ — 2 ТЫС. ПАССАЖИРОВ ЕЖЕДНЕВНО
Успех «Восточного» автовокзала во многом зависит от того, удастся ли ему потеснить серых автобусных перевозчиков, которые оккупировали в том числе Советскую площадь и увозят почти всех пассажиров челнинского направления. Буквально пару недель назад минтранс РТ анонсировал грядущую войну с нелегальным рынком междугородних перевозок, которую на ура встретили лицензированные ПАТП. «Раньше у нас 11 «Икарусов» ходило в Челны, по 40 человек туда и обратно, такое же количество приходило с ПАКа (челнинское ПАТП — прим. авт.), — рассказал «БИЗНЕС Online» директор КПАТП-1, совладелец «Столичного» автовокзала Леонид Наумов. — На одно направление у нас работало 22 автомобиля, и мы вывозили 2 тысячи человек (ежедневно). Но сейчас у нас ни одного человека на Челны!»
По его словам, его предприятие собирается воспользоваться новой площадкой «Восточного», поскольку она удобно расположена и соответствует всем требованиям пассажирской безопасности.
В перспективе минтранс планирует ликвидировать все незаконные автостоянки Казани, которых сейчас насчитывается 12 - 15, в том числе у ЦУМа, театра им. Камала. «Все их знают, а на карте «Яндекса» они даже фигурируют как автостанции. Это неправильно. Мы с этим боремся и будем бороться», — предупредил Егоров на брифинге 17 декабря. Их должны заменить новые автостанции ТПУ, которым подыскивают инвесторов.
В день открытия «Восточного» корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал не только в здании автовокзала, но и на той самой Советской площади — месте сосредоточения серых перевозчиков. Во дворах в ожидании клиентов стоят несколько легковушек и один микроавтобус. Пассажиров водители агитируют прямо на улице — как только автомобиль заполняется и уезжает, их место занимает следующий зазывала. Одна машина уезжает примерно раз в 15 минут, следовательно, пассажиропоток здесь — около 15 - 20 человек в час.
— Челны, Елабуга? — интересуется пожилой, но энергичный извозчик у корреспондента «БИЗНЕС Online». — 500 рублей легковая. Поедешь?
— А какие есть варианты?
— Есть и по 400 рублей, но машина еще не набралась, — махнул рукой на свободный автомобиль мужчина. — Есть микроавтобус, тоже набирается.
— В ТПУ «Восточный» обещают билет до Челнов за 250 рублей...
— Э-э-э! — разочарованно протянул извозчик. — Они то открываются, то закрываются. Они еще не работают, только удочку закинули, мнения собирают, информацию изучают.
— Вы в курсе, что минтранспорта объявило войну серым перевозчикам, которые работают неофициально?
— Почему неофициально, у нас все зарегистрированы, есть и свидетельства, и документы, в минтрансе все оформлено, мы — перевозчики! — возмутился водитель. — А чтобы нас закрыть, этим людям (клиентам такси — прим. ред.) надо что-то другое дать. У кого-то деньги появились, он что-то построил, но это не говорит о том, что надо остальных выгонять.
Слегка обиженный мужчина обратился к проходящей мимо женщине со словами «Челны, Елабуга», давая понять, что разговор закончен.
Автобусы в Челны по расписанию уходят с разницей в полчаса-час, но некоторые рейсы отменяются из-за недобора пассажиров |
«МЫ НАХОДИМ ИНВЕСТОРОВ, СЕЙЧАС ИХ НЕТ»
Помимо «Восточного» три других ТПУ планировалось создать на базе железнодорожных станций Компрессорный завод, Казань-2 и на площадке «замороженного» пока технополиса «Смарт Сити». Об этой задумке еще в сентябре 2013 года рассказывал журналистам министр транспорта РТ Ленар Сафин. Транспортно-пересадочный узел, по его словам, должен стать площадкой, где пассажиры смогут пересесть с поезда на любой вид транспорта — метро, автобусы, аэроэкспресс. А 14 августа 2014 года премьер-министр РТ Ильдар Халиков и начальник дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов подписали соглашение о создании ОАО «РВ-Казань» — общество с уставным капиталом в 50 млн. рублей должно было принадлежать республике и РЖД в равных долях.
Стоимость разработки градостроительной и проектно-сметной документации всех объектов тогда оценили в 978 млн. рублей. В строительство планировали вложить деньги республиканский бюджет и сами Российские железные дороги (в железнодорожную инфраструктуру), а в сопутствующие объекты — гостиницы, кафе и прочее — собирались привлекать частных инвесторов. Впрочем, как позднее уточнил Егоров, РЖД изначально собирались участвовать лишь в проектировании объектов. Все четыре узла планировалось ввести в эксплуатацию к 2019 году.
Однако масштабные планы не сбылись: «РВ-Казань», зарегистрированное по адресу казанского железнодорожного вокзала на улице Привокзальной, 1, быстро прекратило свое существование, взявшая на себя ее функции «дочка» РЖД «РВ-Проект» от проекта отказалась. Егоров пояснил «БИЗНЕС Online», что ни Татарстан, ни РЖД финансировать строительство ТПУ больше не собираются. «Занимается проектом минтранс. Мы находим инвесторов, сейчас их нет», — уточнил он. При этом от планов грандиозной стройки минтранс не намерен отказываться. «Следующая площадка будет на «Компрессорном»: там есть железнодорожная платформа, есть направление в сторону Арска — колоссальный пассажиропоток, который стоит на дороге», — утверждает Егоров.
Автовокзал «Южный», построенный в 2009 году за 150 млн. рублей, не только не окупился, но и потерпел полное финансовое фиаско |
В КАЧЕСТВЕ ИНВЕСТОРОВ МОГЛИ БЫ ВЫСТУПИТЬ ТОРГОВЫЕ СЕТИ
Идея с поиском частного инвестора в дорожно-транспортную инфраструктуру, очевидно, не самая простая. Напомним, автовокзал «Южный», построенный в 2009 году ЗАО «Республиканское объединение автовокзалов и автостанций» за 150 млн. рублей, не только не окупился, но и потерпел полное финансовое фиаско. Спустя четыре года работы ЗАО вступило в процедуру банкротства, а здание вокзала было продано на торгах за сумму вдвое ниже оценочной стоимости — 52,5 миллиона. Как выяснилось, владелец не успел даже достроить вокзальный комплекс: в апреле 2014 года внезапно выяснилось, что у собственников нет документов на ввод в эксплуатацию, а здание требует финансирования второй очереди. В результате две недели вокзал был попросту опечатан судебными приставами: пассажиров отправляли в путь прямо с улицы, а билеты продавала временная касса в микроавтобусе. В ситуацию пришлось вмешаться минтрансу, благодаря которому вокзал открыли в кратчайшие сроки.
Эксперты «БИЗНЕС Online» соглашаются с тем, что найти инвесторов для строительства ТПУ будет непросто. «Теоретически, исходя из того, что часть помещения ТПУ может использоваться в качестве торговых площадей, а проходимость у таких узлов будет довольно высокой, в качестве инвесторов могли бы выступить торговые сети, а также компании, специализирующиеся на постройке и передаче в аренду торговых площадей, — рассуждает аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. — Но с учетом снижающихся цен на недвижимость и аренду в текущий момент, вероятно, их готовность вкладываться в подобный проект именно сейчас будет невелика». По его словам, срок окупаемости таких объектов составляет порядка 7 - 10 лет в зависимости от конъюнктуры и стоимости земли. Окупаются они за счет доходов от сдачи в аренду помещений, сопутствующих услуг, доходов от продажи билетов.
Вложения в ТПУ могут представлять интерес только для инвесторов с длинным горизонтом инвестирования, соглашается советник генерального директора по макроэкономике «Открытие Брокер» Сергей Хестанов: «На Западе в роли инвесторов часто выступают муниципалитеты, которые обычно привлекают компании-операторы для управления ТПУ. Статистики по окупаемости ТПУ в России почти нет. Многое зависит от соглашения с местными властями, которые регулируют транспортные потоки. Оптимистическая оценка — 5 - 8 лет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.