В Новый год принято подводить итоги. Генеральный директор агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ Яков Геллер в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает, как Татарстан может попасть в федеральную программу по реформированию строительной отрасли, почему бизнесмены порой не стремятся пользоваться электронными торговыми площадками и почему Талгат Абдуллин — это «просто гений».
Яков Геллер |
В 90-Е МЫ БЫ БЕЗ ПРОБЛЕМ ЗАПУСТИЛИ В ТАТАРСТАНЕ БИРЖУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СЕЙЧАС ЭТОМУ МЕШАЕТ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ
Принято в Новый год итожить и планировать. И что у нас в «итого»? В апреле 2016 года Владимир Путин будет проводить заседание Госсовета РФ по реформе строительства. И вполне возможно, что одна из наших разработок может быть внедрена в строительную отрасль. Речь идет о биржевой площадке строительных материалов, основанной, в числе прочего, на системе десятизначной каталогизации продукции. Мы эту биржевую площадку пытаемся запустить в Татарстане. Есть мнение, что без этого механизма нельзя реформировать строительную отрасль. И, конечно, в рабочей группе по подготовке заседания Госсовета присутствует президент РТ Рустам Минниханов, есть там и министр строительства РТ Ирек Файзуллин. Сейчас проходят подготовительные совещания. Недавно я ездил в Москву, докладывал у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака о данном проекте.
В 90-х годах мы бы давно запустили в Татарстане подобную биржу строительных материалов, но теперь это сложно. Вертикаль власти. Нет необходимых нормативных актов, а они делаются в Москве. Встреча у Козака — это еще не конец, а только начало. Будет встреча у Игоря Шувалова, потом доложат первому лицу, начнутся поручения... Дай бог, чтобы они рассмотрели наше предложение и пошли по предлагаемому нами пути.
Десятизначную кодификацию стройматериалов придумал Талгат Абдуллин (я всегда говорю про него: простой гений). Мы скомпилировали идею и сделали десятизначную кодификацию продуктов питания, мебели и так далее. Мы еще предложим биржевую площадку использовать для закупок продуктов питания. Чтобы было очевидно, какое именно мясо или субпродукты покупают. Есть такой проект, как говорится, «на потом». Так вот, мне кажется, Козак и Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ, а также другие специалисты с интересом слушали, что мы предлагаем в этом направлении. Были споры между специалистами, я выдержал полтора часа перекрестных вопросов, сошлись на том, что такая площадка нужна, и вице-премьер Козак дал поручение поглубже вникнуть в проект. Считаю достижением. Потому что наша идея нашла благодатную почву почти на самом верху вертикали.
Конечно, наличие кризиса ощущается. Происходит сужение рынка, мы это чувствуем по количеству размещаемых на федеральной электронной торговой площадке заказов и их стоимости. Но в кризис наиболее платежеспособным заказчиком является государство, а точнее, бюджет. Поэтому борьба за бюджетные деньги будет обостряться. Тем более что при цене $35 за бочку нефти слова «диверсификация» и «добросовестная конкуренция» непременно покинут узкое поле экономических форумов и станут политикой применения. И то, что мы внедряли столько лет в систему поставок для государственных нужд, то, что мы описывали словами «анонимные, равнодоступные, электронные процедуры», что реализовали, создавая электронную торговую площадку zakazrf.ru, которая стала одной из пяти федеральных ЭТП, будет все шире и шире востребовано.
Одна из главных задач для предприятия — остаться в числе федеральных электронных площадок. В 2016 году будет произведен отбор с тем, чтобы с 1 января 2017 года в стране осталось три, пять или семь универсальных площадок, которые будут работать по всем видам закупок и продаж. Мы многое делаем для этого и надеемся на успех. Тем более что на сегодня мы единственная региональная площадка, работающая как федеральная ЭТП.
Электронная торговая площадка zakazrf.ru стала одной из пяти федеральных ЭТП |
В СИСТЕМЕ ГОСЗАКУПОК НЕЧЕГО МОДЕРНИЗИРОВАТЬ
В этом году мы сделали несколько хороших проектов. В начале года получили задание министерства экономики РТ по информационной поддержке малого и среднего бизнеса. Команда министра экономики Артема Здунова всерьез взялась за реализацию тезиса об обеспечении бизнесу доступа к закупкам регулируемых заказчиков. А уже в июле показали ресурс, получили одобрение Минниханова и запустили сайт smb.tattis.ru. Сегодня мы уже имеем почти 4 тыс. подписчиков, получающих ежедневно почти 28 тыс. извещений. Любой может бесплатно воспользоваться нашей информацией. Даже из Беларуси есть клиенты.
Как это работает? К примеру, вы выпускаете очки, папки и телевизоры. Вам интересно, где в стране, у какого регулируемого заказчика возникла потребность в этих товарах. Вы пишите модератору сайта, регистрируетесь с указанием своего ящика, и через сутки вам шлюз начинает посылать опубликованные предложения, связанные с вашими запросами. Запустились мы в июле, и за пять месяцев у нас зарегистрировалось 1,7 тыс. предприятий Татарстана, из которых 1,2 тыс. мы относим к малому бизнесу. Мы сделали статистику: наши «клиенты» с июля заключили контракты на 10 млрд. рублей. Мы знаем, есть более «навороченные» разработки. Но в пределах разумной достаточности нам представляется оптимальным решением. Тем более приведенные цифры — показатель спроса на подписку.
Кроме того, на базе федеральной ЭТП мы сделали несколько профильных площадок. Они имеют ту же надежность, те же механизмы информационной защиты, ту же работоспособность, что и федеральная ЭТП. В частности, корпоративная площадка по федеральному закону №223. В этом году на площадке корпоративных заказчиков уже 778 как юридических, так и физических лиц впервые получили контракты — возможность реализовать свою продукцию. Много это или мало — посмотрим в следующем году и сравним. «Газпром» по 223-му закону не работает, но я хочу, чтобы в марте следующего года у нас появился шлюз к закупкам этой компании.
В следующем году мы полноценно запускаем площадку по реализации государственного и муниципального имущества. В том числе и на федеральном уровне. Принято распоряжение правительства России, которым агентство по госзаказу Республики Татарстан уполномочили (в числе всего шести операторов) проводить торги по реализации государственного и муниципального имущества. Теперь мы операторы уже двух федеральных ресурсов.
По заданию министерства экономики в той же транскрипции содействия и развития МСБ сделали ресурс «Котировочные сессии электронного каталога продукции» — это конкурентная процедура для малых закупок. По закону на 100 - 400 тыс. рублей бюджетные учреждения могут закупать без торгов. Но глава Альметьевского района Айрат Хайруллин заявил, что не нужно, чтобы в эту «дырочку» какие-то финансы утекали. Заодно и малый бизнес получает доступ. Альметьевские учреждения почти 3 тыс. лотов уже провели через котировочную сессию. Сейчас к этой системе закупок подключается Зеленодольск. И это понятные мотивы. Ведь даже если по итогам процедуры альметьевские власти приобретают у местного бизнесмена, а у Заинска, например, эта же позиция дешевле, то у главы района есть механизм влияния на ситуацию при сравнивании цен.
А в системе госзаказа уже нечего модернизировать. Ее не модернизировать, а изменять нужно. Мы в Татарстане в свое время создавали систему госзакупок, основные постулаты которой потом были масштабированы на просторы всей России. Сейчас, мне кажется, система хуже, чем была до принятия 44-го закона. Даже президент Татарстана Минниханов сказал в свое время, что не надо отменять ФЗ-94, что его надо совершенствовать. И он это несколько раз повторял с трибуны. Но беда ведь в чем. Был 94-й закон, а с прошлого года вступил в силу ФЗ-44 о контрактной системе... Чуть позже объясню, чем он плох. Но мы как говорим: если тебе не нравится закон, можно изменить свое отношение к нему, и надо выполнять. Поэтому к ФЗ-44 мы стараемся иметь отношение только как оператор федеральной ЭТП. Конечно, мы не можем не применять накопленную за 13 лет компетенцию. Поэтому мы проводим обучающие семинары, нас привлекают как экспертов и заказчики, и силовики, мы читаем лекции и даем советы. Но не мы модераторы системы госзаказа. И стараемся напрямую не касаться.
«ФЗ-44 дает возможность для легализации договоренностей» (фото: http://tender.mos.ru/) |
НА КАЖДУЮ «ЗАТОЧКУ» НАЙДЕТСЯ СВОЙ СПЕЦИАЛИСТ
Конечно, многие бизнесмены пока еще не доверяют электронной системе закупок. И порой, мне кажется, правильно делают. Я в открытую говорю, что ФЗ-44 дает возможность для легализации договоренностей. Самое страшное в нашем деле — это постановочная конкуренция и легализация договоренностей. Это извечная борьба снаряда и брони. Кто-то придумает схему обхода закона, пока введут изменения в закон, пока поймают, посадят, молва уже расходится. И недоверие к системе растет. А потом один придумает, а остальные пользуются этой схемой.... В очень многих случаях заказчики не воруют, подтасовывая результаты, затачивая торги под конкретные результаты. Заказчик тоже хочет быть уверен, что его заказ будет выполнен в срок, что поставщик — это надежная фирма. И это конфликт интересов между добросовестной конкуренцией, которую надо развивать, и ненадежностью поставщиков. С одной стороны бизнес не верит в честность торгов, с другой заказчик — в честность бизнеса.
Но определенная работа по улучшению ситуации ведется. Мы совместно с Роспотребнадзором по РТ и минэкономики РТ получили такую задачу. Мы ищем «заточки» в торгах на продукты питания, сообщаем в Роспотребнадзор, а те, в свою очередь, жалуются в ФАС. «Заточки» — это когда заказчик ставит условие, что, к примеру, сахар должен поставляться только со склада, который находится в Казани на улице Спартаковской. Понятно, кто может выиграть данный лот. Последний случай подобный был с развивающим Камским кластером при минэкономики РТ. Там заказывали сертификацию по ISO 9000 и написали в техзадании, что могут участвовать только те, у кого есть офис в Челнах. Сколько сертификационных контор в автограде? Только одна. Есть, конечно, более красивые «заточки», когда покупаемый автомобиль должен быть длинной 4 метра 64 сантиметра. 65 см — уже не подходит. А 64 см — это машина конкретной марки, которая есть в конкретном салоне... Однако есть профессионалы, которые видят эти «заточки» и учат предпринимателей на наших семинарах, как их распознавать. ФАС — серьезная структура, они расположены в одном здании с нами, и я иногда вижу у выходящих с комиссии ФАС недовольные лица. Это люди, на которых накладываются немалые штрафы.
И все же мне кажется, что мы обречены на лучшее. И ситуация будет изменяться в сторону экономики и ее законов. Потому что экономика — это наука о том, как вести хозяйство в условиях ограниченного финансирования. А оно — финансирование это — все ограниченнее и ограниченнее.
Яков Геллер
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.