Безнадежной архаикой уже через пять лет станут такие профессии, как тракторист или комбайнер, — во всем мире их заменит беспилотная сельхозтехника, бесплатно работающая, как часы, круглыми сутками. Стоить такой аппарат уже на старте будет лишь на 15 - 20% дороже обычного. В этом не сомневается президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова, чей совместный проект с «Ростсельмашем» и альметьевским «Союз-Агро» по разработке такой техники на днях прописался в Иннополисе.
Компания Cognitive Technologies создаст на базе ОЭЗ «Иннополис» холдинг «Агрополис» — меморандум о намерениях был подписан в конце прошлой недели в присутствии президента РТ Рустама Минниханова |
«КАК ТОЛЬКО ПОЕХАЛ БЕСПИЛОТНЫЙ «КАМАЗ», НАЧАЛИ ОБСУЖДАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»
Татарстан займется разработкой технологий для «умного» агробизнеса, в частности, созданием беспилотной сельхозтехники. Для этого компания Cognitive Technologies создаст на базе ОЭЗ «Иннополис» холдинг «Агрополис» — меморандум о намерениях был подписан в конце прошлой недели в присутствии президента РТ Рустама Минниханова. Пахать поля и собирать урожай будут роботизированные комбайны и тракторы, следить за которыми будет единая система мониторинга управления. Стационарные роботы, определяющие состав почв и погодные условия, сыграют роль своеобразного «умного» агронома. Помогать ему будет коптер с элементами технического зрения, который сможет определять сорняки, места для проведения мелиоративных работ и т. д.
Подробности проекта «БИЗНЕС Online» рассказала президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. Как известно, именно эта компания работает над «мозгом» для беспилотных «КАМАЗов». Проект стоимостью 17 - 18 млрд. рублей получил название AutoNet и реализуется в рамках «Национальной технологической инициативы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) — соответствующую рабочую группу возглавляет гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Правда, на недавнем заседании наблюдательного совета АСИ Минниханов пожаловался президенту РФ Владимиру Путину, что пока вся работа идет за счет КАМАЗа и Cognitive Technologies, хотя средства в бюджет заложены (на 2016 год на всю «Национальную технологическую инициативу» выделяется 10 млрд. рублей).
Как бы там ни было, судя по отрывочным презентациям, беспилотный «КАМАЗ» делает все большие успехи: самостоятельно реагирует на препятствия и способен ехать в колонне, повторяя действия живого водителя. Правда, скорость пока не превышает 60 км в час, но разработчики в скором времени надеются разогнать его и до 80 - 90 километров. Уже к 2018 году Когогин, в частности, грозится задействовать их для обслуживания футбольного мундиаля. А к 2022 году — запустить чудо-грузовики в серию. Сейчас, как сообщили нам в Cognitive Technologies, под них уже вовсю готовится законодательная база.
Неудивительно, что окрыленные успехами беспилотного «КАМАЗа» инженеры Cognitive Technologies решили заняться вторым проектом — «Агрополисом». «Как только «КАМАЗ» поехал, когда появилась уверенность, что мы это умеем, что нет подводных камней, которые окажутся для нас нерешаемой задачей, сразу начали обсуждать прикладные направления применения: и сельскохозяйственное, и военное назначение, и коммунальное хозяйство», — отметила Ускова. Еще осенью прошлого года она в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывала, что Татарстан рассматривался как одна из возможных площадок для такого рода проектов. И вот теперь компания созрела для «Агрополиса» в ОЭЗ «Иннополис».
Cognitive Technologies работает над «мозгом» для беспилотных «КАМАЗов» |
«НА ПОЛЯХ МОЖНО ОГРАНИЧИТЬ ДОСТУП ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ ВЫЕЗДА РОБОТОВ»
К слову, Иннополис был выбран не случайно. Ускова рассказала, что побывала на 6 подобных «умных» площадках по всему миру: в Голландии, Сингапуре, Канаде и других странах. «Иннополис, конечно, поражает уровнем проработки. Тут уже не просто готовое офисное пространство и квартиры, но и социальная инфраструктура: садик и лицей, где преподают на английском, университет, спорткомплекс. Честно говоря, это уровень хорошего 4 - 5-звездочного отеля в прекрасной экологической обстановке с запущенными проектами. Нам самим туда захотелось», — призналась она. При этом человеческого ресурса — местных математиков, инженеров и программистов — будет недостаточно, понимают в компании. Поэтому к работе над беспилотниками привлекут специалистов из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, которых ради этого переселят в Иннополис.
Цель проекта формулируется амбициозно — вернуть отечественную сельхозтехнику на мировой рынок. «Советский Союз в свое время был лидером. Четыре советских предприятия были в топ-20 мировых игроков. После перестройки все развалилось. Сейчас у нас есть шанс вернуться», — надеется Ускова.
При этом Татарстан станет не только местом разработки, но и пилотным регионом для «революции роботов»: разработчиков устраивает и местная погода, и почва. «Реализованный пилот в Татарстане будет пригоден практически для любых территорий», — уверена президент компании.
По словам Усковой, проекту беспилотной сельхозтехники будет проще пройти юридические и правовые согласованиями с законодателем, ведь ни трактор, ни комбайн на дороги общего пользования выезжать не будут. «Работа проходит на полях, куда можно ограничить доступ людей во время выезда роботизированной техники», — добавила она. Несмотря на то, что работа над беспилотным «КАМАЗом» началась раньше, Ускова полагает, что сельхозпроект, скорее всего, даже опередит грузовой. Пока ожидается, что до 2018 года выпустят опытный образец техники, а вот уже к 2020 году — промышленный.
Ольга Ускова: «Реализованный пилот в Татарстане будет пригоден практически для любых территорий» |
«УСПЕЕМ, ЕСЛИ ВЫСТРЕЛИМ ДО 2018 ГОДА»
Президент Cognitive Technologies полагает, что беспилотный комбайн или трактор заинтересуют не только крупные предприятия, но и мелких фермеров. Стоимость роботизированной машины не должна превысить ценник обычного трактора или комбайна больше, чем на 15 - 20% — во всяком случае, на это надеются разработчики. «Мы считаем, что это критичная сумма, которая обеспечит платежный спрос, при том, что продукт будет крайне интересен для фермера-частника. Если мы подключим сюда еще минсельхоз с субсидиями, то человек даже с небольшим хозяйством, взявший в лизинг такую машину, резко повысит свою производительность без проблемы найма работников. В этом смысле это не только для крупных хозяйств, но и для развития малого и среднего бизнеса», — подчеркнула Ускова.
Беспроигрышным вариантом беспилотные комбайны и тракторы должны стать и для экспорта, особенно с нынешним соотношением рубль-доллар. «Очень высокий потенциал экспорта благодаря двум позициям. Во-первых, наше технологическое решение оригинально, умнее программа, интереснее софт, при этом меньше обвеса, чем у зарубежных аналогов. Также у нас есть ощутимое опережение в математике по ряду вопросов. Во-вторых, сейчас оптимальная конъюнктура по рублю», — объяснила президент Cognitive Technologies. В компании рассчитывают, что основными рынками сбыта могут стать регионы Латинской Америки, Средней Азии и другие развивающиеся страны.
Вопрос скорости — и вовсе не тракторов — при этом остается главным. Все ведущие производители техники сегодня занимаются подобными разработками, и кто успеет раньше, тот и победит в гонке. «Если мы до 2018 года выстрелим, то, скорее всего, мы успеем», — надеется Ускова. По ее мнению, в ближайшие пять лет беспилотные комбайны из фантастики превратятся в обыденное явление, что, отметим, сделает ненужными многие привычные профессии — комбайнер, тракторист и так далее.
Стоимость роботизированной машины не должна превысить ценник обычного трактора или комбайна больше, чем на 15 - 20% |
ЦЕНА ВОПРОСА — 15 МЛРД. РУБЛЕЙ
Уже известно, что первые беспилотные комбайны и тракторы будут ездить по полям татарстанского агрохолдинга «Союз-Агро». Как писал «БИЗНЕС Online», компания была создана 10 лет назад на обломках разорившихся предприятий АПК. По ее собственным данным, она входит в десятку крупнейших агрохолдингов республики. На конец 2014 года «Союз-Агро» обрабатывала 70 тыс. га земли и содержала 7,5 тыс. голов скота. Согласно данным «Контур-Фокус», до конца августа 2014 года компания принадлежала ООО «Акрон-Инвест», которым на 100% владел нынешний гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. При этом на посту директора обеих компаний значилась Асия Ахсанова, которая, по некоторым данным, является родственницей самого Маганова.
Так или иначе, «Союз-Агро» по-прежнему проявляет заинтересованность к новым амбициозным проектам, а теперь и к созданию беспилотных тракторов. Для старта государство в лице минобрнауки РФ на технологическую часть выделило 68 млн. рублей, такую же сумму добавят в равных долях по 50% «Союз-Агро» и «Ростсельмаш». Сумма инвестиций Cognitive Technologies в проект в целом составит порядка 1,6 млрд. рублей, при этом общая стоимость беспилотного сельхозпроекта оценивается в 15 млрд. рублей. Как видим, разрыв между желаемым и действительным остается гигантским, и, судя по всему, остальные инвесторы еще не определены. Будет ли вкладываться Татарстан, пока тоже непонятно.
Ускова надеется, что к финансированию удастся привлечь минпромторг, а также минсельхоз (последнего — хотя бы по выделению субсидий при организации продаж готовой техники).
Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов (справа) |
ВЛАДЕЛЕЦ «РОСТСЕЛЬМАША: «НЕ ВИЖУ РЫНОЧНЫХ ПЕРСПЕКТИВ»
На «Ростсельмаше», на технике которого будут тестироваться разработки Cognitive Technologies, единого мнения по поводу перспективности беспилотных комбайнов и тракторов, судя по всему, нет. Сначала мы связались с совладельцем «Ростсельмаша» Константином Бабкиным, который высказался крайне скептически о ближайшем будущем роботов-фермеров. «Я думаю, это преждевременно. Может быть, это работа на будущее, но в данный момент не вижу необходимости и рыночных перспектив у беспилотных комбайнов, — заявил он. — Во-первых, труд комбайнера, оператора не так дорог, это не самая затратная статья для комбайна. Самое важное состоит в том, что если мы пускаем беспилотные машины в среду обитания человека, то должны тщательно прописывать алгоритм управления этой машиной. Если авария случилась, то кто отвечает: программист или тот, кто настраивал машину? Третья причина — человек не должен отрываться от земли, хотя бы раз или два раза в год нужно обойти поля, посмотреть, все ли в порядке. Человек все равно должен присутствовать на поле. Выпустить образец проблем нет, есть технологические возможности, но я не вижу рыночных перспектив».
Однако спустя некоторое время с нашим корреспондентом связался директор технического центра «Ростсельмаш» Александр Сапегин, который, напротив, убежден в востребованности беспилотников. «Мы видим перспективы развития именно интеллектуальных технологий, применимых к сельхозтехнике, в связи с тем, что сельхозтехника — большой сложный механизм, процесс, который идет как пилотирование. Машины компании «Ростсельмаш» становятся все сложнее и сложнее по своей интеллектуальной части. Исходя из этого, проект, который мы сейчас ведем с Cognitive Technologies, нацелен на то, была помощь в процессе уборки — как комбайнерам, так и управляющим, находящимся на удаленном расстоянии. Мы считаем эти проекты перспективными и востребованными на сельхозпредприятиях», — уверенно заявил он. Сапегин также подчеркнул, что эта тема интересна не только российскому, но и мировому рынку. Впрочем, о разработках зарубежных конкурентов ему ничего не известно. «Мы являемся пионерами в данной области и считаем, что это будет востребовано», — заключил Сапегин.
Константин Бабкин высказался крайне скептически о ближайшем будущем роботов-фермеров
«ЗЕМЛЯ — ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, А РАБОТАТЬ С ЖИВЫМ ДОЛЖЕН ЧЕЛОВЕК»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», со смешанными чувствами отнеслись к перспективам появления беспилотной сельхозтехники:
Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ:
— Если автомобили делают, которые едут по городу в автоматическом режиме, то почему бы сельскохозяйственную технику таким же образом не сделать? Но все-таки я считаю, что мы работаем с живым организмом. И этот живой организм — земля. Поэтому задавать какие-то параметры, учитывать, что может случится, должны, конечно же, люди. Те или иные орудия могут забиться травой или грязью, также разные почвенно-климатические условия играют роль. Поэтому я думаю, что с живым должен работать человек, который более приближен к живому.
Но спрос на такую технику, если она появится у нас в продаже, конечно же, будет. Дело в том, что здесь идет борьба двух мнений: возможно ли это или невозможно. Наверное, это возможно, но еще неизвестно, как это будет влиять на себестоимость той продукции, которую мы с вами будем брать в торговых сетях. Я думаю, что применение таких механизмов приведет к удорожанию себестоимости. Потому что те товары, которые необходимы для того, чтобы качественно произвести работу такими механизмами, будут влиять на ценообразование продукции. Но лично для своего хозяйства я бы такой аппарат, такой механизм не приобрел бы.
«ПРОЩЕ ОПЛАТИТЬ КОМБАЙНЕРУ МЕСЯЦ РАБОТЫ, ЧЕМ БРАТЬ ТАКУЮ ДОРОГУЮ ШТУКУ»
Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово» (Буинский район):
— Я слышал, что где-то уже занимаются этим беспилотные комбайны, посевная техника. Но я думаю, что у нас это не будет пользоваться спросом. По крайней мере в ближайшие десятилетия. И дело не только в том, что такая техника может быть небезопасна. Ведь и водитель комбайна может уснуть и не заметить ребенка или препятствие. Плюс в новой технике может быть за счет экономии оплаты труда, ведь технике отдыхать не надо: она может и в две, и в три смены работать, и в ночное время. Но сама стоимость этого робота, думаю, окупится только лет через 10. Да еще прибавьте сюда затраты на ремонт, техническое обслуживание. Так что при низкой стоимости спрос отчасти может быть, но это трудно реализуемо. Тем более у нас в России. У нас комбайн в общей сложности работает не более месяца в год. А месяц работы проще оплатить комбайнеру, чем брать такую дорогую штуку. Лично я такой суперсовременный комбайн для своего хозяйства брать бы не стал. Мы и так новые комбайны не покупаем. Мы покупаем у разорившихся предприятий старые комбайны по низкой цене. У нас ведь площадь земли небольшая, где-то 900 гектар, нам новый комбайн покупать невыгодно. Лучше купить старый «Дон» за 500 тысяч, чем покупать новый за 5 - 6 миллионов, чтобы только месяц его эксплуатировать.
«ПОНАЧАЛУ ЭТО БУДЕТ НЕДЕШЕВЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ, НО НУЖНО ИДТИ ВПЕРЕД»
Айрат Валиев — проректор по научной работе и инновациям Казанского государственного аграрного университета:
— Это области венчурного инвестирования, и риски там, безусловно, есть. Я об этом проекте читал на страницах вашей газеты. Мы в академии это направление поддерживаем. Конечно, проблемы есть. Сегодня кризис, проблемы в экономике, все понятно. Но одним днем жить нельзя. Тяжелые времена пройдут, а то, что создаются такие вещи, — это наше будущее.
На сегодняшний день, учитывая проблемы в сельском хозяйстве и платежеспособность наших сельхозтоваропроизводителей, очень малое количество наших сельхозпредприятий способны будут заказывать такие вещи. Скорее всего, поначалу это будет недешевым удовольствием, такая опасность есть. Но нужно идти вперед, разрабатывать эту технику. Конечно, когда будут первые образцы, это будет дорого. Но потом все будет совершенствоваться и становиться более доступным. Еще недавно мы только говорили о технологиях так называемого точного, прецизионнного земледелия. А сегодня они у нас в республике работают на полном ходу. Параллельное вождение тоже элемент этой системы, можно сказать... В науке, научных проектах, риски большие и серьезные, но тем не менее этим нужно заниматься. И хорошо, что на это расходуются не только бюджетные деньги, но и, насколько мне известно, средства частных инвесторов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 107
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.