Сергей Глазьев (фото с официального сайта Глазьева)
Сергей Глазьев (фото с официального сайта Глазьева)

«МЫ ЭТУ АРХАИЧНУЮ МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВЕЛИ И ТЕПЕРЬ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ»

Предпринимательский форум, организованный «ОПОРОЙ России», открылся накануне в Москве. Название для мероприятия выбрали весьма философское: «Малый бизнес — национальная идея?». Конечно, на этот риторический вопрос хотелось бы ответить утвердительно, но если бы такой ответ давал каждый простой гражданин, а также чиновник, то и задавать его не было бы смысла. Скорее всего, это был даже не вопрос, а рекомендация (призыв, мольба, просьба — нужное подчеркнуть) действовать.

Если утренние дискуссии, да и многие дневные, носили прикладной характер — про контрольную и надзорную деятельность, сбыт товаров, административные барьеры и поиск финансов — то круглый стол, посвященный обсуждению традиционных российских ценностей в предпринимательстве, явно выделялся на этом фоне своим «порывом к трансцедентному». Тема при этом была выбрана неслучайно, так как «ОПОРА России» в рамках проекта «Опора-Созидание» собирается возрождать Россию как раз через развитие культуры предпринимательства, основанного на отечественных ценностях. Лучшие примеры таковых, по их мнению, — купцы и фабриканты дореволюционной России. Тем не менее ключевыми докладчиками сессии оказались советник президента РФ Сергей Глазьев и ставший после отставки о. Всеволода Чаплина единственным рупором РПЦ председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Они как раз и поделили между собой первый час двухчасовой дискуссии.

Первым слово предоставили академику РАН, который снова и снова корил денежные власти за слепую веру в рыночное равновесие и «извращенную американскую идеологию». Все это в совокупности и привело к тому, что Россия забыла собственные традиции предпринимательства и по уши погрязла в «бандитско-олигархическом капитализме»: «Извращенная в понимании американская идеология, что были бы деньги, а все приложится, привело к тому, что мы получили не современную рыночную экономику, а криминализированную, коррупционно-регулируемую, поощряющую эгоистическое поведение, ориентированную на краткосрочную прибыль. Мы получили уникальную архаичную модель, которая ближе к образцам XIX века американской действительности. Мы эту архаичную модель воспроизвели и теперь не знаем, что с ней делать... Приходится констатировать, что такая модель бизнеса нежизнеспособна и губительна для страны».

Следствием безобразий реформаторов экономист назвал и офшоризацию, когда бизнес вывез из страны уже $1 трлн., что в итоге породило зависимость экономики от внешних факторов. Собственно, это все и наблюдают, задерживая дыхание при каждом падении цен на нефть и выстраиваясь в очередь к обменникам при каждом скачке рубля. Стремление бизнеса за рубеж Глазьев объясняет недоступностью финансов, когда кредит сделался «источником наживы». «Из-за высоких ставок предприятия не могут вернуть кредиты... Банковский сектор превратился в коллективного ростовщика. Он вместо того, чтобы давать деньги в экономику, вытаскивает их из реального сектора и пускает на валютный рынок», — возмущался академик недальновидностью экономического блока и его откровенным заигрыванием со спекулянтами.

Естественно, такая модель никакому развитию в стране не способствует, так как бизнесмены вслед за поиском капиталов за рубежом начнут туда же переводить свою собственность. В конечном итоге это, ни много ни мало, приведет и вовсе к «самоуничтожению собственного суверенитета». «Мы теряем контроль за собственным развитием. ЦБ объявляет о снижении инфляции, а она растет в два раза. Министр говорит, что мы выйдем на экономический рост, а все падает. Это говорит об утрате управляемости», — подытожил Глазьев.

Владимир Легойда
Владимир Легойда (фото: radiovera.ru)

«КАК МЫ МОГЛИ ПРОИГРАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ, ИМЕЯ САМОЕ ОБРАЗОВАННОЕ НАСЕЛЕНИЕ И МОЩНЕЙШИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ?»

Досталось на орехи и главе Сбербанка Герману Грефу, который в конце прошлой недели на Гайдаровском форуме смело объявил Россию проигравшей в мировой конкуренции и отнес ее к странам-дауншифтерам. «Как мы могли проиграть конкуренцию, когда мы имели на начало 1990-х годов самое образованное население, мощнейший научно-технический потенциал? У нас был колоссальный потенциал роста. Как же надо было Грефу и другим постараться, чтобы конкуренцию проиграть?» — возмущался Глазьев. Экономист подчеркнул, что в 90-е годы сформировалась антисоциальная, антироссийская с точки зрения нравственных принципов модель государства и бизнеса, когда государство делало вид, что что-то регулирует, а бизнес делал вид, что что-то производит. В итоге «коррупционная олигархическая система» до сих пор продолжает душить здоровый бизнес.

Однако чтобы не уходить далеко от темы круглого стола и как-то соотнести все то, что уже было сказано, с бедами предпринимательства и его ценностями, Глазьев напомнил собравшимся, что в недрах РПЦ еще несколько лет назад был разработан свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Идея такого документа родилась у тогдашнего митрополита, а ныне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Над сводом работали сами члены патриархии, привлекая также экспертов научного сообщества. Документ одобрили на Всемирном русском народном соборе в 2004 году и, судя по всему, успешно о нем забыли. «Это свод принципов многим покажется банальным, — отметил Глазьев. — Но проблема встала ребром сегодня, а банальные принципы совершенно игнорируются как системой регулирования, так и бизнесом. Но надо понимать, что бизнес живет в той системе правил и институтов, которые создает государство». Он уверен, что если бы государство развернуло свою деятельность, ориентируясь на этические принципы, то нашлось бы место не только для крупняка, но и для малого и среднего бизнеса.

Герман Греф (фото: prav.tatarstan.ru)
Герман Греф (фото: prav.tatarstan.ru)

«НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ УСПЕШНЫМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПРЕВРАЩАЕТ МИР ВОКРУГ СЕБЯ В ПУСТЫНЮ»

В свою очередь Легойда увел разговор в сторону от экономических тонкостей к философско-духовным размышлениям о ценностях предпринимательской деятельности. Начал он с притчи, опасаясь почему-то «легкомысленного» слова «анекдот»: «Предприниматель умер и предстал перед Богом. Поскольку он был православный предприниматель, то был уверен, что его путь вполне определен. А его не пускают. Он говорит: «Как же? Я же православный предприниматель». Ему отвечают: «Да, все верно, но вам в другое место, где название покороче». А он: «Как же? Я жертвовал на три монастыря, церкви, потратил много денег». На это ему отвечают: «Деньги мы вам вернем».

Этот анекдот-притча был лишь умелым переходом к более серьезным размышлениям: Легойда решил поговорить об определении «православный предприниматель», которое, по его мнению, многие превратно понимают. «Православный — это мировоззренческая категория. Она не может относиться к профессии, она относится к человеку, его определению пути для себя, по которому он будет жить, — объяснил он. — Человек должен менять не профессиональные принципы работы — нужно менять содержательное себя. Не нужно менять профессию, нужно менять себя». Настойчиво, выделяя каждое слово, Легойда убеждал, что православное предпринимательство определяется вовсе не частотой пожертвований и тем более поездок на Афон, а тем, как человек относится к своим сотрудникам, конкурентам, как определяет цель своего бизнеса.

Отдельно представитель РПЦ коснулся темы достоинства человека. «Это значит, что мы не можем, занимаясь предпринимательством, превращать окружающих людей в объект использования. Нельзя забывать о достоинстве человека и превращать его в объект», — подчеркнул Легойда. Затем следовало толкование категории успеха. По его мнению, успешным нельзя называть человека, который «превращает мир вокруг себя в пустыню». Напоследок Легойда напомнил, что жизнь не поддается прогнозированию. «Жизнь не только человека, но и общества не поддается рациональному конструированию. Поэтому никакие прогнозы никогда не сбываются. Просто мы забываем их и даем возможность сделать новый прогноз. Все будет не совсем так, как нам представляется», — заключил он.

ОТКУДА БЕРУТСЯ «РАЗГИЛЬДЯИ» И ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННОМУ БИЗНЕСУ НАДО БРАТЬ ПРИМЕР С ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ КУПЦОВ

Непосредственно о чаяниях православных предпринимателей, о сути которых рассуждал Легойда, рассказал председатель союза православных предпринимателей Владислав Жукович. Как оказалось, их терзает извечный вопрос: быть или не быть? «Люди, которые имеют православное мировоззрение, не могут сказать, что раз такая система, я вынужден играть по общим правилам — совесть не позволяет, — уверен он. — Поэтому приходится искать способы, которые могли бы позволить вести деятельность, но не нарушать православные принципы», — говорил предприниматель. Чтобы соединить вопросы бизнеса, веры и совести, Жукович предложил создавать в регионах площадки для ценностно-ориентированных предпринимателей, которым, по его словам, зачастую попросту не с кем посоветоваться. Еще одно предложение от союза православных предпринимателей — популяризовать информацию о купцах и промышленниках дореволюционной России, которые даже сейчас могли стать яркими образчиками того, как следует вести бизнес. «Мы призываем оказать всестороннюю господдержку программе предпринимательства, основанному на традиционных ценностях, включить в учебники по экономике и истории для учащихся старших классов информацию по историческому наследию купцов и промышленников, включить тему формирования положительного образа предпринимателей в фильмы о купцах и промышленниках, в социальную рекламу».

Тем временем глава старшины общества купцов и промышленников Александр Дударенко считает, что велосипед второй раз изобретать не нужно, а нужно взять за основу принципы ведения дел, принятые за основу на собрании предпринимателей еще в 1912 году. Их всего 7: люби и уважай человека, будь честен и правдив, уважай право собственности, уважай власть, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремлен.

В свою очередь основателя ГК «Белая дача» Виктора Семенова волнует то, что государство, в отличие от пресловутых Штатов, ничего не вкладывает в стимулирование бизнесменов объединяться в союзы и ассоциации. «Союзы и ассоциации — это основа для того, чтобы двигать вместе экономику», — подчеркнул он. Напротив, делается все, чтобы только успешные могли быть членами таких союзов. «У нас, чтобы нам заплатить взнос за участие в союзе, мы можем сделать это только из прибыли. А есть нет прибыли? Значит, он не имеет права быть членом союза?» — вопрошал бизнесмен.

У Семенова на этот счет совсем иные представления: из разного рода объединений недобросовестных и нечестных предпринимателей надо исключать. «Подумайте, откуда пошло слово «разгильдяй». Это человек, которого изгнали из гильдии. Все, с ним никто дела не имеет. Тот, кто неправильно ведет себя, делает контрафакт и прочее... Вот когда у нас такие права будут изгонять из гильдии, он будет разгильдяем. Вот тогда могут быть какие-то мощные подвижки», — уверен Семенов.

По итогам дискуссии «ОПОРА России» должна подготовить резолюцию, которая, по сути, должна войти в общую стратегию развития малого и среднего бизнеса. Ее уже сегодня должны представить президенту РФ Владимиру Путину, которого ждут на пленарном заседании форума.