В том, что Россия проиграла мировую конкуренцию, виноваты Герман Греф и ему подобные представители «антироссийской модели государства». Такое заявление на форуме «ОПОРЫ России» в Москве сделал накануне известный экономист Сергей Глазьев. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетельницей дискуссии о том, почему надо брать пример с русских купцов, а не с американских ковбоев, за счет чего экономика РФ потеряла управляемость и все ли православные предприниматели попадут в рай.
Сергей Глазьев (фото с официального сайта Глазьева) |
«МЫ ЭТУ АРХАИЧНУЮ МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВЕЛИ И ТЕПЕРЬ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ»
Предпринимательский форум, организованный «ОПОРОЙ России», открылся накануне в Москве. Название для мероприятия выбрали весьма философское: «Малый бизнес — национальная идея?». Конечно, на этот риторический вопрос хотелось бы ответить утвердительно, но если бы такой ответ давал каждый простой гражданин, а также чиновник, то и задавать его не было бы смысла. Скорее всего, это был даже не вопрос, а рекомендация (призыв, мольба, просьба — нужное подчеркнуть) действовать.
Если утренние дискуссии, да и многие дневные, носили прикладной характер — про контрольную и надзорную деятельность, сбыт товаров, административные барьеры и поиск финансов — то круглый стол, посвященный обсуждению традиционных российских ценностей в предпринимательстве, явно выделялся на этом фоне своим «порывом к трансцедентному». Тема при этом была выбрана неслучайно, так как «ОПОРА России» в рамках проекта «Опора-Созидание» собирается возрождать Россию как раз через развитие культуры предпринимательства, основанного на отечественных ценностях. Лучшие примеры таковых, по их мнению, — купцы и фабриканты дореволюционной России. Тем не менее ключевыми докладчиками сессии оказались советник президента РФ Сергей Глазьев и ставший после отставки о. Всеволода Чаплина единственным рупором РПЦ председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Они как раз и поделили между собой первый час двухчасовой дискуссии.
Первым слово предоставили академику РАН, который снова и снова корил денежные власти за слепую веру в рыночное равновесие и «извращенную американскую идеологию». Все это в совокупности и привело к тому, что Россия забыла собственные традиции предпринимательства и по уши погрязла в «бандитско-олигархическом капитализме»: «Извращенная в понимании американская идеология, что были бы деньги, а все приложится, привело к тому, что мы получили не современную рыночную экономику, а криминализированную, коррупционно-регулируемую, поощряющую эгоистическое поведение, ориентированную на краткосрочную прибыль. Мы получили уникальную архаичную модель, которая ближе к образцам XIX века американской действительности. Мы эту архаичную модель воспроизвели и теперь не знаем, что с ней делать... Приходится констатировать, что такая модель бизнеса нежизнеспособна и губительна для страны».
Следствием безобразий реформаторов экономист назвал и офшоризацию, когда бизнес вывез из страны уже $1 трлн., что в итоге породило зависимость экономики от внешних факторов. Собственно, это все и наблюдают, задерживая дыхание при каждом падении цен на нефть и выстраиваясь в очередь к обменникам при каждом скачке рубля. Стремление бизнеса за рубеж Глазьев объясняет недоступностью финансов, когда кредит сделался «источником наживы». «Из-за высоких ставок предприятия не могут вернуть кредиты... Банковский сектор превратился в коллективного ростовщика. Он вместо того, чтобы давать деньги в экономику, вытаскивает их из реального сектора и пускает на валютный рынок», — возмущался академик недальновидностью экономического блока и его откровенным заигрыванием со спекулянтами.
Естественно, такая модель никакому развитию в стране не способствует, так как бизнесмены вслед за поиском капиталов за рубежом начнут туда же переводить свою собственность. В конечном итоге это, ни много ни мало, приведет и вовсе к «самоуничтожению собственного суверенитета». «Мы теряем контроль за собственным развитием. ЦБ объявляет о снижении инфляции, а она растет в два раза. Министр говорит, что мы выйдем на экономический рост, а все падает. Это говорит об утрате управляемости», — подытожил Глазьев.
Владимир Легойда (фото: radiovera.ru) |
«КАК МЫ МОГЛИ ПРОИГРАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ, ИМЕЯ САМОЕ ОБРАЗОВАННОЕ НАСЕЛЕНИЕ И МОЩНЕЙШИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ?»
Досталось на орехи и главе Сбербанка Герману Грефу, который в конце прошлой недели на Гайдаровском форуме смело объявил Россию проигравшей в мировой конкуренции и отнес ее к странам-дауншифтерам. «Как мы могли проиграть конкуренцию, когда мы имели на начало 1990-х годов самое образованное население, мощнейший научно-технический потенциал? У нас был колоссальный потенциал роста. Как же надо было Грефу и другим постараться, чтобы конкуренцию проиграть?» — возмущался Глазьев. Экономист подчеркнул, что в 90-е годы сформировалась антисоциальная, антироссийская с точки зрения нравственных принципов модель государства и бизнеса, когда государство делало вид, что что-то регулирует, а бизнес делал вид, что что-то производит. В итоге «коррупционная олигархическая система» до сих пор продолжает душить здоровый бизнес.
Однако чтобы не уходить далеко от темы круглого стола и как-то соотнести все то, что уже было сказано, с бедами предпринимательства и его ценностями, Глазьев напомнил собравшимся, что в недрах РПЦ еще несколько лет назад был разработан свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Идея такого документа родилась у тогдашнего митрополита, а ныне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Над сводом работали сами члены патриархии, привлекая также экспертов научного сообщества. Документ одобрили на Всемирном русском народном соборе в 2004 году и, судя по всему, успешно о нем забыли. «Это свод принципов многим покажется банальным, — отметил Глазьев. — Но проблема встала ребром сегодня, а банальные принципы совершенно игнорируются как системой регулирования, так и бизнесом. Но надо понимать, что бизнес живет в той системе правил и институтов, которые создает государство». Он уверен, что если бы государство развернуло свою деятельность, ориентируясь на этические принципы, то нашлось бы место не только для крупняка, но и для малого и среднего бизнеса.
Герман Греф (фото: prav.tatarstan.ru) |
«НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ УСПЕШНЫМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПРЕВРАЩАЕТ МИР ВОКРУГ СЕБЯ В ПУСТЫНЮ»
В свою очередь Легойда увел разговор в сторону от экономических тонкостей к философско-духовным размышлениям о ценностях предпринимательской деятельности. Начал он с притчи, опасаясь почему-то «легкомысленного» слова «анекдот»: «Предприниматель умер и предстал перед Богом. Поскольку он был православный предприниматель, то был уверен, что его путь вполне определен. А его не пускают. Он говорит: «Как же? Я же православный предприниматель». Ему отвечают: «Да, все верно, но вам в другое место, где название покороче». А он: «Как же? Я жертвовал на три монастыря, церкви, потратил много денег». На это ему отвечают: «Деньги мы вам вернем».
Этот анекдот-притча был лишь умелым переходом к более серьезным размышлениям: Легойда решил поговорить об определении «православный предприниматель», которое, по его мнению, многие превратно понимают. «Православный — это мировоззренческая категория. Она не может относиться к профессии, она относится к человеку, его определению пути для себя, по которому он будет жить, — объяснил он. — Человек должен менять не профессиональные принципы работы — нужно менять содержательное себя. Не нужно менять профессию, нужно менять себя». Настойчиво, выделяя каждое слово, Легойда убеждал, что православное предпринимательство определяется вовсе не частотой пожертвований и тем более поездок на Афон, а тем, как человек относится к своим сотрудникам, конкурентам, как определяет цель своего бизнеса.
Отдельно представитель РПЦ коснулся темы достоинства человека. «Это значит, что мы не можем, занимаясь предпринимательством, превращать окружающих людей в объект использования. Нельзя забывать о достоинстве человека и превращать его в объект», — подчеркнул Легойда. Затем следовало толкование категории успеха. По его мнению, успешным нельзя называть человека, который «превращает мир вокруг себя в пустыню». Напоследок Легойда напомнил, что жизнь не поддается прогнозированию. «Жизнь не только человека, но и общества не поддается рациональному конструированию. Поэтому никакие прогнозы никогда не сбываются. Просто мы забываем их и даем возможность сделать новый прогноз. Все будет не совсем так, как нам представляется», — заключил он.
ОТКУДА БЕРУТСЯ «РАЗГИЛЬДЯИ» И ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННОМУ БИЗНЕСУ НАДО БРАТЬ ПРИМЕР С ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ КУПЦОВ
Непосредственно о чаяниях православных предпринимателей, о сути которых рассуждал Легойда, рассказал председатель союза православных предпринимателей Владислав Жукович. Как оказалось, их терзает извечный вопрос: быть или не быть? «Люди, которые имеют православное мировоззрение, не могут сказать, что раз такая система, я вынужден играть по общим правилам — совесть не позволяет, — уверен он. — Поэтому приходится искать способы, которые могли бы позволить вести деятельность, но не нарушать православные принципы», — говорил предприниматель. Чтобы соединить вопросы бизнеса, веры и совести, Жукович предложил создавать в регионах площадки для ценностно-ориентированных предпринимателей, которым, по его словам, зачастую попросту не с кем посоветоваться. Еще одно предложение от союза православных предпринимателей — популяризовать информацию о купцах и промышленниках дореволюционной России, которые даже сейчас могли стать яркими образчиками того, как следует вести бизнес. «Мы призываем оказать всестороннюю господдержку программе предпринимательства, основанному на традиционных ценностях, включить в учебники по экономике и истории для учащихся старших классов информацию по историческому наследию купцов и промышленников, включить тему формирования положительного образа предпринимателей в фильмы о купцах и промышленниках, в социальную рекламу».
Тем временем глава старшины общества купцов и промышленников Александр Дударенко считает, что велосипед второй раз изобретать не нужно, а нужно взять за основу принципы ведения дел, принятые за основу на собрании предпринимателей еще в 1912 году. Их всего 7: люби и уважай человека, будь честен и правдив, уважай право собственности, уважай власть, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремлен.
В свою очередь основателя ГК «Белая дача» Виктора Семенова волнует то, что государство, в отличие от пресловутых Штатов, ничего не вкладывает в стимулирование бизнесменов объединяться в союзы и ассоциации. «Союзы и ассоциации — это основа для того, чтобы двигать вместе экономику», — подчеркнул он. Напротив, делается все, чтобы только успешные могли быть членами таких союзов. «У нас, чтобы нам заплатить взнос за участие в союзе, мы можем сделать это только из прибыли. А есть нет прибыли? Значит, он не имеет права быть членом союза?» — вопрошал бизнесмен.
У Семенова на этот счет совсем иные представления: из разного рода объединений недобросовестных и нечестных предпринимателей надо исключать. «Подумайте, откуда пошло слово «разгильдяй». Это человек, которого изгнали из гильдии. Все, с ним никто дела не имеет. Тот, кто неправильно ведет себя, делает контрафакт и прочее... Вот когда у нас такие права будут изгонять из гильдии, он будет разгильдяем. Вот тогда могут быть какие-то мощные подвижки», — уверен Семенов.
По итогам дискуссии «ОПОРА России» должна подготовить резолюцию, которая, по сути, должна войти в общую стратегию развития малого и среднего бизнеса. Ее уже сегодня должны представить президенту РФ Владимиру Путину, которого ждут на пленарном заседании форума.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.