Игорь Куляжев: «Как человек, ценящий активные зимние виды спорта, я люблю снег. А как человек, который его убирает, я снег ненавижу»
Игорь Куляжев: «Как человек, ценящий активные зимние виды спорта, я люблю снег, а как человек, который его убирает, я снег ненавижу»

КАЗАНИ В ЯНВАРЕ ЕЩЕ ПРЕДСТОЯТ СНЕГОПАДЫ

На фоне непрекращающихся снегопадов гостем интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» накануне стал глава комитета внешнего благоустройства исполкома Казани Игорь Куляжев.

«Как человек, ценящий активные зимние виды спорта, я люблю снег, а как человек, который его убирает, я снег ненавижу», — смеясь, поделился Куляжев и обрисовал процесс подготовки к борьбе со снегом. Мощность грядущих осадков заранее прогнозирует гидрометцентр РТ. Если выпадает больше 7 мм осадков (а это сугроб высотой от 10 до 14 см в зависимости от влажности), то приходится заказывать дополнительные самосвалы. «Для января этого года снегопад уже не обычный, норма января в полтора раза перекрыта, — рассказал гость нашей редакции, уточнив, что норма января — 33 мм осадков, а сейчас уже 45 мм. — А впереди еще есть снежные дни. Есть вероятность того, что в январе мы перекроем двойную норму».

В один из крупных снегопадов на прошлой неделе «БИЗНЕС Online» подробно рассказал о том, каким образом в Казани проходит уборка улиц от снега. Тогда месячная норма выпавшего снега превышала 35%. Зато в декабре снега почти не было — казалось бы, радость для дорожников!

«Я бы не сказал, что до Нового года мы очень сильно радовались. Я лично расстраивался, потому что зима характеризовалась частыми перепадами температуры от плюса к минусу, — рассуждал Куляжев. — Это беда для асфальта. У нас даже достаточно свежие дороги заметно испортились. Да, снега не было, но обработка дорог велась регулярно. Вот лужа стоит, через два часа она замерзла. Если ее не обработать, она превратится в каток». Чем это грозит для едущего по чистой дороге автомобилиста, понятно. Внезапно угодив на чистый лед при высокой скорости, риск влететь в ДТП повышается в разы.

«Для января этого года снегопад уже не обычный, норма января уже в полтора раза перекрыта — 33 мм осадков, а сейчас уже 45 мм»
«Для января этого года снегопад уже не обычный, норма января в полтора раза перекрыта»

«ТАРИФЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ, НЕ МЕНЯЛИСЬ ПЯТЬ ЛЕТ»

В системе благоустройства заказчиками по содержанию дорог выступают районы. Комитет исполкома — контролирующая инстанция с рычагами влияния, в том числе денежными. Когда есть большая потребность в вывозе снега, на дороги можно вывести тысячу машин. Всего же у подконтрольных исполкому подрядчиков 570 спецмашин: снегопогрузчики, комбинированные дорожные машины, тракторные щетки, грузовики и так далее. «В последние годы количество приобретенной техники было, но небольшое, буквально единицы, — посетовал Куляжев, уточнив, что срок службы закупленной в 2010 году техники составляет 7 лет. — Каждое предприятие приобретало по две-три единицы уборочной техники, в то же время списывали гораздо больше». Из-за этого время, необходимое на разметание дорог, уже выросло. Если в начале реформы на линию выходило под 200 комбинированных дорожных машин, которые подметали город в течение 3 - 3,5 часов, то сейчас на это уходит уже 5 часов.

«Тарифы на содержание дорог, которые были установлены, не изменялись уже 5 лет, — признался глава комитета (напомним, что средняя стоимость уборки 1 кв. м в Казани — 15 копеек, в Москве — 75 прим. ред.). — В этом секторе инфляции, получается, нет, поправочных коэффициентов не бывает? Зарплаты вынуждены держать на том же уровне. Горюче-смазочные материалы подорожали, но нормативы на них те же... Если все останется так, как есть, то мы придем к тому, от чего ушли. Через 7 лет мы можем остаться с 50 «КАМАЗами», а остальная техника будет списана».

ОТСЕЧЕНИЕ ПОДРЯДЧИКОВ И ШТРАФ ЗА СВАЛКУ ПОД «МИЛЛЕНИУМОМ»

Тут Куляжев напомнил о точке отсчета — реформе сферы благоустройства Казани, которая прошла в 2010 году, «когда нас всех завалило снегом и выпала четырехкратная норма». Каждую зиму с улиц Казани в среднем вывозят до 800 тыс. т снега, а вот сезон 2010 - 2011 годов стал исключением — тогда вывезли почти 1,5 млн. тонн. Это заставило серьезно пересмотреть организацию работы: «проверка боем» показала неповоротливость сложившейся структуры управления благоустройством, когда десятки подрядчиков не справлялись с работой в целом по городу.

«В каждом районе на торги выставлялись десятки лотов по содержанию дорог, — пояснил Куляжев. — Было под полсотни организаций, которые занимались уборкой. Мы укрупнили лоты и отсекли недобросовестных поставщиков услуг, позволив МУПам участвовать в этих торгах. Это, безусловно, гораздо эффективнее в управлении и организации уборки улиц. У нас на уборке дорог работают не только МУПы — у них есть субподрядные организации, они сохранились и трудятся на небольших объемах».

Пять лет назад в Казани еще были свалки, которые оттаивали только в июне. «Меня лично наказывали за то, что была устроена снежная свалка под мостом «Миллениум», потому что некуда было увозить. Конечно, все что таяло, потом уходило в Казанку», — вспомнил Куляжев. В результате в снегоуборочную технику, инфраструктуру с подачи президента РТ Рустама Минниханова вложили 1 млрд. рублей. Появилось пять новых снегоплавильных пунктов (плюс существовавшая площадка на улице Портовой носила статус «экспериментальной»).

«НАВЕРНОЕ, РЕАГЕНТ — ЭТО ЗЛО, НО...»

На эту зиму Казань заготовила 6,7 тыс. т реагента, который обошелся в 100 млн. рублей. Всего с начала года уже использовали 40 тыс. т противогололедного материала, из которых 3 тыс. т — реагент, а остальное песко-соляная смесь. Реагента на сезон городу не хватает — им обрабатывают лишь 40% всех дорог, остальное посыпают песком и солью.

Зима обходится бюджету Казани в 1,1 млрд. рублей
Зима обходится бюджету Казани в 1,1 млрд. рублей

«Мне удалось в праздники побывать в Москве, смотрел новогоднюю иллюминацию, оформление города, — рассуждает Куляжев и говорит, что реагент в Казани приходится экономить. — В один из дней в Москве объявили оранжевую степень опасности — предпоследнюю, когда наступает коллапс. В тот день мне казалось, что под ногами больше хрустит реагент, а не снег. Его буквально засыпают! На дороги у них идет один реагент, на тротуары — другой. У нас такого нет». Напомним — зима обходится бюджету Москвы в 12,5 млрд. рублей, Казани — в 1,1 млрд., а реагента в столице РТ уходит в 16 раз меньше, говорил Куляжев в ходе недавнего объезда города.

Старый дедовский способ обработки песком и солью имеет свои плюсы и минусы, причем минусы серьезные. Засоряются ливневки, засоляются почвы, сама смесь достаточно долго срабатывает против наледи, а при низких температурах не работает вообще. Зимой тающий под воздействием смеси снег превращается в грязную кашу — если дорожники в мороз чуть-чуть задержатся с ее уборкой, образуются колдобины. А к весне все это превращается в «слоеный пирог» из песка и пыли на обочинах. Вопросы есть и к реагенту — прежде всего он в десятки раз дороже, есть вопросы к его экологичности. Но пока что овчинка стоит выделки.

«Наверное, реагент — это зло, — задумчиво продолжил Куляжев. — Но в то же время я проводил аналитику по его использованию в других городах-миллионниках. Это большой шаг вперед. Мы получили более чистые улицы, не забивается ливневая канализация, дороги оперативно очищаются от наледи и снега».

НА «ЛОВЛЮ КАПЕЛЬ-2016» КАЗАНЬ ВЫДЕЛИЛА 200 МЛН. РУБЛЕЙ

От снега разговор перешел к дождям и тем 365 км ливневой канализации, которые еще 3 года назад были бесхозными. В 2013 году систему приняли в муниципальную собственность, закатывание в асфальт ливневок уже не практикуется.

По словам Куляжева, 30% дорог в городе имеют сети ливневой канализации, обеспеченность достигает 90%. «Больше и не надо», — уверен глава комитета. Но Казань имеет несколько «болевых точек». Так, причина затопления Танкового кольца — ошибка проектировщиков с количеством ливнеприемников. Вторая точка — на пересечении проспекта Универсиады и улицы Назарбаева. Здесь с верхней частично незаасфальтированной дороги в Аметьево во время дождя идут потоки грязи, которые наглухо забивают ливнеприемники. «Мы в этом году имели печальный опыт, когда потоком ливневых дождей смыло берега Булака, — вспомнил еще об одной точке герой интернет-конференции «БИЗНЕС Online», — мощность ливневки здесь теперь увеличили. Чудес не бывает, мы не можем ловить капли на лету и делать так, чтобы они испарялись. Таких коллапсов, как прежде, в прошлом году не было. Непонятно, что у нас сейчас с погодой творится — то слишком сильная жара, то ливни, как в тропиках».

В 2016 году на прочистку и ремонт ливневых сетей выделят 200 млн. рублей (фото inkazan.ru)
В 2016 году на прочистку и ремонт ливневых сетей выделят 200 млн. рублей (фото: inkazan.ru)

На прочистку ливневых сетей в 2014 году из бюджета города выделяли 100 млн. рублей, в 2015-м — 200 миллионов. В 2016 году на прочистку и ремонт выделят те же 200 млн. рублей. В 2015-м в ливневых сетях ввели три очистных сооружения, которые позволят стекающую из города грязь очищать до степени рыбно-хозяйственной деятельности. Еще три в этом году передадут из управления капитального строительства — они были построены к Универсиаде. Еще одно очистное находится в стадии проектирования, есть и те, которые запроектированы для жилого района «Салават Купере». Все это — прорыв по сравнению с прошлыми годами, но, как всегда, не то по сравнению с тем морем денег, которых требует ливневка. Только содержание сетей стоит не 200, а 400 млн. рублей, писал ранее «БИЗНЕС Online». Чтобы привести в рабочее состояние имеющиеся ливневки, надо 5 млрд. рублей — четверть годового бюджета Казани, а на строительство очистных станций требуется еще 4,5 миллиарда. Пока же через десятки ливнестоков потоки с дорог и улиц идут в Волгу, Ноксу, Булак и Казанку.

...Разговор с замруководителя исполкома продолжался около 2,5 часов. Он рассказал о продолжении программы реконструкции парков и скверов, о том, кто займется обслуживанием уже созданных скверов. Когда парки смогут зарабатывать? На какие объекты пойдут деньги в рамках Года водоохранных зон? Ответы на эти и другие вопросы читайте в полной стенограмме интернет-конференции «БИЗНЕС Online».