«РЮШЕЧКИ» И БАНКНОТЫ

Первой же фразой своего выступления главе АИР РТ Талие Минуллиной удалось ошарашить присутствующих в актовом зале казанского IT-парка чиновников, как это, собственно, и рекомендуют учебники по ораторскому искусству: «Надеюсь, что у многих из вас есть денежные средства. Конечно, лучше, если это будут доллары ну или много-много рублей. У меня вопрос: что я должна вам сказать, чтобы сейчас эти деньги вы отдали с надеждой получить обратно в два или три раза больше через какое-то время?» Видимо, таким образом она попыталась объяснить, как сложно заниматься привлечением инвестиций. Впрочем, тема денег, а вернее, денежных знаков стала фишкой всего мероприятия — во время регистрации гостям и журналистам вместо старомодных бейджиков раздавали распечатанные на цветном принтере банкноты: журналистам — 100 евро, чиновникам средней руки — такого же достоинства долларовые купюры, а VIP'ам — пятитысячные рублевые ассигнации. И хотя по сегодняшнему курсу получалась неувязочка, «политес» был соблюден.

Минуллина скороговоркой прошлась по основным итогам 2015 года в области привлечения инвестиций в Татарстан. Несмотря на пессимистические ожидания, результаты оказались хорошими — инвестиции в основной капитал предприятий Татарстана продолжают увеличиваться. Правда, до поставленной президентом РТ Рустамом Миннихановым на прошлогодней коллегии АИР РТ задачи удвоить сумму инвестиций в экономику Татарстана пока еще далеко. Так, по уточненному прогнозу, инвестиции в основной капитал в 2015 году составят 597 млрд. рублей, что на 9,98% больше значения 2014 года (542,8 млрд. рублей). По этому показателю Татарстан входит в тройку регионов-лидеров. Иностранные инвестиции в основной капитал за год выросли с $435,7 до $482,9 млн. (+10,8%), а всего иностранные инвестиции в экономику республики увеличились почти в полтора раза — с $551,9 до $811,8 миллиона.

Удивили, если не сказать больше, акценты, расставленные Минуллиной в планах ведомства на 2016 год. В начале списка шли «рюшечки» в виде продвижения нового инвестиционного портала (за первый месяц на него зашли около 5 тыс. посетителей из 50 стран мира), выполнения плана выставочной деятельности и разработки единого выставочного стиля Татарстана, обновления сведений о республике, размещенных на разных информационных сайтах, и «информационной» атаки на соцсети (Минуллина пообещала завести страничку в Instagram по примеру президента республики). И лишь затем были упомянуты реализация программы Invest in Tatarstan, вывод на новый масштаб форума «Россия — исламский мир: KazanSummit», организация бизнес-миссий потенциальных инвесторов из других стран, поиск инвесторов под конкретные татарстанские проекты, получение первых результатов от открытого в 2015 году представительства АИР РТ в Китае (пока в лице одного человека), реализация «Стратегии-2030» и т. д. Примечательно, что на этот раз Минуллина ни словом не упомянула о проекте «Смарт Сити Казань», акцент на котором в прошлом году вызвал недовольство Минниханова.

«НАША ЗАДАЧА НА 2016 ГОД — ВООБЩЕ ЗАБЫТЬ О ТАКОМ ПОНЯТИИ, КАК АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БАРЬЕР»

Завершая доклад, глава АИРа назвала одним из достижений 2015 года активизацию работы с муниципалитетами и передала слово заместителю руководителя исполкома Казани Ивану Кузнецову, перечислившему несколько крупных инвестиционных проектов, которые реализуются или готовятся к реализации в столице РТ в 2016 году. Так, в январе 2016 года открылся второй гипермаркет строительных материалов «Леруа Мерлен». На стадии проработки проект реконструкции Шамовской больницы стоимостью более 2 млрд. рублей. Идет строительство шоколадной фабрики БКК (4 млрд.), дорабатывается после замечаний проект строительства океанариума в гостинично-развлекательном комплексе «Ривьера» (1 млрд.), идет подготовка к строительству 4-звездочного отеля на улице Сибгата Хакима азербайджанской компанией Benkons Group, ведутся переговоры по строительству гипермаркета строительных материалов Castorama.

Кузнецов напомнил, что столица РТ входит в Топ-10 различных рейтингов инвестиционной привлекательности, а за 10 лет (с 2005-го по 2015-й) количество посетивших Казань туристов увеличилось более чем вчетверо — с 500 тыс. до 2,1 млн. человек. «Инвестиции дают не только новые рабочие места и налоги, но и ощущение комфортности проживания на данной территории, — отметил он, рассказав о том, как администрация города работает над снижением административных барьеров. — Наша задача на 2016 год — вообще забыть о таком понятии, как административный барьер. Тем, кто готов вкладывать в Казань, мы гарантируем четкие и внятные правила игры». Завершил свое выступление Кузнецов китайской мудростью: «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

РАБОЧИХ НА ВСЕХ ИНВЕСТОРОВ НЕ ХВАТИТ?

Выступивший следом советник по работе с органами государственной власти ЗАО «3М Россия» Петр Коротков отметил, что высокие рейтинги Татарстана помогают региональным подразделениям международных корпораций во внутренней конкуренции за ресурсы и инвестиции. Чем привлекательнее регион, тем проще убедить руководство корпорации вкладывать дополнительные средства именно в местное подразделение. Впрочем, по его словам, быстрый рост привлечения инвестиций в регион имеет и оборотную сторону медали — на всех инвесторов может просто не хватить требуемых ресурсов. Например, Коротков отметил все более ощущаемую нехватку квалифицированных кадров для предприятий, работающих в ОЭЗ «Алабуга». Кроме того, он предупредил о нарастающей конкуренции за инвесторов со стороны других регионов России, которые активно перенимают лучшие практики Татарстана. Он напомнил известный принципу великого хоккеиста Уэйна Грецки: «Надо двигаться не туда, где сейчас находится шайба, а туда, где она будет находиться».

Советник по работе с органами государственной власти отметил, что, по его мнению, в Татарстане нет проблемы административных барьеров на местном, региональном уровне. Те проблемы, которые есть, выходят за рамки полномочий республики. В связи с этим Коротков призвал руководство РТ активнее выходить с законодательными инициативами в Госдуму, чтобы оптимизировать федеральное законодательство. Правда, сейчас не самое лучшее время для проявления такой активности — Татарстан и так в Москве обвиняют в излишне громких стенаниях по поводу потери турецких инвестиций и косо смотрят на упорство в отстаивании поста президента.

ИРАН — НОВАЯ НАДЕЖДА РОССИИ?

На прошлогодней коллегии АИР РТ слово было предоставлено представителям Китая и Турции, то есть главным потенциальному и реальному инвесторам в Татарстан на то время. На сей раз Минуллина пригласила выступить врио генерального консула Ирана в Казани Мохсена Фагани. Надо отметить актуальность выбора гостя — только что с Ирана сняли санкции, разморозили его $40 млрд., хранившихся 30 лет на заблокированных счетах в иностранных банках. Впрочем, несмотря на поддержку Россией Ирана, тот после снятия санкций первым делом кинулся заключать многомиллиардные контракты с Западной Европой на покупку техники и технологий. Сотрудничество с Россией пока лишь ограничивается поставками продуктов питания и обещаниями будущих выгодных контрактов. С такими же посулами Фагани обратился и к участникам коллегии. Остается надеяться, что татарстанские компании смогут реализовать стратегическое преимущество в виде наличия генконсульства Ирана в Казани и занять лучшие места среди тех, кто хочет откусить от большого иранского пирога.

«А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ МИНУЛЛИНУ ОТМЕТЯТ И ЗАБЕРУТ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ?»

Пожалуй, самым содержательным было выступление председателя правления НКО «Национальная ассоциация агентств инвестиционного развития» Сергея Белякова, который остановился на существующих проблемах привлечения инвестиций. Он вступил в спор с Коротковым насчет роста конкуренции за инвесторов со стороны регионов России: «Это, к сожалению, не так. Регионов-лидеров немного, их список не меняется из года в год. Более того, разрыв между регионами-лидерами и аутсайдерами все более растет». Причем, по его словам, отсутствие конкуренции не означает, что регионы-лидеры могут спокойно собирать сливки с инвестиций. Наоборот, общее негативное мнение о России как об опасном месте инвестирования приводит к снижению количества готовых вкладывать средства в нашу страну. «Все более тяжелой становится задача убедить инвестора в том, что ситуация в конкретном регионе может сильно отличаться в лучшую сторону от ситуации в целом по России», — сказал Беляков. Впрочем, по его словам, сейчас во всем мире падает спрос на инвестиционные продукты. Общая модель поведения в условиях глобальной неопределенности — сберечь деньги, а не вкладывать их. «А в России, как известно, заработать деньги несложно. Сложно их сберечь. Поэтому первостепенное требование для повышения инвестиционной привлекательности — дать гарантию защиты инвестиций и прав инвестора. Это как раз та практика, которая есть в Татарстане», — отметил Беляков.

По его словам, проблема в том, что российское законодательство сейчас носит ярко выраженный запретительный характер. «Мы боимся допустить возможность нарушений. Законы не открывают двери для инвесторов, не наполняют те самые паруса, а становятся барьером. Потом, чтобы преодолеть эти барьеры, мы вынуждены создавать АСИ, институты поддержки малого бизнеса, агентства инициатив», — сокрушался председатель правления НКО, ставя в пример Татарстан. — Президент Татарстана ежедневно мотивирует всю свою команду вести работу по привлечению инвестиций. Я радуюсь, что в республике есть так хорошо действующий институт и такой замечательный, молодой, но сильно мотивированный руководитель — Талия Минуллина. Правда я думаю, а что будет, если ее отметят и заберут в федеральные органы исполнительной власти?» Впрочем, он выразил уверенность, что в Татарстане профессиональный лифт работает идеально и на место Минуллиной власти республики смогут подобрать другого руководителя.

«ОДИН НЕУДАЧНЫЙ ПРОЕКТ МОЖЕТ ОТБРОСИТЬ ТАТАРСТАН НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД»

По традиции итоги подвел Минниханов. Он подтвердил, что привлечение инвестиций в экономику республики — задача непростая. Ее решение зависит не только от деятельности АИР РТ, но и от внешнеполитической обстановки, ситуации в экономике России: «Надо работать не только с внешними инвесторами, но и с российскими. Каждое личное подворье, КФХ, малое предприятие, промышленные предприятие — они все инвесторы. И со всеми ними надо работать. Мы очень много ездим, много встречаемся. Если даже из десяти выстрелов один попадет в цель — уже хорошо. Это как венчурные инвестиции, только не нужно вкладывать много денег. Нужны лишь терпение и общение. Мы даже не сможем определить момент, когда что-то выстрелит».

По его словам, в 2016 году важно сохранить положительную динамику привлечения инвестиций. «У нас есть определенные сложности с Евросоюзом и американскими компаниями, но не все так плохо. Открылся Иран — большая страна с огромным потенциалом, надо работать с Китаем и арабским миром», — отметил Минниханов. Он также коснулся и скользкой темы турецких инвестиций. «Важно сохранить инвестиции турецких компаний. У нас были хорошие наработки, в листе ожидания было достаточно много проектов. Теперь нам надо будет какое-то время выждать», — сказал Минниханов, подчеркнув при этом, что разрешение политических разногласий между странами — прерогатива руководства России. Важно прилагать усилия по сохранению положительного имиджа Татарстана. «Нужен персональный контроль со стороны первых лиц республики или районов — инвесторы не должны потерять свои средства. Один неудачный проект может отбросить Татарстан на несколько лет назад», — предупредил президент РТ.

По мнению Минниханова, даже в условиях кризиса найти деньги на хороший проект не проблема: «Проблема в том, что мало хороших проектов, мало специалистов, которые эти проекты могут поднять. Это основная задача, которая стоит перед нами. Один АИР эту задачу не решит. Это орган, который консолидирует, координирует какие-то вещи, но очень важна слаженная работа всего правительства республики — как в одной упряжке».

После того как участники коллегии потянулись на выход из зала, Минуллина подошла к Белякову и с улыбкой сказала: «После твоих слов (по всей видимости, она имела в виду фразу о том, что главу АИР РТ могут забрать в Москвуприм. авт.) мои акции пошли в гору!»