«Автомобильная отрасль — это лакмусовая бумажка, она полностью зависит от благосостояния людей, от их уверенности в завтрашнем дне», — считает владелец крупнейшего регионального автодилера ООО «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. В своей статье для «БИЗНЕС Online» он анализирует неожиданный факт, согласно которому по бухгалтерским отчетам прошлый 2015 год оказался неплохим для рынка продаж автомобилей, а также дает сдержанно-пессимистичный прогноз развития отрасли в 2016-м.
Если ситуация на рынке нефти не изменится и у правительства не окажется средств для поддержки автомобильной отрасли, падение будет куда более значительным, чем прогнозируемые 10 - 15% (фото: tts.ru) |
ДОХОДНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОГО БИЗНЕСА «ПОДОГРЕЛА» ИНФЛЯЦИОННЫЙ ДОХОД
Прошлый год оказался одним из самых трудных для автомобильной отрасли России. Падение рынка составило 36%, и это ни для кого не секрет. Эту же цифру назвал и председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер. Но это согласно официальной статистике АЕВ. По факту же, я думаю, продажи легковых автомобилей сократились несколько больше, потому что есть такое понятие, как специфика учета, и здесь может быть погрешность в 2 - 3%.
2015 год — третий год падения российского автомобильного рынка. И если в 2013 - 2014 годах это был небольшой спад в пределах 10%, то сейчас сразу 36%. То есть фактически в прошлом году мы имели уровень продаж кризисного 2009 года. Но вот парадокс: если смотреть по бухгалтерским отчетам, год получился относительно неплохой. Почему? Потому что мы понимаем, что есть такое понятие, как инфляционные доходы. То есть стоимость товара растет, а когда купил товар по старой цене, продал по новой, это считается полученной прибылью. Поэтому что касается доходности бизнеса, то, безусловно, серьезное падение было, но уже упомянутый инфляционный доход, по крайней мере, бухгалтерскую отчетность рублем поддержал.
Несмотря на это, для автомобильной отрасли год выдался тяжелый. Мы наблюдали, как некоторые дилерские автоцентры не выдержали конкуренции и фактически прекратили свою деятельность. И если в прошлом году их было минимальное количество, потому что у кого-то были какие-то накопленные резервы, то в этом году закрытий окажется больше. Да и в целом, я думаю, год будет хуже, чем 2015-й.
Председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер оценил падение авторынка в 36% (фото: carobka.ru) |
«ТЕНДЕНЦИЯ РЫНКА ТАКАЯ, ЧТО СПРОС ОГРАНИЧЕН И ОН СНИЖАЕТСЯ»
Запомнился прошлый год и ажиотажем, который творился перед самым Новым годом в 2014-м. Тогда конец года оказался просто безумным, люди как сумасшедшие ринулись скупать не только машины, но и бытовую технику и многое другое. Собственно, такого роста продаж в этот раз ждать и не стоило, быть его не могло. Тогда были аномальные продажи. Конечно, если сравнивать декабрь 2014-го и декабрь 2015-го, понятно, что в прошлом году было значительно хуже. Тем не менее в плане продаж прошедший декабрь оказался очень даже неплохим. Причина опять же в том, что курс рубля двинулся вверх, все поняли, что снижения цен на автомобили ждать не стоит. Впереди будет только повышение. Поэтому, повторю, оживление на рынке в декабре явно просматривалось, фактические продажи по сравнению с октябрем-ноябрем были значительно лучше. Например, по статистике нашего предприятия, декабрь 2015-го был в полтора раза лучше, чем предыдущие месяцы.
Конечно, в период кризиса и нестабильности курса рубля традиционное оживление наблюдается в премиум-сегменте на отдельные модели, которые пользуются большим спросом. Как правило, это новые модели с ограниченными поставками в страну, которые дефицитными являются по всему миру. Например, на данном этапе есть спрос на некоторые модели Lexus, которых нет в свободной продаже. Может в течение года появиться интерес на короткий отрезок времени и к другим каким-либо авто. Но в целом тенденция рынка такая, что спрос очень ограничен и он снижается.
Что касается объемов продаж автомобилей в 2016 году в целом, то не хочется быть пессимистом, хочется надеяться, что не будет серьезных падений и все ограничится 10 - 15%. Однако надо понимать, что если ситуация на рынке нефти не изменится, если история с российским бюджетом будет развиваться по негативному сценарию и у правительства не окажется средств для поддержки автомобильной отрасли, если будет секвестирование бюджета, то, конечно, рынок опять просядет. В таком случае падение будет куда более значительным, чем прогнозируемые мной 10 - 15%. Можно будет ожидать и до 30%. Автомобильная отрасль — это лакмусовая бумажка, она полностью зависит от благосостояния людей, от их уверенности в завтрашнем дне. Когда люди идут покупать авто? Тогда, когда их доходы растут. Мы очень зависимы от ситуации в экономике и видим, что прогнозы не самые утешительные.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.