Андрей Шаронов: «Нужно начать смотреть на моногород как на место, удобное для жизни, а не как раздевалку перед входом в проходную завода или как спальные места для рабочих» (фото: <a href=
Андрей Шаронов: «Нужно начать смотреть на моногород как на место, удобное для жизни, а не как раздевалку перед входом в проходную завода или как спальные места для рабочих» (фото: lectures.gaidarfund.ru)

«ЗАДАЧА НЕ ЗАМЕНИТЬ ОДНО ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕПРИЯТИЕ НА ДРУГОЕ, А СОЗДАТЬ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННУЮ ЭКОНОМИКУ»

В московской школе управления «Сколково» накануне первые выпускники по линии фонда развития моногородов (ФРМ) представляли свои итоговые работы — проекты развития своих территорий. Из 319 населенных пунктов России, официально признанных моногородами, только 7 удалось попасть в специальную программу. В ее рамках из местных управленцев в течение трех месяцев прошлого года готовили профессиональные команды, которые займутся диверсификацией экономики своих городов. «Задача не заменить одно градообразующее предприятие на другое, а создать нормальную диверсифицированную экономику с большим количеством игроков, когда сложности у одного не вызывают коллапс во всем городе. Идея этой программы состояла в том, чтобы сформировать команды, обучить их, показать этим командам технологии, которые существуют в мире», — объяснил ректор МШУ «Сколково» Андрей Шаронов. Как ожидают в ФРМ, на основании 7 дипломных проектов в каждом моногороде будет создано высокотехнологичное производство на сумму более 60 млрд. рублей, что позволит обеспечить работой порядка 10 тыс. человек.

Проблема моногородов не нова: сегодня в них проживают около 15 млн. человек, а на градообразующих предприятиях трудятся 1,3 млн. работников. Как вчера признался первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов, кабмин еще в кризис 2008 года начал понимать, что моногородами, как ни крути, а заниматься надо. «В 2009 году стало ясно, что в некоторых моногородах ситуация складывается очень тяжело», — вздохнул он. Тем не менее из кризиса тогда быстро и благополучно выкарабкались, а проблему моногородов задвинули подальше. «Повестка по моногородам в правительстве осталась, но никто этой остроты уже не чувствовал», — разоткровенничался Шувалов. Но тут подоспели очередные экономические потрясения, вновь обострившие проблему. Поэтому в апреле 2014 года президент РФ Владимир Путин директивно приказал обеспечить стабильное развитие моногородов: для достижения этой цели Внешэкономбанк и создал ФРМ.

В апреле 2014 года президент РФ Владимир Путин директивно приказал обеспечить стабильное развитие моногородов (kremlin.ru)
В апреле 2014 года президент РФ Владимир Путин директивно приказал обеспечить стабильное развитие моногородов (фото: kremlin.ru)

Сейчас в правительстве, по словам Шувалова, размышляют, как с довольно ограниченными ресурсами коренным образом поменять ситуацию в моногородах. «Не думаю, что у нас хватит ресурсов заниматься всеми монообразованиями», — печально констатировал Шувалов. Можно предположить, что тут у большей части зала (а это порядка 299 мэров моногородов) екнуло сердечко, зато 7 счастливчиков могли с облегчением выдохнуть — их проекты уже, по сути, защищены и должны быть в какой-то части профинансированы. Назовем их: татарстанские Набережные Челны, свердловский Краснотурьинск, кировская Луза, дагестанский Каспийск, карельские Надвоицы, кемеровские Юрга и Анжеро-Судженск.

Проекты каждого из них вчера стали своеобразным примером для остальных моногородов, которые тоже мечтают уйти от своей зависимости от градообразующих предприятий. «Еще идея — начать смотреть на моногород как на место, удобное для жизни, а не как раздевалку перед входом в проходную завода или как спальные места для рабочих», — объявил Шаронов. Далее представители моногородов-счастливчиков на примерах показали, как собираются преобразовывать свои территории.

Поскольку во всех городах проблемы разные, то разными получились, соответственно, и проекты. Например, в Краснотурьинске хотят избавиться от зависимости от алюминиевого завода, делая ставку на индустриальный парк «Богословский», который займется комплексной переработкой техногенных отходов, а в Лузе надеются, что «выстрелит» проект площадки по «умному домостроению». Тем временем Каспийск мечтает стать новым центром агломерации, туризма и логистики, в Юрге занялись строительством канализационного коллектора, а в Анжеро-Судженске задумали развивать городскую среду и соорудить огромный фонтан.

Нажмите, чтобы увеличить

ЧЕЛНИНСКИЕ «ГАЗЕЛИ» СОКРАТЯТ ДОЛЮ КАМАЗА В ЭКОНОМИКЕ ГОРОДА С 57 ДО 36%

Свой проект представили и Набережные Челны. Замруководителя исполкома Наталия Кропотова начала с истории города, чтобы наглядно показать, как бывшее еще 85 лет назад сельское поселение превратилось в полумиллионный город. «Челны — крупнейший кризисный моногород страны. Из 3,5 миллионов жителей красной группы моногородов каждый седьмой живет в Челнах», — объявила она. Градообразующий КАМАЗ, по ее словам, влияет на все отрасли города и на жизнь всех челнинцев. «Дальнейшие сценарии развития при внешних вызовах, внутренних нерешенных проблемах и продолжающемся оттоке наиболее качественного человеческого капитала могут привести к увяданию города», — с грустью заметила Кропотова. Чтобы самые страшные сценарии не стали реальностью, команда, отучившаяся в МШУ «Сколково», разработала свой проект развития промышленной зоны города как территории ускоренного развития.

Иначе говоря, цель проекта — не зависеть только от успехов и неудач КАМАЗа. «Нужно запустить новое ядро экономики, новые отрасли. В этом случае совокупная экономика будет меньше подвержена цикличности и более устойчива», — серьезно поясняла Кропотова. Она уверена, что реализация челнинского проекта по диверсификации экономики автограда не просто создаст новое ядро экономики, но и сократит долю КАМАЗа с 57% до 37% к 2020 году и 36% к 2030-му. «Это произойдет не за счет того, что уменьшатся объемы на градообразующем предприятии, а благодаря деятельности новых предприятий. Аналогичная картина будет складываться и по занятости», — пояснила замруководителя исполкома.

Новое ядро экономики должно сократить долю КАМАЗа с 57% до 37% к 2020 году и 36% к 2030-му

Возникает естественный вопрос: а как всего этого достичь? «В первую очередь через запуск быстрорастущих бизнесов, так называемых челнинских «газелей», а в последующем за счет формирования вокруг них притягивающих отраслей», — ответила тут же Кропотова. Число этих «газелей» должно быть таким, чтобы сбалансировать экономику города. В качестве примера такого быстрорастущего бизнеса она привела «Кама Кристалл Технолоджи», Haier, «Челны фуд», Камский металлургический комбинат «Тэмпо». «Таких бизнесов на разной стадии реализации порядка 40», — объявила Кропотова. Большие надежды у города и на МСБ, долю которого они хотят довести с нынешних 31% до 50%.

Все новые производства, по ее словам, будут размещаться в промышленной зоне, которую в будущем планируют включить в городское пространство. «Сейчас это стандартная серая территория, где не хочется работать, куда приезжаешь лишь по необходимости, а вечером стремишься быстрее уехать. А ведь в будущем эта площадка должна стать точкой притяжения», — обещала Кропотова. Естественно, только со строительством новых производств территория приятнее не станет. Поэтому уже опросили инвесторов, чтобы узнать, чего же им в Челнах для счастья надо. Оказалось, что это планировка и благоустройство территории, оснащение энергоресурсами, реконструкция дорог, общественный транспорт и навигация, развитие индустрии знаний и сервисной экономики, выставочный центр, а также комфортное жилье и медуслуги высокого качества, образование и высокотехнологичные услуги для бизнеса, квалифицированные кадры и инфраструктура для отдыха. «Ряд таких проектов уже реализуется в городе, всего их порядка 70», — добавила Кропотова. В общем, в идеале должен получиться некий город-сказка.

В какую сумму это выльется, пока говорить сложно. Понятно только, что ФРМ все финансирование не потянет. Кропотова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сказала, что город благодарен фонду уже хотя бы за то, что тот выделил деньги на строительство четырех дорог. «Четыре проекта, которые находятся прямо на этих дорогах, получили этот плюс. Потому что и инвесторы, которые с ними работают, и предприятия, которые привозят сырье, продукцию, в мае будут ездить по этим дорогам. Эта промышленная зона должна развиваться дальше, а у нас там 75 километров дорог», — радовалась она.

Наталия Кропотова и Наиль Магдеев
После мероприятия Наиль Магдеев не скрывал радости, несмотря на неувязку с Шуваловым

ШУВАЛОВ — МАГДЕЕВУ: «МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ВЫ НАС ЭТОЙ ЭНЕРГИЕЙ ЗАРАЗИЛИ»

«Почему не представляет проект мэр? — вклинился с критикой Шувалов. Зал наградил его аплодисментами. — У нас в стране два самых сложных монообразования — Тольятти и Челны. Огромный потенциал, но проблем — море. Мы все поддерживаем вашего мэра и президента Татарстана, когда принимаем решение в правительстве о выделении определенных средств. Но мы хотим видеть вашего мэра, который представляет программу развития до 2030 года для вашего города, а вы его поддерживаете. Хочу, чтобы мэры докладывали сами!»

Кропотовой оставалось только скромно заметить, что мэр Наиль Магдеев в зале. Тот вскочил с места и даже вроде помахал рукой, когда Шувалов глазами начал искать его в зале.

«Все-таки хочется видеть лидеров, — продолжил первый вице-премьер читать нравоучения, найдя взглядом Магдеева. — От мэра на самом деле зависит больше половины успеха. Если он сам своей энергией весь этот проект накрывает и верит в то, что будет успех, тогда, конечно, все члены команды в состоянии защищать вас и этот проект. Мы хотим вас видеть, мы хотим, чтобы вы нас этой энергией заразили». Градоначальнику Челнов оставалось только молча кивать.

Уже после окончания мероприятия Магдеев в беседе с нашим корреспондентом не скрывал радости, несмотря на неувязку с Шуваловым. По мнению градоначальника, их проект был лучшим из представленных. «Мы, в отличие от проектов фонтанов, парков и скверов, которые представляют, речь ведем о диверсификации экономики города. У нас фонтаны, парки и скверы совсем по другой программе реализуются. Мы тут не о зонах отдыха рассказываем. Мы рассказывали о дополнительных высокотехнологичных рабочих местах для города, чем мы сегодня и занимаемся. У нас сегодня были не прожекты, а реальные проекты, — похвастался Магдеев. — Мы говорили сегодня не о наших желаниях и хотелках, мы говорили о реальных проектах, которые уже пришли в город, плюс мы просматривали и говорили о проектах, которые будут в 2016, 2017 и 2018 году. Их у нас более 40. Мы, на мой взгляд, в отличие от всех других, смотрелись более солидно, потому что мы говорили о производстве».

Игорь Шувалов: «С Татарстаном работать — одно удовольствие. Ругаешься, договариваешься, и никогда не было такого, чтобы они давали слово и не выполняли свое обещание (фото: president.tatarstan.ru)

«УДАЧА В МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — С ТАТАРСТАНОМ МНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮ»

К концу мероприятия, когда уже все проекты были представлены, Шувалов сменил показной гнев на милость. «У меня так получилось, я считаю, это удача в моей профессиональной деятельности — я с Татарстаном много взаимодействую. Мы делали вместе проект по Универсиаде. В прошлый кризис очень много работали. С Татарстаном работать — одно удовольствие. Определяешь цель — ни разу не выстрелили мимо. Ругаешься, договариваешься, и никогда не было такого, чтобы они давали слово и не выполняли свое обещание. Каждая потраченная федеральная копейка нам вернулась конкретным хорошим результатом», — восхищался первый вице-премьер. Успехи республики и его руководства в лице Рустама Минниханова, а ранее Минтимера Шаймиева, по мнению Шувалова, кроются в грамотном построении управленческих команд. «Они инвестируют огромные средства каждый год, чтобы образовывать людей. Они отправляют в Сингапур, в другие бизнес-школы. Они даже заммэров обучают за рубежом лучшим практикам муниципального управления. Нам сейчас это нужно. Это не просто какая-то блажь», — назидательно говорил он, обращаясь к представителям других регионов.

Оказалось, что таким образом Шувалов вел свою мысль к известной ленинской фразе: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Он предлагал предоставить возможность пяти представителям каждого моногорода пройти подобное обучение в МШУ «Сколково». «Это деньги фонда. Получится, что мы на эти 2 миллиарда рублей не профинансируем каких-то конкретных мероприятий, но то, что все пройдут и получат возможность обучения и проявления себя, — наверное, это наиболее важно, чем отдать эти 2 миллиарда на конкретные инфраструктурные проекты. Жалко денег, каждую копейку считаем, но, наверное, знания и возможности стоят дороже», — заявил Шувалов и настоятельно рекомендовал регионам найти средства, чтобы заплатить за обучение еще пяти своих человек.

И это Шувалов тоже говорил не случайно. Оказалось, что в правительстве, хоть и не будут «жадничать со статусом ТОР», но теперь ставят условие — пройти обучение и защитить проект. «Без проекта, который будет защищен командой осознанно, статус такой мы давать не будем», — объявил первый вице-премьер. А Набережные Челны стали в этом случае хорошим примером: проект защищен — статус ТОР получен.