«ЭКСПАНСИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕСПУБЛИКИ НЕДОСТАТОЧНО АКТИВНАЯ»

В минстрое Татарстана накануне обсуждали, как продвинуть продукцию местных производителей стройматериалов за пределы республики. Ирек Файзуллин, проводивший совещание, сразу обозначил проблему: в стройкомплексе РТ задействовано 550 различных предприятий, но их мощности до конца не загружены. Для примера министр сообщил, мол, в Татарстане хорошая глина, предприятия могут выдавать на-гора до 2 млрд. кирпичей в год, но по факту выпускается лишь 600 тыс. штук.

Почему пустуют мощности — понятно, рынок жилищного строительства чувствует себя не лучшим образом. «У нас сужается объем коммерческого жилья», — сообщил очевидное министр. При этом промышленное строительство сохранилось в прежних размерах, а объем работ по госзаказу даже вырос на 1 млрд. рублей за счет программы водоохранных зон, плюс появилась программа по капитальному ремонту сельсоветов: на 50 объектов выделено 100 млн. рублей. Увы, но полностью потери это не компенсирует, ведь вводимое коммерческими застройщиками жилье в последние годы занимало в РТ почти половину от общей площади — по итогам прошлого года на них пришлось 973 тыс. кв. метров из 2,4 млн. кв. метров. Добавим, что на коллегии минстроя РТ Файзуллин сообщил, что сейчас в республике не распроданы около 40% построенного коммерческого жилья, а именно 6,8 тыс. квартир (или 386 тыс. кв. метров). Отсюда и растут ноги проблем у производителей стройматериалов.

Сжатие рынка коммерческого жилья случилось весьма некстати — на фоне активного развития республиканской базы стройиндустрии. За последние 15 лет в Татарстане было введено в строй более 100 предприятий по производству самых различных строительных материалов, из них 23 предприятия были открыты в прошлом году. Как уточнила начальник отдела промышленности строительных материалов и технологий Оксана Модина, из крупных проектов в 2015 году завершена модернизация «Казанского домостроительного комбината» (увеличение мощностей до 150 тыс. кв. м жилья в год), запущено производство строительного стекла, зеркал и стекла (ЗАО «Тракья Гласс Русс», мощность — 250 тыс. тонн в год), полимерных труб (ООО «Дизайн Рус», мощность — 23 тыс. т), трехслойных и стеновых сэндвич-панелей (ООО «Виола Плюс», мощность — 360 тыс. кв. метров), товарного бетона и раствора (ООО «Рудус», мощность — 100 тыс. куб. метров). Кроме того, завершена модернизация на нижнекамском заводе ООО «Камгэсэнергостройпром», позволившая наладить производство свай, армокаркасов, сток опор ЛЭП и малогабаритных изделий мощностью 90 тыс. куб. метров.

Да и в этом году в Татарстане планируется завершить ряд проектов. В Высокогорском районе закончится строительство цементного терминала емкостью 4 тыс. тонн. В «Алабуге» будут введены в строй завод «Амитек» по крупносерийному промышленному производству композитных труб мощностью 560 км и завод по производству сэндвич-панелей «Уоллсейвинг» мощностью 600 тыс. кв. метров. Сразу два проекта запустят в Кукморском районе — это производство железобетонных изделий, товарного бетона и раствора «Строй-Гарант» мощностью 50 тыс. куб. метров и завод по производству пенополистирола «Вятка» мощностью 12 тыс. куб. метров. В Менделеевске дадут старт производству сухих строительных смесей «Менделеевск-агрохимсервис» (200 тыс. тонн). В Тетюшском районе запустят производство по изготовлению стеклопакетов ТТС мощностью 40 тыс. кв. метров. Естественно, что сама республика такие объемы производства не «переварит».

— Экспансия за пределы республики не достаточно активная, — заявил министр, дав понять, что надо активнее толкаться локтями на рынке у соседей. Тем более, как отметила Модина, на фоне повышенной конкурентной борьбы производители стройматериалов из других регионов «активно продвигают свою продукцию в Татарстане».

Файзуллин тем временем призвал будущих инвесторов не создавать себе проблемы, а качественнее анализировать сложившуюся ситуацию.

— К нам приходит много писем: давайте мы построим завод. Всех призываю — пресса есть тут? — открывайте сайт министерства. Там есть актуальные материалы, что из себя представляет база стройиндустрии в республике. По кирпичному производству мы перетоварены, по теплоизоляционным материалам у нас сегодня два крупнейших производства даже не в России — в мире, это «Роквул» и «ТехноНиколь». Единственно, мы готовы поддержать проект по производству клинкерного кирпича. Остальные обращения [по производству кирпича] просто неэффективны, вы создаете конкуренцию внутри сферы, где и так все перенасыщено.

«КОГДА ПРИХОДИТ КАЗАНСКАЯ ФИРМА, ЭТО НЕБОЛЬШОЙ БАЙРАМ»

Продвигать продукцию татарстанских производителей планируется через корпорацию экспорта Республики Татарстан. Как пояснил «БИЗНЕС Online» ее генеральный директор Айрат Назмеев, корпорация проводит адресные встречи в формате b2b, когда за одним столом собираются представители министерства строительства другого региона, проектировщики, архитекторы, крупные застройщики, девелоперы, потенциальные потребители. Подобные презентационные мероприятия прошли в Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, Симферополе, Бахчисарае, Севастополе, Саранске, Москве. В этом году планируется «атаковать» Ульяновск, Екатеринбург, Челябинск, Москву, а также Казахстан.

Как удачный пример он привел помощь в открытии компанией «АртДеко» фирменного магазина в Екатеринбурге — состыковали с местными органами власти, с министром строительства, познакомили с крупными подрядчиками. «Опирались на наших ребят татарской национальности, которые там работают. Потому что когда приходит казанская фирма, это небольшой байрам», — признался в тактике Айдар Абдрахманов, первый замгендиректора корпорации.

На очереди аналогичное мероприятие в Ульяновске. «Крупнейший застройщик Ульяновска — человек по фамилии Алимов, который родился в Казани. Нашим ребятам это интересно. Транспортное плечо меньше, чем до Челнов. Есть особая экономическая зона портового типа, есть свои наработки», — рассказал Абдрахманов.

Сегодня корпорация подписала договор о сотрудничестве с 13 компаниями. Что, конечно, немного, но руководство надеется на расширение числа партнеров. «Нам нужно, чтобы развивали ваш внешний рынок, имея при этом возможность покупать дешевле у себя», — поставил задачу министр и попал в больную точку. Коммерческий директор КЗСК Рафис Сабиров не стал откладывать разговор на потом, а тут же обратился к министру за помощью. «Мы пользуемся многими инструментами продаж, но когда начинаешь непосредственно общаться со строителями, начинается круговорот. Обращаешься к проектировщику, тот отправляет к заказчику, а заказчик — опять к проектировщику. Бегаем по замкнутому кругу. Невозможно разорвать», — пожаловался он.

Министр парировал, дескать, нужно, чтобы кто-то был более активной стороной. «Проведите семинар для строителей на своей базе, расскажите о применении вашей продукцией... У нас есть центральный институт (ТИГП), который отрабатывает многие проекты на территории Татарстана. Вы должны убедить специалистов, что именно в этих технических решениях применение вашего продукта более выгодно, чем они применяют. Эта работа должна начинаться с проектной организации. Подрядчик поменяет все что угодно, лишь бы было дешевле. Потребительские качества объекта закладывает проектная организация», — подсказал Файзуллин путь к сердцу заказчика.

Однако генеральный директор ГУП «Татинвестгражданпроект» Адель Хуснутдинов в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» пояснил, что, согласно законодательству, проектировщики при разработке проекта не могут указывать конкретную номенклатурную модель, лишь закладываемые технические характеристики. «Но, действительно, для продвижения продукции нужно активно вести работу и с проектировщиками, и с заказчиками, и с подрядчиками — это комплексная работа. Уверен, многие компании даже не знают, что у нас производится на территории республики. Снабженцы работают с определенным кругом, с которыми они привыкли работать, с которым удобно», — посетовал он.

«ТАТАРСТАНСКУЮ ПРОДУКЦИЮ ТЯЖЕЛО ПРОДАВАТЬ В ДРУГИЕ РЕГИОНЫ: В РЕСПУБЛИКЕ ЗАВЫШЕНЫ ЦЕНЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили задумку по продвижению и прокомментировали ситуацию на рынке.

Вадим Гарафутдинов — руководитель отдела продаж торговой компании «СК Поволжье»:

— Наша компания занимается продажей стройматериалов, мы привозим их с разных заводов, являемся дилерами. Татарстанскую продукцию тяжело продавать в другие регионы за счет того, что в республике завышены цены. Для сравнения: мы привозим продукцию, например, из Уфы, и она дешевле в Казани, чем наша. Разница в цене составляет 5 - 10 процентов с учетом доставки и всех вытекающих расходов. Также мы привозили продукцию из Волгограда, которая опять же была дешевле, чем наша, даже с учетом транспортных расходов. Другие регионы более сговорчивы по ценовой политике, нежели наши производители.

Айрат Халимов — коммерческий директор ООО «Винербергер Куркачи»:

— На самом деле, мы продукцию по всей России продаем, сами этим вопросом занимаемся. Но от помощи корпорации мы бы не отказались. Дали бы нам какие-то возможные контакты, приглашали бы на различные мероприятия потенциальных потребителей нашей продукции. Мы не против такой помощи и с удовольствием бы ею воспользовались.

Марсель Гилязов — гендиректор ООО «Цементоптторг-СтройСервис»:

— Спад на рынке стройматериалов сейчас, конечно, есть. Причем он намного больше, чем официально его объявляют. Не меньше 50 процентов точно. Может быть, в некоторых отраслях и выше, даже по сравнению с 2014 годом. Но тут еще и сезонность, конечно, накладывается — зима же. Но в прошлом январе-феврале мы работали намного лучше.

У нас продукция несколько специфичная — железобетон сложно возить в другие регионы. Но, в принципе, в Марий Эл мы возим. Мы и в Самарскую область возили, и в Нижегородскую, и в Йошкар-Олу. Но это все от случая к случаю, если там нет производителей такого уровня, тогда обращаются к нам. Особых проблем с продвижением продукции нет — потребитель, как правило, сам ищет нужного ему производителя. По крайней мере, препятствий, административных барьеров нет. Сейчас же рынок все определяет.

Тимур Нигматуллин финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) ГК «Финам»:

— Согласно оценкам, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2015 году, упал на 7 процентов г/г (в сопоставимых ценах) и составил 5,95 триллиона рублей. Тем не менее ситуация в Татарстане выделяется на общем фоне: в прошлом году объем работ по виду деятельности «Строительство» вырос на 0,1 процента г/г до 285,2 миллиарда рублей по большей части из-за активного жилого строительства. В 2016 году я ожидаю стагнации и регионального, и общероссийского рынка. Возобновления роста стоит ждать не ранее 2017 года.