Сведения о вознаграждениях своему руководству довольно смело буквально накануне сегодняшнего визита Владимира Путина и празднования 40-летия выпуска первого грузовика опубликовал КАМАЗ. На фоне уменьшения численности персонала на 2,2 тыс. человек и сокращения зарплаты оставшимся автогигант расширил состав правления и повысил расходы на его содержание почти на 20%. В доходах управленцев и простых камазовцев разбирался «БИЗНЕС Online».
На фоне уменьшения численности персонала на 2,2 тыс. человек и сокращения зарплаты оставшимся автогигант расширил состав правления и повысил расходы на его содержание почти на 20% |
СОСТАВ ПРАВЛЕНИЯ ВЫРОС ДО 8 ЧЕЛОВЕК — ДОХОД КАЖДОГО УПАЛ ДО 730 ТЫС. РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ
Отчетность за четвертый квартал, опубликованная накануне КАМАЗом, традиционно содержит очень мало информации — основные итоговые цифры появятся лишь в годовой отчетности. Однако раскрыты любопытные сведения о средней зарплате работников автогиганта и бонусах его верхушки.
Выплаты членам правления суммарно увеличились на 11,49 млн. рублей до 70,07 млн. рублей, то есть почти на 20%. При этом их зарплаты выросли на 12,69 млн. рублей: с 46 млн. рублей в 2014 году до 58,69 млн. рублей в 2015 году, а премии слегка снизились: с 12,58 млн. рублей до 11,38 млн. рублей. В пресс-службе автогиганта объясняют это расширением состава:
«У нас правление, согласно положению, должно включать 9 человек, а их было 6. В прошлом году вошло еще двое, одно место остается вакантным. Соответственно, общая сумма вознаграждений выросла, хотя персональное вознаграждение сократилось», — пояснил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев.
Состав правления действительно изменился. Из него вышел Павел Каничев (замгендиректора КАМАЗа по продажам и сервису), а вошли Андрей Максимов (финансовый директор КАМАЗа), Сергей Афанасьев (замгендиректора КАМАЗа по продажам и сервису), Жанна Халиуллина (заместитель генерального директора — корпоративный директор КАМАЗа). Кроме того, в составе правления остаются Сергей Когогин, Ирек Гумеров, Юрий Герасимов, Ахат Урманов, Рустам Шамсутдинов.
Легко посчитать, что среднемесячное вознаграждение члену правления с учетом премий получается в размере около 730 тыс. рублей. Это действительно на 83,9 тыс. рублей, или на 10,3%, меньше, чем годом ранее. Любопытно, что за 5 лет правление КАМАЗа стало обходиться в 1,66 раза дороже. По итогам 2010 года те же 8 членов правления довольствовались 42,7 млн. рублей, то есть получали по 444 тыс. в месяц.
Сокращение зарплат и доходов, снижение численности персонала КАМАЗа объясняется нелегким положением автогиганта |
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ: БЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОТ ЕБРР И СОВЕТНИКА КОГОГИНА
Совет директоров также урезал свои вознаграждения — на 2,81 млн. рублей, или 16,4%. Суммы упали с 17,13 млн. рублей за 2014 год до 14,32 млн. рублей за 2015 год. Общая численность осталась неизменной — 11 человек (с учетом премьер-министра РТ Ильдара Халикова, который вознаграждения не получает).
В составе совета также не обошлось без рокировок. Совет покинули Арвид Тюркнер (директор регионального развития по России ЕБРР) и Гумер Нуредтинов (советник генерального директора КАМАЗа). Эти кресла заняли Александр Васильев (председатель первичной профсоюзной организации работников КАМАЗа) и Вольфрам Шмид (глава подразделения по менеджменту платформ грузовых автомобилей Daimler AG).
В среднем заработок членов совета директоров — чуть более 108 тыс. рублей в месяц. Однако если посмотреть пятилетний период, становится понятно: КАМАЗ стал гораздо больше ценить совет директоров. Среднемесячная зарплата топ-менеджера в далеком 2010 году была в 3,7 раза меньше, чем теперь. Более того, сильно изменилась ее структура. Из 3,9 млн. рублей суммарного вознаграждения членов совета в 2010 году только 1,9 млн. рублей направили непосредственно на зарплату, остальные 2 млн. тогда шли на компенсацию расходов.
Средний камазовец в этом году получал почти в 26 раз меньше, чем средний член правления |
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ И СРЕДНИЙ КАМАЗОВЕЦ: РАЗНИЦА ДОХОДОВ — В 27 РАЗ
Если доходы топ-менеджментов высшего уровня отчасти прозрачны благодаря отчетности, то доходы руководителей рангом пониже всегда оставались под завесой тайны. И только благодаря декларационным кампаниям депутатов Госдумы РФ стало известно, например, что Альфия Когогина в 2014 году заработала 6,5 млн. рублей, а ее супруг — гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин — 40,1 млн. рублей (3,3 млн. рублей в месяц).
В прошлом году благодаря выборам в горсовет, в которых участвовали многие камазовские руководители, стало известно и об уровне доходов топ-менеджеров челнинского автогиганта.
Так, директор по лизингу и развитию продаж блока заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ», единоросс Олег Ершов за 2014 год заработал 12,8 млн. рублей, то есть примерно по миллиону в месяц. Из всех камазовских начальников, рвавшихся к депутатству, этот кандидат был самым обеспеченным. Чуть поменьше доходы главного финансиста КАМАЗа и экс-главбуха Андрея Максимова. Его годовые доходы и без членства в правлении компании вылились в сумму 10,2 млн. рублей — зарплата в среднем равна 850 тыс. в месяц. Жанна Халиуллина, корпоративный директор завода, имеет доход в 6,1 млн. рублей — или по полмиллиона ежемесячно. Руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев в 2014 году получил доход в размере 4,7 млн. рублей, то есть чуть более 390 тыс. в месяц.
Сергей Снарский заработал в 2014 году 4 млн. рублей, то есть по 330 тыс. в месяц |
Но продолжим перечень топ-менеджеров и их доходов. Директор завода двигателей Сергей Снарский заработал в 2014 году 4 млн. рублей, то есть по 330 тыс. в месяц. Директор РИЗа ПАО «КАМАЗ» Сергей Зуйков задекларировал 3,7 млн. рублей, т. е. по 300 тыс. ежемесячно. Примерно такой же доход имеет директор по сервису блока заместителя гендиректора по продажам и сервису Руслан Козадаев, обозначивший в декларации доход в 3,6 млн. рублей. Эльдар Аминов, руководитель службы развития дилерской сети, показал доход в 3,4 млн. рублей — или по 280 тыс. каждый месяц. Рамиль Вагизов, советник гендиректора Сергея Когогина, указал 3 млн. рублей — или по четверти миллиона каждый месяц.
Итого, если сложить все зарплаты и поделить на число заявившихся в декларациях, то средняя ежемесячная зарплата составит 476 851 рубль. Это без учета дохода главного рулевого КАМАЗа. Если же рассчитывать среднюю зарплату вместе с доходом Когогина, получится уже 763 333 рубля — в 27 раз выше среднестатистического работника КАМАЗа.
Единственным, кто прокомментировал свои доходы, стал пресс-секретарь Олег Афанасьев. По его словам, в окончательную сумму вошла и цена продажи автомобиля. Тогда же руководитель пресс-службы объяснил, что и у остальных камазовских кандидатов в депутаты может быть схожая ситуация. «Кто-то продал автомобиль, кто-то — квартиру или другое недвижимое имущество, кроме того, могут быть доходы от вкладов в банках, продажи акций, получения дивидендов и т. д. Если помните, по итогам деятельности КАМАЗа в 2013 году было принято решение о выплате дивидендов, которые также пришлись на 2014 год», — сообщил тогда Афанасьев.
В 2015 году на рынке в России было продано 22,6 тыс. камазовских машин — это на 30,5% ниже, чем годом ранее |
СЕКВЕСТР ФОТ: МИНУС 2,2 ТЫС. РАБОТНИКОВ, МИНУС 10% НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРПЛАТЫ
На этом фоне число работников КАМАЗа снизилось на 6%, или на 2 223 человека. В итоге общее количество сотрудников упало с 36,5 тыс. человек в 2014 году до 34,3 тыс. человек в 2015 году. Фонд начисленной зарплаты уменьшился еще сильнее — он упал на 9,8%, или на 1,26 млрд. рублей. Если в 2014 году КАМАЗ заплатил работникам 12,84 млрд. рублей, то в 2015 году — 11,58 млрд. рублей. Таким образом, средняя начисленная заработная плата снизилась на 1,2 тыс. рублей: с 29,3 тыс. рублей за 2014 год до 28,1 тыс. рублей за 2015 год. Легко посчитать, что средний камазовец получал почти в 26 раз меньше, чем средний член правления.
Вместе с тем на КАМАЗе подчеркивают — компания не сокращала персонал. Был лишь закрыт прием на работу, сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ».
«Численность уменьшается по объективным причинам: кто-то увольняется по собственному желанию, кто-то уходит на пенсию, часть производств выведена на аутсорсинг», — пояснил Олег Афанасьев.
Какова оптимальная численность персонала компании с учетом падения рынка грузовиков и объема производства? Корректных формул расчета оптимальной численности нет, пояснил он.
«У нас очень высокая степень локализации, автоматизация производства постоянно растет, — объяснил Афанасьев. — При текущем снижении производства, если бы не было временных работ, мы могли бы уволить до 8 тысяч человек. Сегодняшняя среднесписочная численность персонала при актуальной загрузке в целом нас устраивает».
Комментируя снижение зарплат, он заметил, что при серьезном падении производства такое снижение — очень мягкая реакция. Если бы не временные работы, на которых были заняты 27 тыс. камазовцев, ситуация была бы жестче. Заметим, что спасти коллектив помогло правительство Татарстана, пролоббировавшее выделение почти 1 млрд. рублей на программы временной занятости из бюджета РФ.
Альфия Когогина в 2014 году заработала 6,5 млн. рублей |
КАМАЗ В РОССИИ ПРОСЕЛ НА 30%
Сокращение зарплат и доходов, снижение численности персонала объясняется нелегким положением автогиганта. В 2015 году на рынке в России было продано 22,6 тыс. камазовских машин — это на 30,5% ниже, чем годом ранее. На российский рынок пришлось 79% продаж, на экспорт было поставлено 5,8 тыс. грузовиков и сборочных комплектов — зарубежный сегмент снизился лишь на 3,9%. Собственно, падение продаж почти на треть констатировал и Когогин в середине января.
При этом, надо отдать должное, челнинский автогигант выглядит гораздо лучше рынка. Как говорится в отчете, совокупный объем российского рынка грузовиков полной массой 14 - 40 т оказался на уровне 38,7 тыс. штук — рынок рухнул на 45,1%. Доля КАМАЗа на нем возросла с 45,6% до 57,6%. КАМАЗ наращивает долю с 2012 года — тогда она составляла 33,5%.
Спросом пользуются, к примеру, магистральные тягачи — флагман 5490 освоился на рынке и продавался успешнее в 2,9 раза, чем в 2014 году. Если в 2014 году КАМАЗ продал 307 машин этой модели, то в 2015-м — уже 886 штук.
«В этом году мы планируем продажи с небольшим ростом, рассчитываем продать больше 30 тысяч автомобилей, — сказал Олег Афанасьев. — На 11 процентов планируем нарастить производство и продажи. Зарплата, по нашим расчетам, останется примерно на текущем уровне, возможно, чуть выше».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 207
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.