Туман вокруг предстоящей продажи долей в трех системообразующих компаниях РТ накануне частично развеял Рустам Минниханов. Он дал понять, что, по крайней мере, акции ТАНЕКО и НКНХ пределов республики не покинут, а будут консолидированы и помогут «Татнефти» построить вторую очередь НПЗ, стоимость которой, отметим, ранее оценивалась в 196 млрд. рублей, а запуск планировался на 2017 год. О чем еще рассказал глава республики «Интерфаксу» — в материале «БИЗНЕС Online».
В плане контроля за компаниями правительство РТ ничего не теряет: в НКНХ сохраняется право «золотой акции», как и в «Татнефти», 100-процентной «дочкой» которой в случае сделки станет ТАНЕКО |
КАК ИЛЬДАР ХАЛИКОВ ЗАГАДЫВАЛ ЗАГАДКИ
Самым животрепещущим вопросом в интервью президента Татарстана, безусловно, стала тема приватизации госпакетов трех крупнейших компаний республики, связанных с нефтянкой. Напомним, что ранее в программу приватизации госимущества РТ на 2016 год росчерком пера премьер-министра Ильдара Халикова были внесены крупные госпакеты акций: 22,088% акций АО «Нижнекамскнефтехим», 4,31% акций ПАО «Татнефть» и 9% нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» (сейчас 91% компании принадлежит той же «Татнефти»). Разумеется, новость о возможной продаже голубых фишек почти на 70 млрд. рублей произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Начавшееся брожение умов сразу же заставило подключиться к делу пресс-службу президента. Она пояснила, что госхолдинг «Связьинвестнефтехим» передает упомянутые доли своему единственному акционеру — минземимуществу РТ для «более эффективного использования имеющихся ресурсов Республики Татарстан». А не менее расплывчатая фраза, дескать, акции «будут задействованы в целях поддержки и развития приоритетных направлений экономики и ведущих предприятий и компаний РТ», была слегка конкретизирована. Пакеты должны неким образом способствовать «производственной кооперации в рамках формирующегося Камского нефтехимического кластера».
Туман слегка рассеялся, но оставался густым. Расплывчатые формулировки не позволяли понять, как именно поступят с акциями, и в следующие дни эксперты и СМИ наперебой строили предположения, среди которых встречались довольно экзотичные, мол, эти бумаги станут основой для внедрения исламского банкинга. Или же акциями минземимущество РТ могло расплатиться за покупку 50% акций «Ак Барс Девелопмента» (сделка как раз была закрыта на днях).
Из слов министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, по крайней мере, стало понятно, что речь может идти именно о реальной продаже активов. Глава МЭР заявил 20 февраля, что Москва и правительство Татарстана согласуют свои планы приватизации в области ТЭК, чтобы не мешать друг другу и не допускать одновременной продажи схожих по профилю активов. «Потому что окно [для приватизации] действительно открывается, будем обсуждать», — сказал Улюкаев, уточнив, что вовсе не обязательно первыми с молотка уйдут федеральные активы.
Точку над i мог бы поставить сам Халиков на брифинге 24 февраля. Но татарстанский премьер только попросил журналистов не искать сенсаций и фактически признался, что власти намеренно не раскрывают всех карт. «Больше чем указано в пресс-релизе, который мы очень тщательно выверяли, сегодня я сказать не могу. Никакого двойного дна в этом пресс-релизе нет. Речь идет именно об упорядочении долей предприятий... Но никакой сенсации здесь нет и, скорее всего, не будет», — заявил Халиков.
Еще совсем недавно «Татнефть» не просила ни о какой помощи. О начале строительства второй очереди ТАНЕКО было объявлено еще в июне прошлого года на годовом собрании нефтяной компании |
«ПАКЕТ БУДЕТ КОНСОЛИДИРОВАН И ОСТАНЕТСЯ В РЕСПУБЛИКЕ»
В общем, как это часто бывает, оставалось ждать откровений от верховного руководства. И вчера они последовали. В интервью «Интерфаксу» президент РТ Рустам Минниханов открыл очередную часть пазла. «Это связано с формированием нефтехимического кластера для компании «Татнефть», — пояснил глава республики. Он напомнил, что ТАНЕКО перерабатывает более 8 млн. т нефти в год, а в создание комплекса инвестировано порядка 250 млрд. рублей. Кроме того, сейчас в рамках нефтекомплекса реализуется следующий проект — помимо «глубокой переработки тяжелых остатков и других процессов» строится новая установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ еще на 6 млн. тонн. «То есть ТАНЕКО будет современнейшим крупнейшим комплексом. Поэтому мы считаем, что этот пакет акций нужен для наших нефтяников», — прояснил Минниханов судьбу 9% ТАНЕКО. Далее он дал пояснения и об акциях НКНХ: «Пакет, который в «Нижнекамскнефтехиме», а ТАНЕКО является крупным поставщиком сырья для «Нижнекамскнефтехима», он будет консолидирован и останется в республике», — сообщил агентству президент РТ.
Из сказанного можно заключить, что власти республики все-таки решили расстаться со своими миноритарными пакетами ТАНЕКО и НКНХ, неким образом передав их мажоритариям: «Татнефти» и ТАИФу. Судьба 4,31% самой «Татнефти» при этом остается загадкой. Непонятна и схема передачи, и то, как это поможет строительству кластера: если акции будут выкуплены по рыночной цене, тогда в чем помощь? Словом, вопросов пока больше, чем ответов. Ясно лишь, что в плане контроля за компаниями правительство РТ ничего не теряет: в НКНХ сохраняется право «золотой акции», как и в «Татнефти», 100-процентной «дочкой» которой в случае сделки станет ТАНЕКО.
Отметим, что еще совсем недавно «Татнефть» не просила ни о какой помощи. О начале строительства второй очереди ТАНЕКО было объявлено еще в июне прошлого года на годовом собрании нефтяной компании.
«Мы приступили к строительству еще одной установки ЭЛОУ-АВТ мощностью 6 миллионов тонн в год. В полном объеме завершены земляные работы, проводится заливка фундамента. Срок окончания строительно-монтажных работ и ввод данного объекта запланированы на 2017 год», — буднично сообщил гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов.
Позже, отвечая на вопросы журналистов, он дал пояснения и по деньгам: «На данном этапе у нас есть четкий финансовый план. Первое время мы начинаем за счет собственных денег. При необходимости кредитный рейтинг у компании огромный, проблем с инвестициями у нас, думаю, не будет. Общий объем инвестиций мы оценивали в 196 миллиардов рублей», — сказал тогда Маганов.
Получается, после того как цены на нефть упали, а валюта вновь подорожала, без помощи правительства РТ ЭЛОУ-АВТ уже не построишь?
До 2030 года объем добычи нефти в Татарстане должен быть сохранен |
«В ПРОШЛОМ ГОДУ НЕФТЯНИКИ НЕПЛОХО ЗАРАБОТАЛИ»
Разумеется, рамками приватизации интервью главы РТ не ограничилось. В беседе с «Интерфаксом» Минниханов рассказал, в том числе, о перспективах добычи битумной и сланцевой нефти в республике.
«До 2030 года объем добычи нефти в Татарстане должен быть сохранен, — заверил журналиста республиканский лидер. — Но мы уже 70 лет добываем, и, конечно, ресурсная база иссякает, остаются более сложные геологические участки и условия, нужны новые технологии. В Татарстане запасы битумной нефти, по оценкам специалистов, составляют от 2 до 7 миллиардов тонн. Мы очень серьезно за последние годы отработали технологии добычи битумной нефти. Добыли уже 1 миллион тонн. Но все будет зависеть от ценовой ситуации и налоговой политики. Хотя для разработки битумных месторождений были сделаны неплохие послабления. Полным ходом идет эта работа. В ближайшее время мы должны выйти на 1,6 - 2 миллиона тонн в год».
Что касается сланцевой нефти, то ее залежи детально изучаются. Собственно, именно за счет этого типа нефти идет прирост запасов. «Это все наша перспектива, наше будущее», — полагает Минниханов. Спорить по этому поводу с экологами не придется, надеется он. Любой проект, реализуемый в этой сфере, проходит экологическую экспертизу. «Почему в США добыча сланцевой нефти в норме, а кто-то у нас пытается сказать, что этого делать нельзя? — рассуждает президент РТ. — Я думаю, что в Соединенных Штатах экологические нормы одни из самых жестких в мире, поэтому при грамотной системной работе это реально».
Уровень прибыли, получаемой бюджетом РТ от компаний с участием республики, останется прежним — 30%, подчеркнул Минниханов. «Компания должна и сама развиваться, и акционер должен понимать, зачем компания работает, — объяснил он. — Мы считаем, что 30 процентов достаточно. Мы дееспособны. В прошлом году нефтяники неплохо заработали, нефтехимики неплохо заработали».
В ОЭЗ «Алабуга» создано шесть крупных предприятий при участии турецких компаний |
О ТУРЕЦКИХ КОМПАНИЯХ: «ЭТО НАШИ РАБОЧИЕ МЕСТА, ТАМ РАБОТАЮТ НАШИ ЛЮДИ»
Статус региона-флагмана Татарстану удается сохранять за счет поиска новых направлений как на международном рынке, так и внутри отечественной экономической системы, заявил «Интерфаксу» Минниханов. «Какие это направления? Юго-Восточная Азия, арабский мир, мы активизировали с ними работу, — уточнил Минниханов. — Второе — развитие новых направлений в экономике, то есть кроме существующих наших производств — машиностроения, автомобилестроения, самолетостроения, вертолетостроения, новое — это сфера IT. Это будущее, это огромный рынок. В Татарстане создан новый IT-город — Иннополис. Мы хотим сделать проект российского масштаба, и огромная федеральная поддержка в этом оказывается».
Из налаженных международных связей республике не хотелось бы терять и экономические контакты с Турцией, подчеркнул татарстанский лидер. Тем более что в последние годы РТ очень серьезно продвинулась в части привлечения турецкого бизнеса и реальных турецких инвестиций. «Только в особой экономической зоне «Алабуга» создано шесть крупных предприятий при участии турецких компаний, — уточнил Минниханов. — Это деревообрабатывающий завод «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», предприятие по выпуску бумажной продукции «Хаят Кимья», завод по производству штампованных деталей для автомобилей Ford и два завода франко-турецкого альянса компаний Sisecam и Saint-Gonain — «Тракья глас Рус» по производству листового стекла и «Аутоматив Глас Альянс Рус» по производству автомобильного стекла. Кроме того, «Дизайн Рус» завершает подготовку к запуску производства полимерных труб».
Все перечисленные предприятия, по словам Минниханова, продолжают работать несмотря «на все сложности». Во многом уходить от антитурецких санкций позволяет полученный компаниями статус резидента. «Там максимум 5 процентов турецких специалистов, все остальные — российские граждане», — свидетельствует президент РТ.
Впрочем, понимание того, что совместные проекты с Турцией по-прежнему нужны России, существует не только в казанском, но и в московском Кремле. «Есть политические разногласия, и есть реальные инвесторы, которые пришли в Россию, поверили в нашу страну, — говорит Минниханов. — По отношению к ним и со стороны федерального правительства, и с нашей стороны каких-либо ограничений нет. Тем более что в большинстве проектов работают российские граждане. Это наши рабочие места, там работают наши люди», — подчеркивает глава республики.
Компания Ford-Sollers организовала полный цикл производства |
«НАДО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОТ ТЕБЯ НИКТО НЕ УЕЗЖАЛ»
Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга» в среднесрочной перспективе может довести объемы своего производства до 300 млрд. рублей в год. «Это наша задача», — определил Минниханов, добавив, что в случае успеха это будет «сопоставимо с промышленными объемами производства некоторых регионов».
«Сегодня официально зарегистрированных 49 резидентов, 22 из которых уже ввели производство в эксплуатацию, — рассказал президент РТ корреспонденту «Интерфакса». — Это крупные предприятия. Это, к примеру, автомобилестроение, одним из резидентов является компания Ford-Sollers, которая организовала полный цикл производства и запустила выпуск двигателей».
По данным Минниханова, из федерального бюджета и бюджета республики в инфраструктуру ОЭЗ было вложено 25,7 млрд. рублей. Одновременно резиденты из заявленных 150 млрд. рублей инвестиций уже вложили около 100 млрд. рублей.
Иностранный инвестор придет в республику только в том случае, если там будет соответствующая инфраструктура и кадры, уверен татарстанский президент. Для этого создаются инфраструктурные площадки: технопарки, индустриальные парки, а также ресурсные центры, помогающие решать кадровые вопросы.
О том, что кадры решают все, в Татарстане знают давно. В настоящее время построено 14 ресурсных центров мирового уровня, среди них центры в «Алабуге» и Нижнекамске (для нефетехимиков). «В этом году 5 - 6 еще построим. Наша задача — 26 высокопрофессиональных ресурсных центров», — обещает Минниханов.
По словам президента РТ, республика делает ставку на своих и только своих специалистов. «У нас достаточно своих людей, — рассуждает лидер Татарстана. — У нас хорошая общеобразовательная система, ресурсные центры, вузы наши. Приглашать очень сложно и дорого. Надо сделать так, чтобы от тебя никто не уезжал, чтобы были условия для жизни, работы, была достойная заработная плата, перспективы — вот самое главное. Нужны ресурсные центры, вузы, и чтобы люди, получившие образование, были сразу востребованы».
«ЭТО НЕПРАВИЛЬНО, ЕСЛИ ВСЕ ВРЕМЯ ТОЛЬКО МЫ ПЕРВЫЕ»
Героем новостей прошлого года неоднократно становился челнинский автогигант ПАО «КАМАЗ», причем не всегда эти новости были позитивными. В разговоре с «Интерфаксом» Минниханов признал «особые сложности», которые наблюдаются в автомобильной отрасли. «КАМАЗ реализовал около 28 тысяч автомобилей, продажи упали на 30 процентов, — констатировал лидер Татарстана. — Но многие упали на 50, на 60 процентов».
По словам главы республики, автогигант в любом случае сегодня занимает самую большую долю на российском рынке тяжелых грузовиков. «К тому же сегодня очень хорошо раскрывается экспортный потенциал КАМАЗа, — замечает Минниханов. — Пока, конечно, в целом сложная ситуация, но как только экономика нашей страны начнет восстанавливаться, вы увидите, автомобильная отрасль первой пойдет. Все эти машины востребованы».
На вопрос «Интерфакса» о том, когда мы увидим отечественный беспилотный автомобиль, президент республики с уверенностью ответил, что такой уже есть и учится ездить. «Я сам ездил на этой машине, видел, что она сама едет, сама останавливается, сама идет в составе колонны, объезжает преграды. Водитель не прикасается, сидит для контроля. Он двигается, действует сам. Удивительно, конечно... Есть «дорожная карта» проекта, и в ближайшем будущем начнется его производство», — рассказал Минниханов.
По словам лидера РТ, беспилотник может ездить по любым дорогам и работать 24 часа в сутки. При этом он будет намного безопаснее, чем при управлении водителем, поскольку человеческого фактора там нет. Автомобиль можно использовать также в вооруженных силах, в зоне техногенных аварий.
Минниханов не видит большой трагедии в том, что в последнем ралли-марафоне «Дакар» КАМАЗ не занял первого места. «Спорт есть спорт. Там много случайностей, — объясняет он. — Нужно учитывать много вещей. Была гонка, совершенно отличная от предыдущих. Она была не песчаная, а наши машины хорошо преодолевают пески. У нас команда очень профессиональная, и они сделают выводы, проанализируют, какие резервы есть. Я считаю, что второе место тоже хорошее. Это совершенно неправильно, если все время только мы первые».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.