Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев с представителями компании Haier
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев неоднократно встречался с представителями компании Haier, чтобы оказать им поддержку

ОТКРЫТИЕ — В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕНИНА

Запуск завода китайского производителя бытовой электроники Haier в Набережных Челнах запланирован на 22 апреля — об этом «БИЗНЕС Online» сообщила глава российского представительства компании Людмила Романова, которая занимается всеми вопросами продвижения Haier в России.

Новое производство занимает 30 тыс. кв. м в КИП «Мастер», пользуясь всеми льготами резидента по аренде. Основным продуктом станут холодильники — 250 тыс. единиц продукции в год на начальном этапе, потом — 500 тыс. в год. В перспективе компания планирует занять 10% российского рынка. Сегодня завод проходит стадию монтажа оборудования, в этом месяце начинается его отладка. Комплектующие холодильников уже завезены в Челны, в марте планируется собрать первые 100 в тестовом режиме.

Объем заявленных инвестиций — $50 млн., еще порядка 100 млн. рублей планируется вложить в R&D-центр. «Он займется разработкой новых моделей для нашего производства в Татарстане и лабораторным тестированием новых образцов продукции, — рассказывает Романова. — В мире у Haier создана уже сеть подобных центров, все они обмениваются между собой наработками. Местный R&D-центр мы видим на площадке IT-парка в Набережных Челнах, в непосредственной близости от производства. Это очень удобно, поэтому зоны за пределами Набережных Челнов мы не рассматриваем. Будем развиваться здесь».

Новое производство пользуется самым живым участием городских властей — показательно, что 9 февраля в интересах Haier исполком на официальном сайте города объявил набор персонала, опубликовав список вакансий и предупредив, что до апреля китайской компании необходимо набрать 250 человек. Такая информационная поддержка — своего рода прецедент для официального сайта города. О помощи с тендером на строительные работы и подбором специалистов гендиректор Haier Ван Шоужун просил лично, будучи в Челнах в апреле прошлого года.

В КИП «Мастер» Haier занимает 30 тыс. кв. метров. Запуск завода запланирован на 22 апреля
В КИП «Мастер» Haier занимает 30 тыс. кв. метров. Сегодня на заводе идет монтаж оборудования

Сейчас кадровыми вопросами китайского производства занимается ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье». «Мы полностью подбираем кадры для Haier, — сообщил «БИЗНЕС Online» гендиректор ТПП Иван Шигин. — Они нам скидывают свои потребности по вакансиям, мы отрабатываем. Мы выделили кабинет и двух сотрудников, люди приходят заполнять анкеты. Ассоциация служб безопасности проводит полную первичную проверку соискателей, потом мы передаем анкеты в Haier, они уже сами проводят собеседования. Таким образом, они хотят провести через собеседование около тысячи человек, отобрать из них около 400 специалистов. Люди идут хорошо, потому что есть реклама и на телевидении, и во всех крупных торговых центрах».

Холодильники Haier — это высокая ценовая категория, до которой местному производителю расти и расти

«HAIER ЧАСТО ЗВУЧИТ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЗИДЕНТ»

Однако главное для Haier событие, которое ожидается до открытия производства, — это одобрение заявки ООО «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус» со стопроцентным китайским капиталом на вхождение в число резидентов ТОРа (территории опережающего социально-экономического развития). Отметим, что от отечественных производителей пока что ни одной заявки не поступило, а вот компания из Поднебесной, по словам Романовой, самым активным образом этим вопросом занимается.

Шансы на успех при отборе крайне высоки. «В разговорах о ТОРе, в том числе на официальном уровне, Haier часто звучит как идеальный резидент», — замечает Павел Евдокимов, гендиректор ГК «Инжиниринг Плюс» (официальный дистрибьютор Haier в Татарстане).

И действительно, к примеру, в день подписания постановления правительства РФ о ТОРе в Челнах министр экономики РТ Артем Здунов заметил, что это произошло очень вовремя. По его словам, сейчас как раз многие проекты входят в инвестиционную фазу, а китайская компания Haier очень рассчитывала стать резидентом ТОРа и воспользоваться предусмотренными льготами. «Мы анализировали ожидания челнинских предпринимателей, да и предпринимателей из других регионов России. Мы их приглашали на наши площадки и обещали, что ТОР будет. Поэтому для нас было очень важным сдержать слово», — сказал министр.

 С президентом Романова встречалась неоднократно и, как утверждают инсайдеры, ее личные связи в Москве тоже внесли свою лепту в успешное продвижение Миннихановым Татарстана, как новой площадки для развертывания ТОСЭР
Людмила Романова: «Мы обратились с предложением еще в апреле [прошлого года] к [президенту] Рустаму Минниханову. Совместно с министерством экономического развития мы проделали очень большую работу, чтобы ТОР появился в Набережных Челнах»

«Достаточно хотя бы 20 таких предприятий, как Haier, чтобы Закамский регион перестал испытывать трудности», — не скрывал восторгов премьер-министр РТ Ильдар Халиков на пресс-конференции, говоря о необходимости избавления Челнов от монозависимости.

В пользу одобрения заявки говорит и то, что, по сведениям источников «БИЗНЕС Online», саму идею распространить концепцию ТОРа с Дальнего Востока на другие регионы в свое время подала именно Романова, готовя почву для китайского производителя холодильников. Как утверждают инсайдеры, ее связи в Москве также внесли свою лепту в успех.

«Мы обратились с предложением еще в апреле [прошлого года] к [президенту] Рустаму Минниханову. Совместно с министерством экономического развития мы проделали очень большую работу, чтобы ТОР появился в Набережных Челнах», — цитировал Романову kazanfirst.ru. Однако сейчас масштабы своего личного участия в лоббировании проекта она обсуждать отказывается, называя данный вопрос некорректным.

Впрочем, по крайней мере в одном вопросе китайских инвесторов ждало разочарование. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Романова выразила сожаление по поводу отсутствия в перечне преференций для резидентов ТОРа таможенных льгот, отметив, что они важны для Haier в Набережных Челнах. Дело в том, что доля поставок комплектующих из-за рубежа предполагается весьма внушительная: в первые месяцы после открытия импортироваться будет 90% комплектующих, в течение 2016 года — до 70%. В дальнейшем Haier обязуется производить и закупать в России до половины комплектующих. Об исключении таможенных льгот из перечня преференций ТОРа в Челнах не было известно до самого выхода постановления, утвердившего регламент работы. В Дальневосточном же регионе, откуда и была спроецирована концепция, этот вид льготы действует и поныне.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПО ПРИНЦИПУ JUST IN TIME

С лоббированием ТОРа и ожиданием вступления льгот в силу наши источники связывают и якобы затянутые сроки строительства Haier, ведь льготы действуют только для новых производств. Введи китайцы свой завод месяцем-другим раньше — никаких льгот они бы не получили.

В 2014 году, подписывая соглашение с гендиректором КИП «Мастер» Максимом Стебловым, финансовый директор «Хайер Рус» Шао Юнфен ни на какие особые льготы вроде бы не рассчитывал
В 2014 году, подписывая соглашение с гендиректором КИП «Мастер» Максимом Стебловым, финансовый директор «Хайер Рус» Шао Юнфен ни на какие особые льготы вроде бы не рассчитывал

Напомним, что соглашение о работе Haier на площадях КИП «Мастер» было подписано почти ровно два года назад — в марте 2014 года. За меньшее время в Татарстане строятся крупные заводы в чистом поле. Однако, по разъяснениям Романовой, ничего удивительного в этом нет: «Для проекта завода с нуля и до запуска два года — это совсем немного. В марте 2014 года мы заключили только предварительный договор аренды, после которого «Мастер» начал готовить для нас площадку на базе недостроенного здания, — рассказала глава российского представительства. — Потом начались внутренние работы, потому что подготовленная территория — это стены, пол и потолок, даже без требуемых газовых и электрических разводок. Внутренние работы заняли свыше полугода. Кроме того, оборудование для завода мы заказывали целиком новое, у лучших станкостроителей Германии, Италии, Китая. Такое оборудование изготавливается до 9 месяцев, даже без учета отгрузки. Заводы ведь не производятся целиком, поставки шли из разных точек планеты».

Так что, если сроки и сдвигались, то незначительно. Директор КИП «Мастер» Максим Стеблов после соглашения с Haier заявлял «БИЗНЕС Online», что их договоренность подразумевает готовность площадей к заходу китайцев к 1 апреля 2015 года. С учетом поставок оборудования и пусконаладкой запуск производства прогнозировался на конец 2015 года. По факту примерно так оно и вышло. А то, что как раз к этому времени подоспел ТОР, можно списать либо на гениальное предвидение, либо на редкую удачу.

ПОЗИС: МЫ ТРЕБУЕМ УРАВНЯТЬ УСЛОВИЯ!

С другой стороны, предоставление Haier льгот в качестве резидента ТОРа будет выглядеть отчасти двусмысленно на фоне громкого скандала, который разразился два года назад, когда компания официально прописалась в автограде на площадке КИП «Мастер».

Категорически против льгот для своих прямых конкурентов из Китая тогда высказался гендиректор АО «ПО «Завод имени Серго» (АО «ПОЗиС»), выпускающего холодильники под брендом «ПОЗиС», Радик Хасанов. Возмущению промышленника, за спиной которого стоят 4,5 тыс. сотрудников, не было предела. Он обвинял агентство инвестиционного развития РТ и его в то время руководителя Линара Якупова, курировавшего переговоры с китайцами, в экономической близорукости. «Лишь бы получить первоначальные инвестиции, создавая льготы зарубежным компаниям, — комментировал Хасанов приход китайцев. — В угоду зарубежному предприятию мы создаем конкурента собственному производству. КИП «Мастер» — это что? Арендную плату возмещают из бюджета, поэтому аренда там низкая. За счет моих налогов создавать преференции зарубежным компаниям — я не знаю, в каком государстве господин руководитель АИРа работает».

Радиу Хасанов
Радик Хасанов: «В угоду зарубежному предприятию мы создаем конкурента собственному производству»

Заметим, что такую реакцию вызвали относительно скромные преференции, которые на тот момент полагались в КИП «Мастер»: снижение ставки по налогу на прибыль — 15,5% вместо 20%, снижение ставки налога на новое имущество с 2,2% до 0,1% и, конечно же, льготная аренда камазовского парка. Вот, пожалуй, и все.

Теперь же неравенство условий между отечественным и китайским производителем усугубится многократно. Так, ПО «Завод имени Серго», как и другие налогоплательщики, отчисляет 20% налога на прибыль, Haier же первые 5 лет будет платить до 5%, а следующие 5 — от 10%. Также для резидентов обнулены налоги на землю и имущество, ставки которых составляют до 1,5% и 2,2% соответственно. Но главная льгота — платежи в социальные фонды. Если Хасанов отчисляет 30% заработка каждого работника в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования, то для резидентов ТОРа ставка составляет 7,6%.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», обида зеленодольцев на неравные условия конкуренции с китайцами за эти два года никуда не делась. «Бизнес там, где проще зарабатывать, но мне непонятно, почему мы теперь должны платить все налоги, а они 10 лет ничего платить не будут, — сдержанно отмечает Хасанов. — Разве мало того, что им материнская компания помощь оказывает? Стоимость инвестиционного кредита в Китае в 10 раз дешевле, чем в России. У них такая поддержка инновационных компаний со стороны правительства и финансовых институтов, какая нам и не снилась».

По словам Хасанова, ПОЗиС даже обратился в правительство РТ с официальным письмом, в котором просит предоставить предприятию такие же льготы, как и китайцам. Согласно представленным в нем выкладкам, если бы все те льготы, которые будут у китайцев в ТОРе, получил ПОЗиС, то, отталкиваясь от финансовых показателей 2015 года, зеленодольский завод сэкономил бы около 105 млн. рублей. Выручка ПОЗиСа с производства холодильников за прошлый год превысила 4,5 млрд. рублей, соответственно, экономия на льготах составила бы 2,3% оборота.

Отметим, что по итогам 2014 года (отчетность за 2015-й не опубликована) в целом выручка ПОЗиСа составляла 5,8 млрд. рублей, при этом предприятие получило чистый убыток в 44 млн. рублей. Таким образом, 105 млн. рублей хоть и не кажутся такой уж значительной суммой, но помогли бы компании свести концы с концами и выйти в плюс.

«Конкуренции мы никогда не боялись, и даже если сегодня нас лишают равных конкурентных условий, я напомню, что ПОЗиС переживал и не такие сложности, — с достоинством говорит Хасанов. — Однако мы требуем уравнять условия. Им дали льготы, значит, и нам дайте льготы, как и в ТОРе. У кого здесь реальное опережающее развитие, если не у нас?»

Далее он перечисляет достижения компании за последние годы: «Мы без всяких преференций провели технологическое перевооружение, успешно конкурируем с мировыми производителями в России. Если в прошлом году отечественный рынок холодильников, по данным Росстата, упал на 32 процента, то мы нарастили объемы продаж на 8,5 процента, продали почти 360 тысяч холодильников и могли бы продать еще около 100 тысяч, если бы кредитные ресурсы были доступнее. 15 лет назад мы и 100 тысяч не выпускали. Тогда делали 2 модели, а сейчас — около 60. За последние 8 - 10 лет мы вложили в модернизацию около 2 миллиардов рублей кредитных средств».

Несмотря на апрельский запуск конкурента, ПОЗиС настроен и в 2016 году удержать объемы продаж на уровне, близком к 400 тыс. холодильников. Если сейчас холодильная продукция ПОЗиСа экспортируется только в ближнее зарубежье, то в этом году завод откроет себе дорогу в Европу. В первом полугодии ПОЗиС завершит сертификацию CE. Хасанов сожалеет, что европейский сертификат качества не поможет татарстанскому производителю сделать ответный шаг в Китай. «У них колоссальные заградительные барьеры на ввоз бытовой техники, с их пошлинами мы не сможем торговать в Китае. Они молодцы, защищают свой рынок».

По иронии судьбы моногород Зеленодольск тоже стоит в очереди на получение статуса ТОРа. Однако ПОЗиС ни на какие льготы рассчитывать не сможет точно — наоборот, он является одним из двух градообразующих предприятий (второе — судостроительный завод им. Горького), зависимость от которых ТОР ставит целью преодолеть. Появление производств, не обремененных налогами, рядом с ПОЗиСом может, напротив, осложнить положение предприятия, ведь ему придется конкурировать за рабочую силу. Новые производства, не обремененные налогами на ФОТ, явно будут в более выигрышной ситуации.

ПОЗиС настроен и в 2016 году удержать объемы продаж на уровне, близком к 400 тыс. холодильников

ПОЧЕМУ У HAIER НЕ СРОСЛОСЬ СП С ПОЗИСОМ?

Аргументация сторонников прихода Haier в Челны в дискуссии 2014 года сводилась к нескольким аргументам. Во-первых, представители китайской стороны говорили о том, что изначально предлагали ПОЗиСу СП, но не срослось.

«В ноябре 2011 года у нас состоялся первый визит в республику. В каждой стране у Haier разное решение: в Америке был green field — купили участок земли и самостоятельно строили завод, в Италии купили существующий завод, в Африке развивались совместно с финансовым партнером. А в России планировали развиваться с профильным партнером. Таким на территории Татарстана является завод «ПОЗиС». Но так как партнерство не получилось, а рынок России является для Haier приоритетным, было принято решение искать другие варианты», — говорила Романова в интервью «БИЗНЕС Online». От ответа на вопрос о причинах неудавшегося сотрудничества она уклонилась.

О том, как было дело, «БИЗНЕС Online» рассказал Хасанов. По его словам, когда Haier в 2012 году предложил зеленодольскому заводу создать совместное предприятие, татарстанский производитель китайцам отнюдь не отказывал, под СП даже были подготовлены пакет документов и «дорожная карта».

Однако на базе местного завода Haier уже тогда просил особых условий — примерно таких, какие сегодня он получает в Челнах. Разумеется, и ПОЗиС был не против льгот для СП, однако агентство инвестиционного развития РТ и его экс-руководитель Якупов «пробить» льготы не смогли.

Второй аргумент состоял в том, что Haier так и так вышел бы на российский рынок (в качестве альтернативных площадок рассматривались Москва, Ярославская, Владимирская, Челябинская области), поэтому расположение предприятия именно в Татарстане не принесет ПОЗиСу какого-то особого вреда.

Однако теперь и эта логика не вполне срабатывает. Формально Haier уже выбрал Челны в качестве площадки еще до принятия решения о появлении в автограде ТОРа. Возникает вопрос: зачем давать суперльготы производству, которое уже и так построено, тем более в ущерб своему производителю? Тем более что ТОР в Челнах — пока что единственный в России.

Наконец, третий аргумент сторонников китайского проекта: рынок примет всех, ведь холодильники Haier — это высокая ценовая категория, до которой местному производителю расти и расти. «Китайцы сегодня декларируют, что демпинговать они не будут, станут работать только в премиум-сегменте. Если так, желаем им успехов, — говорит по этому поводу Хасанов. — Но три года назад мы верили в дружбу и с Украиной...»