«Складывается тенденция, что я приезжаю в Казань раз в четыре года», — рассказывает солистка Большого театра Венера Гимадиева. Восхитительное сопрано из Татарстана покоряет Ковент-Гарден и Королевский театр столицы Испании, но ждет предложений из родного города. «БИЗНЕС Online» побеседовал с Гимадиевой накануне казанского концерта с ГСО РТ 7 марта в ГБКЗ им. Сайдашева о том, как Москва принимает Александра Сладковского, новой премьере в главном театре страны и талантливой землячке Юлии Мазуровой.
Венера Гимадиева
«ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ КАЗАНИ ОСОБО НЕ ПОСТУПАЕТ, ТАК ЧТО ЦЕПЛЯЮСЬ ЗА ЛЮБУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ»
— Венера, накануне весеннего женского праздника казанская публика наконец-то сможет вас услышать и увидеть вживую на концерте с Государственным симфоническим оркестром РТ. Чего ждать публике?
— На самом деле, выбиралась программа из учета того, что я уже пела. К сожалению, ничего нового просто не успела бы подготовить при всем желании. Хотя есть пара вещей, которые еще не исполняла на сцене: «Прощание Манон» Массне, дуэт из «Ромео и Джульетты» — пела его в спектакле, а вот в концертном варианте еще нет. В общем, какие-то вещи просто будут новыми для концертных программ.
Кроме того, со мной в дуэте будет тенор Нажмиддин Мавлянов. Мы с ним пели «Травиату» в Большом театре. Это был очень удачный опыт. Кстати, недавно, будучи в Лондоне, увидела его афишу, он тоже выступал в Ковент-Гарден, у нас параллельно были дебюты, он пел в «Тоске», а я — в «Травиате». Так что он тоже из Ковент-Гарден прилетел (улыбается). И, так понимаю, это будет его первый визит в Казань.
— Последний раз вы пели дома в 2012 году вместе с тем же ГСО РТ Александра Сладковского и знаменитым тенором Роберто Аланья на фестивале «Казанская осень». Не соскучились по выступлениям в Казани?
— Вы знаете, я бы с удовольствием приезжала чаще в родные пенаты, к родным, к семье. Было бы здорово совместить спектакль или концерт с визитом домой. Но предложений из Казани особо не поступает, так что цепляюсь за любую возможность, за любое приглашение. И спасибо большое Александру Сладковскому, который приглашает меня уже, получается, во второй раз.
Я согласилась приехать сейчас, несмотря на то, что у меня будут репетиции спектакля «Дон Паскуале» в Большом театре. В итоге приеду в Казань в день концерта и в этот же день улечу обратно, времени совсем нет. Тем не менее приняла это приглашение, потому что складывается тенденция, что я приезжаю в Казань раз в четыре года.
— Кстати, а это правда, что о ГСО РТ и Александре Сладковском в Москве говорят все больше и больше?
— Недавно в Москве в зале имени Чайковского прошел концерт ГСО РТ с Симоной Кермес. Родители моего мужа, а они музыканты, решили посетить этот концерт, и первое, что они отметили, — это оркестр. Они были под впечатлением, начиная с игры музыкантов, заканчивая их внешним видом. Мой свекр — дирижер, и он отметил это, оценил все достоинства нашего оркестра. Я с такой гордостью слушала эти похвалы.
— В интервью «БИЗНЕС Online» год с небольшим назад вы говорили, что открыты для сотрудничества с театром имени Джалиля. И, кстати, ваши коллеги по оперной сцене Василий Ладюк и Кристина Мхитарян (читайте интервью с восходящей звездой Большого театра на «БИЗНЕС Online» в ближайшее время — прим. ред.) на вопрос нашей газеты о том, с кем из артистов или музыкантов ассоциируется столица Татарстана в оперном мире, сразу же называли ваше имя. Неужели предложений от руководства казанского оперного театра к звезде из нашего города, поющей в Москве, Лондоне, Мадриде, по-прежнему не поступает?
— Нет, к сожалению, предложений не было уже несколько лет. Но я не теряю надежды когда-нибудь спеть на нашей казанской оперной сцене. Хотя меня приглашают на гастроли от министерства культуры Татарстана. Но пока это не совпадает с моими графиками.
— Сейчас в Большом театре активно развивается карьера еще одной нашей землячки — Юлии Мазуровой. Она, так же как и вы, сначала окончила в Казани музыкальное училище, затем консерваторию в Петербурге, затем молодежную программу Большого театра. Что думаете о ее перспективах?
— Она замечательная певица. Конечно, она будет еще расти, развиваться, впрочем, как и все мы. И сейчас Юля номинирована на «Золотую маску» за партию Керубино в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Я была на этом спектакле, она просто потрясающе справилась с этой ролью. Не сразу ее узнала на сцене в образе, так как она полностью превратилась в юнца, этакого взбалмошного подростка в стиле Элвиса Пресли. Она здорово двигается и свободно чувствует себя на сцене, я была под впечатлением. Не слышала ее, к сожалению, в новой постановке «Кармен» Большого театра, но роль Керубино, повторюсь, меня поразила.
«ТАК ГЛУБОКО НАД РОЛЬЮ ВИОЛЕТТЫ ДО КОВЕНТ-ГАРДЕН Я, НАВЕРНОЕ, ЕЩЕ НЕ РАБОТАЛА»
— Тем не менее вы не игнорируете лучшие провинциальные оперные театры России. Во время нашего последнего разговора вы ожидали работы над «Риголетто» в Екатеринбурге. Как прошла премьера?
— Мы замечательно поработали. Спектакль ставил режиссер Игорь Ушаков, дирижером был Павел Клиничев. Вы знаете, мне очень понравился подход Игоря к этой истории. Он стряхнул пыль с образа Джильды для меня, и я под другим углом взглянула на эту партию. Постановка была очень интересная, очень живая, мне безумно понравилось. И я удивлена, что ее никак не оценили, что она не была заявлена ни в одной номинации «Золотой маски», хотя постановка, на мой взгляд, необычная, с такими замечательными находками. И когда Игорь Ушаков объяснял мне, как он видит для себя образ Джильды, он выстраивал психологию и логику ее действий, почему она сделала именно этот выбор, почему принесла себя в жертву... Это была увлекательная работа!
— Вы также дебютировали в «Травиате» в Ковент-Гарден и мадридском Королевском театре (Teatro Real)...
— Сначала я приняла участие в очень красивой постановке «Травиаты» в Teatro Real в Мадриде. Она чем-то перекликается с нашей «Травиатой» Большого театра. Вероятно, потому что художник по костюмам была та же, что и в Большом, и она, можно сказать, повторила стиль того спектакля. Акустика в Teatro Real замечательная, коллектив, коллеги — все очень отдаются работе. Я не раз замечала, что в постановочном процессе, где участвуют певцы, дирижеры, режиссеры, пианисты из разных стран, царит творческая атмосфера и уровень понимания идеи очень высок.
И в Ковент-Гарден я тоже это ощутила, у нас был прекрасный дирижер Ив Абель, который безо всякого давления объяснял свое музыкальное видение оперы Верди, и оно, по моему мнению, определило естественность и свежесть нашего выступления. Так же в работе над спектаклем участвовал удивительный режиссер Дэн Дунер, который подходил к образам героев исходя из характера певца, исходя из музыкальной линии. И так глубоко над ролью Виолетты до Ковент-Гарден я, наверное, еще не работала. Для меня эта роль открылась именно сейчас, и это очень важный шаг и в вокальном плане, и в актерском. Это не из-за имени и статуса театра, а благодаря самому процессу. Сама постановка классическая, но режиссер, который вводил нас в спектакль, очень обогащал ее нашими общими идеями. Каждый мог привнести что-то свое в постановку. «Травиата» в Ковент-Гарден — этот тот спектакль, который будет радовать глаз и слух искушенного операмана, но так же не оставит равнодушным человека, который не знаком с оперным жанром.
Фото: venera-gimadieva.com
— «Травиата» в Ковент-Гарден с вашим участием была показана в прямом эфире в рамках проекта «Театр в кино» в кинотеатрах по всему миру. Была ли какая-то особая подготовка к этим съемкам, особый ажиотаж или для вас это был обычный спектакль?
— Это был мой второй опыт работы в спектакле, который показывали в кино, первый был с «Травиатой» в Глайндборне. Обе съемки были в Англии, и принцип работы один. То есть за несколько дней до съемки проходит саундчек, специалисты все проверяют, записывают звук, картинку — на всякий пожарный. И уже через несколько дней сама запись.
Что касается подготовки, то ее как таковой не было. Была проверка микрофона, который помещается под париком либо в нательном кармане. Необходимо было найти одновременно качественный звук и удобство для певца. Конечно, это не совсем обычный спектакль для исполнителя, ведь его смотрят в кинотеатрах по всему миру, и от этого ответственность возрастает. Я очень волновалась несмотря на то, что это был четвертый или пятый спектакль. Но, слава богу, все прошло хорошо, без казусов и форс-мажоров.
— Что мы еще забыли упомянуть из ваших премьер? И чего еще ждать в этом театральном сезоне?
— Последняя новая партия, которую я спела в Большом театре, — это была Амина в «Сомнамбуле» и сейчас предстоит Норина в «Дон Паскуале».
Вообще, в этом сезоне у меня четыре новые партии. Лючия («Лючия ди Ламмермур») в новой постановке, которая уже состоялась осенью 2015 во Франции в театрах Руана, Лиможа и Реймса. Партия для меня не новая, но последний раз я ее пела шесть лет назад, успела забыть, так что можно считать, что это премьера. Затем лечу в Берлин, где будет концертная версия «Монтекки и Капулетти» и дебют в роли Джульетты, где Джойс ДиДонато (американская оперная певица — прим.ред.) исполнит Ромео. Следом будет «Дон Паскуале» в Большом театре, и затем в июне я уезжаю в Мадрид в Королевский театр участвовать в новой постановке «Пуритане» и там готовить долгожданный дебют в партии Эльвиры.
«ВЫ ЗНАЕТЕ, Я НЕ БОЛЬШАЯ ПОКЛОННИЦА, ПОЭТОМУ НЕ СЛЕЖУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ОПЕРНОМ МИРЕ»
— Чем вообще сейчас живет оперный мир, какие главные события, новые имена были открыты за последнее время? Удается ли следить за чем-то помимо собственной работы?
— Вы знаете, я не большая поклонница, поэтому не слежу, что происходит в оперном мире (смеется). Безусловно, мне нравятся определенные исполнители, определенный репертуар. И я в принципе больше слежу за этим, нежели за тенденциями, развитием и так далее. И потом, в этом развитии порой нахожусь сама, когда выезжаю куда-либо за пределы России или когда у нас ставятся новые постановки в Большом театре. Так что каких-то новых оперных веяний не смогу назвать. Тем более что в каждой стране свои особенности, традиции. В Венской опере — это ежегодный бал, куда каждый раз приезжают разные исполнители. В Германии, например, тенденция ставить очень современные постановки, модернистские. Иногда чересчур, я бы сказала, реалистичные и пошлые. Не знаю, в какую сторону это разовьется.
— Еще одна оперная прима Ольга Перетятько как-то сказала, что если тебя не «убили» или не «изнасиловали» на немецкой сцене, то тебе очень повезло.
— Она права. И как раз скоро мне предстоит петь в Дрездене в очень современной постановке «Травиаты». Я не видела всей версии оперы, но посмотрела некоторые отрывки... Конечно, не знаю, насколько мне удастся вжиться в этот образ, но, если что-то зайдет за грань, не могу представить, как буду себя преодолевать. Воспитание никуда не денешь, морально оно с тобой. И главное, что иногда можно смириться с чем-то, но вопрос: нужно ли это? Есть ли в этом смысл? Существуют примеры, когда откровенность оправдана, как в сцене танца семи покрывал (в опере «Саломея» Рихарда Штрауса — прим. ред.). По задумке автора Саломея раздевается до абсолютной наготы. В итоге все зависит от мастерства режиссера и исполнителя, когда спектакль может стать шедевром искусства либо очередной вульгарщиной.
— А за творчеством кого-то из коллег по оперной сцене следите?
— Из исполнителей, ныне активно работающих, мне очень нравится Соня Йончева. Она, конечно, фигура значимая в оперном мире. У нее есть свой стиль, свое видение, замечательный голос, техника. Потом есть наша соотечественница Ирина Лунгу, которую тоже интересно слушать, наблюдать за ее творческим ростом. Конечно, я переслушиваю Анну Моффу, Ренату Скотто, Марию Каллас. Никогда не оставляет равнодушным творчество Анны Нетребко. Хочется следить за ней, она все время в поле зрения, все время ищет себя, и это здорово.
— Вы также говорили в прошлом интервью, что открыты для всего нового. Не поступало предложений для участия в каких-то кроссовер-проектах, мюзиклах?
— Нет, к сожалению. И я, кажется, в прошлый раз рассказывала, что единственной возможностью поучаствовать в мюзикле был «Призрак оперы», когда меня приглашали на прослушивание, но у меня плотный график, я бы не могла себе позволить заниматься этой постановкой два-три месяца. А новых предложений пока не поступало, все в основном оперные роли — и это главное.
Хотя есть новый проект в Москве, называется опера Yard. Они организуют концерты, исполнение опер, но в необычных местах. Допустим, на крыше какого-нибудь здания. Приглашают изысканную публику, которая не часто посещает оперные спектакли, и знакомят их с различными музыкальными шедеврами. Здесь проходят фуршеты, звучит неклассическая музыка, но главное событие вечера — это опера, исполнители, музыканты и их выступление. У проекта всегда очень интересные, необычные площадки и программа.
— А что думаете по поводу сольного альбома?
— Я очень хотела бы его записать его с пианистом или с оркестром. Мы обсуждали этот вопрос с моим агентом, потому что была идея записать диск с русским репертуаром, допустим, концерт Глиэра для голоса с оркестром, вокализ Рахманинова, но из-за наступившего кризиса этот проект пришлось приостановить. Сейчас поступило новое предложение, я пока не буду его озвучивать, но надеюсь, все получится. Оно касается камерного репертуара.
Справка
Венера Гимадиева — певица (сопрано). В 2003 году окончила Казанское музыкальное училище, в 2009 году — Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова (класс доцента Светланы Горенковой).
В 2008 году стала солисткой театра «Санкт-Петербург опера».
В 2009 - 2011 годах — артистка Молодежной оперной программы Большого театра России.
С 2011 года — солистка оперной труппы Большого театра.
Репертуар в Большом театре: Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Снегурочка («Снегурочка» Римского-Корсакова), Шемаханская царица («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Виолетта Валери («Травиата» Верди), Амина («Сомнамбула» Беллини), Голос с неба («Дон Карлос» Верди).
В феврале 2010 года дебютировала с Московским камерным оркестром Musica Viva под управлением Александра Рудина (партия Серпины в опере «Служанка-госпожа» Перголези).
В 2012 году исполнила партию Виолетты в Опере Лиможа (Франция) и Венгерской государственной опере (Будапешт); в 2013-м — на фестивале в Савонлинне (Финляндия, режиссер-постановщик Трелински), а также партию Джильды («Риголетто» Верди) в Венгерской государственной опере.
В 2014 году спела Виолетту в спектакле театра Ла Фениче (Венеция, режиссер-постановщик Роберт Карсен), в постановке Глайндборнского фестиваля (дирижер Марк Элдер, режиссер-постановщик Том Кейрнс) и в спектакле Парижской национальной оперы (дирижер Дан Этингер, режиссер-постановщик Бенуа Жако). В том же году исполнила партию Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно) на Оперном фестивале в Лиме, Перу (в партии Ромео — Хуан Диего Флорес).
В 2012 году награждена премией президента Российской Федерации «за выдающееся исполнительское мастерство, обогащающее и развивающее традиции отечественной вокальной школы».
В 2014 году стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере» — за исполнение партии Амины в опере «Сомнамбула».
В 2015 году была удостоена II премии парижского оперного конкурса.
В 2015 году дебютировала в лондонском театре Ковент-Гарден и Королевском театре Мадрида.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.