МИННИХАНОВ О БАРЫШЕВЕ: «ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ МОДЕРАТОР, МОЖЕМ ЕГО В ШТАТ ВЗЯТЬ!»

Первое расширенное заседание совета по предпринимательству при президенте РТ прошло с подчеркнутым размахом: в бальном зале «Корстона» помимо сотни чиновников и общественников собрались более 600 бизнесменов со всех районов Татарстана, а также из Чечни, Чувашии, Рязанской и Ульяновской областей. Напомним, что новый орган, призванный защищать интересы малого и среднего предпринимательства, президент учредил в декабре 2015 года — спустя пару лет после старта проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», который инициировал бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов. По сути, этот же формат встречи органично перетек в президентский совет, но приобрел куда больший вес: если на «откровенные разговоры» вызывали по одному влиятельному чиновнику, здесь собралась вся политическая элита республики. Почетным гостем мероприятия стал российский бизнес-омбудсмен, председатель партии «Правое дело» Борис Титов, а Рустама Минниханова сопровождали спикер парламента РТ Фарид Мухаметшин и мэр Казани Ильсур Метшин. Среди «генералов» с предпринимательской стороны в совете оказались вице-президент «ОПОРЫ России» Азат Газизов и президент ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин.

Уже до начала мероприятия стало понятно, что организаторы позиционируют себя более чем серьезно: огромный экран демонстрировал вдохновляющие ролики о работе мелких татарстанских производств, играла торжественная музыка, над залом суетились современные видеокамеры. Закадровые голоса бодро призывали гостей фиксировать событие в соцсетях с хештегом #СоветПрезидента.

Модератором встречи неожиданно для всех стал не сам Нагуманов, а известный по многочисленным скандалам закамский бизнесмен и депутат Госсовета Леонид Барышев. Он, заметно волнуясь и запинаясь, представил VIP-гостей, вступив в новую для себя роль. И хотя в родной Елабуге отношения Барышева с властью откровенно конфликтные , здесь это никак не проявилось. В конце встречи его даже похвалил Минниханов, в шутку предложив работу: «Очень хороший модератор, мы его можем в штат взять!»


Презентовавший работу челобитной инстанции нового формата управляющий партнер агентства маркетинговых коммуникаций «Теория Дарвина» Владимир Кутилов, давно и плотно занимающийся PR-сопровождением как Нагуманова, так и Барышева, строго предупредил предпринимателей: совет не место для лоббирования своих интересов! Чтобы в него попасть, нужно обратиться через специально созданный сайт с системной — не частной! — проблемой, которая затрагивает не только его личные интересы, но и интересы целой отрасли. И второе условие: проблема должна быть объективно решаема в течение 12 месяцев. «У нас нет бесконечных тем и нет проектных групп о том, как изменить федеральное законодательство», — сыронизировал Кутилов, давая понять, что «жалобы в воздух» отныне омбудсмен принимать не будет.

Причем инициатива наказуема: пришел в совет с проблемой — сам над ней и работай. Вокруг каждой проблемы, признанной омбудсменом конструктивно решаемой, образуется проектная группа (аналогично чиновничьей «рабочей группе»), в которую входит сам бизнесмен-жалобщик, его коллеги по отрасли и нужные ему чиновники. Вместе они прорабатывают решение вопроса. За месяц работы совета в него обратились около 300 предпринимателей, сказал Кутилов, которые образовали около 20 проектных групп. 7 из них и презентовали плоды своего труда на заседании.

Сразу скажем, что выглядело это все внушительно, но смысл гигантомании так и остался не понятен: так как привычный формат «докричись до президента» остался в прошлом, большая часть собравшихся оказалась лишь зрителями, а не участниками шоу. Зато Минниханову явно было проще и комфортнее оценивать, как над своими проблемами поработали сами бизнесмены, чем судорожно искать решение самому, поднимая министров и обещая разобраться потом, как это было на встречах в формате «Бизнес и власть».

Свой отпечаток накладывало, безусловно, и присутствие федерального гостя, которому, конечно, надо было показать, как пестуют предпринимателей в Татарстане, с самой наилучшей стороны.


СОЦИАЛЬНЫЙ ХЛЕБ И «МУТНОЕ» ЛЕБЯЖЬЕ ОЗЕРО

Первые члены совета бодро рапортовали об успехах совместной работы. Смущало лишь то, что из всех спикеров добрую половину составляли отнюдь не малые предприниматели, а чиновники и менеджеры госкомпаний. Так, первым выступил гендиректор входящего в «Ак барс Холдинг» ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» Булат Кутдусов. Он, напомним, последние три года занимается проектом строительства в Казани фабрики по производству шоколадных конфет. Суть его вопроса свелась к регулированию цен на три социально значимых вида хлеба, годовой оборот которых в республике составляет 2,5 млрд. рублей. Конечную цену контролировать невозможно: в цепочке поставок серьезную наценку через ретробонусы дают торговые сети, а кроме того, большинство их дают большой возврат неиспользованного товара — на 200 млн. в год. Чтобы хлеб легче попадал на магазинные полки и практически не отправлялся на утилизацию, БКК и другие участники проектной группы — крупные и мелкие продуктовые ретейлеры — разработали «джентльменское соглашение», похвастался Кутдусов. И чиновникам тоже польза, намекнул он: социально значимый продукт подешевеет, а значит, рядовой гражданин-избиратель будет доволен. Осталось, добавим, заручиться поддержкой УФАС.

Проблему ведения бизнеса на озере Лебяжьем презентовал глава муниципального района Дамир Фаттахов, хотя изначально ее в довольно острой форме поднял казанский представитель вейкбордингового бизнеса. Оказывается, поскольку парк официально отнесен к природным рекреационным зонам, на его территории запрещено вести развлекательный бизнес. Вскрылась проблема неожиданно: предприниматель попытался организовать на озере спортивный прокат, но закончил бизнес в суде. «Вот я не понимаю!» — громко возмущался он в показанном залу видеоролике. Фаттахов признал: проблема наболела, люди так или иначе отдыхают на Лебяжьем, несмотря на никому не известные препоны законодательства. А значит, проще обеспечить им нормальный отдых, чем рубить предпринимательские головы.

Приглашенный юрист объяснила: здесь может помочь кабмин РТ, оперативно внеся поправки в постановление от 1996 года о признании Лебяжьего особо охраняемой зоной. («Фарид Хайруллович решение принимал», — подколол коллегу Минниханов, имея в виду, что в 1996-м нынешний спикер парламента занимал пост премьер-министра.) Например, можно выделить на территории озера часть земли, на которой туристический бизнес будет разрешен. Либо внести поправки уже казанскому исполкому — в документ от 2009 года. Минниханов целиком и полностью инициативу поддержал: «Если есть согласованная позиция...» Мухаметшин же заявил, что законопроект может рассмотреть Госсовет, но и кабинет министров вполне в состоянии оперативно внести поправки. А Титов лишь попросил, чтобы в спортпрокате на озере не использовали неэкологичные бензиновые двигатели.

«Может быть, вы рассмотрите и Казанку, и набережные по бизнесу? Можно немножко расширить?» — попросил Фаттахова президент. Видимо, помощь нужна куратору «зеленых зон» города — помощнице президента Наталии Фишман, ведь доступ малому бизнесу на набережные Казани президент пообещал еще в прошлом году.


ТАКСИ ПРОСЯТ ЗАБРАТЬ ЛИЦЕНЗИИ, А ФУДТРАКИ РВУТСЯ В ГОРОДА

Президент поддержал еще один проект в сфере городских удобств — «кафе на колесах», или фудтраки. Как рассказал на совете директор казанской сети Wok and go Марат Багаутдинов, уже однажды дискутировавший с президентом по поводу качества китайской лапши, он «пригнал» в город один фургон с горячими перекусами, однако работать сложно: законы России до сих пор никак не регулируют этот вид предпринимательства. «Для исполкома с точки зрения современного законодательства мы тот же самый киоск, только на колесах. Для комитета по благоустройству мы некая непонятная малоархитектурная форма, для ДПС мы просто неправильно припаркованные автомобили. Для Роспотребнадзора мы новый сегмент рынка, который надо регулировать», — описал ситуацию Багаутдинов. И хотя на федеральном уровне при поддержке Дмитрия Медведева уже вписывают новую норму в ФЗ о торговле, дело стопорится уже два года, и проще принять нормативные акты на местном уровне. Тем временем в Казани работает около десятка фудтраков, а более 30 желающих за последний год, по данным Багаутдинова, просто побоялись выйти на этот рынок.

«Мое отношение к фудтракам нормальное, — отреагировал Минниханов. — Весь мир этим пользуется. Главное — чтобы ваш транспорт отвечал неким стандартам. Остальное больших проблем не представляет». «Это нормальный подход. Если негде стакан воды выпить и перекусить?! Не везде же стационарную торговлю можно организовать», — продолжил заступаться президент. Он тут же дал отмашку минэкономики: «Посмотрите по «Лизинг-гранту», можно им [владельцам фудтраков] дать?» А заодно и Метшину порекомендовал присмотреть для них удобные площадки.

«Вот если бы все главы регионов были так же активны, как здесь, закон бы приняли гораздо быстрее», — посетовал Титов. «У них [губернаторов] проблем покушать нет. Их-то кормят в любом месте», — полушутя-полусерьезно отреагировал Минниханов, вызвав смешки в зале.

Таксомоторная компания «Прогресс» от лица всех коллег пожаловалась на невозможность аннулировать пятилетнюю лицензию на пассажирские перевозки без суда, из-за чего приходится отпускать в «свободное плавание» машины, имеющие на себе полноценный груз обязательств по внешнему виду и оборудованию. То есть в любое время можно схлопотать штраф за неопрятный вид такси, которое уже давно не возит пассажиров. Причем проблема массовая: из 20 тыс. владельцев лицензий избавиться от нее хотят уже 8 тысяч. Мухаметшин и здесь успокоил спикера, заметив, что парламент может внести поправки о лишении лицензии, если в ФЗ нет прямого на это запрета. А если и есть, то здесь пообещал заступиться за бывших таксистов уже Титов.


«ТАКИЕ ГЛУПЫЕ ЗАКОНЫ ПРИНИМАЮТСЯ...»

Под конец мероприятия одно из последних выступлений — владелицы казанской сети цветочных магазинов Анастасии Шевченко — о «земельном вопросе» вызвало целый всплеск откровений президента, раскритиковавшего законодателей за «глупые законы». Кстати, предпринимательница уже поднимала вопрос на одном из совещаний у казанского мэра, а здесь повторила свою историю. Она работает на своих участках уже с 1998 года: «Это наш семейный бизнес, это наша жизнь». В последний раз в 2010 году получила право владения с приоритетным выкупом, теперь же оно потеряно. Согласно поправкам в Земельный кодекс, для участия в очередном аукционе ей надо снести павильоны стоимостью 1,5 млн. рублей каждый и «оставить поле, засеянное травой». «Для нас это полное разрушение. Чтобы мы вкладывались в свой бизнес, нам нужна уверенность в завтрашнем дне», — резюмировала тогда Шевченко. По ее словам, в такой же беде оказались более 50 «цветочников», владеющих порядка 150 торговыми павильонами.

«Это глупость. Просто федеральный законодатель не всегда слышит мнение земли. Такие глупые законы принимаются... — стал сетовать Минниханов. — Мы найдем любую форму и поддержим. Вы не беспокойтесь». А Титова в этом контексте он назвал «защитником, который не до конца защитил». «Вы видите, сколько вреда может принести один закон — непродуманный, непроработанный. Вся работа насмарку — человек берет кредиты, а один закон разрушает все планы. Такие судьбоносные решения должны проходить с обсуждениями, — чуть позднее продолжал досадовать президент. — Нельзя принимать по малому и среднему бизнесу решения без учета мнений региона!»

Довольно грустно прозвучало и выступление совладельца челнинской компании по переработке ТБО «Проминдустрия» Николая Атласова, недавнего героя рубрики «Персона» в нашей газете. Он заявил о важности грамотной утилизации мусора в регионе — сейчас Челны отдает на сортировку и дальнейшую переработку всего 10% ТБО, а эту долю можно запросто увеличить до 50%. Для этого отрасли нужно примерно 15 - 20 млрд. рублей инвестиций, посчитал Атласов. Но что его особенно беспокоит — это намерения властей создать единого регионального оператора по утилизации отходов. У бизнесмена есть опасения по поводу монополизации рынка и, соответственно, роста тарифов, что, по его словам, может вызвать протесты малого бизнеса и населения. «Надо учесть ошибки «Платона», — недвусмысленно намекнул на последствия односторонних действий властей Атласов.

«Тема сложная, и к ней по-разному подходят», — ответил ему президент. По его словам, нужно действительно думать о тарифообразовании и не спешить с крупными решениями, например, о строительстве мусороперерабатывающего завода (который, кстати, и стал формальным яблоком раздора между Барышевым и Емельяновым в Елабуге). «Окончательную форму проработаем», — пообещал Минниханов.

Напоследок VIP-гости высказали одобрения новому формату работы, в том числе и Титов, пообещавший «украсть ваши секреты». «Будете роялти платить, — ответил ему под смех зала Минниханов. — Патент наш — просто не успели оформить».


«ТАКИЕ ВСТРЕЧИ ХОРОШИ, НО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ»

Своим впечатлением от совета поделились эксперты БИЗНЕС Online.

Павел Сигал — вице-президент «ОПОРЫ России», президент группы компаний Sigal group, экс-председатель координационного совета по вопросам поддержки и развития МСП в РТ:

— Мероприятие оказалось очень полезным. Любые такие действия добавляют, что называется, по капельке к обстановке. Что смутило? Ничего. Вы знаете, решение проблем предпринимательства ведется в рамках экспертной работы, подготовки законопроектов, проводки каких-то решений. Такие встречи, конечно, хороши, посидели, пообсуждали, но практическая работа должна проводиться специалистами. Такие формы должны дополняться всевозможными совещаниями, лоббированиями интересов бизнеса, что и делается. Я и сам буду участвовать в рабочих группах, могу в любых, компетенций хватает.

Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

— Время покажет, но это новый, расширенный формат. В этом есть воспитательный момент для глав муниципалитетов, чтобы они лучше вникали в тему, раз сам президент в этом разбирается. Я в таких случаях вспоминаю, что коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым. Другое дело, что больше вопросов касалось аренды помещений, торговли, уборки. Видимо, сейчас это злободневные вопросы. Я бы больше добавил вопросов реального производства и тех несуразностей, которые есть. У нас идет общий тренд поддержки бизнеса, а по пути усиливаются административные барьеры, увеличивается количество отчетностей, возникают сложности работы с банками. Куча проблем.

Егор Макаров — председатель гильдии малого и среднего бизнеса Казани:

— Мероприятие такого формата далеко не первое по республике, но из-за жесткой вертикали власти любой совет, где можно достучаться до президента, имеет большое значение и результат. Если человеку дают выступить, то он свою проблему доносит, начинаются движения. У нас единственная проблема в том, что государство обозначило для себя приоритетные направления, а остальные группы предпринимателей вычеркнуты из списка. У нас до 60 процентов занимает мелкая розница, естественно, это тема не популярная, ее нигде не используют. Фермерское хозяйство, небольшие производства, конечно, требуют финансирования, кредитования. Это другой уровень. А вот от административных барьеров больше всего страдает розница.