«Наступил экономический кризис. И это хорошо, есть время задуматься над общественным пространством», — говорит руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева. Вместе с молодыми архитекторами она разрабатывает концепцию для парка в Богатых Сабах. Всего в республике новые идеи будут представлены для 7 территорий, первые идеи — в материале «БИЗНЕС Online».
«МАРШЕМ» ПО ТАТАРСТАНУ
На следующей неделе, 30 марта, в Иннополисе пройдет презентация проектов воркшопа «Весенний МАРШ», молодые архитекторы под руководством опытных наставников представят главам 7 районов свои концепции по обустройству набережных и прибрежных территорий городов и поселков. Предполагается, что концепции лягут в основу рабочих проектов по благоустройству Заинска, Кукмора, Муслюмова, Мамадыша, Красного Ключа (Нижнекамск), Менделеевска, Богатых Сабов.
Предварительные итоги газете «БИЗНЕС Online» рассказала помощник президента РТ и инициатор воркшопа Наталия Фишман.
Так, например, в Муслюмово молодые архитекторы сделали масштабный проект развития территории вдоль реки Ик. Ставка в парке делается на естественную среду, по словам Фишман, на этой территории ранее находили, например, бивни мамонтов, кости доисторических животных — археологическая тема тоже обыгрывается. Сегодня поселок не имеет хороших связей с рекой и береговая линия не обустроена для отдыха. Поэтому в качестве основных задач рассматривается организация доступа людей к воде и формирование разнообразных пешеходных и туристических маршрутов на всем протяжении берега реки Ик. Парк может стать точкой притяжения для всей Камской агломерации, тем более дорога от Нижнекамска и от Набережных Челнов займет полчаса-час. «В Муслюмово красивая природа, очень чисто, там качественные натуральные продукты, и я думаю, что это будет востребованная территория», — отметила Фишман.
Наталия Фишман (фото: park.tatar) |
В Заинске есть парк им. Р. Ш. Фардиева, который сама Фишман характеризует «трепетным» — он соединяет две части города, при этом вокруг него с двух сторон сконцентрирована большая часть общественных функций. «Теперь вопрос в том, как его улучшить и спроектировать для него вторую очередь развития», — говорит руководитель воркшопа, добавляя, что она, например, спорит с главой района Разифом Каримовым, нужно ли делать катки на открытом воздухе, как это предлагают проектировщики, либо взять за основу, что существующего Ледового дворца будет достаточно.
Говоря про стоящий на Вятке Мамадыш, Фишман отметила, что в городе за последние годы сделаны очень большие шаги по развитию общественных пространств: проводятся берегоукрепительные работы, есть абсолютно обжитая часть набережной. Более того, в прошлом году подготовили площадку для сквера на реке Ошме, которую теперь и предстоит насытить архитекторам. «Это тоже будет парк у воды, соединяющий две набережные, интересная с градостроительной точки зрения территория, — отметила Фишман. — Менделеевск — единственный проект, который мы в этом году не начнем реализовывать, потому что это масштабная история про Ушковские острова у реки Тоймы, это туристическое будущее», — продолжила она. Как и в случае с Заинском, парк соединяет две части города и является значимым объектом для горожан. Кроме того, в Менделеевске планируется строительство второй очереди завода «Аммоний», за которой неминуемо последует приток людей. «Но поскольку на территории есть объекты историко-культурного наследия и особо охраняемые природные территории, то мы решили не спешить и очень тщательно проработать проект, получить все необходимые согласования».
Разиф Каримов (фото: park.tatar) |
Концепцию архитекторы формируют под руководством директора бюро Wowhaus Олега Шапиро.
Для Нижнекамска этот год станет юбилейным -— в августе город отмечает 50-летие, и республика выделяет средства на обустройство набережной в поселке Красный Ключ. Объем средств, включая бюджет и вложения крупных компаний, например, «Татнефти» и ТАИФа, достигает почти полумиллиарда рублей.
Фишман призналась, что проект по развитию этих территорий существовал в городе до начала «Весеннего МАРШа», но «важно, что мы вмешались». Архитекторы включают в проект не только непосредственно набережную, а весь Красный Ключ, в том числе усадьбу купцов Стахеевых, сделают связи с озером, что позволит оживить территорию поселка в целом. Изменился и стиль территории в целом: проект будет сделан в экостиле. «Не нужно думать, что это будет урбанизированная территория», — говорит она. Авторы концепции постараются передать обаяние природы, естественного мира и существующего ландшафта, а не замостить все брусчаткой. «Например, пирс будет очень красиво обыгран деревом», — отметила она.
Аналогичный подход участники «МАРШа» предлагают и в Кукморе, где до их визита вынашивались простые, но опасные планы по бетонированию территории. Вместо этого участники воркшопа предлагают аккуратно обустроить русло реки, установить мостки и подходы к воде. «Мы предложили более экологичный подход, и это вообще является трендом в мировой архитектуре. Сегодня стараются не убивать природу, загоняя ее в бетон, а наоборот, пытаются раскрыть ее красоту и учиться любить такой, какая она есть, ни в коем случае не нарушая гидрологический баланс водоема».
Олег Шапиро (фото: inde.io) |
13 РОДНИКОВ САБОВ
В Богатых Сабах общественное пространство разрабатывается под началом руководителя архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой. На прошедшей неделе она выступала в ЦСК «Смена» с лекцией о ресурсах исторического города. Главный акцент в поселке планируется сделать на развитие пешеходных связей. «Сегодня они никому не удобны. Мы понимаем, что, поменяв эти пешеходные связи, заставим людей ходить с совершенно другим взглядом. Если до этого они ходили, боясь упасть и глядя только под ноги, пытаясь скорее преодолеть полосу препятствий, то потом они будут ходить спокойно и свободно и смотреть по сторонам. И наконец-то увидят, что они обладатели невероятного пейзажа, обладатели уникального природного ландшафта, который до этого доставлял им только беспокойство», — рассказала «БИЗНЕС Online» Тютчева.
Среди идей — убрать высокие и неустойчивые мосты, создать условия для занятий спортом и прогулок детей, выделить место для молодежи, добавить территории света, а значит, безопасности. Но главное — парк отличается от других зеленых пространств тем, что в нем бьют 13 родников, у каждого из которых есть свое название, а у некоторых — и свои легенды. Они сопровождают весь пешеходный маршрут, и это ложится в основу концепции парка, который будет базироваться на природных особенностях этого места.
«Местные жители пьют эту воду, она очень хорошая. Насколько я знаю, ее даже разливают и продают, она полезная. Нас очень вдохновило, когда мы спросили, как, собственно, переводится слово «сабы», глава администрации нам ответил: в переводе с тюркского это утренний влажный воздух. Очень романтично, очень тонко, и мы пытаемся эту атмосферу утреннего влажного воздуха там сохранить и разными способами культивировать», — рассказывает Тютчева.
Концепция, предложенная архитекторами для развития реки Сабинки в Богатых Сабах, по словам Фишман, предлагает включить пойму реки в зеленый каркас города. Поселок уверенно развивается, и ему как большому в будущем городу требуются места рекреации для жителей. Важно, что территории вдоль реки уже сейчас активно используются — здесь тренируются лыжники, летом же ее потенциал недооценен. Его развитием и занимается проектная группа.
Фото: park.tatar |
«НАСТУПИЛ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС. И ЭТО ХОРОШО»
Говоря о своих впечатлениях от работы в Казани, руководитель «Рождественки» отмечает, что Татарстан во многом отличается от других регионов России. «Жизнь в Татарстане кипит, очень сильно ощущается фактор «укорененности». Люди здесь живут, хотят, чтобы здесь жили их дети и внуки, и, похоже, так оно и будет — всем есть чем заняться. Если что-то и делается, то делается для себя и на перспективу, а не потому, что вышло распоряжение и его надо срочно исполнить. И это сильно отличает республику от многих регионов России».
Наринэ Тютчева (фото: park.tatar) |
Тютчева рассказала о новой тенденции: небольшие исторические города, вроде Кратово или Суздаля, хотят не просто благоустраивать парки, а развивать свою территорию в больших масштабах. «Наступил экономический кризис, и инвестиционный пыл сильно поутих. И это хорошо, потому что наступило время переосмысления стратегий, и размышление о парках и общественных пространствах в итоге приводит к тому, что люди задумываются о формировании общественного зеленого каркаса города, поселения. А это то, с чего в свое время надо было начинать», — рассказывает Тютчева, добавляя, что в Татарстане планирование на эту тему приобрело системный характер.
На вопрос, насколько районы сегодня готовы принимать новые идеи и новые взгляды, руководитель «Рождественки» заметила, что общественное мнение на сегодняшний день является самым регрессивным мнением. «И это абсолютно понимаемо. Во-первых, у общества и так забот достаточно. Во-вторых, любой строительный процесс — это всегда беспокойство. В третьих, страшит неизвестность. К сожалению, мы не демонстрируем каких-то блистательных успехов в строительстве, поэтому все изначально ждут подвоха и плохого результата», — говорит она. Как правило, у местного населения любая территория, какой бы она ни была, тесно связана с личной жизнью и личными воспоминаниями. «Порой мы можем случайно уничтожить что-то очень важное в жизни человека. Очень много факторов, почему общественное мнение никогда не приветствует никаких градостроительных преобразований. И это надо понимать. Именно поэтому я не могу сказать, что то, что мы делаем, является градостроительным преобразованием. Я как раз следую той логике, что иногда есть помимо серьезных строительных вмешательств ряд инструментов, которые позволяют изменить отношение к ситуации. Вот через изменение отношения к ситуации дальше уже можно эту ситуацию развивать и формализовывать какими-то объектами. Но сначала надо изменить отношение», — заключает глава архитектурного бюро.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.