Конкуренция печатных и электронных СМИ, бум рекламной активности в условиях рыночной экономики превращают массмедиа в важнейший инструмент бизнеса. А какова же судьба самой журналистики как таковой? Как себя чувствуют СМИ и творцы информационных продуктов, находясь на воле, в стихии рынка или в объятиях властных структур? Что в будущем светит им и аудитории, то есть всем нам? Об этом размышляет журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в статье для «БИЗНЕС Online».
«Газеты и журналы, интернет-ресурсы, как люди, рождаются, болеют и умирают» |
ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ?
Новости о закрытии, открытии, продаже или переформатировании средств информации стали банальностью и естественным исходом событий, как утро и вечер, как динамика цен на бензин и услуги ЖКХ. Действительно, газеты и журналы, интернет-ресурсы, как люди, рождаются, болеют и умирают. Причины в любых случаях примерно одинаковы и связаны с состоятельностью или разорением учредителя, наличием (отсутствием) главного редактора, команды журналистов и определенной части народа — заинтересованной аудитории. И, разумеется, с наличием информационной нишы, идеологической программы издания, что непременно отражается в востребованности издания или передачи.
Отсутствие хотя бы одного из трех компонентов приводит к финансовому краху, моральной смерти и материальному банкротству. Или как минимум к прозябанию, что тоже вполне естественно в условиях экономического кризиса. Бывает и так: название, логотип, редактор, учредитель имеются, но информационный продукт никому не нужен. Просто забыли похоронить мертвое создание,и атмосфера морга вокруг...
Зато куда эффектнее звучит весть о рождении нового «ребенка», пусть даже путем слияния и проглатывания. Вот и на прошедшей неделе появились неофициальные сообщения о предстоящем открытии нового телеканала «Татарстан-24», а также переформатировании, точнее замене команды татарстанского выпуска РБК. Нормальный обыватель этих вестей не заметил, но публика скоро обратит внимание на канал, когда он появится. Как и журналисты остальных источников информации заметят конкурента, отнимающего у них потребителя и рекламодателя.
Не знаю, какова политическая и творческая составляющая этих реформ, но то, что есть финансовая сторона дел и она не последняя — точно. Деньги решают все! Если есть финансирование, заработает любой проект, полетят в космос спутники, откроются детсады, построят жилье, поставят балеты и оперы. А кто и как это все организует, это уже детали и подробности, которые не интересуют сильных мира сего. Деньги выделены, команда дана — и вперед! Или, наоборот, если наладим дело, деньги потекут рекой, и газета (канал) будет действовать. Делать деньги, тратить деньги, зарабатывать! Кругооборот денег составляет основу жизни также, как в природе кругооборот белков!
ПРОПЛАЧЕННАЯ ПРАВДА ПАХНЕТ ДУРНО!
А я вот не согласен. Применительно к журналистике, информационной сфере приоритетность денежного фактора меня не убеждает. Деньги решают не все! Попробую доказать, хотя вряд ли удастся переубедить прагматиков и нигилистов. И надежда на идеалистов невелика.
Дело в сложной и противоречивой природе медиабизеса. Считаю мифом надежду на финансовый успех большинства «независимых» и свободных СМИ, как, впрочем, и на фанфары государственных массмедиа. Известны случаи, когда в жаркую погоду юноши покупали ящик пива (когда оно было в дефиците) и продавали со своими процентами. На вырученные деньги покупали уже целый грузовик напитка. Много грузовиков. Потом купили пивзавод. Так парни становились миллионерами и миллиардерами, крутыми бизнесменами и серьезными политиками.
Или можно откармливать поросят, разводить кур, продавать лекарства, мобильные телефоны, открывать салоны красоты, медицинские центры — вон сколько их вокруг. Очень удобно «отбивать» вложенные средства. Вот это бизнес!
А информационный бизнес низкорентабельный. И рынок легко быстро заполняется, а поток рекламы набирает скорость и мощь. Все равно спонсор, вложивший деньги в красивое издание, однажды спросит, что он имеет, где его дивиденды, хотя бы политические, имиджевые? Так было с журналами «Националь», «Карл Фукс». Вроде свежие и актуальные, красивые по сути, но массовый потребитель и карман учредителя их не потянул.
А читатель и зритель — народ непостоянный, он в любой момент готов отвернуться: на фига он должен читать (смотреть) эту муру, ему дай что-нибудь попроще и поярче. И все, он не подпишется на издание, переключится на другой канал и уйдет на другие сайты. Запросто! Выживают и «держат шишку» единицы, способные выдавать актуальный эксклюзив. И держатся 4 - 5 федеральных каналов с цифрового мультиплекса за счет административного ресурса и бюджетной подпитки, узнаваемых «звезд». Иногда за счет пропагандистского нахрапа и за счет таких ярких проектов, как Малахов, «Голос» и т. д. Их совсем немного.
А остальные...В «желтом» экстазе и нахрапе звездных каналов все чаще видна паника, они готовы показать или напечатать все что угодно, лишь бы добиться рейтинга. Лишь бы сохранить его, удержаться на олимпе. Вон что, например, произошло с НТВ! Сразу видно, что печатается или показывается ради денег. Да и я, потребитель информации и культурных ценностей, хочу приличного качества, максимального приближения к реальной жизни, моим вкусам. Чего почти никогда не бывает. Ангажированные репортажи и бездарная публицистика пахнут дурно. Проплаченный пафос не увлекает. Политические и финансовые грезы остаются в анонсах и проектах.
«Ошибается тот, кто считает, что издания «Татмедиа» катаются как сыр в масле. Зарплаты, гонорары весьма скромны» |
КАК ЖИВЕШЬ, «КАЗЕННАЯ» ПРЕССА?
АО «Татмедиа» — холдинг с 200 СМИ разных категорий (есть еще одноименное агентство, это небольшое министерство, заказчик информационных услуг). Все государственные СМИ учреждены АО «Татмедиа», за исключением газет «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан» и телерадиокомпании «Татарстан —Новый век».
Ошибается тот, кто считает, что издания холдинга катаются как сыр в масле. Зарплаты, гонорары весьма скромны. Штаты в основном не раздуты, особенно творческие, в частности, в районных, городских изданиях. Пишущих работников — 3 - 4 человека, получающих, как правило, небольшие зарплаты. Один из них в отпуске или болеет. Вот и бегает редактор, сам пишет, правит, шлифует, вдвоем, втроем выпускают очередной номер, да еще под жестким присмотром чиновников из Казани. Еще надо интернет-сайт вести, что непросто в районе, где живут в большинстве пенсионеры, невтянувшиеся в глобальную сеть. Есть районы (например Балтасинский), где прижился интернет в сельской местности, да еще с татарским населением. Или неплохо идет медиабизнес, например, в Кукморе, Азнакаево, Агрызе.
Обычно в таких условиях до шикарных и гениальных идей дело не доходит — лишь бы выпустить вовремя два номера в неделю. А им еще рекламу собирать, деньги зарабатывать. Районки в глубинках востребованы читателем и рекламодателем, но усилиями чиновников холдинга их статус и самочувствие нагибаются до предела. Их полосы и номера часто утверждаются в Казани, хотя стоило бы подобрать редактора и научить выполнять обязанности на самоконтроле.
Особенно болезненная вещь — шагреневая кожа районной прессы стремительно сужается. Казань присылает вкладыш «События недели» объемом, превышающим сам номер районной газеты. Это как минимум 8 полос. Плюс телепрограмма и рекламные объявления. Местной информации, зеркалу районной жизни остается ничтожная площадь. Кому захочется получать районку, если там почти нет освещения районной жизни, ее духа и настроения, своеобразного местного колорита? В прежние времена тоже в районной прессе печатались сообщения ТАСС и республиканские новости, но они занимали полполосы или чуть больше, ведь существуют центральные и республиканские СМИ, а сейчас их работа дублируется в зажатой со всех сторон муниципальной прессе.
«Хороших идей, талантливых, свежих творческих личностей, неутомимых творцов с хорошей профессиональной подготовкой нигде не отбирают и не готовят. Они сами пробиваются. Иногда» |
СТАВКА НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. ЕСЛИ ОН ЕСТЬ
Но надо что-то смотреть и читать, что-то показывать и издавать. Остается мордобой, убийства и секс на экране или мелодрама в духе мексиканских сериалов. Разбавленные, как пиво в советские времена, пятиминутными рекламными прокладками с бессмысленным вялым сюжетом при остро детективной фабуле. По большому счету у изготовителей медиапродукции в итоге все чаще нет ни денег, ни славы, ни морального удовлетворения. Остаются 3 - 4 ведущих телеканала, которые вне конкуренции, а массовая публика любит больше смотреть, чем читать, и остальные СМИ на фоне ТВ нервно курят в сторонке. А вы говорите медиабизнес!
Есть еще десятки, сотни остальных «обычных» каналов, кабельных, спутниковых, есть интернет-порталы, газеты, журналы — их счет идет на сотни и тысячи. Районное, городское, региональное телевидение, радиовещание тоже хотят как-то жить, раз учредители не передумали и спонсоры не вывелись. Но учтите, у меня только одна пара глаз, и в сутках 24 часа, из них на развлечение и познавательную информацию могу выделить не более 4 - 5 часов.
Никто не замечает явного перепроизводства информационного продукта и многократного превышения рекламных площадок. При агрессивном опустошении кошелька, когда семейный бюджет сокращается вопреки планам медиабизнесменов подзаработать. Как же быть? Что остается делать? Правильно — предъявлять высокопрофессиональную, востребованную продукцию по актуальному ассортименту!
Вот и дошли до самого пикантного места. Хороших идей, талантливых, свежих творческих личностей, неутомимых творцов с хорошей профессиональной подготовкой нигде не отбирают и не готовят. Они сами пробиваются. Иногда.
На мой взгляд, успех зависит от редактора. Его политической культуры, гражданской зрелости, дипломатии. Не слышал о системе учебы редакторов, если не считать медиафорумы с концертами и банкетами. Да и по подготовке журналистов, специализирующихся на различных тематических направлениях, нет семинаров, кластеров.
Руководители изданий поставлены в положение оперативных исполнителей. Большинство из них послушно готовы рапортовать, доложить, так как знают, всегда найдется, за что их пропесочить: тираж, рекламные доходы. А то могут и выгнать. В прошлом году редактора одной татарской городской газеты убрали через 10 месяцев работы, хотя он не провел к тому времени даже подписки на два полугодия, а объективные показатели были не хуже прежних, даже несколько лучше. Кто будет рисковать в ситуации, когда нет «крыши» над головой ни в лице администрации, ни холдинга? Лучше уж промолчать, не высовываться, не ляпнуть лишнее слово...
МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА?
Меня удивляет бесшабашная «смелость» некоторых редакторов — они не боятся печатать серость, предлагать беззубые статейки без попыток новых идей, несмешную сатиру, «некусачие» фельетоны. Если уж не личностей и компании (а то по судам затаскают или на ковер позовут), то хотя бы типичные портреты уродства, глупости, коррупции, краснобайства рисовать можно! Стоит послушать хотя бы реплики первого лица республики, казанского мэра или других глав, министров, правоохранительные структуры, судебную систему: они не скрывают, что такое хорошо, а что — плохо.
Не обязательно впадать в разоблачительный раж, мстить и карать при помощи газеты, телесюжетов, радиопередач. Не призываю быть бесшабашно «суперсмелыми». И вообще не люблю, когда журналист подменяет сыщика и прокурора, судью.
Жанр расследовательской журналистики уникален и интересен, но он может применяться лишь в исключительных случаях, и то без особых иллюзий и сильными, грамотными профессионалами. Мафия «хвостов» за собой, отслеживающих ее подвиги, не любит и умеет их отрезать. Правоохранительные органы не терпят конкуренции, и правда — им положено ловить и разоблачать. Да и правовой базы у журналистских расследований почти нет. Даже расследование 800 журналистов мира личной жизни президентов и королей с объемными отчетами годится для растопки камина.
Мы не прокуроры, не судьи, журналист не может уложиться в процессуальные нормы и его копание не «выстрелит». Наше дело еще важнее и сложное — формирование общественного мнения. Программирование мышления и мировоззрения взрослых и воспитание (?) уже состоявшихся людей.
И мы распространяем не только и не столько новости. Термин СМИ — средство массовой информации — неправильно истолкован. На самом деле мы средство массового контента, выдаем не столько оперативную информацию, сколько культурный и познавательный продукт. Люди отдыхают, что-то хотят узнать, чему-то научиться. Они много информации «не кушают». Ее и так навалом.
Например, агентство «Татар-информ» ежедневно выдает почти 200 новостей или даже больше — зачем? А все СМИ, входящее в АО «Татмедиа», распространяют 1000 единиц информации в сутки. О чем и зачем? Почему-то называется совокупный рейтинг всех СМИ холдинга в интернете, суммируя количество интернет-посещений двух сотен источников информации. Превращается ли количество в качество, отдается ли оно эффектом? Вряд ли. Весь этот поток можно перебить двумя-тремя резонансными публикациями в таких изданиях, как «БИЗНЕС Online» или некоторых других. Непонятно, зачем столько «информашек» или информационного мусора раскидали в почтовых ящиках, эфире и глобальной сети.
«В «Российской газете» — самой приближенной к власти — нет барабанного боя, звонких призывов. Но там есть то, чем живет страна. Все спокойно и деловито. Актуально. Все, как привык делать главный редактор Владислав Фронин, кстати, выпускник журфака Казанского университета»
ИМЕЕТ ЛИ ВЛАСТЬ ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ?
Говорят, что власть не вправе финансировать СМИ. Мол, пусть все издания зарабатывают сами в режиме свободной конкуренции. Все решит рейтинг. Я, конечно, демократ, но с таким раскладом не согласен. Если бы не создали агентство, а потом АО «Татмедиа», большинство социально значимых СМИ закрылись бы или оказались бы в политических «гаремах» олигархов.
Татарстанский опыт прижился. Теперь аналогичные структуры создаются в других регионах. В Башкортостане есть и агентство, и холдинг в статусе ГУП, который оплачивает типографские расходы (как минимум), без чего национальные региональные СМИ не выжили бы. Особенно сейчас, когда почта плохо разносит, но сдирает больше денег за доставку.
А кто, если не государство, будет тащить социально значимый, детский, просветительский груз? Да никогда ни одно государство в мире не оголит свою информационную безопасность, как смазливая студентка на пляже. И внутри страны, и за экспорт все правители и олигархи выставляют себя в лучшем виде, в том числе супердемократичные и сверхсвободные. Ни одна корпорация не зевает, когда ее мажут дегтем.
НЕ МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ
Считается, что правительственная информация слишком казенная и хвалит начальство, поэтому ей не верят. Смотря, как подается эта информация. В «Российской газете» — самой приближенной к власти — нет барабанного боя, звонких призывов. Но там есть то, чем живет страна. Все спокойно и деловито. Актуально. Все, как привык делать главный редактор Владислав Фронин, кстати, выпускник журфака Казанского университета, ныне федерального, который сейчас пытается доказывать миру, что он самый крутой, и печатается в иностранных журналах.
Пусть будет государственная, муниципальная информация. Лишение глав районов и городов права учреждать СМИ считаю лукавой дурью, федеральное законодательство этим не добилось удушения коррупции самоуправства. Градоначальник, районный «хан» всегда найдет способ и средства для самопиара. Он же ничего не боится, хотя кое-где живется неспокойно.
В Татарстане противопоставление районной прессы, принадлежащей АО «Татмедиа», до крайности не доходит. Все-таки и глава, и медийная отрасль — креатура президента и правительства, Госсовета республики. Но двойственность положения редакторов районных газет очевидна. Провести подписку, выполнить план по рекламе без поддержки главы нелегко, хотя формально возможно. Особенно в городах. Но самое ужасное, если две ветви управления — муниципального и информационного — живут как Монтекки и Капулетти, или если местная власть безразлична к чаяниям «своего» издания, управляемого из Казани.
Есть районы, где редакция сидит в прекрасных помещениях. Но есть и другие примеры: в Атнинском районе редакция сидит в списанном здании Сбербанка, не находящемся на балансе ни у кого, переданном по акту в статусе «дрова». А район передовой, почти 20 литров молока от коровы доят, сельские производители сохранились. Но районная газета, которую выписывают в 70 процентах дворах района, обитает на дворах, как изгой.
А ведь районная, городская, республиканская пресса не помеха, а первейший помощник управленцам. Ее конкретная критика адресна, эффективна и целебна. Позитив не вызывает у меня изжоги. Мне правду надо знать, причем и черную, и белую, и серую. Я хочу знать, какие постановления и законы выходят, какие меры принимаются. В другой, «демократичной» прессе этого нет, есть только реакция, комментарий.
А уже потом сопоставлю с зеркалом независимых и авторитетных каналов и деловых изданий типа того же «БИЗНЕС Online».
ХОТЕЛОСЬ БЫ НАПОМНИТЬ ОЧЕВИДНОЕ
Хотелось бы напомнить очевидное: «бизнес» для СМИ, работающих с государственной поддержкой, что главное дело средств информации — это контент, содержание, идеи и знания, просветительство, оказание услуг народу, налогоплательщику, чтобы он жил в нормальной, благополучной безопасной стране с чистой водой, развивающейся экономикой и социальной сферой, где растут хорошие законопослушные люди, верящие в неотвратимость наказания за всякие злоупотребления, настроенные созидать, имеющие шансы на самореализацию. Заметим еще: пресса позволяет завоевывать и удерживать власть, проводить избирательные кампании, вести ту или иную политику. Разве этого мало?
Огромные доходы же от рекламы доступны лишь отдельным лидерам-монополистам. Обычным труженикам умственного труда надлежит работать на создание здоровой и творческой атмосферы в обществе.
И не стоит шугать детские, молодежные, женские литературные журналы, районные издания, угрожая их закрыть как неизлечимо больных «дауншифтеров». Они вчера признаны легендарными брендами, а завтра могут оказаться за бортом только потому, что не зарабатывают на рекламе, хотя они прекрасно исполняют свое дело («бизнес»!), сохраняют основную часть своей аудитории.
Почему же я написал все это? Чтобы не носить в себе беспокойство по поводу возможного развала медийной сферы, особенно социально значимых и национальных СМИ. Ведь каждая национальная культура имеет мировое значение. Когда деньги затмевают глаза некоторых управленцев, опытные, понимающие люди должны высказаться. Это я делал, работая в структуре медиа, и был единственным журналистом в головном предприятии, имеющим опыт работы в районной газете, читающим и пишущим на двух государственных языках.
Фарит Шагиахметов и Андрей Кузьмин
Сейчас наша сфера переживает стресс, который наше поколение вряд ли выдержит как равноправный участник событий. В августе исполнится 50 лет с того дня, когда я пришел в журналистику. За это время не разу не обманул, не получал рекламации или не был ответчиком в суде. Хотя, возможно, ошибался или неудачно выражался, возможно, что-то написал блекло или бездарно, но нечестных публикаций не было. И никогда не настаивал на своих ошибках.
Вот и сейчас говорю все как на духу в защиту своей профессии: наша работа измеряется не деньгами, не дутыми компьютерной технологией рейтингами. Убежден: нельзя путать медиабизнес с откормом поросят и торговлей пивом.
Высказанные идеи неоднократно выражал и устно, и письменно руководителям медиахолдинга и агентства, даже более подробно и откровенно. И ни разу никто не возразил. Прежний гендиректор Фарит Шагиахметов охотно воспринимал мой тезис о том, что «в мясокомбинате должно пахнуть колбасой». В смысле в медийном холдинге приоритетом должна пользоваться журналистика, успешность и профессионализм контента.
Его преемник Андрей Кузьмин вроде тоже признает приоритетность контента, идеологической и просветительской миссии СМИ. Все предложения и свои пожелания я передал ему, уходя с работы советника. Но пока все, что слышу в сфере СМИ, связано с рекламой, доходами, рокировками медиаресурсов. А приобретение, продажа медийных активов, открытие названий и брендов — дело ненадежное. Вчерашний «лидер» сегодня угасает, если нет человеческого фактора. Остается обложка и логотип. Многое зависит от людей — журналистов, которых никто не вправе подавлять, двигать как пешки на доске. На прошлой неделе узнал, что руководителя «РБК-Татарстан» передвинули, не объяснив, зачем это нужно и в чем он виноват. Вроде как для оптимизации, тоже для экономии денег, не посчитав, где еще утекают средства без пользы для дела.
Конечно, это внутреннее дело, кого убирать, что закрывать. Но мы, читатели, видим, как в полумертвом состоянии продолжают существовать отдельные издания, особенно журналы, признанные, заметим, легендарными брендами! Их реанимация, выполнение их исторической миссии посильна толерантным, культурным профессионалам.
Мне кажется, в таких делах надо полагаться на компетентных специалистов, уметь убеждать начальство, защищать просветительские инструменты, нравственные ценности, интересы республики. 320 млн. рублей на все печатные и муниципальные СМИ — небольшая сумма. Это сопоставимо с бюджетом трех театров и симфонического оркестра. Было бы кощунственно требовать монетизации оперы и балета, которые, по признанию директора театра им. Джалиля, приносят доход в размере 15 - 20% бюджета театра, остальное дает государство. И ведь никто не требует отдачи реконструкции общественных пространств городов, благоустройства парков, скверов, водоохранных зон, но затраты на них обязательно окупятся через настроение, имидж региона, обретение более высокого уровня культуры региона.
Что же предпринять, как изменить ситуацию для повышения конкурентоспособности содержания? Прежде всего признать приоритетность контента и профессионализма именно в медийной сфере на фоне финансовой, рекламной и политтехнологической составляющих, которые, безусловно, тоже важны. Но не настолько, чтобы журналистику и творческое начало держать в черном теле. В знак признания приоритетности медиакомпонента надо начинать читать, смотреть и слушать продукцию «собственных» СМИ, что весьма важно, работающих на обоих языках. Директивы начальства, которое не читает и не смотрит предмет оценки, неубедительны и бесполезны. Кроме того, наладить регулярное рецензирование контента, выявление лучших и худших образцов творчества, привлекать квалифицированных экспертов по разным направлениям (экономика, политика, социальное развитие, культура, национальные, религиозные вопросы, социология), устраивать «мозговые атаки» по отдельным темам, обсуждать свежие идеи и новые проекты. Пока же на контент ни времени, ни средств не выделяется. В хит-параде только продажи, интернет-рейтинги, процент заполнения рекламной площади.
На мой взгляд, медийная сфера столь же важна, как и общественное пространство, как опера и балет. Она позволяет не только укреплять власть и проводить политику, но и создавать созидательный и режим в обществе. Средства, которые она получает на фоне других социальных структур и ведомств, просто незначительные.
Что же касается «негосударственных» и независимых СМИ, включая и «БИЗНЕС Online», а также успешных независимых татарских газет, то они тоже, если захотят, вправе участвовать в распределении грантов и субсидий, получать поддержку в той степени, в какой они помогают укреплять республику.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.