КОНЕЦ ОДНОГО КАК НАЧАЛО ДРУГОГО

Для обеих этих симфоний на календаре позапрошлого века перекрестным стал 1894 год. 34-летний дирижер и композитор-радикал Густав Малер уже завершил Первую симфонию с подзаголовком «Титан», а 70-летний органист, педагог и композитор-консерватор Антон Брукнер все еще продолжал работу над Девятой симфонией, названной им «К возлюбленному Богу». Успев написать три ее части, в 1896 году Брукнер умер. В целом работа над opus magnum отняла последние 9 лет его жизни.

Детище многочисленных редакций (Леве, Хаас, Новак, Корс), додумываний и достраиваний, в наши дни это огромное полотно иногда дополняют Te Deum — частью брукнеровского «Реквиема». Александр Сладковский с ГСО РТ поставили точку там, где ее поставил сам композитор. Не точку, конечно, а многоточие, значительное постольку, поскольку за ним, точнее минут за 15 до конца третьей части, композитор уже открыл Вечность и даже записал ее нотами.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ВЕЧНОСТЬ В 3D-ОБЪЕМЕ

На концерте действительно был четким момент, когда великий автор-романтик — хозяин долгих раздумий и громадных звуковых пространств — увидел потусторонний свет. Примерно на стыке двух первых третей заключительной части столбик мерцания этого света изображают высокие флейты. Не менее точно регистрировалось и зафиксированное нотами вознесение Души, после чего — кинематографу подобные изображения были еще недоступны — звуками показаны просветленные райские мажоры, брошен обратный, сверху-вниз, взгляд на преображенное земное прошлое, а потом все растворено в экстатическом слиянии понятно с Кем.

Объемный звуковой 3D-эффект, пожалуй, самое удивительное достижение ГСО РТ, научившегося представлять сложные партитуры, словно это монтаж на языке новейших технологий. Акустическая реальность порой исчезала куда-то: от нее отвлекали оркестровые краски, пространственные звуковые распределения. Чтобы вернуться к себе, порой требовалось себя же и ущипнуть.

Важно, что все эти брукнеровские объемы, темповые пласты, горячие и остывающие температуры, появляющиеся и исчезающие уровни симфонического мироздания, помимо иллюзии «зримой музыки» одаривали дефицитным в наше время состоянием искренности; пылким — именно здесь и сейчас обращенным к слушателям — сообщением о великом чувстве веры, которое по сей день, к счастью, так и живет в этой музыке.

«ТИТАН» ШЕВЕЛИТ ПАЛЬЦЕМ

К христианскому откровению Брукнера симфония Малера подошла словно вторая половинка диптиха. С тем же самозабвением, что и идущий навстречу Богу Брукнер, Малер спроецировал миф о Титане на композиторское право «поучаствовать в мироздании».

В буквальном и точном следовании этой партитуре Сладковский нашел способ распрощаться с заезженными исполнительскими стандартами. Во вступлении к первой части из фойе троекратным эхо донеслась тема труб. В танцевальном поединке народного лендлера и салонного вальса нашлось место беспримесному венскому эстетству (2-я часть). В Траурном марше вдруг «чертиком из табакерки» выскочила уморительная клезмерская тема, а в концовке финала группа валторн заиграла стоя: Малеру было важно минимизировать риск неточностей при максимально возможной форсировке звука. Но до того, как малеровская картина мира замкнулась тем, чем была начата, раздалось сопение Титана, который во сне пошевелил пальцем. За такую звукопись многое можно отдать!

Приписывая композитору в его Первой симфонии болезненную критику действительности, обличительные сатиры и пр., авторы учебников не дошли до того, что из точного следования партитуре извлек Сладковский. Мнимое простодушие античного мифа о Титане предстало у него метафорой «масштаба усилий». Вполне реальных, более чем содержательных и, безусловно, победительных.

Кстати, масштабу собственных усилий Сладковского, вот-вот получившего звание народного артиста России, соответствует не только нынешний уровень ГСО РТ, но и планы, о которых им было сказано на пресс-конференции. В ближайшее время это два выступления с ГСО РТ в концертном зале «Мариинский-3». В будущем сезоне — запись на фирме «Мелодия» всех 15 симфоний и всех инструментальных концертов Шостаковича, а также издание на той же фирме комплектом с архивным Шостаковичем оркестра под управлением Кирилла Кондрашина Первой, Пятой и Девятой симфоний композитора в интерпретации «татарских симфоников». И — как продолжение начатого — подготовка к исполнению Четвертой и Седьмой симфоний Антона Брукнера; Седьмой, Девятой а после них и Второй симфонии Малера с символическим названием «Воскресение».