РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ВЫБЕРУТ НА 10 ЛЕТ

В профессиональных кругах продолжается активное обсуждение реформирования рынка обращения с отходами с учетом утвержденных в декабре 2014 года законодательных изменений. Несмотря на то, что в прежних публикациях я затрагивал эти изменения, считаю необходимым все-таки перечислить самые принципиальные законодательные новации, регулирующие нашу отрасль.

Итак:

  • основные полномочия в сфере обращения с отходами передаются с муниципального уровня на региональный;
  • в каждом субъекте РФ должна быть разработана и утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а также территориальная схема обращения с отходами;
  • вводится институт регионального оператора по обращению с ТКО – компания, обладающая монопольным правом заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в зоне своей ответственности; региональный оператор определяется по итогам конкурса на срок не менее 10 лет;
  • вводится единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров;
  • вводится экологический сбор (неналоговый доход федерального бюджета), уплачиваемый производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
  • законодательно утверждена возможность введения раздельного сбора мусора.

Эти и другие новации требуют серьезных изменений в деятельности компаний, работающих на рынке обращения с отходами, прежде всего с ТКО. Необходимы не только совершенствование системы управления, технологическая модернизация, но что особенно важно, крупные инвестиции в отрасль, позволяющие осуществить ее модернизацию, а также обеспечить возврат этих инвестиций в разумные сроки.

«МУСОРНАЯ ОТРАСЛЬ»: ПРЕОБЛАДАНИЕ АРХАИКИ НАД ИННОВАЦИЯМИ

В каком состоянии находится отрасль по обращению с ТКО в нашей республике? Приведу лишь некоторые цифры.

Если верить статистике министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, всего в Татарстане в 2014 году было образовано ТКО в объеме 4 208 080 метров3. Из них в Казани – 1 309 935 м3 (31,1%), или 229 813 тонн; в Набережных Челнах – 574 253 м3 (13,6%), или 100 746 тонн.

При этом переработке подвергается лишь 10 - 12% всех образуемых отходов, как промышленных, так и ТКО. С учетом того, что уровень переработки промышленных отходов традиционно существенно выше, уровень переработки только ТКО, по некоторым оценкам, не превышает средних общероссийских показателей (3 - 5%). Абсолютное большинство образуемых ТКО направляется для захоронения на полигоны.

Теперь о состоянии полигонного хозяйства. Бытует мнение, что действующие полигоны полностью или практически полностью исчерпали свой ресурс. По крайней мере, об этом заявляют некоторые высокопоставленные деятели республики. Статистика министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ демонстрирует близкое этим оценкам состояние, хотя, на мой взгляд, ситуация не настолько критичная.


Итак, в Татарстане в настоящее время насчитывается 54 полигона для захоронения ТКО, из которых 50 имеют лицензию. При этом состояние лицензированных полигонов по такому показателю, как степень исчерпанности ресурсов, различно:

  • исчерпали ресурс более чем на 80% – 10 полигонов (20%);
  • исчерпали ресурс на 50 - 80% – 26 полигонов (52%);
  • исчерпали ресурс менее чем на 50% – 14 полигонов (28%).

Конечно, для более полноценной оценки состояния полигонного хозяйства необходимо еще учитывать мощность каждого полигона и с учетом этого показателя оценивать степень исчерпанности их ресурса. Тогда картина будет более объективной.

Кроме того, в республике существует 843 так называемые «санкционированные» свалки, большинство из которых возникло в советский период для местных нужд, чаще всего на основании неофициальных решений руководителей сельсоветов, колхозов и совхозов. По этой причине большинство таких свалок находится вблизи сельских населенных пунктов. Очевидно, что все они не имеют никакой защиты, оказывая негативное воздействие на окружающую среду – почву, воздух, водные ресурсы и т. д. С учетом современных требований, прежде всего экологического законодательства, такие свалки должны быть ликвидированы с последующим осуществлением мер по рекультивации земель.

Теперь о предприятиях, работающих в сфере обращения с отходами. В Татарстане в настоящее время насчитывается около 70 предприятий (юридических лиц), занимающихся сбором и транспортировкой ТКО. Из них в Казани – около 15; в Набережных Челнах – 5; в 43 муниципальных районах – 50 (как минимум 1 предприятие по транспортировке ТКО имеется в каждом районе).

Наиболее крупными предприятиями, специализирующимися на сборе и транспортировке ТКО, являются ООО «ПЖКХ», ООО «Поволжская экологическая компания», «Мехуборка», МУП «Горкоммунхоз».

Что касается количества предприятий (юридических лиц), осуществляющих функцию переработки отходов, то, на первый взгляд, их вроде как немало – 116. Однако в большинстве своем это производства, для которых переработка отходов не является профильным видом деятельности. Профильных перерабатывающих предприятий, ориентированных в том числе и на переработку ТКО, не так много. Самыми крупными из них являются предприятия Набережных Челнов – ЗАОр «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. Титова» (в сегменте макулатуры) и ООО «ПромИндустрия». Некоторые из вышеуказанных транспортных предприятий имеют мусоросортировочные линии, общее количество которых в республике составляет 24. Однако в подавляющем большинстве это устаревшие линии, закупленные в начале 2000-х годов.

В качестве резюме отметим, самая главная проблема отрасли в республике заключается в том, что в технологии обращения с ТКО преобладает стремление к их захоронению, в то время как доля переработки крайне мала. Проще говоря, мы предпочитаем по старинке хоронить отходы в земле, отравляя собственное окружающее пространство. Мы искусственно плодим издержки, в том числе финансовые, вместо того, чтобы, перерабатывая отходы, получить дополнительный источник доходов.


МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ РОСТА ТАРИФОВ?

Борьба за рынок обращения с ТКО в Татарстане разворачивается нешуточная. И здесь важнейшим условием для победы является наличие крупного инвестора у компании-претендента на статус регионального оператора.

Насколько известно, для татарстанских компаний, претендующих на статус регионального оператора, основным источником финансов являются либо банки, либо инвестиционные фонды. И те и другие предоставляют финансовые ресурсы на условиях ссудного процента, что предполагает значительное увеличение размера возвратных средств.

И здесь возникает вопрос: как обеспечить поступление инвестиций, учитывая необходимость их возврата в значительно большем объеме? Отрасль по обращению с ТКО не способна тягаться с торговлей, где обеспечивается достаточно быстрый возврат инвестиций. Но вместе с тем это и не энергетика, где срок только окупаемости вложений может достигать 10 лет и более. Как бы то ни было, для любого инвестора необходимы гарантии обеспечения обоснованных и устойчивых источников возврата инвестиций в оптимальные сроки. И вот здесь принципиальное значение имеет модель организации бизнеса в сфере обращения с ТКО.

Как я отмечал прежде, в Татарстане преобладает простейшая модель обращения с ТКО, предполагающая их сбор и захоронение на полигонах. Если говорить о технологической составляющей, то это модель не только самая простая, но и самая примитивная. Она останется таковой, даже если при перевозке ТКО будут применяться новейшие средства транспортировки, а их захоронение будет осуществляться на полигонах, построенных по новейшим технологиям, ведь уровень технологического совершенства модели обращения с ТКО определяется в первую очередь глубиной переработки отходов.

Естественно, что при такой примитивной технологии существует только один существенный источник возврата инвестиций – это тариф на вывоз и утилизацию (де-факто – захоронение) ТКО. Однако региональный оператор и инвестор не могут самостоятельно определять размер данного тарифа, поскольку это является прерогативой государства. Они могут лишь оказывать влияние на тарифную политику государства. И понятно, что это влияние будет направлено лишь в одну сторону – в сторону увеличения тарифа. Потому как чем выше будет размер тарифа, тем выше скорость возврата инвестиций. Очевидно, что главными жертвами такой политики станут простые граждане и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются ТКО.

Следует учитывать еще один аспект, который будет оказывать влияние на увеличение тарифа. Крупнейшие в республике компании, занимающиеся транспортировкой ТКО, продвигают идею использования крупных межрайонных полигонов. Эта идея имеет немало плюсов, в том числе потому, что предполагает сокращение количества более мелких (районных) полигонов. Однако централизация полигонного хозяйства ведет к увеличению транспортных расходов, что будет способствовать росту тарифа. Строительство нового межрайонного полигона также является еще одним фактором роста тарифа.

Возникает вопрос: как же избежать чрезмерного роста тарифа (именно чрезмерного, так как полностью отказаться от увеличения тарифа довольно проблематично)? Ответ очевиден: надо увеличивать глубину переработки отходов. Бизнес, построенный на многократном переделе сырья (в нашем случае – отходов), наиболее эффективен как с точки зрения интересов инвестора (увеличивается скорость возврата инвестиций), так и с позиции интересов государства и общества (на каждом технологическом этапе увеличивается добавочная стоимость продукта, а это дополнительные рабочие места, налоги и т. д.). К тому же не следует забывать и о таком факторе, как снижение нагрузки на полигоны и улучшение экологической ситуации.

Таким образом, переработка отходов, в том числе ТКО, создает еще один существенный источник возврата инвестиций (даже с учетом необходимых затрат на строительство перерабатывающих мощностей), позволяющий инвестору избежать соблазна подталкивать государство к повышению тарифов.

ИСЛАМСКИЙ БАНК ВХОДИТ В БИЗНЕС НА ПРАВАХ ПАРТНЕРА, А НЕ РОСТОВЩИКА

Современная банковская система кредитования, в основе которой лежит ссудный процент, не всегда эффективна. В некоторых случаях кредитная политика банка носит весьма недружелюбный для производственного бизнеса характер. И это понятно, любое производство, особенно высокотехнологичное, требует много времени и больших затрат. А главный интерес банка заключается в более быстром возврате инвестиций в как можно большем размере. По этой причине самый удобный для банка клиент – это обычный коммерсант, бизнес которого построен на быстром обороте средств. Если уже совсем упрощать, то самым лучшим клиентом для банка является классический спекулянт.

Понятно, что если речь идет о кредитовании производственного бизнеса, то самым лучшим для банка является наличие государственных гарантий. Однако большинство предприятий в производственных отраслях по определению лишены подобных привилегий, в том числе и предприятия, занимающиеся переработкой отходов. Применительно к нашей отрасли можно сказать, что банку гораздо интереснее открыть кредитную линию компании, ориентированной на захоронение отходов при условии наличия гарантированного роста тарифов, чем перерабатывающей компании. Впрочем, и в этом случае есть выход.

В последнее время в России, и особенно в нашей республике, все активнее обсуждается возможность использования новых для нас технологий кредитования, основанных на принципах исламского банкинга.

Как известно, исламский банкинг предполагает запрет ссудного процента, запрет на спекуляцию, особенно если заемщик попал в сложную ситуацию. Принципы исламского банкинга построены не на схеме ростовщичества, а на принципах проектного инвестирования. Кредитор в лице исламского банка входит в бизнес на правах партнера – на условиях разделения риска получения прибыли и убытков. И это позволяет создавать более благоприятную атмосферу для реализации проекта.

Если говорить о сфере обращения с отходами, то для такого партнера гораздо более интересным станет реализация проекта, предполагающего глубокую переработку отходов. Поскольку именно при такой технологии будет наилучшим образом обеспечен режим возврата вложенных инвестиций.

По этой причине полагаю, есть смысл более глубоко и детально обсудить вопрос реализации отраслевых проектов на принципах исламского банкинга.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции