Представитель России на «Евровидении» Сергей Лазарев в числе фаворитов конкурса (фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости») Представитель России на «Евровидении» Сергей Лазарев в числе фаворитов конкурса (фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»)

ПОП-КОНЦЕРТ В СТОКГОЛЬМЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Сегодня поздним вечером в шведском Стокгольме развернутся баталии финала конкурса «Евровидение-2016». Каждый год это музыкальное шоу для «европейских домохозяек» собирает многомиллионную телеаудиторию, а в России кипят нешуточные страсти по поводу того, что наш конкурсант, естественно, был лучше всех, но не получил заветного первого места по причине козней оппонентов. «Евровидение» давным-давно перестало быть законодателем музыкальной моды, если и было им когда-нибудь, однако соревновательный принцип, заложенный в основе этого конкурса, столь силен, что россияне болеют за своего представителя здесь едва ли не ожесточеннее, чем на Олимпийских играх.

В этом же году каналу «Россия 1», показывающему шоу в очередь с Первым каналом, явно повезло. Крайняя политизированность «Евровидения-2016» явно поспособствует солидным рейтингам программы. А на самом TV нас ожидает многочасовой урок патриотического воспитания, за который отвечают ведущие Дмитрий Губерниев и Эрнест Мацкявичюс. Они уже поупражнялись в этом на неделе во время полуфиналов, сопровождая ехидно-уничижительными репликами едва ли не каждое выступление, не забывая при этом ежеминутно повторять, что Сергей Лазарев — представитель России на «Евровидении» — фаворит №1 у журналистов и букмекеров. Причем фаворит безоговорочный. Кроме того, в студии у Бориса Корчевникова традиционно для этого шоу соберется разномастная публика, которая также будет на грани и даже за гранью истерики объяснять граду и миру, что наш артист лучше всех.

Далеко не все готовы признаться, даже своим друзьям, что смотрят такое шоу, как «Евровидение», считая его едва ли не идеальным образцом безвкусицы в дорогой обертке. Но на этот раз, судя по всему, у «голубых экранов» соберутся и «ватники», и «белоленточники». Поскольку поп-концерт из Стокгольма фактически превращен в очередную арену российско-украинского противостояния.

ДОЧЬ КРЫМСКОГО ТАТАРИНА И АРМЯНКИ

Всему виной конкурсантка из Украины — Джамала и ее песня «1944». Скандал, связанный с ней, начался уже в тот момент, когда артистка выиграла украинский отбор на конкурс с композицией, посвященной депортации крымских татар. Уже тогда, в феврале, в Госдуме раздавались голоса с целью недопустить Джамалу до «Евровидения», а саму ситуацию объясняли желанием лишний раз уязвить Россию. Кстати, в жюри украинского отбора был, например, вроде бы наш человек Константин Меладзе. А сама певица, победительница конкурса «Новая волна-2009» в Юрмале и неоднократная участница престижного российского феста в усадьбе Jazz, безусловно, высококлассная певица.

Джамала, дочь крымского татарина и армянки, рассказывает, что ее песня — это история собственной прабабушки, которую в 1944 году депортировали в киргизский город Ош, где и родилась певица. Ее поддержал и главный крымско-татарский диссидент Мустафа Джемилев, ныне уполномоченный президента Украины по делам крымско-татарского народа. Уже после национального отбора он написал в «Фейсбук»: «Это победа! Тысячи крымских татар наблюдали за ходом финала национального отбора на конкурс «Евровидение», который проходил в Киеве... Уверен в том, что Джамала достойно представит нашу страну на «Евровидении». Я полагаю, что «1944» будет знать весь мир». На российском же TV уже перед вторым полуфиналом, в котором участвовала певица, в студии у Корчевникова пытались пристыдить Джамалу за ее спекуляции на политические темы, а кто-то даже обращался к артистке в прямом эфире, дескать, что она будет делать, когда нынешние украинские власти и их политика станут историей.

На данный момент на официальном канале в YouTube «Евровидения» выступление Джамалы в полуфинале посмотрели 1,5 млн. раз. Впрочем, концертное видео из Стокгольма россиянина Лазарева имеет на счету 2,5 млн. просмотров.

ЛАЗАРЕВ ПРИГЛАСИЛ ВСЕХ ГЕЕВ И ЛЕСБИЯНОК В РОССИЮ

Персона российского участника тоже вызывает некоторые споры, хотя о них сегодня мы вряд ли услышим из эфира «России 1». Речь, конечно, не идет о конкурсной песне You Are the Only One или самом номере артиста. Последний, созданный корифеем «Евровидения», греческим режиссером Фокасом Евангелиносом, уже называют настоящим шедевром спецэффектов, резко выделяющим композицию стандарта евро-поп из общей массы участников. Кроме того, в профессионализме опытного певца и артиста 33-летнего Лазарева сомневаться не приходится.

Однако за его плечами целый ряд заявлений, которые вряд ли могут добавить популярности на родине. Еще в середине 2014 года Лазарев искренне заявлял в интервью украинскому телевидению, что не считает Крым частью России. Сейчас же на пресс-конференции в Стокгольме он порадовал европейцев, пригласив в нашу страну всех представителей ЛГБТ-сообщества в случае победы россиянина на конкурсе. По словам Лазарева, у нас много развлекательных заведений для геев и лесбиянок, где те будут чувствовать себя комфортно.

Не остались в стороне от громкой темы известные пранкеры Вован и Лексус, которые позвонили Сусанне Джамаладиновой (Джамале) от имени помощников президента Украины. И этот разговор был продемонстрирован в эфире НТВ. Певица подтвердила наличие политического подтекста в ее песне: «Конечно, мы знаем, что он там есть. Но мы это знаем по секрету. Когда я скажу это громко, они (организаторы «Евровидения»прим. ред.) снимут эту песню. Нужно быть мудрым и аккуратным... В песне сказано больше, чем вы думаете». Также Джамала сообщила, что не собирается с концертами в Россию, а нашу делегацию назвала дружным «гей-комьюнити». Кстати, с самим Лазаревым, а также с Филиппом Киркоровым, его наставником в Стокгольме, украинская певица хорошо знакома.

По последним данным авторитетной букмекерской конторы William Hill, российский участник является самым главным претендентом на победу в конкурсе. Джамала идет на третьем месте в числе фаворитов. Среди них также представители Австралии, Армении, Швеции и Франции, имена и песни которых, скорее всего, забудутся уже на следующий день после «Евровидения».

Лазарев выйдет на сцену под №18, Джамала — 21-й.

Организаторам же придется решать очень серьезную дилемму. Украина уже заявила, что откажется от участия в следующем конкурсе, если в Швеции победит Россия (напомним, что «Евровидение» всегда проходит на родине предыдущего победителя). Действительно, успех нашего участника даже на фоне раскладок букмекеров может оказаться настоящей сенсацией, учитывая политику взаимных санкций между Россией и Западом. Между тем победа Украины также может создать массу проблем. И дело даже не в потенциальной реакции Москвы. Вряд ли Украина экономически потянет в нынешних условиях само проведение конкурса.

Так что вариант победы нейтрально окрашенного победителя из «приличной» европейской страны кажется наиболее очевидным. Впрочем, истерик в студии «России 1» этой ночью в программе Корчевникова тогда будет не избежать.

«ВСПОМНИМ «ТЮРКВИДЕНИЕ, В КОТОРОМ ТАТАРСТАН НЕ УЧАСТВУЕТ УЖЕ ВТОРОЙ ГОД»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили политический аспект «Евровидения-2016».

Заур Смирнов — председатель госкомитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым:

— Лично мне жаль, что такую трагедию используют в шоу-бизнесе, а конкурс «Евровидение» и все, кто в нем участвует, представители именно шоу-бизнеса. То есть это те люди, которые, исполняя песни, зарабатывают деньги для себя, для своих продюсеров. Тоже самое делает и Джамала. Естественно, она раскручивает свою популярность, и ей посоветовали использовать для этого депортацию крымских татар, в результате которой погибла почти половина народа. И, конечно, очень жаль, что она, отчасти будучи крымской татаркой, решила использовать трагедию своего народа для собственной популяризации.

Дамир Давлетшин — директор «Майдан ТВ», официальный представитель конкурса «Тюрквидение» в Татарстане:

— Конкурс «Евровидение» довольно непредсказуемый, и точно сказать, кто одержит победу, нельзя. Там совершенно непонятно, каким образом происходит оглашение результатов, постоянно какие-то сбои, неверное озвучивание оценок.

Вообще, у этого конкурса есть эта черта — политизированность, и я ни капли не удивлен, что в этом году в качестве привлечения внимания к конкурсу выбрана такая тема. Каждый раз организаторы находят новые и новые поводы обратить на себя внимание. То победу одерживает исполнительница с бородой, сейчас вот поднята тема крымско-татарской исполнительницы. Все это для того, чтобы «Евровидение» смотрело больше народу, чистый пиар-ход. Скандал, желтизна — именно это любят смотреть зрители, причем даже не ради того, чтобы послушать исполнителей, а именно посмотреть его и быть в курсе того, какие ходят разговоры о конкурсе. Лично я, послушав песню украинской представительницы, не зная языка, не был в курсе, о чем эта песня.

Возвращаясь к политизированности культурной сферы, то да, сейчас это происходит очень часто. Вспомним «Тюрквидение», в котором Татарстан не участвует уже второй год. Было так обидно, когда мы из-за политических настроений руководства нашей страны не смогли принять участие в этом конкурсе. И сейчас, продолжая общение с членами жюри «Тюрквидения», с артистами, нам рассказывают, что раньше сплоченность участников была гораздо больше, было весело, как все были дружны. А сейчас этого уже нет. Нет того веселья, когда в конкурсе принимали участие казахи, якуты, башкиры. И в целом оценивая эту ситуацию, мы понимаем, что политика залезла в культуру, ведь «Тюрксой» — это культурная организация.

Римзиль Валеев — журналист, общественный деятель:

— Я не считаю песню Джамалы антироссийской акцией. В тексте есть только психология и восприятие человека, которое она не могла выразить на родине предков. В исполнении Джамалы только в конце услышал крымское звучание, ноты. В принципе, модель чувств людей, которые выражаются в песнях, — это либо любовь, либо расставание, либо невозможность реализации своего желания. Да, здесь есть резонанс, а что тут такого? Вот если бы во время выступления пускали видеоряд, в котором показана депортация, какие-то военные действия, репрессии, захваты, вот это было бы совершенно другое дело. Песня сама по себе не виновата.

Что касается собственной популяризации с помощью этой произошедшей трагедии, то ее здесь тоже нет. Если бы она произносила политические термины, то может. В тексте нет политических, идеологических терминов, ничего нет, это лирическое внутреннее переживание. Резонанс может быть и не политическим, но кто же отрицает факт депортации. То, что человек под влиянием рассказов родных скучает по своей родине, по родной земле... Тут есть еще один интересный момент, когда мы слышим шлягеры о любви или «Я убью соседей...», мы думаем, что это нормальная музыка. А когда его личные переживания имеют социальные, политические значения, мы подозреваем под этим провокацию. Почему? Послушайте песни, которые мы сейчас зачастую слышим. Там ни морали, ни самоощущения — где в какой стране ты живешь, одна абра-кадабра. И это модно.

У Лазарева прекрасные кульбиты, прекрасная обстановка, Россия лучше всех умеет делать шоу. Но никто не вспомнит про песню, когда такие декорации.