.

ПОСТЯЩИХСЯ ЛИШИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Главная новация «Изге Болгар җыены-2016» («Священное болгарское собрание») — это, безусловно, смещение времени проведения мероприятия. Оно прошло не как обычно в середине июня, а на три недели раньше. Во-первых, начало лета теперь приходится на Рамазан — месяц мусульманского поста — уразы, и организаторы, видимо, посчитали, что дополнительные испытания под палящим солнцем верующим ни к чему. Хотя проверка на прочность вероубеждения не помешала бы. В этом случае на «Священное болгарское собрание» приехали бы самые крепкие, духовитые представители уммы. Но это, конечно, сократило бы количество гостей, которых в этом году было и так меньше обычного. Ждали 50 тыс. человек, приехали, по официальным данным полиции, 30 тысяч.

Зато среди них были VIP-гости, которые ежегодно посещают «Изге Болгар җыены». Духовная власть была традиционно представлена Талгатом Таджуддином — председателем ЦДУМ России, муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным. Светскую возглавлял президент Татарстана Рустам Минниханов, кроме него в Болгар приехали и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, и премьер-министр Ильдар Халиков, и руководитель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Почти что все главы муниципальных районов тоже были замечены на мероприятии. Здесь же можно были встретить и главу АИР РТ Талию Минуллину, которая как бы напоминала, что вся прошедшая рабочая неделя в столице республики прошла под знаком KazanSummit.

Кроме местного истеблишмента на священное собрание пригласили и федеральных чиновников, самым высокопоставленным из которых был руководитель федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Генеральный консул Турции в Казани Турхан Дильмач, несмотря на все сложности в отношениях между нашими странами, по-русски и по-татарски поздравлял всех с праздником.

Особо стоит отметить митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, который вовсе решил свой день рождения отметить на болгарской земле. 21 мая ему исполнилось аккурат 69 лет. Так получилось, что личный праздник владыки Феофана приходится на День официального принятия ислама Волжской Булгарией. Считается, что именно 21 мая 922 года здесь предки татар решили сделать ислам своей религией.

.

ОДА ДВУМ ПРЕЗИДЕНТАМ

Еще одно новшество этого года — главная сцена праздника была расположена не на своем традиционном месте, возле входа в Болгарский музей-заповедник, а за Белой мечетью. Как оказалась, сделано это было для удобства, так что все происходило рядом со строительной площадкой будущей исламской академии. На «Священном болгарском собрании» состоялась церемония закладки первого камня под основание учебного заведения. О совпадении двух праздников напомнил президент Татарстана, на голове которого была необычная золотистого цвета тюбетейка. Он начал свое выступление арабской молитвой, потом перешел на родной язык, далее продолжил по-русски, а завершил свой спич на english.

«Сегодня у нас двойной праздник! Во-первых, мы отмечаем принятие нашими предками — булгарами — ислама. Во-вторых, мы хотим открыть здесь Болгарскую исламскую академию и сегодня заложим первый камень под ее фундамент. Благодаря поддержке федерального центра, лично президента начинается закладка этой академии. Ее задача — сделать такой центр российского уровня, чтобы мы могли готовить достойных наших проповедников».

Минниханов особо поблагодарил своего предшественника на посту президента Татарстана. Шаймиев — главный идеолог возрождения Болгара, в свою очередь, рассказал о планах, которые здесь намечены. Он сказал, в частности, что в следующем году должна открыться гостиница «Кул Гали», ведется работа по углублению Волги, и даже большие теплоходы смогут причаливать к берегам музея-заповедника. Внимательно слушавший выступление двух президентов председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев и вовсе, вспоминая опыт южных республик, поразился, как это Минниханов и Шаймиев мирно сосуществуют друг с другом в Татарстане:

«То, что здесь стоят оба президента вместе, — это для нас для всех очень большой пример. Обычно мы видим, что президент, который приходит, начинает ругать того, который был. Вот он все разрушил, все развалил, и вот будем по новой это делать. А здесь этого нет. Они вместе стоят, они все это начали. Дай Аллах им сил и здоровья все это продолжать».

.

МИННИХАНОВ СМЕНИЛ ЗОЛОТИСТУЮ ТЮБЕТЕЙКУ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ КАСКУ

Бердиев болгарскую землю назвал святой. В этом, оказывается, большая роль руководителей республики и верховного муфтия страны Таджуддина, который в прошлом году подарил волос пророка Мухаммеда Белой мечети:

«Жители татарской республики, всей России должны приходить сюда и преклоняться...Пророка частица здесь стоит. То, что ее сюда привез и поставил муфтий, хазрат Талгат Таджуддин, ему спасибо, чтобы такую реликвию отдать, надо иметь мужество. Он сделал это ради мусульман, ради ислама. Это место святое. Не потому, что в Болгарах приняли ислам, а это место святым сделали вы. Прежде всего ваши президенты!»

Между тем сделавшие место святым президенты вместе главой ЦДУМ РФ и муфтием РТ, облачившись в зеленые фартуки и рукавицы, заложили капсулу в основание Болгарской исламской академии. Внутри капсулы содержалось послание будущим потомкам на татарском, русском, английском и арабском языках. Во время церемонии золотистую тюбетейку Минниханов поменял на строительную каску. Сопровождалась закладка первого камня громким коллективным возгласом: «Аллаху Акбар» (Аллах велик).

Простых смертных на стройплощадку не пускали, впрочем, как и фотографов с журналистами. В этом году суровость охраны по отношению к прессе также была особой. Пишущую братию не пускали на ключевые мероприятия, оттесняли от VIP-персон. Приходилось проходить через две-три рамки металлоискателей. Охраняло «Изге Болгар җыены», только по официальным данным МВД по РТ, 600 человек, то есть на каждого полицейского приходилось по 50 паломников, и это не считая огромного количества подтянутых парней в штатском. Беспрецедентные меры безопасности, возможно, оправдываются угрозой терроризма. Собственно, открытие и начало работы Болгарской исламской академии и должно позволить подготовить богословов такого уровня, чтобы они смогли противостоять экстремистам исламского толка.

МУФТИЙ РТ: «МЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО ПОСТРОЯТ ЧЕРЕЗ ГОД, НО БУДЕМ МОЛИТЬСЯ ОБ УСКОРЕНИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Первый камень заложили, но когда академию откроют, пока неизвестно. Муфтий Татарстана Камиль хазрат называет лишь примерные сроки:

«Мы слышали, что построят через год, но будем молиться об ускорении строительного процесса. На открытие Болгарской академии собираются приехать ученые мирового уровня: Абдурахман Сагди, Усама Азхари, Ибрахим Нурейхи и другие. На днях состоится заседание попечительского совета, и там решат, какие формы обучения здесь можно будет внедрить (заочную или иную другую), а также учебную программу. После собрания мы объявим общественности обо всем».

Участник торжеств муфтий Крыма Эмарали Аблаев отметил в разговоре с нашим корреспондентом, что сейчас на полуострове, в медресе Зинджирли, возрождается исламский институт, и окончившие его в дальнейшем будут учиться в Болгарской исламской академии. А имам казанской мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, который буквально за 10 дней до «Изге Болгар җыены» отрекся от всех своих хозяйственных дел и решил сосредоточиться на преподавательской и проповеднической деятельности, сообщил «БИЗНЕС Online», что хочет отдать сюда учиться своих детей:

«Я надеюсь, что два моих сына будут здесь учиться. Кроме того, у нас есть Казанский исламский колледж, ректором которого я являюсь, и его выпускники, продолжат учебу в БИА. По моему мнению, академия сможет выйти на мировой уровень. Пример этому — история медресе в Бухаре «Мир-араб». Окончившие ее в советское время мусульмане смогли стать видными религиозными деятелями на территории бывшего СССР. Более того, думаю, что в Болгарскую исламскую академию будут поступать и из арабских стран. Не мы будем уезжать туда, а они оттуда будут приезжать, иншалла».

. .

УЧАСТНИКИ «ИЗГЕ БОЛГАР ҖЫЕНЫ» ПУБЛИЧНО ПОКАЯЛИСЬ В ГРЕХАХ

Несмотря на новшества современного «Священного болгарского собрания», были и традиционные мероприятия. Как известно, проведение «Изге Болгар җыены» началось еще в далеком 1989 году. Председатель духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Таджуддин организовал его в рамках торжеств, посвященных 1100-летию принятия ислама булгарами, и одним из ключевых моментов является обряд покаяния. Его совершают возле Малого минарета музея-заповедника. Согласно легенде, недалеко от минарета находится могила одного из сподвижников пророка Мухаммеда, которых посланник Аллаха отправил в Болгар распространять ислам.

Этот год не стал исключением. Собравшиеся на площадке вслед за верховным муфтием России громко повторяли слова покаяния: «Я прошу прощения у Аллаха за грехи, совершенные мною сознательно и по ошибке, тайно и открыто, каюсь Ему в грехах, которые я знаю, и в грехах, которые я не знаю. Поистине, Ты — знающий сокровенное». Среди кающихся были и духовные лидеры муфтиятов со всей России,например муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов. К слову, он, а также Таджуддин, Бердиев и Аблаев представляли ДУМ РФ. Равиль Гайнутдин, один из авторитетнейших председателей религиозной структуры — совета муфтиев России, на «Изге Болгар җыены» отсутствовал, говорят, что по болезни, хотя в прошлые годы приезжал регулярно.

Интересным моментом окончания обряда покаяния явился проливной дождь. Словно падающая с небес вода смыла грехи участников священного собрания — ведь с давних времен у мусульман считается, что дождь знаменует милость Всевышнего.

. .

«НА СТЕНЫ НЕ ВСТАВАТЬ!»

После покаяния, уже под едва накрапывающим дождем, гости из Малого минарета направились в сторону Большого, на место фундамента Соборной мечети, которая когда-то стояла здесь. Как и в прошлом году, полуденный намаз совершили не в татарском Тадж-Махале — Белой мечети, а на открытом воздухе. После азана — призыва к молитве — мусульмане еще долго не приступали к коллективному намазу. Оказалось, ждали VIP'ов.

При этом правоохранители отгоняли операторов и фотографов, залезших на стену с целью найти удачный ракурс для съемки: «На стены не вставать!» Дескать, это памятник архитектуры. Далее группа полицейских создала коридор, чтобы очистить путь для Минниханова и Шаймиева, которых встречали два муфтия — Таджуддин и Самигуллин. Председатель ЦДУМ РФ возглавил намаз, совершив его в сокращенном виде, — путникам так положено делать по шариату. Это не понравилось одному из гостей мероприятия, ведь в прошлые годы Талгат хазрат читал не двух-, а четырехракаатную (части намазаприм. ред.) молитву, оправдывая это тем, что мы, дескать, не гости в Болгаре, не путешественники, а это наше ПМЖ.

Как бы там ни было, также по созданному полицейскими коридору, VIP-мусульмане после намаза направились в шатер верховного муфтия — на трапезу, куда, естественно, чужих не пустили. Подкрепиться необходимо, в том числе и для духовных подвигов, ведь с закатом солнца у мусульман начиналась ночь Бараат, провести которую рекомендуют в бдениях. В исламе этот день считается днем освобождения или отпущения грехов. А уже через две недели весь исламский мир встретит наступление священного месяца Рамазан.