В Совете Федерации сегодня обсуждали важную для Татарстана проблему — как не валить в одну мусорную кучу телевизоры и овощи и получать из этого большой экологический эффект. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что сократить в два раза объемы захоронения отходов реально.
Сегодня на заседании Совета Федерации России говорили о сборе и переработке мусора. Эта тема особенно актуальна для Татарстана, где уже несколько лет идут настоящие «мусорные войны»
НА ИНФРАСТРУКТУРУ НАДО 150 МЛРД. РУБЛЕЙ ПРИ ТЕКУЩЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ В 8 МИЛЛИАРДОВ
Сегодня на заседании Совета Федерации России одной из основных тем стала реализация федерального закона «Об отходах производства и потребления». Если говорить конкретнее, то речь шла о сборе и переработке мусора. Эта тема особенно актуальна для такого региона, как Татарстан, где уже несколько лет идут, можно сказать, настоящие «мусорные войны», но об этом чуть позже. На заседании спикером была председатель СФ Валентина Матвиенко, с основным докладом выступил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
Начал он с общего обзора дел на «мусорном фронте». Чиновник, сославшись на данные госстатистики, сообщил, что в России сохраняются высокие уровни образования отходов — около 5 млрд. т в год. Более 90% этого объема — отходы от добычи и обогащения сырья. Отрадно, что уровень их утилизации и обезвреживания составляет более 50%. Данный показатель за последний год подрос на 10%.
«Иначе обстоит дело с твердыми коммунальными отходами (ТКО), — перешел к проблемам министр. — В 2014 году образовалось около 71 миллиона тонн бытового и промышленного мусора, из которых только 7,5 процентов было вовлечено в хозяйственный оборот (то есть в переработку — прим. ред.). Остальные объемы направлены на захоронение. Причем объем переработки снизился почти вдвое с 2010 года, когда он составлял 12,6 процента». Министр сравнил сегодняшнюю ситуацию с той, что была в Советском Союзе. По его словам, в 80-е годы в СССР перерабатывалось до 60% бумаги, до 50% текстиля и свыше 30% шин. Сейчас объемы переработки бумаги и резины составляют 36% и 10% соответственно.
«В крупных мегаполисах, таких как Москва, наработан опыт по вторичному использованию отходов, — продолжил министр доклад. — В частности, в столице реализован эксперимент по раздельному сбору однородных отходов, что является необходимым условием для организации их переработки. Однако пока в этой сфере мы находимся практически на старте. И мы понимаем, что потребность в инвестициях на создание в стране инфраструктуры по переработке отходов только на начальный период оценивается примерно в 150 миллиардов рублей при текущем объеме финансирования не более 8 миллиардов. То есть сегодня необходимо привлечь практически в 20 раз больше инвестиций в данную сферу».
В России сохраняются высокие уровни образования отходов — около 5 млрд. т в год
ИЗ 26 НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 11 ЕЩЕ НЕ ПРИНЯТО
Далее Донской перешел непосредственно к ФЗ «Об отходах производства и потребления». Именно на него уповают чиновники — дескать, когда заработает в полную силу, тогда ситуация кардинально изменится. Принят закон был еще в 2015 году и должен был вступить в силу с 1 января 2016-го, но правительство дало отсрочку еще на год. Как оказалось, действие закона невозможно без принятия 26 подзаконных нормативных актов, а их, на данный момент, правительством утверждено всего 15.
Как считает министр природных ресурсов и экологии РФ, новый закон создает условия для притока инвестиций в сбор и переработку мусора — тех самых 150 млрд. рублей. Документ охватывает две сферы регулирования: природоохранную и жилищно-коммунальную. Законом введен новый экономический механизм, который основан на обязанности производителей и импортеров товаров и упаковки утилизировать их после утраты потребительских свойств. Это так называемая расширенная ответственность производителя. Отходы разделены на однородные группы, исходя из спроса на полезные компоненты, которые могут быть получены в результате переработки. Это создает замкнутый цикл обращения с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение.
Кроме того, закон улучшает практику обращения с ТКО в сфере ЖКХ, изменяет систему лицензирования компаний, работающих по данной тематике, определяет перечень товаров, которые (поэтапно) будет запрещено утилизировать — они будут подлежать только переработке.
Но, чтобы закон заработал, мало принять недостающий пакет нормативных актов. Как сообщил Донской, каждый регион должен разработать территориальную схему обращения с отходами и выбрать местных операторов, занятых сбором и транспортировкой мусора. В данный момент такие программы в высокой степени готовности находятся у 50 регионов. В числе отличников министр назвал Поволжье, Центрально-Черноземный район, Омскую область и Красноярский край.
Процедура перелицензирования компаний, работающих с мусором, должна быть завершена до 1 июля. На данный момент, по словам Донского, Росприроднадзором выдано 3,3 тыс. новых лицензий и около 1 тыс. переоформлено. Министр выразил уверенность, что все остальные компании пройдут эту процедуру до истечения указанного срока. Кроме того, до 1 января в стране должна быть разработана единая система учета размещения и обращения мусора. Но пока там даже не выбран исполнитель. Конкурс на выполнение госзаказа еще не состоялся.
Сергей Донской считает, что новый закон создает условия для притока инвестиций в сбор и переработку мусора — тех самых 150 млрд. рублей
В ТАТАРСТАНЕ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ «МЕГАСВАЛОК» И ОПАСАЮТСЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ «МУСОРНОГО РЫНКА»
В Татарстане, как мы уже упомянули, «мусорная тематика» очень обсуждаема в разных кругах. В частности, неоднозначным считается факт выбора единого регионального оператора по сбору и транспортировке мусора. Многие, особенно представители малого и среднего бизнеса, считают, что это приведет к монополизации рынка, скорее всего, каким-нибудь федеральным игроком, а в дальнейшем данная схема аукнется ростом тарифов. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков на отчетной сессии Госсовета также признал, что и ему высказывают опасения о монополизации данной сферы. Он прокомментировал депутатам ситуацию так: «Мы к этому вопросу подходим очень осторожно. Необходимо, чтобы был баланс, — здесь наша позиция жесткая, чтобы не привести к существенному росту тарифов на вывоз, сортировку и утилизацию твердых бытовых отходов. Это принципиальная позиция». Ранее министр экологии РТ Фарид Абдулганиев пообещал, что места в новой схеме хватит всем: и крупному бизнесу, и малому. Но конкретно кто и где будет работать, станет известно только ближе к 1 июля.
Не все в порядке и со строительством комплекса мусоросортировочных и перерабатывающих заводов. Напомним, такой проект пытался несколько лет назад реализовать в Набережных Челнах в то время мэр автограда Василь Шайхразиев. Предполагалось, что мусор — сырье для предприятий — будет свозиться с 11 муниципалитетов РТ. Но население, назвавшее данный проект «мегасвалкой», выступило резко против, и городским властям пришлось отказаться от своей затеи.
Затем нечто подобное захотел построить в своей вотчине и мэр Елабуги Геннадий Емельянов. Но и здесь горожане выступили против, опубликовав в соцсетях видеообращение к главе. Инициатором выступил совладелец компании «Эссен Продакшн» Леонид Барышев. В итоге все это вылилось в открытое противостояние бизнесмена и мэра.
А в Казани заявлено о проекте строительства мусоросжигающего завода (МСЖ), который намерена реализовать одна из структур «Ростеха». Размер инвестиций — 18 - 20 млрд. рублей. Обещается, что весь мусор будет превращаться в электричество и стройматериалы, будет решена проблема иловых остатков «Водоканала», а в воздух будет уходить только СО2.
Что же касается раздельного сбора мусора, упомянутого Донским, то он осуществляется и в Набережных Челнах. В частности, в автограде проводится акция «Зеленая улица», инициатором которой выступает компания «ПромИндустрия», возглавляемая депутатом горсовета Николаем Атласовым. В ходе акции компания устанавливает в автограде контейнеры по раздельному сбору мусора: макулатуры, пластика и металла. В 2015 году они появились в Челнах всего в двух местах, план на 2016-й — еще 100 контейнеров: в каждом микрорайоне, в общественных местах, в парках и скверах.
«МНЕ ДАЖЕ ШКОЛЬНИКИ ЗАДАЮТ ВОПРОС, ПОЧЕМУ МЫ ВАЛИМ ВСЕ ВМЕСТЕ: И ТЕЛЕВИЗОРЫ, И ОВОЩИ»
Но вернемся к сегодняшнему заседанию. Последовавшие после выступления министра вопросы от сенаторов продемонстрировали, что тема их очень волнует. Член Совфеда Елена Мизулина не преминула заметить, что экологическое ведомство взяло на себя колоссальную задачу по созданию целой отрасли обращения с отходами, однако разделить радостные настроения по этому поводу собрание не спешило. Так, сенатор от Алтайского края Сергей Белоусов назвал заявленную сумму инвестиций в сферу переработки мусора в 150 млрд. «совершенно неподъемной» и предложил воззвать к помощи минстроя, который бы закладывал нормы, учитывающие сортировку мусора, при проектировании будущих районов, жилых домов. «А то потом опять соберется такая же цифра и такая же проблема. Мне даже школьники задают вопрос, почему мы валим все вместе: и телевизоры, и овощи», — отреагировал сенатор.
Весьма жизненный пример о судьбе раздельного сбора мусора в России, где-то отвечающий на вопрос Белоусова, привела Матвиенко. «В Петербурге создали эксперимент по раздельному сбору мусора. И надо сказать, что население готово к этому. Поставили разные мусоросборники под стекло, бумагу... А потом на глазах у этих ответственных жителей приезжает одна машина и с разных баков все это складывает в одну кучу! Эксперимент на этом закончился», — ярко живописала политик. Поэтому, по ее словам, нужны специальные экономические меры, которые бы подталкивали компании, занимающиеся вывозом мусора, обеспечить также и раздельный вывоз, чтобы «привести это, как в Европе, к цивилизованному уровню». Пока же ни сам закон, ни нормативные акты таких условий не создали, констатировала она.
Донской с критикой согласился, вновь напомнив, что для раздельного сбора и транспортировки нужна соответствующая инфраструктура. И программы, которые до конца года подготовят в регионах, включат в том числе и задачи по созданию точек, где мусор может приниматься и будет отправляться на переработку на конкретные заводы.
— Может, Андрей Владимирович Чибис ответит, когда мы начнем цивилизованно собирать, вывозить и перерабатывать бытовые отходы? — задала Матвиенко вопрос заместителю министра строительства.
— Правила обращения с отходами, которые подготовлены правительством, как раз и предусматривают запуск раздельного сбора. Если субъект РФ отбирает регионального оператора и дает задание обеспечить раздельный сбор, а не разделение мусора на мусоросортировочных станциях, этот механизм будет работать. В ряде субъектов это уже реализуется. Остается доработать соответствующие дополнительные стимулирующие экономические меры. Но сегодняшняя нормативная база позволит это сделать на старте, давая задание в конкурсной документации на выбор регионального оператора, — ответил Чибис.
— Вот и надо в конкурсную документацию обязательно включать пункт о раздельном вывозе мусора, — настоятельно рекомендовала председатель СФ. — Но одно дело — продекларировать это, а другое — создать экономические условия и инфраструктуру. А если это невыгодно, хоть сколько актов принимайте — никто в убыток себе работать не будет.
В качестве меры стимулирования можно, наверное, назвать поправки в Налоговый кодекс, которые сейчас активно обсуждаются в Госдуме. По словам сенатора Курганской области Сергея Лисовского, они касаются отмены НДС с доходов от сбора и реализации макулатуры. «Мы все помним, как в советское время нас стимулировали талонами на покупку книг от сдачи макулатуры. Сейчас же мы видим тонны бумаги, гниющей на улице», — сокрушался Лисовский. Но Донской поспешил успокоить, что минэкологии инициативу с налоговыми изменениями поддерживает и считает, что такие льготы для переработчиков бумаги будут хорошей опорой для увеличения объемов переработки.
«ЖАЛЬ ТОЛЬКО, ЖИТЬ В ЭТУ ПОРУ ПРЕКРАСНУЮ УЖ НЕ ПРИДЕТСЯ НИ МНЕ, НИ ТЕБЕ»
Еще один важный вопрос прозвучал ближе к концу заседания от члена Совфеда от Кировской области Олега Казаковцева, который попросил министра определить конкретные результаты «мусорной кампании», к которым страна и минэкологии должны прийти в самом конце. Как выяснилось, ведомство рассчитывает, что к 2027 - 2029 годам («Вот так немножко далеко заглядываем», — заметил министр) будет вовлечено в переработку 50% от существующих объемов ТКО.
— Сегодня мы говорим о 70 миллионах (видимо, кубометров — прим. ред.). Большая часть будет не захораниваться, а вовлекаться в переработку. Мы ожидаем, что к этому же времени перечень готовых товаров и упаковки, подлежащих утилизации, будет охватывать широкий спектр ТКО. Будут утверждены все необходимые нормативы утилизации. Просто мы последовательно эту норму внедряем, в том числе ориентируясь на экономическое состояние в стране. Будет создана вся необходимая инфраструктура — мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы. Для этого будет достаточно средств и времени. Общая оценка такая, — подытожил Донской.
— Жаль только, жить в эту пору прекрасную... — со смехом заметила Матвиенко, не закончив известной цитаты Некрасова, подразумевая очень уж далекую перспективу получения эффекта от нового закона.
Видимо, желая еще дольше оттянуть момент достижения «прекрасной поры», Мизулина предложила увеличить переходный период перед началом мусорной реформы. «Вы предложили всего год, и этот срок не соответствует масштабу задач. Вот в Омске из четырех полигонов у трех лицензии закончились в 2014 году, Роспотребнадзор их не продлил. Во многих районах отказывают в продлении лицензий либо вообще прекращают действие санкционированных свалок. И что получается? Нужно создавать новые, а территориальная схема размещения не предусматривает создания полигона так близко от города-миллионника. Да и создать полигон моментально невозможно. Нужно продлить переходный период, чтобы санкционированные свалки продолжали существовать до создания новых полигонов, дабы коллапсовую ситуацию не создавать», — пояснила член Совфеда.
Министр сразу оговорился: позиция правительства заключается в том, что переходный период не должен стать бесконечным. «Мы должны уложиться в сроки, которые планировали еще в 2014 году. Времени подготовиться было достаточно. Насчет инфраструктуры все понимают, что за один год построить ничего невозможно. Необходимо в программы закладывать такие сроки создания инфраструктуры, которые были бы удобны региону. И эта возможность есть. С 2018 года деньги в субъекты начнут активно поступать, большая часть из них и будет накоплена в бюджете от экологического взноса. Поэтому позиция правительства — переносить не надо, но нужно активно помогать субъектам в части подготовки и утверждения документов», — сообщил Донской.
Объем переработки мусора снизился почти вдвое с 2010 года, когда он составлял 12,6%. В 80-е годы в СССР перерабатывалось до 60% бумаги, до 50% текстиля и свыше 30% шин. Сейчас объемы переработки бумаги и резины составляют 36% и 10% соответственно
«СРЕДСТВА БЮДЖЕТА РАСХОДУЮТСЯ, СКАЖУ ОСТОРОЖНО, КРАЙНЕ НЕЭФФЕКТИВНО»
Неким катком оказался для Донского и аудитор Счетной палаты РФ Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Он признал, что работа минэкологии «не представляется достаточной и своевременной». В первую очередь докладчик упомянул о тех 11 подзаконных документах, которые до сих пор не приняты. Как следствие, нормативно-правовая база, регламентирующая работу по переработке отходов, отсутствует, по большому счету данная деятельность не регулируется.
«Начиная с 2011 года из федерального бюджета выделяются средства на ликвидацию полигонов с отходами прошлых лет, а также объектов накопленного экологического ущерба — всего их более 340, — конкретизировал докладчик. — Проведенные Счетной палатой проверки говорят о том, что в условиях отсутствия нормативного регулирования, закрепленных законодательством понятий в этой сфере средства бюджета используются, скажу осторожно, крайне неэффективно. Так в 2011 - 2013 годах на ликвидацию накопленного ущерба на 12 объектах было выделено 4,4 миллиарда рублей, из них 727 миллионов было использовано с нарушениями. В 2013 - 2014 годах бюджетному учреждению «Национальный парк «Русская Артика» при ликвидации загрязнений на островах Земля Франца-Иосифа оплачивались невыполненные работы. В результате с признаками нарушений использовано 718 миллионов рублей. Это практически 50 процентов от общей стоимости работ. А факт того, что в 2014 году в рамках госконтракта оплачена разработка отчета, состоящего из 148 листов, в сумме 120 миллионов рублей, наглядно показывает, к чему может привести отсутствие нормативного регулирования. По причине правовой нерегулируемости проекты этих работ не проходят надлежащую экспертизу, а сметы — оценку достоверности стоимости работ. Отсюда и такие последствия».
Выразил аудитор и сомнения в том, что единая программа учета отходов будет разработана в срок. И причина тут вовсе не в отсутствии финансирования, как это часто бывает. «Единая система учета отходов должна быть создана в 2016 году, без нее система обращений с отходами не может полноценно работать. Но мы отмечаем серьезные риски по срокам ее создания, — высказал свое мнение Жамбалнимбуев. — Средства в федеральном бюджете на 2016 год в сумме 597 миллионов рублей предусмотрены, также имеются нераспределенные 1,4 миллиарда рублей на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами. Однако Росприроднадзор до настоящего времени не согласовал в полном объеме с минкомсвязью план мероприятий по созданию этой системы. Нужно еще время на размещение заказа, а оно, как показывает практика, не короткое».
Аудитор дополнительно сообщил, что в госреестре полигонов зарегистрировано только 30% от их реального числа. Кроме того, ряд полигонов заполнен уже на 100%, многие имеют лишь небольшой остаточный резерв, который будет исчерпан в ближайшие годы. Растет и количество несанкционированных свалок. На начало 2016 года их было более 153 тыс., размещенных на 77 тыс. га земли.
Матвиенко, комментируя услышанное, сказала: «Честно говоря, Сергей Ефимович [Донской], информация из Счетной палаты очень серьезная. Я думаю, что те, кому положено с этим разбираться, разберутся, но и вам надо очень серьезные выводы делать».
Подводя же общий итог «парламентскому часу» для министра экологии, она заметила, что проблема, рассмотренная Совфедом, — одна из острейших. «Это сфера, где вращаются сотни миллиардов рублей, это сфера, которая во многом находится в тени, криминализирована. С принятием закона мы надеемся, что, наконец, здесь будет наводиться порядок и выстраиваться четкая политика и, главное, работа. Министерством природопользования, минстроем сделано многое, но полного удовлетворения нет, потому что как целостная система она еще не запущена, результатов в практической жизни не видно. Совет Федерации будет держать эту тему постоянно на контроле, чтобы это заработало на практике», — заключила спикер, напомнив присутствующим, что 2017 год объявлен Годом экологии, а это значит, что он должен быть переломным во всех отношениях.
«ГРАЖДАН НАДО СТИМУЛИРОВАТЬ, НАПРИМЕР, НЕ ДАВАТЬ РАСТИ ТАРИФУ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», уверены, что можно в 2 раза сократить объемы захоронения отходов, но только при активном участии самого государства.
Ролан Шамсутдинов — директор по региональному развитию ООО «Мехуборка Групп»:
— Я считаю, что планы минэкологии снизить к 2027 - 2029 году вполовину объемы ТКО вполне реалистичны. Но это возможно лишь при одном условии — в стране повсеместно будет введен селективный сбор мусора, причем граждане к этому отнесутся серьезно.
Сегодня во многих районах Татарстана, где работает наша компания, мы уже налаживаем селективный сбор мусора. Это касается, в частности, сбора ПЭТ-бутылок — достаточно опасного отхода, который нежелательно захоранивать на полигоне. Этот вид отхода очень востребован сегодня на рынке, и на наших площадках можно увидеть контейнеры для их отдельного сбора. Это лишь один из элементов привития культуры раздельного сбора мусора населению. Серьезно снизить объемы отходов можно за счет производства биокомпоста. Но для того, чтобы это все заработало реально, все государство, все люди, все инстанции, так или иначе задействованные в данной теме, совместными усилиями должны эту задачу решать. Всего, что сейчас заявляется на долгие годы вперед, можно достичь только при условии, что будет какая-то государственная стратегия, поддержанная делами. Не на словах, не на бумаге, а конкретными делами. И если этой цели — чтобы люди сами разделяли производимый ими мусор — достичь, то снизить объемы отходов реально. Государство при этом, естественно, должно имеющимися у него ресурсами освещать данную проблематику, призывать людей сортировать мусор. Невозможно одному оператору (даже если он завтра станет региональным) в одиночку перевернуть то, что не делалось много-много лет. Во многих странах данную задачу решали десятилетиями, и это были государственные программы, где само государство участвовало в доведении до людей информации о том, что раздельный сбор мусора нужен стране, что от этого будет зависеть, в каких условиях будут жить наши дети и т. д. Однозначно, региональный оператор в одиночку всю эту работу потянуть будет не в состоянии.
Если приличные объемы мусора будут разделяться на первичном этапе самими жителями, то можно их стимулировать и не давать расти тому же тарифу на вывоз, сортировку и захоронение ТБО. Если сегодня ПЭТ-бутылка имеет хорошую цену, то, к примеру, стоимость стекла не стимулирует кого бы то ни было заниматься его сбором и переработкой. Сделать бизнес по сбору боя стекла сегодня никакой оператор не сможет, потому что труда можно вложить много, а ценник там очень скромный. Возможно, нужно ввести какую-то государственную программу, где эти «невыгодные» бизнесу компоненты будут приниматься по определенной ценовой политике, а не за копейки.
Николай Атласов — генеральный директор ООО «ПромИндустрия»:
— Я считаю, что снизить вдвое объемы захоронения мусора в перспективе ближайших 10 - 12 лет в России вполне реально. Если сейчас на всех этапах организовать раздельный сбор ТБО, не профанацию и имитацию этой деятельности, а именно реальный раздельный сбор, организовать на государственном уровне информационную и разъяснительную для населения кампанию, то это произойдет. Надо захватить умы наших граждан, ведь чем больше мусора на первоначальном этапе будет сортироваться, тем меньше его попадет на полигоны.
Мы полгода назад в Набережных Челнах запустили систему селективного сбора мусора. И она показала свою востребованность. Наши акции («Зеленая улица», «Сдай макулатуру — спаси дерево») челнинцы активно поддержали, и на сегодняшний день уже более 300 предприятий и организаций осуществляют селективный сбор отходов. Во многом, конечно, этому способствовала администрация города, которая видит и понимает важность экологического воспитания населения. Но для того, чтобы снизить объемы мусорных захоронений, нужна не только сознательность населения, но и меры экономического стимулирования — необходимо развивать систему пунктов приема вторсырья, куда любой гражданин мог бы прийти и сдать вторсырье: тот же картон, бутылки и т. д. Второе: чем меньше отходов будет вывозиться для захоронения на полигон, тем меньше для населения должен быть и тариф. Это хоть и несколько эфемерный, но тоже стимул для населения. У нас в городе сегодня работают 15 пунктов приема вторсырья, установлено более 1,5 тысяч контейнеров для сбора макулатуры, в планах — организовать сбор полиэтилена.
На сегодняшний день раздельный сбор мусора в Татарстане не осуществляет ни один из игроков, представленных на этом рынке. Мы раздельный сбор начали и надеемся, что нас в этом начинании поддержат. В нашей компании есть экономически проработанная модель данного бизнеса. Почему нам выгодно этим заниматься? Потому что мы являемся не просто сборщиками или перевозчиками, а вырабатываем из вторсырья конечный продукт, можем себе позволить собирать мусор раздельно и тут же его перерабатывать. У нас экономика складывается. А если какое-то предприятие просто собирает, брикетирует вторсырье и затем куда-то отправляет на сторону, экономики не будет. Весь процесс нужно вертикально интегрировать. И региональный оператор, по моему мнению, должен быть именно таким.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.