Переехав в Татарстан вместе с тремя детьми и мужем, Ирина Кондратьева начала активно развивать бренд Feemouche по производству модной женской одежды. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, что будет модно этим летом, о планах выхода на рынки Лондона и США, и объяснила, почему ее производственный цех находится на улице Касаткина в Казани, а не в Китае.
Ирина Кондратьева: «Дизайнеры стали походить немного на детей, у которых проснулся интерес к экспериментам с тканями и декорированию. Мне это очень нравится»
ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
— Ирина, что будет модно этим летом? В чем мы увидим казанских девушек?
— Лето всегда подразумевает яркие и сочные цвета. Я сама очень люблю природные цвета — красный, оранжевый, синий, зеленый. Однозначно, это лето не обойдется без джинсового цвета — джинса не выходила из моды с момента появления. Уверенно захватили fashion-индустрию пастельные тона, которые дают ощущение нежности и свежести.
В моде сейчас крупные элементы — принт, рисунок, а также аппликация. Аппликация уверенно заняла свое место и держится в сезонах осень-зима и весна-лето. Аппликацию создают из лент, пайеток, камней и текстиля. Очень интересно, как элемент детского творчества вошел в fashion-индустрию. Мне кажется, дизайнеры стали походить немного на детей, у которых проснулся интерес к экспериментам с тканями и декорированию. Мне это очень нравится!
— Как отслеживаете мировые модные тенденции?
— Я стараюсь ездить на выставки, показы, но, так как я мама троих детей, надолго уезжать не могу. Когда во время съемки lookbook (альбом для демонстрации оригинальных образов, созданных дизайнером, — прим. ред.) возвращалась домой в полночь и дети радостно кричали «Мама!», я понимала, что уже стала в доме диковинкой.
Когда поначалу мы занимались детскими костюмами, я старалась обходиться оптовыми предложениями Казани и Москвы, но когда твоя фантазия выходит за рамки предложенного, возникает потребность смотреть по сторонам. В результате начинаешь ездить по зарубежным странам в поисках интересной ткани, будоражащей творческое сознание.
«Вдохновение — это неуправляемо. Можно листать глянцевый журнал или иллюстрации к детской книге и заметить там какой-то элемент, штрих, цветочек, складку, которые тебя захватывают и развиваются дальше»
— Кто из дизайнеров является для вас образцом стиля, вкуса, модных веяний?
— Мне очень нравятся Кристиан Диор и его позиционирование женщины как цветка. Мне это очень близко. Женщина — это бутон, который со временем раскрывается. Тонкая талия, изящная линия плеч, нежность, хрупкость и легкость — все это вдохновляет и отражается в коллекции. Из российских дизайнеров нравится Ульяна Сергеенко — ее стиль и декоративность моделей, то, как она работает с кружевом. Недавно открыла для себя молодого дизайнера — Наталью Зинько с Украины, которая получила дизайнерское образование в Лондоне.
— А кто вас вдохновляет при создании своих коллекций?
— Вдохновение — это неуправляемо. Можно листать глянцевый журнал или иллюстрации к детской книге и заметить там какой-то элемент, штрих, цветочек, складку, которые тебя захватывают и развиваются дальше. В новой коллекции много элементов, характерных для джинсового направления. Ткань для коллекции в основном привезена из Лондона. Прямые линии улиц, архитектура, флаг, ритм жизни людей — все это отразилось в коллекции, и джинсовая ткань лучше всего отражает современность. Изначально джинса была для рабочих, а потом вошла в нашу повседневную жизнь, и чувствуем мы себя в ней комфортно. Интересно работать с этой тканью, пробовать делать с ней что-то новое. Я не первый дизайнер, который занимается джинсовой тканью: есть прекрасный джинсовый бренд LEE, рубашки которого я люблю сочетать со своими пышными юбками. Также люблю экспериментировать с фатином.
— Что скажете о казанской моде?
— Казанские девушки очень любят одеваться модно, ярко, выразительно. Люблю наблюдать за женщинами, по ним даже видно, есть у них дети или нет. Мне нравится, что у девушек в Казани длинные волосы. Более старшее поколение (те, кто может себе позволить) предпочитает именитых дизайнеров, и, как правило, это не отечественные имена.
— Модные эксперты в российском глянце до сих пор говорят, что люди с опаской посматривают на творчество местных дизайнеров. В чем причина?
— Это не опаска, а скорее предрассудки и самовыражение человека за счет имени дизайнера. Если человек завоевывает расположение лейблами, это комплексы, а не опаска. Наши дизайнеры так же богаты творческой мыслью. Возможно, все дело в отсутствии возможности проявить себя. Качество работ наших дизайнеров ничем не хуже. Возможно, если нас не ограничивать поиском отличных материалов и фурнитуры, мы будем больше посвящать себя творчеству и креативу.
«Наш бренд начинался с детских костюмов, потому что фантазийная тема мне близка — можно сочетать несочетаемое в цвете и пробовать с формой, неприменимой в повседневной жизни»
— Вы неоднократно участвовали в выставках Sunday Up Market (SUM). Помогло ли это продвинуть ваш бренд?
— Первый раз мы участвовали в Sunday Up Market летом 2014 года для того, чтобы о нас узнали. С некоторыми нашими клиентами мы познакомились в соцсетях, а Sunday Up Market дает прямой контакт с потребителем и возможность пообщаться вживую, выслушать, что нравится, а что — нет. Мне интересна дальнейшая жизнь вещей производства Feemouche — как они в носке, какими стали после стирки. На SUM есть возможность также познакомиться с местными дизайнерами, с которыми можно сотрудничать на фоне производства.
Мы участвовали в мероприятии несколько раз. Теперь я хожу туда просто для удовольствия и общения. Однажды я придумала платье после того, как купила кольцо с муранским стеклом на SUM. Кстати, приятно, что после SUM люди приходили к нам и произносили название бренда правильно — не «Фемуча», а «Фимуш».
«Feemouche — это то место, где создадут платье мечты»
«ЮБКА-ПАЧКА — ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕАТР»
— С чего начался ваш бренд?
— Началось все три с половиной года назад. По второму образованию я дизайнер интерьера, творить хотелось всегда, сколько себя помню. Когда мы с семьей переехали в Казань, я решила, что это отличное место для старта. В Казани я познакомилась с людьми, которые меня понимают и слышат.
Наш бренд начинался с детских костюмов, потому что фантазийная тема мне близка — можно сочетать несочетаемое в цвете и пробовать с формой, неприменимой в повседневной жизни. У нас были удивительные костюмы-тыковки, где юбка в форме самой тыквы, костюм золотой рыбки, где платье с капюшоном словно в чешуе. При любом эксперименте с формой мы всегда следовали правилу «Это должно быть удобно»!
На теме детских костюмов отдыхаешь, больше чувствуешь себя свободным художником.
— Говорят, что на детях не экономят даже в кризис.
— Еще как экономят! Я понимаю, что наши костюмы доступны не всем, но и позиционируем мы их как одежда для игры или хорошая качественная игрушка, а не наряд на один утренник. Из образа принцессы удалите ободок-корону и волшебную палочку — и вот вам вполне подходящее для детского сада хлопковое платье, в котором малышка все еще чувствует себя принцессой. В производстве костюмов мы также использовали качественные материалы и большей частью натуральные.
— Что означает название Feemouche?
— Изначально название бренда состояло из двух слов — Fee Mouche. Fee в переводе с французского языка — «фея», а mouche — это «муха», то есть «сказочная мушка». Но теперь мы подросли и работаем с взрослой публикой, поэтому объединили два слова в одно, и оно не означает ничего, а лишь имеет французское звучание. Знакомые убеждали меня, что бренд надо назвать своим именем, говорили, что все так делают. Но я рада, что оставила такое название.
«Первыми клиентками стали мамы наших маленьких клиентов»
— Как перешли от детской одежды к взрослой женской?
— Женской одеждой мы занялись полтора года назад. Первыми клиентками стали мамы наших маленьких клиентов. Они обратили внимание на хорошее качество, креативный подход, что-то новое. Я часто это слышу о своих творениях: «Что-то новое!» Потом начали приходить подруги клиенток и так далее.
Деловая одежда у нас была, но очень мало, так как мне деловой стиль не очень близок. Зато наряды для корпоративных вечеринок, платья для Нового года, для настроения «встречаемся с подругами и идем в ресторан» — это у нас есть. Клиентки покупали на SUM наши популярные юбки-пачки, а потом возвращались и спрашивали, с чем необычным это можно сочетать. Были вопросы, куда вообще пойти в юбке-пачке. В принципе, если наденешь кроссовки и джинсовую куртку с футболкой, можно пойти за покупками в «Мегу». Если наденешь блузку и балетки, можно пойти с подругами в кафе, хотя и в джинсовой куртке это можно сделать. Юбка-пачка — это не обязательно театр, а ведь почему-то считают, что если юбка из фатина, то дорога только туда. Я бы не рекомендовала идти в юбке TU-TU в оперный театр, а то как будто взрослая девочка в костюме балерины. Зато в повседневную жизнь TU-TU привносит ту легкость, невесомость и хрупкость балерины.
Сначала нас называли ателье, но я говорила, что мы не ателье, потому что туда берут одежду в ремонт. Мы никогда не брали ремонт — осуществляем только поддержку своих изделий. Мы никогда не шили из тканей заказчика — подбор ткани и дизайн платья делала только я. Мы говорим о себе: Feemouche — это то место, где создадут платье мечты. Был опыт воссоздания по фото платья или любимого старого пальто. Клиенты зачастую не разбираются в ткани и ее свойствах в зависимости от состава. Порой у меня уходило несколько месяцев на поиск ткани для заказчицы. Или, например, у нас есть платье, которое создавалось два года! Все потому, что оно полностью создавалось вручную.
Сейчас мы нацелены не только на пошив на заказ, а на создание коллекций. Мы сняли lookbook и планируем выйти с ним в этом году в Европу. В Лондоне есть магазины, нацеленные на привлечение молодых дизайнеров со всего мира. И в мою поездку, когда я показала вещи производства Feemouche, мне сделали предложение представить свою продукцию. Это к слову о том, что в России к местным дизайнерам относятся с опаской. Если смотреть только на D&G или Chanel, разница, конечно, есть, ведь и ткани создаются специально под эти бренды. Не сильно хочется творить из бельевого ситца, который у нас производят в достатке. Но нельзя говорить, что отечественные дизайнеры страдают отсутствием идей. Это даже обидно.
«В коллекции много натуральных тканей. Это шерсть, кашемир. Трогать такие ткани — одно удовольствие»
— Недавно вы выпустили первую взрослую коллекцию. На чем сделали акцент? Что составляет ее основу?
— У нас больше 20 моделей. Есть пальто, платья, юбки, джинсы, вязаные платья и костюмы с яркими полосатыми элементами. Эта коллекция повседневная, casual, очень удобная, нацеленная на молодую публику. Есть и несколько детских изделий.
Когда отрисовывалась эта коллекция, все время думалось о том, что человек должен наслаждаться жизнью. Каждая минута, каждый день бесценны. Сегодня никогда не повторится то, что было вчера, и люди, которых ты встречаешь на своем пути, возможно, оказались в твоей жизни не просто так. Получайте от этого удовольствие! Жизнь полна красок, каких-то событий, встреч, знакомств. Все это хотелось показать в коллекции. Хочется, чтобы люди понимали, что жизнь — это не только «работа — дом — магазин». Казалось бы, расписание есть только у школьников, но жизнь взрослых людей идет по расписанию, и часто один день похож на другой. Я хочу, чтобы «дом — работа» были наполнены яркими красками. Люди должны общаться, видеть друг друга глазами. Ведь даже на курорте встречается картина: приехали вдвоем, лежат на соседних лежаках, каждый в своем телефоне. Люди, ну посмотрите друг на друга, погуляйте вместе! Казань сейчас стала очень красивая, и гулять по ней — одно удовольствие.
В коллекции много натуральных тканей. Это шерсть, кашемир. Трогать такие ткани — одно удовольствие. Есть хлопок, в котором всегда чувствуешь себя комфортно. Шелк — что может быть благороднее этой ткани? На коллекцию меня вдохновила Англия — туманная, серая, с домами из красного кирпича, интересной архитектурой, маленькими парками с утками.
«Сейчас мы нацелены не только на пошив на заказ, но и на создание коллекций»
«ДОМ НА КАСАТКИНА МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ, ЭТО ЖЕ ЕВРОПА!»
— Каковы цены на изделия?
— От 10 до 30 тысяч рублей. Пальтовая группа, разумеется, дороже.
— Как происходит процесс создания вещи: идея — рисунок — шитье?
— Вдохновение может захватить в шесть утра: ты открываешь глаза, у тебя учащенное сердцебиение — бывает и такое! Или идешь на прогулку — на улице Профсоюзной есть красивые фонари с интересными плафонами. В детских костюмах у нас есть элементы, напоминающие эти фонари. То есть процесс абсолютно непредсказуемый. Можно читать книжку, и в какой-то момент от прочитанной фразы возникает идея. После этого берешь карандаш, лист А4 и рисуешь. Не нравится — начинаешь снова. И так до тех пор, пока не появится то самое. Иногда надо переспать с мыслью, а утром придуманный образ даст тебе ответ. Когда образ состоялся, иду к конструктору, и мы долго и много обсуждаем. Порой вскоре рождается истина, но не все можно воплотить в жизнь из того, что на эскизе. Затем делаем пробную модель, как правило, на меня. Наконец, отшиваем.
— Расскажите о команде, которая работает вместе с вами, и о собственном производственном цехе — где он находится?
— Сначала я пыталась только рисовать эскизы. Поездила по местным швейным фабрикам, чтобы пользоваться их ресурсами, но, к сожалению, наше сотрудничество не состоялось. Ты не можешь контролировать качество их работы. Кроме того, казанские фабрики не могут работать с такими тканями, которые есть у нас. Я поняла, что если привезу им дорогую ткань, то должна буду с ней распрощаться.
Сначала появились швея и конструктор — главные люди, без них никуда. Затем возникла необходимость вязального направления, потому что пряжа сегодня тоже стала безумно интересной, как и ткань. Найти команду и людей, которые тебя слышат и понимают, было непросто. У нас не было текучки, но люди менялись. Не все швеи умеют работать с тонкими тканями. У нас и сегодня есть разделение среди швей — по тонким и плотным тканям. Когда ткань стоит примерно как автомобиль, то говорят: «Ой ой, я не смогу!» У нас были заказы, когда мы покупали ткань в Tissura, где дешевой продукции в принципе не бывает. Если ткань стоит 25 тысяч рублей за метр и к ней еще нужны компаньоны, то вы можете себе представить, во что выливается платье. Такую ткань ни в коем случае запороть нельзя. Второго шанса нет, как у саперов. Иногда специально не говоришь швеям, сколько стоит ткань, чтобы смелость не теряли.
Коллектив у нас небольшой, сейчас трудятся 7 человек. Стараемся жить одной семьей — праздники, дни рождения. Когда заказчик приходит за своим изделием, я прошу швей, выполнивших заказ, выйти и взглянуть в счастливые глаза клиента. Это дает им чувствовать себя значимыми в команде и понимать важность их труда.
«В Feemouche есть изделия, полностью или частично выполненные вручную»
— Рассматривали аутсорсинг, например Китай?
— Нет. Я смотрела фильмы о fashion-производстве, о том, как сейчас гонятся за ценой, как рухнула фабрика в Индии и погибли люди... Быть швеей — очень тяжелый труд, нужны усидчивость, терпение, зрение, нужно чувствовать ткань. И мне приятно, что у нас условия труда совсем иные, нежели в популярных странах с дешевой рабочей силой. Мы ценим своих людей и стараемся быть лояльными. День рождения ребенка, утренник в детском саду или родительское собрание — это святое. Мне кажется, когда производство маленькое, в нем не теряется теплота души. В Feemouche есть изделия, полностью или частично выполненные вручную. Это направление в нашем производстве занимает много времени и самоотдачи, но только оно передает истинную любовь к своему делу. На крупных производствах так не бывает. Я не хочу Китай, для меня достаточно нескольких точек реализации по миру. Мне важно остаться эксклюзивным дизайнером.
— На улицу Касаткина ваша команда переехала недавно. В связи с чем? Есть ли вообще сегодня необходимость офлайн-присутствия?
— На Касаткина, 15 мы переехали потому, что стали разрастаться и старое помещение перестало нас вмещать. Дом на Касаткина мне очень нравится, это же Европа! Мне понравилась архитектура, а второе, во что я влюбилась, было арочное окно в нашем помещении. Я выросла в театре, мои родители — артисты балета, и, увидев это окно, я поняла, что непременно должна здесь быть. Может быть, кстати, из детства и любовь к костюмам.
Сам салон, шоу-рум все-таки у нас будет — мы скоро его откроем. Отдавать кому-то изделия на реализацию — не знаю... Люди и так будут знать, что мы находимся в центре города. У нас всегда остаются экспериментальные модели, которые можно будет посмотреть. Бывает, создается только одна модель, потому что ткани было закуплено мало — так, чтобы я могла увезти ее из какой-то страны в чемодане. Например, мы шили платье на новогодний вечер директору «Бала-Сити», которое получилось собранным из разных стран: верх — Tissura, фатин, создающий объем, привезли из Турции, шелковую органзу купила в Нью-Йорке, перья на брошь были куплены на Оксфорд-стрит в Лондоне. Это платье было в единственном экземпляре, повторить его практически невозможно.
«Конкуренты» — такое резкое слово... Мне кажется, среди дизайнеров нет конкурентов»
— С соседями уже подружились? Они у вас довольно известные (бутики f-people, Elite Classic, Baby Rich, Cherry Lady, Via Manzoni — прим. ред.).
— Визуально почти всех знаю. Здороваемся. Но из-за того, что постоянно съемки, производство, лично не знакомы.
— Кто ваши конкуренты в Казани?
— «Конкуренты» — такое резкое слово... Мне кажется, среди дизайнеров нет конкурентов. У каждого из нас свои источники вдохновения, свой стиль и направление, у каждого свои клиенты. Мы скорее коллеги, чем конкуренты.
— Где вы сами одеваетесь?
— Я ношу не только свою одежду. Люблю джинсы, несмотря на то что в них в толпе ты становишься безликой, и рубахи бренда LEE. Люблю испанскую обувь Camper — она очень интересная. Люблю покупать спортивную одежду в «Декатлоне» — очень удобно, особенно учитывая, что мы живем в Иннополисе: одеваешься комфортно и идешь гулять.
«Если уж сейчас так активно говорится об импортозамещении, наверное, скоро нашей легкой промышленности будет чем нас приятно удивить»
— Вы покупаете ткани для своих изделий только за рубежом. Сможет ли, на ваш взгляд, на модной волне импортозамещения в России подняться легкая промышленность?
— Я большая поклонница вологодского льна — палитра, клиентоориентированность. Я познакомилась с представителями на выставке в Москве, и к тому моменту все их буклеты уже были розданы. Когда я вернулась в Казани, из Вологды мне пришел обещанный буклет — я это оценила.
К сожалению, не припомню, чтобы покупала где-то в России ткани российского производства. Но если уж сейчас так активно говорится об импортозамещении, наверное, скоро нашей легкой промышленности будет чем нас приятно удивить.
— На какие рынки нацелены?
— Конечно, я начну с Лондона. Мы отправим туда наш отснятый недавно lookbook — его ждут в двух местах. Надеюсь, мы им понравимся. Затем хочу попробовать силы в Америке. Надеюсь, не оставлю без интереса родной город юности Санкт-Петербург и Москву, а в Казани мы уже есть.
— Когда представите следующую коллекцию?
— В конце лета - в начале сентября. Осень настанет осенью. А летом, думаю, будут только экспериментальные образцы для весенне-летней коллекции следующего года.
«Казань нам очень нравится. В столице РТ у меня теперь есть корни в виде цеха и магазина»
— Расскажите о себе.
— Я родилась в городе Волжском Волгоградской области. Там я росла до 9 лет, затем несколько лет жила в Ашхабаде — там было хореографическое училище, и мы семьей переехали в Санкт-Петербург. В Питере я окончила школу, получила первое образование — в легкой промышленности. Переехала в Москву, где закончила Академическую школу дизайна. Первое образование помогает чувствовать и понимать ткань, а смелость, чувство формы и сочетания цветов дало второе образование. В Москве я работала дизайнером интерьера, вышла замуж, родила троих детей. Мы очень много путешествовали.
— Как оказались в Казани?
— В 2012 году супруга — Дмитрия — пригласили работать в Университет Иннополис. Он работал там директором до прошлого года.
В первый год здесь наша старшая дочь пошла в школу, поэтому в Татарстане мы сразу познакомились с татарским языком. Тогда же искала для детей спортивные секции. Сын играл в теннис в Академии тенниса и даже завоевывал первые места на турнирах, а сейчас увлекается плаванием.
Через год жизни в республике я начала делать первые шаги по развитию собственного бизнеса. Казань нам очень нравится. Пока планируем остаться здесь, но даже если переедем обратно в Москву, то в столице РТ у меня теперь есть корни в виде цеха и магазина, я буду часто бывать в городе.
Ирина Кондратьева родилась 16 апреля 1978 года в городе Волжском.
Образование — среднее специальное, специальность — «портной легкого женского платья» (Санкт-Петербург).
Замужем, трое детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.