Рустам Минниханов выступил на совещании по бюджетному федерализму в Совете Федерации Рустам Минниханов выступил на совещании по бюджетному федерализму в Совете Федерации

«КЛЮЧЕВОЕ РЕШЕНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА»

— Уважаемая Валентина Ивановна (на совещании председательствовала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенкоприм. ред.), уважаемые участники заседания, тема, которую мы сейчас обсуждаем, очень важна для регионов, для будущего нашей Российской Федерации. Я хотел остановиться на вопросах, которые, на наш взгляд, на мой взгляд, важны для регионов-доноров.

Выравнивание уровня социально-экономического развития регионов не должно сводиться к формальному перераспределению средств. В современных непростых экономических условиях первоочередной задачей является обеспечение наполнения и сбалансированности формируемых бюджетов. От этого зависит, насколько эффективно мы сможем выполнить свои расходные обязательства.

Ключевым решением в данном вопросе мы видим целенаправленную работу по наращиванию доходной части бюджета. Все время мы говорим, как перераспределить, и мало говорим, как нарастить доходы наших бюджетов.

Результаты первоочередных проводимых в регионе мероприятий позволили нам сохранить по итогам прошлого года позиции по размеру ВРП. Объем ВРП составил 1,825 триллиона рублей, в первом квартале пока идем с ростом 2 процента. Я хотел бы назвать цифры: за последние три года на все уровни бюджетных и внебюджетных фондов с территории республики собирается свыше 700 миллиардов рублей, из них в консолидированный бюджет республики было зачислено за эти три года от 23 до 30 процентов поступлений. С учетом федеральных межбюджетных трансфертов в республике осталось от 27 до 33 процентов доходов. Соответственно, от 67 до 73 процентов доходов поступало в федеральный бюджет. При этом у нас возникает дефицит, поэтому мы и в коммерческие банки, и за бюджетными кредитами обращаемся.

«ЭТИ 5 ПРОЦЕНТОВ ДЛЯ НАС БЫЛИ БЫ ОЧЕНЬ ВАЖНЫ»

Исходя из этого, я бы хотел обозначить несколько предложений. Ранее законодательно была утверждена норма о паритетном распределении налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов. До 2001 года эта цифра была 50 на 50. В настоящее время в Бюджетном кодексе нашей страны такой гарантии нет. При этом за последние три года налоговые доходы у нас поступают в следующей пропорции: 45 процентов — в наш консолидированный бюджет, 55 — в федеральный бюджет. Я считаю, что эти 5 процентов для нас были бы очень важны, и мы бы дальше наращивали наш доходный потенциал. В федеральный бюджет в 2013 году 192 миллиарда налогов перечислили, в 2014 году — 214, в 2015 — 234 миллиарда рублей.

Конечно же, есть разные варианты, как это сбалансировать, например через перераспределение федеральных налогов. Но я бы, Антон Германович (обращаясь к министру финансов РФ Антону Силуанову прим. ред.), обратился к вам по поводу льгот, которые мы предоставляем. Я считаю, что льготы надо предоставлять очень разумно, просчитанно, но если этих возможностей у нас не будет, не будет и никаких заводов.

Мы ежегодно по несколько десятков крупных заводов открываем, развиваем малый и средний бизнес, стимулируем компании, чтобы они строили новые предприятия. Нам надо строить новый «Этилен», или два комплекса по глубокой переработке нефти строятся. Если бы мы им по региональным налогам льготы не дали, они бы на эти проекты не пошли. Нам нужны такие полномочия, но это должно быть прозрачно. Все это и сейчас прозрачно, утверждается нашим законом республики. Мы ежегодно следим, соблюдает ли он [инвестор] эти параметры, если не соблюдает, мы снимаем с льгот. При принятии решения я бы просил этот вопрос так сразу быстро не принимать.

«БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНОВ НИЧЕМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ»

Ну и еще к федеральным законодателям наша просьба. Вы принимаете решения. Ведь все эти решения — налоговый маневр, другие — они на нас отражаются. Мы тоже рассчитываем на налог на прибыль. Вы приняли решение (по поводу консолидированных групп налогоплательщиков, что уменьшило поступление налога на прибыль в региональные бюджетыприм. ред.), или распределение акцизов. Мы строим целый комплекс предприятий, чтобы эти акцизы были у нас. Раз, принимается решение — и все: уже другая пропорция, и все, чем мы занимаемся, уже интерес к этому уходит.

Еще про льготы. Федеральный законодатель принимает решения по налогам, которые зачисляются в региональные бюджеты. В 2014 году таких льгот по республике — 9,6 миллиарда рублей. Здесь тоже надо посмотреть: или нам компенсировать эти вещи, или с нами как-то советоваться. В этом вопросе я бы тоже обратился посмотреть на ситуацию.

Ну и конечно, мы поддерживаем инициативу минфина по необходимости проведения оценки эффективности льгот. В то же время надо посмотреть, возможно ли вместо льгот использовать механизмы бюджетного субсидирования. Мы бы хотели на самом деле внимательно рассмотреть вопросы стимулирования регионов по расширению налогооблагаемой базы. Механизмы пока несовершенны, их нет.

Некоторые регионы наращивают усилия — это регионы доноры, а большая часть регионов ничем не занимается. Мы сегодня уже в каждом муниципалитете строим индустриальные площадки. Это новые рабочие места, это налоги. Кому-то это не нужно, потому что требует и денег, и использования административного ресурса. Так что стимуляция должна быть. На эти вопросы мы бы просили обратить внимание.

Спасибо за внимание.